Левчук Е. А.
Грамматика в сказках и историях. Цикл домашних занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 32 с.
Предлагаются игровые задания, которые способствуют развитию у детей грамматического строя речи, преодолению наиболее характерных речевых ошибок, обогащению словарного запаса, совершенствованию связной речи. Пособие адресовано родителям, логопедам, воспитателям детских садов, гувернерам, учителям для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
©Левчук Е.А., 2003
© Оформление. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие мамы и бабушки! Это пособие адресовано прежде всего вам.
Как приятно рассказать малышу сказку! С каким интересом он слушает! А что, если эта сказка еще и обогатит его словарный запас, научит грамотно и логично высказывать свои мысли, поможет освоить грамматические правила русского языка?
Мой многолетний опыт работы учителем-логопедом подтверждает давно известный факт, что лучшие учителя родного языка — это родители, дедушки и бабушки, эмоционально близкие ребенку люди. В последнее время возросло число детей, испытывающих трудности с усвоением чтения и письма; причиной этого являются, в частности, стойкие аграмматизмы (грамматические ошибки) в речи 5—6-летнихдетей. Ребенок, имеющий скудный словарный запас, в школе испытывает большие трудности при подборе родственных (проверочных) слов, не может усваивать грамматические правила, у него возникают проблемы с монологической речью. Например, недостаток в речи ребенка приставочных глаголов не только лишает его возможности в полном объеме пользоваться самым выразительным способом словообразования, но и приводит к затруднениям, когда надо отличить приставку от предлога. Эти проблемы заставляют искать более эффективные пути формирования грамматического строя речи, опираться на интерес ребенка к словообразованию.
Дети легко запоминают необычное, фантастическое, забавное.
Сказки и рассказы, собранные в этом пособии, специально адаптированы для того, чтобы облегчить детям практическое овладение той или иной грамматической категорией. Словесные игры, упражнения помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий как в устной, так и в письменной речи, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.
Л.С. Выготский говорил, что «...из всех форм творчества словесное творчество является самым характерным для детского возраста». Прочитав сказку, поговорите с ребенком о ней, задайте вопросы по сюжету, объясните непонятные слова. Выполните вместе с малышом рекомендованные упражнения, используя игровую ситуацию: перекидывание мяча или соревнование «Кто придумает больше слов». Наконец попросите ребенка самостоятельно рассказать сказку. Следите за правильным использованием грамматических форм.Многократное повторение игр-упражнений, повторный пересказ сказки или рассказа поможет ребенку почувствовать и понять закономерности словообразования.
Сказки, рассказы и упражнения подобраны и придуманы автором пособия с целью преодоления наиболее характерных ошибок, встречающихся в речи детей. Поняв основной принцип, вы сможете самостоятельно организовать дальнейшую работу по освоению детьми грамматического строя речи и обогащению словарного запаса. Учителя-логопеды, воспитатели могут использовать тексты пособия в соответствии со своими учебными планами. Эти тексты могут быть рекомендованы также для занятий с младшими школьниками.
Чтение некоторых стихов нужно сопровождать выполнением гимнастики для развития мелкой моторики: поочередно загнуть и разогнуть пальчики на обеих руках. Подобные упражнения способствуют развитию внимания, памяти, благотворно влияют на речь, пальчики становятся гибкими. Это поможет малышу овладеть навыками письма в школе.
Успехов вам!
Е. Левчук
Занятие 1
Малышу легче овладеть навыком пересказа, если сказка короткая, забавная и в ней четко выражен сюжет. Полезно сопровождать пересказ текста показом героев сказки с помощью рук («Покажи сказку руками»).
ТУК-ТУК
Тук-тук! Тук-тук!
—Кто там?
—Это я, зайчик.
—Если зайчик, покажи свои ушки.
—Вот мои ушки. Тук-тук! Тук-тук!
—Кто там?
—Это я, коза.
—Если коза, покажи свои рога.
—Вот мои рога. Тук-тук! Тук-тук!
—Кто там?
—Это я, ветер.
— Если ветер, подлетай к двери и сам залезай в щелку.
Л. Успенская
Вопросы и задания
1. Спросите ребенка: «Почему ветру нельзя открывать дверь?»
