Так хвастает, что уши вянут.




Хвастать — не косить, спина не болит.

Выучите с ребенком пословицу:

Собой не хвастай, дай вперед похвалить себя людям.

3. Игра «в слова»:

глаз — глазище

нога — ножища

хвост — хвостище

рука — ручища

нос — носище

борода — бородища

4. Предложите отгадать и выучить загадки:

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.

(Кот)

Идет мохнатый,

Идет бородатый,

Рожищами помахивает,

Бородищей потряхивает.

(Козел)

5. Прочитав сказку еще раз, предложите ребенку пересказать ее.

Занятие 14

Имена имеют полную и краткую форму. Детей обычно называют «корот­ким» именем, а к старшим по возрасту людям у нас в России принято обра­щаться по имени и отчеству. А почему? На этот детский вопрос отвечает сле­дующий рассказ.

ИМЯ ОТЦА

Пришел Вася к папе и спрашивает:

—Почему у тебя, папа, два имени — Нико­лай Иванович, а у меня одно короткое — Вася?

Папа ответил:

—Ты, сынок, пока маленький — вот и имя твое коротенькое. Я большой, много работаю, продолжаю дела твоего деда, Ивана. Ты вырас­тешь, выучишься, будешь доделывать мои дела. Люди будут уважать тебя и называть Василий Николаевич. Ты уж, сынок, не подведи свое
имя и отчество!

Вопросы и задания

1. Очем спрашивал сын отца? Что отвечал отец сыну?

2. Выясните, знает ли ваш ребенок имена и отчества своих родителей, де­да, бабушки, свое полное имя и отчество.

3. Поиграйте в игру «Имя — отчество»:

Иван — Иванович

Роман — Романович

Степан — Степанович

Андрей — Андреевич

Сергей — Сергеевич

Михаил — Михайлович

Илья — Ильич

Юрий — Юрьевич

Лев — Львович

Петр — Петрович

Антон — Антонович

Кузьма — Кузьмич

Павел — Павлович

Геннадий — Геннадиевич

Денис — Денисович

Анатолий — Анатольевич

Даниил — Даниилович

Константин — Константинович

Владимир — Владимирович

4. Предложите ребенку пересказать рассказ, используя свое имя и имя сво­его отца.

Занятие 15

Слова, отвечающие на вопрос как? — наречия, предикативные слова,— выполняют в речи функции обстоятельств, именной части сложных сказуемых. Они обогащают речь, делают ее более выразительной, образной. Рассказ «Замок» поможет ввести в активный словарь ребенка такие слова.

ЗАМОК

Лиза и Женя проснулись рано. Папа сказал: «Быстро одевайтесь! Мы идем во дворец-музей».

Этот дворец — словно королевский замок. В нем все было сказочно красиво! Только холодно было королям в огромных залах. Но когда топили, большие печи-ка­мины, становилось тепло и уютно.

Маме очень понравилась фарфоровая посуда: супницы и сахарницы, хлебни­цы и конфетницы, масленки и кофей­ники.

«Ах, как прелестно сделано! — сказала мама.— Эта посуда хрупкая. Ходите ос­торожно, дети!»

Папа шел медленно. Он любовался старинными картинами и говорил: «Как прекрасно написано!»

Женя и Лиза долго рассматривали рыцаря в железных латах. Храбро сража­лись эти воины.

Вопросы и задания

1. Поиграйте с ребенком «в слова» перекидывая мяч: взрослый говорит сло­во, отвечающее на вопрос какой?, ребенок — слово, отвечающее на вопрос как? (последний звук в этих словах «о»):

ранний — рано

быстрый — быстро

сказочный — сказочно

холодный — холодно

теплый — тепло

веселый — весело

прелестный — прелестно

медленный — медленно

прекрасный — прекрасно

храбрый — храбро

2. Поиграйте в игру-упражнение «Что в чем?» (образование существитель­ных с суффиксами -ик-, -иц-, -нк-, -ник-, -енк-):

хлеб лежит в (хлебнице),

конфеты — в (конфетнице),

селедка — в (селедочнице),

сухари — в (сухарнице),

салат — в (салатнике, салатнице),

масло — в (масленке),

кофе налит в (кофейник),

сливки — в (сливочник).

3. Спросите ребенка:

— Что такое замок? Что такое замок?

Сравните эти слова.

В слове замок говорим сильно первый слог, а в слове замок — второй. — Что такое железные латы?

4. Прочитав рассказ повторно, попросите ребенка пересказать его. Обра­тите внимание на использование наречий.

Занятие 16

Сказка познакомит детей с образованием причастий при помощи суффик­сов -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-.

