Хосров I вел захватническую политику в отношении соседских стран. Война между Ираном и Византией, вспыхнувшая еще в последние годы правления Кавада, продолжалась при Хосрове. Мир. заключенный в 532 г., был непрочен. В 540 г. иранские войска захватили важнейший экономический центр Сирии – Антиохию на Оронте – и вышли к Средиземному морю. Множество пленных из Антиохии, главным образом ремесленников, поселили в специально построенном для них предместье Ктесифона. Византия и Иран боролись также за Лазику. Однако иранцы не смогли укрепиться в Лазике и обеспечить себе выход к Черному морю. На востоке Кавказа Хосров создал мощную систему укреплений в Дербентском проходе, преградив, таким образом, кочевникам Предкавказья дорогу в иранские владения.
Крупных успехов добились иранцы на юге, захватив около 570 г. Йемен (на юго-западе Аравии) и вытеснив оттуда союзников Византии – эфиопов. Захват Йемена обеспечивал иранцам господство над морскими и отчасти сухопутными путями транзитной торговли из Индии на Западе, что имело чрезвычайно важное значение для Ирана.
Мир с Византией позволил Хосрову заняться восточными границами государства, где Ирану по-прежнему угрожали эфталиты. В начале 60-х годов эфталитов стали теснить тюрки, создавшие в середине VI в. обширную державу на территории, простиравшейся от Монголии до степей Предкавказья; это помогло Хосрову расправиться с эфталитами и установить границу с Тюркским каганатом по Амударье.
В 605 г., продолжая борьбу с Византией, иранские войска вторглись в Армению, заняли Месопотамию и двинулись через Малую Азию к Константинополю. Они захватили Халкедон на азиатском берегу Босфора. Однако у иранцев не оказалось средств для переправы, и от осады Константинополя им пришлось отказаться. Тем временем другая часть их войск вторглась в Сирию и Палестину, где в 614 г. был взят Иерусалим. Сасанидские войска впервые появились в Африке и завладели Нижним Египтом. Однако в 622 г. византийские войска перешли в успешное контрнаступление в Малой Азии и Закавказье. В 627 г. они вступили в Азербайджан, взяли его столицу Ганзак и некоторое время угрожали Ктесифону.
|
Ослабление Сасанидской державы
В условиях развития феодальных отношений в Иране еще сохранялись пережитки рабовладения. Представители старой знати стремились восстановить господствующее положение. Правительство шахан-шаха, выражая интересы военно-феодального строя мелких и средних землевладельцев, прибегло к конфискации имущества знати.
В конце 80-х годов VI в. часть иранской' знати во главе с Бахрамом Чобеном (Деревянным) подняли мятеж против центральной власти. Бахрам с войсками вступил в Ктесифон и объявил себя царем. Сасанидский шаханшах Хосров II обратился за помощью к Византии, обещая уступить ей территории на западе Сасанидской державы. Мятежники в Ктесифоне не выдержали совместного удара византийских, армянских и оставшихся верными Хосрову персидских войск и были разгромлены. Однако, подавив мятеж, Хосров не решился идти против знати и духовенства.
Чтобы поддержать свой престиж и внешний блеск, шаханшах тратил огромные суммы на баснословную роскошь. Пышность двора вошла в поговорку народов Востока. Длительная, тяжелая война с Византией и хазарами и тяжелые поборы истощили народ и разорили азатов-дехкан. Упадок крестьянского хозяйства, разрушение оросительной системы в сочетании с сильными наводнениями повлекли за собой прорыв плотины на Тигре, и южную Месопотамию залило водой. В стране начались восстания крестьян, рабов и ремесленников.
|
Ослаблению Сасанидской державы способствовала и вновь усилившаяся борьба покоренных народов против иранского господства, многие области отпали от Сасанидского государства. В самом Иране усилился сепаратизм феодалов. Различные группировки жречества, служилой власти и военной верхушки боролись за власть в стране. «Цари царей» менялись на троне по нескольку раз в году, центральная власть ослабела.
В VII в. в Иран вторглись арабы и Сасанидское государство пало.
Культура
Сасанидская эпоха характеризуется подъемом производительных сил и культуры Ирана.
Большие успехи были достигнуты в строительном деле и архитектуре, памятниками которой являются развалины ряда дворцов (Таки-Кисра в Ктесифоне и др.); при их оформлении широко применялись стенная роспись, мозаика, рельефные изображения. Эти особенности сасанидского искусства прослеживаются на обширных территориях от Средней Азии и Синьцзяна до Византии. Сасанидская архитектура оказала влияние на зарождение византийского стиля.
Монументальная скульптура и наскальные рельефы прославляли сасанидских монархов. В частности, рельефы, изображающие триумф Шапура I над пленным римским императором Валерианой.
Широко известны памятники художественного ремесла – прекрасно выполненные металлические блюда и вазы с рельефными изображе – ниями, которые являются гордостью Государственного Эрмитажа и других музеев мирового значения.
|
Культура и научные знания в сасанидском обществе развивались во взаимодействии с духовной и материальной культурой в странах Запада и Востока. Известно, что при Сасанидах переводились сочинения некоторых античных и индийских ученых, философов, географов и астрономов, литературные произведения. Характерна судьба древнеиндийской «Панчататры» – при Сасанидах она была переведена под названием «Калила и Димна».
В сасанидскую эпоху существовала богатая литература на средне-персидском языке. Но до нас дошло очень немногое. Можно особо отметить «Арда-Вираз-намак», где повествуется о ««путешествии» жреца Арда-Вираза по раю и аду; сюжет книги напоминает «Божественную комедию» Данте и свидетельствует, что тема «посещения» героем потустороннего мира в восточной литературе разрабатывалась задолго до великого итальянского поэта. Сохранилась также среднеперсидская «Книга деяний Арташира Папакана» – своеобразный исторический роман об основателе Сасанидского государства, некоторые сочинения на темы древнеиранского эпоса.
Сохранились фрагменты исторических романов о Маздаке и Бахра-ме Чубине, повествующие об их жизни и деятельности; так называемые книги советов и книги наставлений – назидательные рассказы о правилах поведения, о принципах государственного устройства. Романы «Валик и Азра», «Вис и Рамин» не сохранились, однако сюжеты их позднее перерабатывались новоперсидскими поэтами, имеются переводы этих произведений на другие языки еще в средневековье.
По сведениям византийского историка VI в. Агафия Схоластика, при Сасанидах существовали так называемые «царские пергамента», в которых производилась регулярная запись важнейших событий в государстве. В первой половине VII в. на основе этих пергаментов была написана история Ирана начиная от мифических царей до правления Хосрова II (501–628). Однако до нашего времени это сочинение дошло лишь в пересказах арабских и новоперсидских авторов конца IX и XII вв.
В целом сасанидская культура сыграла большую роль в развитии искусства, литературы и науки стран Ближнего и Среднего Востока в раннее средневековье.