2. Попросите ребенка пересказать сказку, обратив внимание на вопросительную и восклицательную интонации и показывая персонажей (см. рис.).
Следите за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое.
«Тук-тук!» — руки сжаты в кулак.
«Зайчик» — локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести, остальные сжать в кулачок.
«Коза» — пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными.
«Ветер!» — расслабляющие упражнения для пальцев.
Занятие 2
Особую трудность для ребенка представляет накопление глагольного словаря. С помощью сказки «Поспешили — насмешили» поработаем над этой задачей.
ПОСПЕШИЛИ - НАСМЕШИЛИ
Прискакала Лягушка-квакушка к медвежьему домику, заквакала: «Ква-ква, я к вам в гости пришла».
Прибежала Мышка-норушка к домику медведя, запищала: «Пи-пи, пироги у вас вкусны».
Пришла Курочка-пеструшка, закудахтала: «Ко-ко-ко, хорошо у вас зерно».
Гусь приковылял к домику и гогочет: «Го-го-го, горошку можно поклевать немножко?».
Корова-буренушка пришла к медведю. Мычит: «My! Травку пощипать хочу».
Медведь вышел из домика и зарычал: «Ры-ры».
Все трусишки разбежались, потому что испугались. А медведь хотел сказать: «Рад гостям!».
По С. Погореловской
Вопросы и задания
1.Спросите ребенка: «Кто из животных как кричал?»
Лягушка квакала, мышка пищала, курочка кудахтала, гусь гоготал, корова мычала, медведь рычал.
2. Что умеют делать эти животные?
Корова — травку щиплет, пасется, молоко дает.
Гусь — переваливается, червяков ищет.
Курица — зерно клюет, яйца несет, цыплят выводит.
Лягушка — прыгает, мошек ловит, ныряет.
Мышка — пищит, грызет крошки, шуршит, убегает в норку.
Медведь — лапу сосет, переваливается, медом лакомится.
3. Сделаем вывод: есть слова, отвечающие на вопросы: что делает?, что делают?
4. Глаголы движения часто употребляются с предлогами, поэтому обратим внимание ребенка на «маленькие слова» к, из. Проговаривая вместе с малышом предложения, рукой «рисуйте» схему предложения, выделяя голосом и движением руки предлог. Начертите схему в тетради:
Лягушка прискакала к домику.
Медведь вышел из домика.
Нарисуйте схемы: домики и стрелки.
Какой рисунок говорит о мышке? какой — о медведе? Почему?
5. На примере этой сказки можно показать, как развивается навык словообразования. Вспомните клички животных из сказки:
Лягушка квакает — она... (квакушка).
Мышка живет в норке — она... (норушка).
Корова бурого цвета — она... (буренушка).
Курочка пестрая — она... (пеструшка).
Медведь топает — он... (топтыжка).
Перекидывая мяч, вспомните ласковые слова с суффиксами -ушк-, -юшк-:
дед — дедушка, баба — бабушка,
борода — бородушка, тетя — тетушка,
изба — избушка, трава — травушка,
дядя — дяаюшка, голова — головушка,
мать — матушка, хозяйка — хозяюшка.
6. Еще раз прочитайте сказку, спросите ребенка: «Кто пришел первым, вторым, третьим?..»
Предложите ребенку рассказать сказку, показывая животных руками.
Лягушка — ладони вместе.
Мышка — средний, безымянный и большой пальцы сжаты в кулачок, «ушки» — из мизинца и указательного.
Курочка — мизинец и большой пальцы соединены (клюв), остальные пальцы вверх (хохолок).
Гусь — кисть руки вытянуть горизонтально (головка и клюв).
Корова — руки у головы, рога.
Медведь — покачать плечами.
Занятие 3
Работая над обогащением глагольного словаря, особое внимание нужно уделить приставочным глаголам. Научите ребенка улавливать общую часть слов, понимать изменение значения слова при использовании различных приставок. Играя «в слова», знакомьте его с образованием отглагольных существительных, причастий.
БАБУШКИНЫПИРОЖКИ
Летом Паша и Маша гостили у бабушки. Каждый день бабушка пекла им пирожки с вишнями. Дети пили молоко, заедали пирожками. Пирожки были вкусные, просто объедение.
Маша и Паша стали играть: кто больше пирожков съест?