ТРИ ГНОМА

Жили-были три гнома. Первый всегда кри­чал, его так и звали — Кричащий. Второй бол­тал без умолку, и звали его Болтающий. Тре­тий молчал целыми днями, его звали Молча­щий.

Часто гномики играли и тогда становились играющими: один был водящим, а другие убе­гающими. Вечером они брали книжки и пре­вращались в читающих гномов.

Однажды Кричащий закричал: «Беда! У нас нет больше дров. Мы скоро станем замерзаю­щими, а потом умирающими гномами!» «Успо­койтесь! — сказал Молчащий гном.— Нужно идти в лес и нарубить дров». Дружно зашагали они по тропинке и стали шагающими гномами. Вдруг они увидели речку: «Караул! — закричал Кричащий.— Мы не умеем плавать. Я не хочу быть тонущим гномом!»

А Болтающий сел, молча заплакал и стал плачущим гномом. «Надо посидеть и подумать», — сказал третий гномик, которого звали Мол­чащий.

Он опустился на травку и стал сидящим и думающим.

«Придумал! Надо спилить стоящее на берегу дерево, тогда оно станет лежа­щим и превратится в мостик через речку».

Так гномы и сделали. Нарубили дров, притащили домой. От радости они запели песенку — и стали поющими гномами, начали танцевать — и стали тан­цующими гномами. Потом они сели у огонька — и стали вспоминающими гно­мами: «Мы дружно работали — значит, мы были работающими. Наш мостик послужит другим — значит, мы сотворили доброе дело и теперь мы — творя­щие добро гномы!»

Вопросы и задания

1. Поиграйте в игру «Эхо», это поможет ребенку закрепить способ образо­вания причастий. Взрослый называет глагол (что делать?), ребенок — при­частие (что делающий?):

кричать — кричащий умирать — умирающий

болтать — болтающий шагать — шагающий

молчать — молчащий тонуть — тонущий

играть — играющий сидеть — сидящий

водить — водящий стоять — стоящий

читать — читающий петь — поющий

замерзать — замерзающий танцевать — танцующий

вспоминать — вспоминающий работать — работающий

творить — творящий спать — спящий

2. Прочитав сказку повторно, предложите ребенку пересказать ее. Следите за правильным произнесением окончаний причастий.

Занятие 17

Сказка «Спор машин» знакомит с образованием существительных путем слияния основ: существительное + глагол. Пересказывая сказку, дети смогу! поупражняться в произнесении слов со сложной звукослоговой структурой.

СПОР МАШИН

Вышел у машин спор: какая из них самая важная? Какая самая нужная?

—Я сам могу груз сваливать, — сказал Самосвал.

—Ямогу улицы от снега очищать, — похвастал Снегоочиститель.

Вы без меня ничего не можете! Ведь только я бензин умею возить, — за­шумел Бензовоз.

—Ясамая нужная на стройке,— вмеша­лась Бетономешалка.

—А кто возит молоко для малышей? Я, Молоковоз!

Тут загремели, затрещали, завизжали ку­хонные машины:

— Без нас большой обед и ужин не сва­рить. Мы нужны! Мы важны!

Хлеб резать — нужна Хлеборезка, овощи резать — Овощерезка, мясо рубить — Мясорубка, кофе сварить — Кофеварка, сок выжать — Соковыжималка.

—Вы все только сорить умеете, а я чистоту люблю, всю пыль мигом всо­су, — загудел Пылесос. — Важнее меня машины в доме нет!

—Эх, с вами только дома сидеть! — запыхтел Паровоз. — Вот я — это маши­на! Во мне такой сильный пар. Я с ним тяжелые вагоны возить могу. А мой бра­ток Тепловоз возит пассажиров в дальние края. У него внутри — сильное тепло.

—Нет, я важнее всех! Я по морям, по волнам на всех парах хожу, — загу­дел Пароход.

—Насмешили вы меня! Самый нужный — тот, кто самый быстрый, тот, кто сам летает, — сказал Самолет.

Только умный Компьютер молчал, думал. А потом сказал: — Все мы нужны, все важны. Но нам всем нужен Человек. Это он нас придумал. Человек самый важный.

Вопросы и задания

1. Вспомните с ребенком названия машин из сказки: сам сваливает груз — самосвал, молоко возит — молоковоз. И т. д.

2. Предложите ребенку вспомнить названия других машин, образованные та­ким же способом (газонокосилка, сенокосилка, тестомешалка, кофемолка и др.).

3. При пересказе ребенком сказки обращайте внимание на правильное про­изнесение сложных слов. Важно, чтобы дети понимали значение составляю­щих слово основ, это в дальнейшем поможет избежать ошибок при написании таких слов.

Занятие 18

В русском языке есть прилагательные, образованные слиянием двух основ: прилагательное + существительное. С такими словами дети встретятся в сле­дующем рассказе.

ПОДАРОК ДЛЯ ДЕДА МОРОЗА

Воспитательница Анна Ивановна ска­зала: «Дети, сегодня мы будем рисовать сказочных героев. Угадайте каких?

Деревянный мальчишка с длинным но­сом — это длинноносый... (Буратино).

Девушка в хрустальных туфельках и с зо­лотыми волосами — это золотоволосая... (Золушка).

Неизвестный науке зверек с большими ушами — это большеухий... (Чебурашка)».

Машенька спросила: «Можно я нари­сую настоящего Деда Мороза?

У него красный нос и красные ще­ки — он красноносый и краснощекий. У него доброе сердце — он добросердеч­ный. Дед Мороз всем приносит подарки и очень устает. Пусть он тоже полу­чит подарок — свой портрет».

Вопросы и задания

1. Поиграйте в «сочинение сложных слов». Взрослый говорит: «Девочка с длинными ногами». Ребенок отвечает: «Длинноногая девочка».

Кукла с пышными волосами —...

Мальчик с черными бровями —...

Малыш с голубыми глазами —...

Жираф с длинной шеей —...

Клоун с большим ртом —...

2. Спросите у ребенка: «Какая у тебя мама? Какой у тебя папа?» Ребенок должен рассказать о родителях, пользуясь сложными прилагатель­ными (голубоглазая, светловолосая и т.д.).

Проверьте внимание малыша: помнит ли он цвет ваших глаз?

Занятие 19

Дети допускают большое количество аграмматизмов при склонении и согла­совании числительных и существительных. Сказка поможет практическому усво­ению правил согласования этих слов.

ПЯТЬ ЛЯГУШАТ

На болоте жили пять лягушат. Они любили нырять в воду: раз — и нет пя­ти лягушат, два — и снова можно любоваться пятью лягушатами. Красавцы были на славу!

У пяти лягушат по два выпученных глаза, а рты такие большие — как говорят, до ушей, хоть завязочки пришей.

Ели пять лягушат очень много! Только подле­тят десять кусачих комаров к пятерым лягушатам, хотят укусить пять зеленых макушек — ах! Нет де­сяти комаров! Пять лягушат съели их, уже обли­зываются, поглаживают пять животиков: «Теперь мы ждем десять мошек!»

Подумай, дружок, о пяти лягушатах. Полез­ны они? Можно их обижать?

По Е. Ф. Pay

Вопросы и задания

1. Обратите внимание ребенка на употребление количественных и соби­рательных числительных. Одинаково правильно будет сказать: «пять лягу­шат» и «пятеро лягушат». При этом надо помнить, что собирательные чис­лительные употребляются только с существительными, обозначающими оду­шевленные предметы мужского рода. Говоря о неодушевленных предметах и о живых существах женского рода, следует употреблять только количествен­ные числительные: гладить пять животиков, кусать пять макушек, не оби­жать пять лягушек и т. д.

2. Предложите рассказать сказку о двух (двоих) лягушатах, о семи (семерых) лягушатах.

Пересказывая сказку, малыш должен правильно произносить окончания числительных и существительных.

3. Поиграйте «в прятки». Эта игра будет способствовать практическому усво­ению согласования числительных с существительными, а также закреплению знания названий детенышей домашних животных. Взрослый называет домаш­нее животное, а ребенок — его детенышей. Во время игры ребенок поочеред­но загибает пальчики на обеих руках.

Разбежались, спрятались

Детушки у мам.

Нет у мамы-коровы

двух (телят).

Нет у мамы-лошади

двух (жеребят).

Нет у мамы-козы

двух (козлят).

Нет у мамы-собаки

двух (щенят).

Нет у мамы-кошки

двух (котят).

Поиграть, пошалить

все они хотят.

То же повторите, употребляя собирательное числительное двоих. Научите ребенка правильно задавать вопрос: Скольких телят нет?

Занятие 20

Мы уже знакомили ребенка со сложными словами, образованными слияни­ем двух основ: существительное + существительное, прилагательное + сущест­вительное. В следующем рассказе он встретится со сложными словами нового типа — прилагательными, образованными слиянием числительного и сущест­вительного — и, пересказывая рассказ, освоит этот способ словообразования.

ВЕРНИСАЖ

Сегодня в детском саду вернисаж — выставка рисунков. Дети очень любят рисовать разные домики: большие и маленькие, высокие и низкие. Получи­лась целая улица! Малыши сочинили о ней стишок-считалочку:

Раз, два, три, четыре, пять — Трехэтажный дом — в саду,

будем этажи считать. я много яблок там найду.

Вот избушка, свет в окошке, Четырехэтажный дом,

одноэтажная — Антошке. можно жить всем вместе в нем.

Домик беленький у поля Вот пятиэтажный дом,

двухэтажный — он для Оли. в гости мы в него идем!

 

А у тебя, дружок, какой дом? Сколько в нем этажей? Нарисуй его для на­шего вернисажа.

Вопросы и задания

1. Чтение стишка-считалки сопровождайте игрой с пальчиками. Ребенок показывает количество этажей, высвобождая из кулачка сначала большой па­лец, потом большой и указательный и т.д.

2. Предложите ребенку нарисовать домик и показать на пальчиках, сколь­ко в домике этажей, сколько дверей, сколько окон.

Занятие 21

Рассказ обратит внимание ребенка на важность предлога («маленького сло­ва»), научит правильно употреблять предлоги в речи, а также уточнит и разо­вьет пространственные представления, выражаемые в речи посредством предложно-падежных конструкций.

КОЛИНЫОШИБКИ

Наш Коля делает все одновременно. Сего­дня он смотрел телевизор, ел печенье с варе­ньем и выполнял домашние задания. Коля все перепутал. Вот что он написал в тетрадке:

Шишки висели над елке.

Мышка выбежала с норки.

Кошка спит из диване.

Лягушонок перепрыгнул с лужу.

Поезд подъехал от станции.

Поезд отъехал к перрона.

Помоги, дружок, исправить все Колины ошибки!

Вопросы и задания

1. Читая ребенку рассказ, голосом выделяйте предлог и окончание сущест­вительного.

2. Выучите с ребенком стишок.

Эти маленькие слова

Мы запомнили навсегда:

Из норки, к стулу, по дивану,

За кустиком, с кровати, в яму,

От печки, через забор, у дороги —

И называть мы их будем «предлоги».

 

Говоря с детьми о предлогах, мы обычно употребляем выражение «малень­кое слово», но дети шести лет уже могут знать правильный термин: «предлог».

Ребенок должен в каждом словосочетании назвать предлог («маленькое слово»):

из норки — из, от печкиот, за кустикомза, у дорогиу, к стулу — к, по дивану — по, с кроватис, в ямув и т. д.

3. Нарисуйте вместе с ребенком схемы предлогов.

4. Нарисуйте с ребенком схемы предложений.
Шишки висели на елке.

 

Мышка выбежала из норки.

5. Выучите с ребенком чистоговорки. Попросите ребенка назвать в каждой чистоговорке «маленькое слово» (предлог).

Над крышею груша,

На крыше Андрюша.

Л. Ульяницкая

Крошка кошка на окошке

Кашку кушает по крошке.

Г. Соколов

6. Прочитайте строчки из сказки К. Чуковского «Тараканище», выделяя го­лосом предлоги из, из-за (эти сложные предлоги часто отсутствуют в активном словаре детей).

Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далеких из полей

Прилетает воробей.

Спросите: «Откуда прилетает воробей?» (Предлоги обозначают направ­ление.)

Покажите разницу предлогов схематично.

Колючая загадка

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ёж)

К. Чуковский

Пусть ребенок самостоятельно найдет схему предлога из-под.

7. Строчки из стихотворения С. Маршака «Мяч» помогут ребенку ощутить разницу между предлогом и глагольной приставкой.

... Покатился в огород,

докатился до ворот,

подкатился под ворота,

добежал до поворота...

Нарисуйте схему предложения.

Дошел до дома.

8. Перекидывая мяч, поиграйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый на­чинает высказывание, ребенок заканчивает:

Добежал до (речки).

Доплыл до (берега).

Дошел до...

Доехал до...

Долетел до...

Дополз до...

Долез до...

Обратите внимание ребенка на то, что первый слог во всех словах «до» (при­ставка) и предлог («маленькое слово») — тоже «до».

Аналогично выполните упражнения с приставкой «по» и предлогом «по»:

Пополз по (дереву).

Побежал по (дороге).

Поплыл по (морю).

Эта работа поможет преодолеть аграмматизмы в речи, подготовит ребенка к правильному написанию предлогов и приставок.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие........................................................... 3

Занятие 1................................................................. 4

Занятие 2................................................................. 4

Занятие 3................................................................. 6

Занятие 4................................................................. 7

Занятие 5................................................................. 8

Занятие 6................................................................. 11

Занятие 7................................................................. 12

Занятие 8................................................................. 13

Занятие 9................................................................. 14

Занятие 10.............................................................14

Занятие 11............................................................... 16

Занятие 12............................................................... 16

Занятие 13............................................................... 17

Занятие 14............................................................... 18

Занятие 15............................................................... 19

Занятие 16............................................................... 20

Занятие 17............................................................... 21

Занятие 18............................................................... 22

Занятие 19............................................................... 22

Занятие 20............................................................... 23

Занятие 21............................................................... 24

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: