Роль медиакультуры человека условиях глобализации




Глобализация связана с мировыми экономическими процессами, однако она в значительной мере затрагивает культурную сферу общества и ведет к кризису культуры.

Процесс глобализации ведет к пересмотру традиционных ценностей и сложившихся норм, к так называемому «взламывай» культурных систем, что ведет к целому ряду негативных последствий: потере ориентиров в историческом пространстве, утрате идеалов, смыла бытия, межличностным конфликтам, росту бесконечного потребления

Глобализация – объективный процесс, носящий системный характер и охватывающий все сферы общественной жизни. Несомненно, что важнейшую роль в интеграции мирового сообщества играют коммуникативные техники.

Происходит мгновенное преодоление барьеров пространства и времени. За одним и тем же событием в то же время следят люди в самых разных частях земного шара, что было невыполнимо ни в одну из предшествующих исторических эпох[27].

Также увеличилось число телефонных разговоров между континентами, возросло число дальних путешествий. Информационные потоки, социальные нововведения, научные и интеллектуальные открытия мгновенно распространяются в мировом сообществе.

Государства имеют возможность перенимать друг у друга различные аспекты социальной и культурной жизни: программы социальной защиты, структуру медицинской и образовательной систем и т.д. Все это неминуемо влечет за собой процесс гомогенизации всего мирового общества, повышению его единообразия.

Идея «новой цивилизации» актуальна в контексте интеграционных процессов, происходящих в медиакультуре за последнее время.

Таким образом, глобализация – тенденция социокультурных изменений, которые приводят к смене локальной, территориально замкнутой социальной организации социальной организацией глобального типа.

Это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Важнейшим следствием глобализации является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов и сближение и слияние культур разных стран[28].

Глобализация воздействует на «ядро» культуры – ее ценностно-нормативные основы, что приводит к нарастанию западных социальных, материальных и духовных ценностей, норм, стандартизации образа жизни, массовой культуры, выступающих под флагом «вхождения в мировую цивилизацию», «приобщения к общечеловеческим ценностям».

Расшатываются основы национальной самобытности, что приводит к активизации движений, стремящихся сохранить границы, разделяющие различные группы людей.

В основе подобных движений могут быть национальные, религиозные, этнические или иные мотивы.

Современные философы отмечают, что под воздействием нарастающих темпов глобализационных процессов происходит также значительная трансформация социального пространства и времени, что, в свою очередь, ведет к изменениям социальных отношений[29].

Анализируя функционирование современного общества, можно смело утверждать, что технологические прорывы и самые яркие, динамичные модификации сегодня происходят в области медиа.

Ускоренное развитие техники, внедрение новых информационно-коммуникационных технологий, глобализация мирового медийного пространства в контексте формирования информационного общества подтверждают рост его технократической составляющей.

Осознав значение технологических новообразований, ученые и практики заговорили о значимости развития духовной сферы информационного общества, о возрастающей роли информации и знаний, о необходимости формирования медиакультуры отдельного человека и мира в целом.

О скоростях изменений современных медиа, интересов социума и предпочтений различных аудиторий и групп свидетельствует исследование, проведенное учеными Оксфордского университета.

По их данным, чтобы привлечь 50 млн пользователей, телефонным компаниям понадобилось 75 лет, радио – 38 лет, телевидению – 13 лет, а интернету – всего 4 года.

Фейсбук собрал аудиторию в 200 млн пользователей менее чем за год. Более одного миллиарда пользователей посещают ютьюб ежемесячно, более двух миллиардов жителей земли имеют аккаунты в различных социальных сетях[30].

Рекорды в привлечении многих миллионов пользователей за относительно короткий срок устанавливают другие медийные платформы (цифровые, мобильные и т. п.).

В частности, ролевая игра Pokemon Go после появления в 2016 г. была установлена на мобильные устройства пользователей мира за одну неделю 10 млн. раз. Новая визуализированная коммуникационная среда стала нашей повседневной реальностью[31].

