АНО ВО «МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ РЕКЛАМЫ, ЖУРНАЛИСТИКИ И ДИЗАЙНА
Кафедра теории рекламы и массовых коммуникаций
Курсовая работа
на тему: «Медиакультура человека в глобальном мире
Выполнила: студентка 3 курса,
факультета рекламы, журналистики и дизайна
группа: Р301_311 Дмитриева А.С.
Проверил: научный руководитель,профессор кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций, доктор философских наук Мрочко Л.В.
Москва 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫМЕДИАКУЛЬТУРЫ.. 5
1.1 Медиакультура человека: сущность и содержание. 5
1.2 Характеристика медиакультуры и её значение в жизни человека. 10
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫВ ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ. 19
2.1. Медиакультура как фактор информационного прогресса. 19
2.2. Роль медиакультуры человека в условиях глобализации 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫИ ИСТОЧНИКОВ.. 28
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 30
ВВЕДЕНИЕ
В сложных современных условиях развития общества, нельзя отрицать значимость медиакультуры в современном информационном обществе и в жизни отдельного человека. Медиакультура является одной из важнейших характеристик информационного общества, и она активно влияет на такие сферы жизнедеятельности, как политика, экономика, образование и т.д.
На сегодняшний день ни одна структура не в силах противостоять стремительному натиску медиаинформации или компенсировать его негативное влияние: ни образование, ни учреждения культуры не в силах создать сегодня конкуренцию медийной действительности.
Неслучайно интенсивное развитие и повсеместное распространение медийной продукции способствует постоянному расширению поля научного дискурса различных аспектов медиакультуры, порождая новые проблемы, связанные с осмыслением того, как происходит взаимодействие человека с миром масс-медиа, в связи с чем, актуальными становятся вопросы осмысления медийной культуры и ее роли в современном обществе.
|
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что медиакультура правит познанием и отношением человека к окружающему миру и это глобальное влияние приводит к интенсивной трансформации всего человечества. Принимая факт высокого значения человека в глобальном мире необходимо изучить его роль на сегодняшний день с перспективой постановки прогноза её влияния на будущее.
Степень научной разработанности темы глубоко исследованы в трудах и работах Астафьевой О.Н.[1], Возчикова В.А.[2], Гендиной Н.И.[3], Ефанова А.А.[4], Захаровой М.В.[5], Кашкиной М.Г.[6], Кирилловой Н.Б.[7], Крюкова Н.А.[8], Лазутиной Г.В.[9], и др. К сожалению, они носят, как правило, сугубо теоретический характер. Работ других авторов явно недостаточно, что говорит о необходимости дальнейшего изучение данного феномена.
Цель исследования – анализ специфики и роли медиакультуры человека в глобальном мире.
Задачи исследования:
1. Изучение сущности медиакультуры человека;
2. Характеристика медиакультуры и определение ее роли в жизни человека;
3. Анализ медиакультуры как эпохи глобального информационного прогресса;
4. Выявление роли медиакультуры в современном глобальном мире.
Объект исследования – феномен медиакультуры. Предмет исследования – сущность, содержание и роль медиакультуры человека в глобальном мире.
|
Для решения поставленных задач применялись методы анализа научной литературы, графический метод, обобщение, классификация и систематизация, сравнительный анализ, и т.д.
Информационную (эмпирическую) базу составляют научные источники в виде данных и сведений из статей научных журналов, книг, монографий, докладов в рамках научных конференций, электронные ресурсы сети Интернет.
Практическая значимость исследования: структурирована, обобщена и проанализирована специфика медиакультуры человека в глобальном мире.
Структура работы. Результаты выполненного исследования изложены в работе, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении дается постановка проблемы, обоснование актуальности темы исследования, ее практической значимости. В первой главе проведен теоретический анализ основ медиакультуры человека её понятия и характеристики. Во второй главе проведен анализ становления медиакультуры в глобальном мире. В заключении обобщены основные положения работы, выводы и рекомендации. В приложении представлен аналитический материал.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫМЕДИАКУЛЬТУРЫ
1.1 Медиакультура человека: сущность и содержание
Современный период развития общества характеризуется тем, что впервые в истории человечества информация и знания заняли главенствующую позицию по отношению к таким важнейшим категориям, как материя и энергия, чем и был ознаменован переход от индустриальной к информационной цивилизации.
|
Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности.
Система массовой коммуникации современного общества обусловила интенсивное развитие медиатехнологий, требующих от современных пользователей информационной культуры и владения определенными компетенциями[10].
Роль информационной сферы в функционировании и развитии современного общества постоянно возрастает, доступ к информации является непреложным условием гармонического развития любого человека, отражением его конституционных прав.
Особую значимость в жизни человечества медиа приобрели за последние 40-50 лет именно сегодня медиа - одна из важнейших сфер в жизни людей всей планеты, и смело можно говорить о формировании такого понятия, как «медиакультура».
При этом под культурой понимается искусственно созданная человеком среда, где возможна реализация его целей, удовлетворение потребностей и регулирование социального поведения.
Медиакультура – понятие, которое в отечественной научной практике стало использоваться после международного семинара, состоявшегося в 1993 г. в г. Звенигорске.
На протяжении 20 лет сложилось уже не одно определение, которое бы старательно приближало нас к пониманию роли медиакультуры в современном информационном обществе. Но следует понимать, что и понятие культура, как часть рассматриваемого термина, имеет не одну сотню определений.
В частности, определение английского этногрофа Э.Б. Тайлора, которое считается первым и самым распространенным в мире[11] подразумевает только духовную культуру.
В труде «Первобытная культура» (1871) он отмечает, что культура – это «некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества»[12].
Ряд современных исследователей обозначают медиакультуру особым типом культуры информационной эпохи, представляющий собой совокупность информационно-коммуникативных средств.
Согласно концепции медийности профессора Б. Сапунова, медиакультура была присуща всей истории человечества, ведь передача накопленных знаний от поколения к поколению происходила с помощью специальных средств общения и связи – средствами коммуникации.
Если смотреть на историческую типологию культуры через призму медийности, то, первый по времени тип медиакультуры сложился еще в условиях дописьменной коммуникации, основанном только на общении, информация от которого сохранялась только в памяти или визуальных символических изображениях[13].
Затем происходили революции в средствах коммуникации – появление рукописного слова, затем изобретение печатного станка. Результатом последней революции стало массовое использование новейших иформационно-коммуникативных средств.
Из этого следует, что современная культура – это медиакультура на новом этапе своего развития, творцом которой остается человек.
На сегодняшний день существует два основных подхода к объяснению феномена медиакультуры:
- медиакультура как результат собственно культуры;
- возможность пользоваться плодами культуры посредством массмедиа.
Информационная культура, как составная часть медиакультуры, становится необходимым реквизитом экономически развитого общества, характеризующегося значительным объемом накопленной информации, ее свободным статусом и доступностью[14].
В большинстве современных концепций медиакультуры принята следующая классификация масс-медиа:
- по типу основного средства (печать, радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети и др.);
- по каналу восприятия (аудио, видео, аудиовизуальные, знаковые - текстовые, графические);
- по месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие, транспортные и др.);
- по содержанию информации;
- по направлению социализации (идеологические, политические, нравственно-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические, экономические);
- по функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение проблем, развлечение, социальное управление);
- по результату воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация)[15].
Медиакультура в ХХI в. наряду с изобразительными, визуальными, вербальными возможностями стала использовать и кинестетические возможности коммуникации.
В резолюциях и рекомендациях ЮНЕСКО неоднократно подчеркивалась важность и поддержка развития медиакультуры (конференции ЮНЕСКО: в Грюнвальде, 1982; Тулузе, 1990; Париже, 1997; Вене, 1999; Севилье, 2002, и др.).
Таким образом, понимание термина медиакультура на сегодняшний день продолжает оставаться неоднозначным, существуют различные его трактовки.
Более узкие:
- это культура взаимодействия индивида со средствами массовой информации;
- социально-активная целенаправленная человеческая деятельность в медиапространстве;
- система уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.
И более широкие:
- это совокупность материальных и духовных ценностей в области медиа;
- исторически определенная система воспроизводства и функционирования медиа в обществе;
- совокупность информационно-коммуникационных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности.
Соответственно, важнейшими направлениями современных исследований в области медиакультуры являются вопросы медиаполитики и медиаменеджмента, теории и практики медиаобразования, пути формирования информационно развитого и понимающего человека.
Таким образом, подводя итоги исследования о медиакультуре, следует отметить, что это процесс и результат коммуникативной деятельности человека.
Вопросы о положительном и отрицательном воздействии средств массовой коммуникации на формирование общественного сознания и социализации личности остаются открытыми, но мнение о том, что медиакультура – это важный фактор духовного производства, предполагающий активное участие каждого сознательного индивида, уровень которого не прослеживался за всю историю человеческой коммуникации, является оправданным.