Ели, ели — наелись, даже объелись.
Решили они: «Пусть теленок доест то, что мы не доели».
Теленок рассердился, ну просто взъелся. Вертит головой: «My, не хочу я ваши объедки есть!»
Увидела это бабушка и говорит: «Милые детушки, вы у меня заелись! Теленок любит травку. Идите и нарвите свежей!»
Приехала мама, очень обрадовалась: «Паша и Маша, вы такие большие стали, разъелись на бабушкиных пирожках! Нужно вам новые штанишки сшить. Но сначала я тоже хочу поесть пирожков».
Сели едоки
Есть пирожки.
Ели, ели — встали,
«Спасибо!» сказали.
Вопросы и задания
1. Попросите ребенка вспомнить и назвать слова, похожие на слово «есть»,
которые он услышал в этой истории:
заедали, ели, наелись, объелись, съест, объедение, не доели, взъелся, объедки, заелись, разъелись, поесть, едоки.
Выясните, все ли слова понятны ребенку; объясните непонятные слова:
съел (все до конца),
объелся (слишком много съел),
разъелся (растолстел),
наелся (больше есть не хочется),
взъелся (рассердился так сильно, что, кажется, съел бы обидчика),
объедки (то, что не доели, остатки),
едоки (те, которые едят).
2. Выучите с ребенком чистоговорку:
За едой все съедай и объедков не оставляй!
Л. Парамонова
3. Поиграйте с мячом, образовывая слова, отвечающие на вопрос какой?
объелся — объевшийся,
разъелся — разъевшийся,
взъелся — взъевшийся.
4. Попросите ребенка самостоятельно пересказать историю, употребляя услышанные однокоренные слова. Важно ввести в активный словарный запас ребенка слова с разделительным ъ (съели, объелись и т.д.), следя за правильным их произнесением. Это поможет впоследствии избежать трудностей с усвоением правописания подобных слов.
Занятие 4
О ТОРОПЛИВОЙ БЕЛОЧКЕ И ТЕРПЕЛИВОЙ КУРОЧКЕ
Решила торопливая белочка платье сшить. Взяла красивую ткань, один кусок отрезала, другой кусок отрезала, всю ткань изрезала. Платье не получилось.
Решила терпеливая курочка сарафан сшить. Семь раз измерила, семь раз примерила, один раз отрезала. Нарядный сарафан получился.
Правильно говорят люди:
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Вопросы и задания
1. Спросите ребенка: Почему белочку назвали торопливой? Почему курочку назвали терпеливой?
2. Уточните с ребенком значения глаголов:
Что можно отрезать? (Кусочек ткани, бумаги, хлеба.)
Что означает изрезать? (На мелкие кусочки всю ткань, бумагу.)
Что можно вырезать? (Картину, узор.)
Что можно перерезать? (Веревку, нитку.)
Что можно срезать? (Шляпку гриба, капусту.)
Что означает надрезать? (Разрезать не до конца.)
Что означает дорезать? (Разрезать, например, до конца ткань.)
Что можно измерить? (Длину, ширину, высоту.)
Что можно примерить? (Платье, пальто.)
Что можно отмерить? (Ткань, например, когда ее покупают.)
3. Какую пословицу часто вспоминают, предупреждая людей не торопиться? («Семь раз отмерь, один раз отрежь».)
4. Повторите сказку. Ребенок должен рассказать ее, правильно употребляя глаголы.
Занятие 5
Эта сказка поможет детям усвоить приставочные глаголы и способы образования прилагательных от существительных.
ЛЕСНОЕ АТЕЛЬЕ
Однажды Ежик решил: «Раз у меня много иголок, я могу открыть швейное ателье в лесу». Написал он объявление и повесил на елке у своей норки:
Еж-портной
Обошьет народ лесной.
Платья для бала,
Костюмы для дела,
Халаты, рубашки
Для отдыха и сна.
Скорее, зверюшки,
Скорее, лесные,
Бегите, ползите,
Спешите сюда!
Иголки и нитки
Готовы всегда.
Привез я и бархат,
И шерсть, и атлас.
Наряды отличные
Будут у вас.
Первой прибежала Лиса: «Помоги, Еж! Кур воровала, шубу разорвала. Зашей дырки!»
Ежик успокоил: «Я, Лисонька, тебе новую шубу сошью: рыжую, пушистую, меховую. Будешь, Лиса, модная ходить».
Пришли к Ежу Медвежата, косолапые ребята: «Дядя Еж, перешей нам шапки. Мороз, уши мерзнут».
Ежик говорит: «Выбирайте шерсть, ребятки. В новых шерстяных шапках ушам будет тепло!»
Прибежал серый Волк и воет: «Помоги, дружище Еж, пришить пуговицы к рубашке».
Ежик отвечает: «Давай, серый, новую льняную рубашку сошью, а пуговицы капроновыми нитками пришью. Никогда не оторвутся!»
Прискакала Белочка-хлопотунья, жалуется: «Орехи собирала, у фартука карманчик оторвала, юбку тоже нужно подшить и оборки пришить».
Ежик успокоил и ее: «Не расстраивайся, хозяюшка! Сошью тебе новый ситцевый фартук, на кармане вышью шелковыми нитками орехи да грибы и кружевные оборки пришью. Будешь, Белочка, нарядная хлопотать в лесу».
Уж приполз и шипит: «Ушей мне хвост, пожалуйста, что-то похудел я».
Ежик предложил: «Я сошью тебе крепдешиновый комбинезон. Будешь ползать, Уж, красивым!»
Щука и та из проруби выглянула: «Эй, портной, купальник мне сшей морской. Летом поплыву отдыхать на курорт».
Ежик отвечает: «Могу сшить купальник блестящий трикотажный и еще халат атласный. Будешь первой красавицей в заморских странах».
Заяц косой вприпрыжку прибежал, Ежу бархатную жилетку заказал: «Скоро будет карнавал. Лишь бы Еж не опоздал».
Вопросы и задания
1. Спросите ребенка:
Что просила сделать Лиса? (Зашить дырки на шубе.) Что просили сделать Медвежата? (Перешить шапки.) Что просил сделать Волк? (Пришить пуговицы.)
Что просила сделать Белочка? (Пришить карман, подшить юбку, пришить оборки.)
Что просил сделать Уж? (Ушить хвост.)
Что просила Щука? (Сшить купальник.)
Что Ежик хотел сделать для лесного народа? (Обшить.)
2. Назовите вместе с ребенком слова из сказки, похожие на слово «шить».
(Швейное ателье, обошьет, зашей, сошью, перешей, пришить, подшить, вышью, ушей, сшей.)
3. Уточните значение каждого приставочного глагола:
Что зашивают? (Дырки, разорванные швы, прорехи.)
Что подшивают? (Низ юбки.)
Почему нужно ушивать одежду? (Чтобы сделать ее меньше.)
Что значит «перешить»? (Переделать, из старой одежды сшить новую.)
Что значит «обошьет»? (Сошьет одежду всем друзьям и родным, в сказке — всем зверюшкам.)
4. Для освоения способа образования относительных прилагательных (от существительных) задайте такие вопросы:
Как называется шуба из меха? (Меховая.)
Как называются шапки из шерсти? (Шерстяные.)
Как называется рубашка из льна? (Льняная.)
Какими нитками хотел Ежик пришить пуговицы на рубашку Волка? (Капроновыми.) Из чего они сделаны? (Из капрона.)
Как называется фартук из ситца? (Ситцевый.)
Какими нитками Еж собирался вышивать? (Шелковыми.) Из чего они сделаны? (Из шелка.)
Как называют оборки, которые Ежик хотел пришить на фартук Белки? (Кружевные.) Из чего они сделаны? (Из кружева.)
Как называется комбинезон для Ужа? (Крепдешиновый.) Из чего он сшит? (Из крепдешина.)
Как называется жилетка, сшитая для Зайца? (Бархатная.) Из чего она сшита? (Из бархата.)
Как называется купальник, сшитый для Щуки? (Трикотажный.) Из чего он сшит? (Из трикотажа.)
Как называется халат, сшитый для Щуки? (Атласный.) Из чего он сшит? (Из атласа.)
5. Расскажите эту сказку по ролям. Взрослый исполняет роль Ежа, а ребенок — роли других зверюшек. Поменяйтесь ролями: ребенок — Ежик, взрослый говорит за зверей.
6. Гимнастика для пальчиков.