В рамках этой скоростной, текучей, быстро модифицирующейся реальности, стремительного ритма коммуникационных и цифровых технологий растут объем, насыщенность и многоформатность медиапотребления современников, меняются медийные приоритеты, формируются новые медийные навыки и предпочтения.

Так, говоря о модификации медиапотребления соотечественников за последние 25 лет, во-первых, следует отметить увеличение его объемов практически в 1,5–2 раза: с 5 часов до примерно 9 часов.

Это стало следствием изменений рабочего времени и досуга человека, конкуренции среди СМИ за время потребителя, появления новых доступных пользователям видов медиапродуктов.

Во-вторых, подчеркнуть, что наряду с ростом времени, отводимого на медиапотребление, сменились приоритеты медийных интеракций: чтения, смотрения, слушания, использования новых коммуникационных программ, инструментов и технологий.

Современный индивид стал очень мобильным. Он постоянно связан с одним или несколькими электронными устройствами.

Время и место для такого человека больше не являются ограничителями в его взаимодействии с медиа[32].

В-третьих, в последние годы происходит активное вытеснение традиционной модели массового медиа потребления – чтения и пассивного смотрения – индивидуальной активной интернет-моделью. Современники нерегулярно читают книги, газеты и журналы; универсальные телеканалы уступают место нишевым, специализированным.

За последнее неполное десятилетие ощутимо снизилась доля времени, отводимая россиянами на чтение всех видов бумажных изданий, потребление радио и телевидения; в десятки раз возросла доля времени, затрачиваемая на потребление интернет-СМИ, мобильных сервисов, общение в виртуальной реальности и т. п. (рис. 1, приложение 1).

Динамично меняющиеся медиа привычки приводят к фрагментации медиа, индивидуализации медиа потребления, свидетельствуют о появлении так называемого цифрового поколения, публики, «включённой в сеть».

Новые явления технократического мира, его переменчивость, текучесть, мультиплатформенность и многоканальность позволяют говорить о том, что современники должны научиться жить в условиях информационных перегрузок, непредсказуемой, неоднозначной революционной медийной избыточности[33].

Умения ориентироваться в медийных потоках, анализировать и оценивать информацию; навыки непрерывного образования и диалога с массмедиа; опыт распознавания манипулирования со стороны СМИ являются базовыми категориями медийной культуры личности и общества.

Все эти факторы, а также активное включение российских медиа в глобализационные коммуникационные процессы, деятельное участие пользователей в производстве контента (традиционного и цифрового) и его многоформатное потребление вызывают вопрос о месте и значении медиакультуры в информационную эпоху.

В условиях формирования новых медийных реалий возникла необходимость изучения нового вида культуры – медиакультуры, являющейся атрибутом информационного общества, основной его составляющей и значимым фактором социализации личности.

Таким образом, отмеченные трансформации в информационно-коммуникативном поле современной культуры свидетельствуют о закреплении в обществе разных форм нового типа культуры.

На их основе выстраивается новая организация антропосоциокультурных систем, под влиянием глобализации формирующая новую культурную парадигму в обществе.

Взаимопроникновение мировых культур в эпоху глобализации, отсутствие социокультурных ответов глобализационным вызовам, путей сохранения многообразия культур, позволяющих человечеству приспособиться к изменяющимся условиям глобализирующегося мира, подчинена идее выявления особенностей феномена медиакультуры и ее конкретных моделей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Медиасреда становится сегодня жизненным пространством человека. В связи с этим возникает необходимость переосмысления проблем, связанных с социализацией человека медийного поколения, который с первых дней жизни оказывается под влиянием медийных потоков, в условиях ускорения и постоянного расширения информационного поля.

Деятельность СМИ в современных условиях «представляют собой сложный сплав творчества, коммерческого расчета и технического детерминизма, соотношение которых варьируется в зависимости от конкретного социального, экономического, правового, культурного и профессионального контекста функционирования печатной и электронной прессы.

Представление медиареальности происходит в «вечном настоящем», в качестве товара, употребляемого каждым индивидуально, но в то же время, находящемся в стандартных упаковках.

Важными задачами современности, становится сохранение собственной субъективности, способность противостоять технологиям «погружения» в новую реальность, осуществить культурный прогресс и формировать культурные параметры эпохи.

Современное информационное общество формирует у людей совершенно новое мышление, образцы поведения и культурные нормы. Различные аспекты информационного общества требуют своевременного осмысления.

Одним из таких аспектов является медиакультура, которая складывается в эпоху современного информационного общества.

Медиакультура – явление полифункциональное, как и культура в целом. Это значит, что у нее уникальная роль в социальной системе.

Таким образом, все усложняющаяся структура функционирования медиакультуры оказывает все более значимое влияние на формирование экономического, социокультурного контента, сферой индивидуального и коллективного представления о мире реальности

Целью исследования являлся анализ специфики и роли медиакультуры человека в глобальном мире.

В результате исследования:

1. изучена сущность медиакультуры человека;

2. дана характеристика медиакультуры и определена ее роль в жизни человека;

3. проведен анализ медиакультуры как эпохи глобального информационного прогресса;

4. Выявлены роли медиакультуры в современном глобальном мире.

Цель и задачи работы достигнуты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫИ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. - Юнити-Дана. 2013. - 487 с.

2. Возчиков В.А. Медиаобразование и мировоззрение.- М., 2010, 192 с. Научная статья (в цифр. изд.).

3. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. М., 2002.- 337 с. (в цифр. изд.).

4. Ефанова А.А. Социология медиакультуры и медиаобразования. Учебное пособие. — Оренбург: Агентство «Пресса», 2016. — 92 с.

5. Захарова М.В. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. статей. - Новосибирск: СибАК, 2015.

6. Кашкина М.Г. Медиакультура информационного общества в аспекте философского дискурса: автореферат дис. кандидата философских наук. – Краснодар: КГУ, 2012. - 25 с.

7. Кириллова Н.Б. Медиакультура. Теория, история, практика. М.: Академический Проект, Культура, 2008.- 496.

8. Крюкова А.Н. Медиакультура и её роль в современном информационном обществе// Научная редакция. Омский научный вестник, 2013 г.

9. Лазутина Г.В. К вопросу о тенденциях развития медиаобразования в России.- М., 2010- 150с.

10. Березин П.А. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства Медиакультура новой России. Материалы Международной научной конференции. Том II /Под ред. Н.Б. Кирилловой и др. Екатеринбург – Москва: Академический проект, 2015. – 490 с.

11. Астафьева О.Н. Информационное общество: перспективы развития и антропологические риски Человек в современных философских концепциях. Материалы международной науч. конференции. Т.1. - Волгоград, 2014. - С. 137-144.,

12. Кириллова, Н. Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента: учебное пособие / Н. Б. Кириллова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 184 с.

13. Шкондин М.В. Функциональная целостность медиасистемы// Известия ИГЭА. 2014.- № 2. – С. 21-37.

14. Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации/ Н.И. Гендина //Открытое образование. - 2015. - № 6. - С. 74-82.

15. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика/Н. Б. Кириллова. - М.: Академический проект, 2018. -496 с

16. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности /А. В. Федоров. -М.: МОО «Информация для всех», 2016. -64 с.

17. Крюкова Н.А. Медиакультура и ее роль в современном информационном обществе ОНВ. 2015. - № 5 (122). – С. 34-41.

18. Полякова Н.В. Медиакультура как современный феномен//Сборник статей по материалам научной конференции, посв. 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачева. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – С. 155-169.

19. Яровая А.А. От медиакультуры к медиалогии//Культурологический журнал. 2014. - № 4 (6). – С. 178-196.

20. Шкондин М.В. Функциональная целостность медиасистемы//Известия ИГЭА. 2014.- № 2. – С. 21-37.

21. Федоров А.В. Медиакомпетентность современной молодежи: проблемы и тенденции. Режим доступа: https://www.evartist.narod.ru/mdo/lit (дата обращения 24.03.2018).

22. Кашкина, М. Г. Медиакультура информационного общества в аспекте философского дискурса Электронный ресурс/М. Г. Кашкина. -Режим доступа: https://do.gendocs. ru/docs/index-357055.html (дата обращения: 15.03.2018).

23. Лазутина Г.В. К вопросу о тенденциях развития медиакультуры Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017.- № 4 (26).- С. 150-155.

24. Астафьева О.Н. Информационное общество: перспективы развития и антропологические риски Человек в современных философских концепциях. Материалы международной науч. конференции. Т.1. Волгоград, 2014. – С. 137-144.

25. Молчанова О.И. Информационное общество как основа трансформации современной медиасферы //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. - № 4 (106). - С. 101-106.

26. Ефанов, А. А. Социология медиакультуры и медиаобразования: учебное пособие А. А. Ефанов. -Оренбург: Агентство «ПРЕССА», 2016. -92 с.

27. Возчиков В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества Режим доступа: http//www.dslib.net/soc-filosofia/filosofia-obrazovanija-i-mediakultura-informacionnogo-bwesva (дата обращения 12.03.2018).

28. Полякова Н.В. Медиакультура как современный феномен//Сборник статей по материалам научной конференции, посв. 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачева. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – С. 155-169.

29. Коршикова А.С. Проблема инфосоциолизации индивида в условиях информационного общества: феномен медиакультуры Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. - № 6 (108). - С. 96-100.

30. Новоженина, О.В. Интернет как новая реальность и феномен современной цивилизации Электронный ресурс О.В. Новоженина. - Режим доступа: https://iph.ras.ru/page 48878565.htm (дата обращения: 16.03.2018).

31. Райкин О.Н. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства Электронный ресурс О.Н. Астафьева. Режим доступа: https://do.gendocs.ru/download/docs-306318/306318.doc (дата обращения: 16.03.2018).

32. Смирнова А.Л. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства Медиакультура новой России: методология, технологии, практики, 2017. - С. 9-27.

33. Смирнова А.Л. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства // Медиакультура новой России: методология, технологии, практики. - 2017. – 140с.

34. Яшкина О.Д. Медиакультура: от модерна к постмодерну О.Д. Яшкина. -М.: Академический проект, 2015. – 448с.

 

Приложение 1

 

 

Рисунок 1 – Структура медиапотребления россиян в 2017 г.[34]


[1] Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. - Юнити-Дана. 2013. - 487 с

[2] Возчиков В.А. Медиаобразование и мировоззрение. – М.,2010.- 192 с.

[3] Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. – М.,2012- 337 с.

[4] Ефанова А.А. Социология медиакультуры и медиаобразования. Учебное пособие. — Оренбург: Агентство «Пресса», 2016. — 92 с.

[5] Захарова М.В. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. статей. - Новосибирск: СибАК, 2015.

[6] Кашкина М.Г. Медиакультура информационного общества в аспекте философского дискурса: автореферат дис. кандидата философских наук. – Краснодар: КГУ, 2012. - 25 с.

[7] Кириллова Н.Б. Медиакультура. Теория, история, практика. – М.: Академический Проект, Культура. 2008, 496 с.

[8] Крюкова А.Н. Медиакультура и её роль в современном информационном обществе// Омский научный вестник. – 2013. – С.45-50..

[9] Лазутина Г.В. К вопросу о тенденциях развития медиаобразования в России. – М., 2010. - 150 с.

[10]. Березин П.А. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства // Медиакультура новой России. Материалы Международной научной конференции. Том II /Под ред. Н.Б. Кирилловой и др. Екатеринбург – Москва: Академический проект, 2015. - С. 120.

 

[11] Астафьева О.Н. Информационное общество: перспективы развития и антропологические риски // Человек в современных философских концепциях. Материалы международной науч. конференции. Т.1. - Волгоград, 2014. – С. 39.

[12] Кириллова, Н. Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента: учеб. пособие / Н. Б. Кириллова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. ун-та, 2014. - С. 67.

[13] Шкондин М.В. Функциональная целостность медиасистемы //. Известия ИГЭА. 2014.- № 2. – С. 21-37..

[14] Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации / Н.И. Гендина // Открытое образование. - 2015. - № 6. - С. 74-82.

[15] Кириллова, Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика/Н. Б. Кириллова. - М.: Академический проект, 2018. -С. 90.

[16] Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности /А. В. Федоров. -М.: МОО «Информация для всех», 2016. - С. 32.

[17] Крюкова Н.А. Медиакультура и ее роль в современном информационном обществе//ОНВ. 2015. - № 5 (122). – С. 34-41..

[18] Полякова Н.В. Медиакультура как современный феномен//Сборник статей по материалам научной конференции, посв. 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачева. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – С. 155-169.

[19]Яровая А.А. От медиакультуры к медиалогии//Культурологический журнал. 2014. - № 4 (6). – С. 178-196.

 

[20] Шкондин М.В. Функциональная целостность медиасистемы//Известия ИГЭА. 2014.- № 2. – С. 21-37.

[21] Федоров А.В. Медиакомпетентность современной молодежи: проблемы и тенденции. Режим доступа: https://www.evartist.narod.ru/mdo/lit (дата обращения 24.03.2018).

[22] Кашкина, М. Г. Медиакультура информационного общества в аспекте философского дискурса [Электронный ресурс]/М. Г. Кашкина. -Режим доступа: https://do.gendocs. ru/docs/index-357055.html (дата обращения: 15.03.2018).

[23] Лазутина Г.В. К вопросу о тенденциях развития медиакультуры // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017.- № 4 (26).- С. 150-155.

[24] Астафьева О.Н. Информационное общество: перспективы развития и антропологические риски // Человек в современных философских концепциях. Материалы международной науч. конференции. Т.1. Волгоград, 2014. – С. 137-144.

[25] Молчанова О.И. Информационное общество как основа трансформации современной медиасферы //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. - № 4 (106). - С. 101-106.

[26] Ефанов, А. А. Социология медиакультуры и медиаобразования: учеб. пособие /А. А. Ефанов. -Оренбург: Агентство «ПРЕССА», 2016. – С. 33.

[27]Возчиков В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества Режим доступа: http//www.dslib.net/soc-filosofia/filosofia-obrazovanija-i-mediakultura-informacionnogo-bwesva (дата обращения 12.03.2018).

[28] Полякова Н.В. Медиакультура как современный феномен//Сборник статей по материалам научной конференции, посв. 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачева. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – С. 155-169.

[29] Коршикова А.С. Проблема инфосоциолизации индивида в условиях информационного общества: феномен медиакультуры // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. - № 6 (108). - С. 96-100.

[30]Новоженина, О.В. Интернет как новая реальность и феномен современной цивилизации [Электронный ресурс]/О.В. Новоженина. -Режим доступа: https://iph.ras.ru/page 48878565.htm (дата обращения: 16.03.2018).

[31]Райкин О.Н. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства [Электронный ресурс]/О.Н. Астафьева. Режим доступа: https://do.gendocs.ru/download/docs-306318/306318.doc (дата обращения: 16.03.2018).

[32]Яшкина О.Д. Медиакультура: от модерна к постмодерну/О.Д. Яшкина. -М.: Академический проект, 2015. - 448 с. с 180.

[33] Смирнова А.Л. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства // Медиакультура новой России: методология, технологии, практики, 2017. - С. 9-27.

[34] Смирнова А.Л. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства // Медиакультура новой России: методология, технологии, практики, 2017. - С. 9-27. С. 21.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: