Хвастать — не косить, спина не болит.
Выучите с ребенком пословицу:
Собой не хвастай, дай вперед похвалить себя людям.
3. Игра «в слова»:
глаз — глазище
нога — ножища
хвост — хвостище
рука — ручища
нос — носище
борода — бородища
4. Предложите отгадать и выучить загадки:
Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.
(Кот)
Идет мохнатый,
Идет бородатый,
Рожищами помахивает,
Бородищей потряхивает.
(Козел)
5. Прочитав сказку еще раз, предложите ребенку пересказать ее.
Занятие 14
Имена имеют полную и краткую форму. Детей обычно называют «коротким» именем, а к старшим по возрасту людям у нас в России принято обращаться по имени и отчеству. А почему? На этот детский вопрос отвечает следующий рассказ.
ИМЯ ОТЦА
Пришел Вася к папе и спрашивает:
—Почему у тебя, папа, два имени — Николай Иванович, а у меня одно короткое — Вася?
Папа ответил:
—Ты, сынок, пока маленький — вот и имя твое коротенькое. Я большой, много работаю, продолжаю дела твоего деда, Ивана. Ты вырастешь, выучишься, будешь доделывать мои дела. Люди будут уважать тебя и называть Василий Николаевич. Ты уж, сынок, не подведи свое
имя и отчество!
Вопросы и задания
1. Очем спрашивал сын отца? Что отвечал отец сыну?
2. Выясните, знает ли ваш ребенок имена и отчества своих родителей, деда, бабушки, свое полное имя и отчество.
3. Поиграйте в игру «Имя — отчество»:
Иван — Иванович
Роман — Романович
Степан — Степанович
Андрей — Андреевич
Сергей — Сергеевич
Михаил — Михайлович
Илья — Ильич
Юрий — Юрьевич
Лев — Львович
Петр — Петрович
Антон — Антонович
Кузьма — Кузьмич
Павел — Павлович
Геннадий — Геннадиевич
Денис — Денисович
|
Анатолий — Анатольевич
Даниил — Даниилович
Константин — Константинович
Владимир — Владимирович
4. Предложите ребенку пересказать рассказ, используя свое имя и имя своего отца.
Занятие 15
Слова, отвечающие на вопрос как? — наречия, предикативные слова,— выполняют в речи функции обстоятельств, именной части сложных сказуемых. Они обогащают речь, делают ее более выразительной, образной. Рассказ «Замок» поможет ввести в активный словарь ребенка такие слова.
ЗАМОК
Лиза и Женя проснулись рано. Папа сказал: «Быстро одевайтесь! Мы идем во дворец-музей».
Этот дворец — словно королевский замок. В нем все было сказочно красиво! Только холодно было королям в огромных залах. Но когда топили, большие печи-камины, становилось тепло и уютно.
Маме очень понравилась фарфоровая посуда: супницы и сахарницы, хлебницы и конфетницы, масленки и кофейники.
«Ах, как прелестно сделано! — сказала мама.— Эта посуда хрупкая. Ходите осторожно, дети!»
Папа шел медленно. Он любовался старинными картинами и говорил: «Как прекрасно написано!»
Женя и Лиза долго рассматривали рыцаря в железных латах. Храбро сражались эти воины.
Вопросы и задания
1. Поиграйте с ребенком «в слова» перекидывая мяч: взрослый говорит слово, отвечающее на вопрос какой?, ребенок — слово, отвечающее на вопрос как? (последний звук в этих словах «о»):
ранний — рано
быстрый — быстро
сказочный — сказочно
холодный — холодно
теплый — тепло
веселый — весело
прелестный — прелестно
медленный — медленно
прекрасный — прекрасно
|
храбрый — храбро
2. Поиграйте в игру-упражнение «Что в чем?» (образование существительных с суффиксами -ик-, -иц-, -нк-, -ник-, -енк-):
хлеб лежит в (хлебнице),
конфеты — в (конфетнице),
селедка — в (селедочнице),
сухари — в (сухарнице),
салат — в (салатнике, салатнице),
масло — в (масленке),
кофе налит в (кофейник),
сливки — в (сливочник).
3. Спросите ребенка:
— Что такое замок? Что такое замок?
Сравните эти слова.
В слове замок говорим сильно первый слог, а в слове замок — второй. — Что такое железные латы?
4. Прочитав рассказ повторно, попросите ребенка пересказать его. Обратите внимание на использование наречий.
Занятие 16
Сказка познакомит детей с образованием причастий при помощи суффиксов -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-.
ТРИ ГНОМА
Жили-были три гнома. Первый всегда кричал, его так и звали — Кричащий. Второй болтал без умолку, и звали его Болтающий. Третий молчал целыми днями, его звали Молчащий.
Часто гномики играли и тогда становились играющими: один был водящим, а другие убегающими. Вечером они брали книжки и превращались в читающих гномов.
Однажды Кричащий закричал: «Беда! У нас нет больше дров. Мы скоро станем замерзающими, а потом умирающими гномами!» «Успокойтесь! — сказал Молчащий гном.— Нужно идти в лес и нарубить дров». Дружно зашагали они по тропинке и стали шагающими гномами. Вдруг они увидели речку: «Караул! — закричал Кричащий.— Мы не умеем плавать. Я не хочу быть тонущим гномом!»
А Болтающий сел, молча заплакал и стал плачущим гномом. «Надо посидеть и подумать», — сказал третий гномик, которого звали Молчащий.
|
Он опустился на травку и стал сидящим и думающим.
«Придумал! Надо спилить стоящее на берегу дерево, тогда оно станет лежащим и превратится в мостик через речку».
Так гномы и сделали. Нарубили дров, притащили домой. От радости они запели песенку — и стали поющими гномами, начали танцевать — и стали танцующими гномами. Потом они сели у огонька — и стали вспоминающими гномами: «Мы дружно работали — значит, мы были работающими. Наш мостик послужит другим — значит, мы сотворили доброе дело и теперь мы — творящие добро гномы!»
Вопросы и задания
1. Поиграйте в игру «Эхо», это поможет ребенку закрепить способ образования причастий. Взрослый называет глагол (что делать?), ребенок — причастие (что делающий?):
кричать — кричащий умирать — умирающий
болтать — болтающий шагать — шагающий
молчать — молчащий тонуть — тонущий
играть — играющий сидеть — сидящий
водить — водящий стоять — стоящий
читать — читающий петь — поющий
замерзать — замерзающий танцевать — танцующий
вспоминать — вспоминающий работать — работающий
творить — творящий спать — спящий
2. Прочитав сказку повторно, предложите ребенку пересказать ее. Следите за правильным произнесением окончаний причастий.
Занятие 17
Сказка «Спор машин» знакомит с образованием существительных путем слияния основ: существительное + глагол. Пересказывая сказку, дети смогу! поупражняться в произнесении слов со сложной звукослоговой структурой.
СПОР МАШИН
Вышел у машин спор: какая из них самая важная? Какая самая нужная?
—Я сам могу груз сваливать, — сказал Самосвал.
—Ямогу улицы от снега очищать, — похвастал Снегоочиститель.
— Вы без меня ничего не можете! Ведь только я бензин умею возить, — зашумел Бензовоз.
—Ясамая нужная на стройке,— вмешалась Бетономешалка.
—А кто возит молоко для малышей? Я, Молоковоз!
Тут загремели, затрещали, завизжали кухонные машины:
— Без нас большой обед и ужин не сварить. Мы нужны! Мы важны!
Хлеб резать — нужна Хлеборезка, овощи резать — Овощерезка, мясо рубить — Мясорубка, кофе сварить — Кофеварка, сок выжать — Соковыжималка.
—Вы все только сорить умеете, а я чистоту люблю, всю пыль мигом всосу, — загудел Пылесос. — Важнее меня машины в доме нет!
—Эх, с вами только дома сидеть! — запыхтел Паровоз. — Вот я — это машина! Во мне такой сильный пар. Я с ним тяжелые вагоны возить могу. А мой браток Тепловоз возит пассажиров в дальние края. У него внутри — сильное тепло.
—Нет, я важнее всех! Я по морям, по волнам на всех парах хожу, — загудел Пароход.
—Насмешили вы меня! Самый нужный — тот, кто самый быстрый, тот, кто сам летает, — сказал Самолет.
Только умный Компьютер молчал, думал. А потом сказал: — Все мы нужны, все важны. Но нам всем нужен Человек. Это он нас придумал. Человек самый важный.
Вопросы и задания
1. Вспомните с ребенком названия машин из сказки: сам сваливает груз — самосвал, молоко возит — молоковоз. И т. д.
2. Предложите ребенку вспомнить названия других машин, образованные таким же способом (газонокосилка, сенокосилка, тестомешалка, кофемолка и др.).
3. При пересказе ребенком сказки обращайте внимание на правильное произнесение сложных слов. Важно, чтобы дети понимали значение составляющих слово основ, это в дальнейшем поможет избежать ошибок при написании таких слов.
Занятие 18
В русском языке есть прилагательные, образованные слиянием двух основ: прилагательное + существительное. С такими словами дети встретятся в следующем рассказе.
ПОДАРОК ДЛЯ ДЕДА МОРОЗА
Воспитательница Анна Ивановна сказала: «Дети, сегодня мы будем рисовать сказочных героев. Угадайте каких?
Деревянный мальчишка с длинным носом — это длинноносый... (Буратино).
Девушка в хрустальных туфельках и с золотыми волосами — это золотоволосая... (Золушка).
Неизвестный науке зверек с большими ушами — это большеухий... (Чебурашка)».
Машенька спросила: «Можно я нарисую настоящего Деда Мороза?
У него красный нос и красные щеки — он красноносый и краснощекий. У него доброе сердце — он добросердечный. Дед Мороз всем приносит подарки и очень устает. Пусть он тоже получит подарок — свой портрет».
Вопросы и задания
1. Поиграйте в «сочинение сложных слов». Взрослый говорит: «Девочка с длинными ногами». Ребенок отвечает: «Длинноногая девочка».
Кукла с пышными волосами —...
Мальчик с черными бровями —...
Малыш с голубыми глазами —...
Жираф с длинной шеей —...
Клоун с большим ртом —...
2. Спросите у ребенка: «Какая у тебя мама? Какой у тебя папа?» Ребенок должен рассказать о родителях, пользуясь сложными прилагательными (голубоглазая, светловолосая и т.д.).
Проверьте внимание малыша: помнит ли он цвет ваших глаз?
Занятие 19
Дети допускают большое количество аграмматизмов при склонении и согласовании числительных и существительных. Сказка поможет практическому усвоению правил согласования этих слов.
ПЯТЬ ЛЯГУШАТ
На болоте жили пять лягушат. Они любили нырять в воду: раз — и нет пяти лягушат, два — и снова можно любоваться пятью лягушатами. Красавцы были на славу!
У пяти лягушат по два выпученных глаза, а рты такие большие — как говорят, до ушей, хоть завязочки пришей.
Ели пять лягушат очень много! Только подлетят десять кусачих комаров к пятерым лягушатам, хотят укусить пять зеленых макушек — ах! Нет десяти комаров! Пять лягушат съели их, уже облизываются, поглаживают пять животиков: «Теперь мы ждем десять мошек!»
Подумай, дружок, о пяти лягушатах. Полезны они? Можно их обижать?
По Е. Ф. Pay
Вопросы и задания
1. Обратите внимание ребенка на употребление количественных и собирательных числительных. Одинаково правильно будет сказать: «пять лягушат» и «пятеро лягушат». При этом надо помнить, что собирательные числительные употребляются только с существительными, обозначающими одушевленные предметы мужского рода. Говоря о неодушевленных предметах и о живых существах женского рода, следует употреблять только количественные числительные: гладить пять животиков, кусать пять макушек, не обижать пять лягушек и т. д.
2. Предложите рассказать сказку о двух (двоих) лягушатах, о семи (семерых) лягушатах.
Пересказывая сказку, малыш должен правильно произносить окончания числительных и существительных.
3. Поиграйте «в прятки». Эта игра будет способствовать практическому усвоению согласования числительных с существительными, а также закреплению знания названий детенышей домашних животных. Взрослый называет домашнее животное, а ребенок — его детенышей. Во время игры ребенок поочередно загибает пальчики на обеих руках.
Разбежались, спрятались
Детушки у мам.
Нет у мамы-коровы
двух (телят).
Нет у мамы-лошади
двух (жеребят).
Нет у мамы-козы
двух (козлят).
Нет у мамы-собаки
двух (щенят).
Нет у мамы-кошки
двух (котят).
Поиграть, пошалить
все они хотят.
То же повторите, употребляя собирательное числительное двоих. Научите ребенка правильно задавать вопрос: Скольких телят нет?
Занятие 20
Мы уже знакомили ребенка со сложными словами, образованными слиянием двух основ: существительное + существительное, прилагательное + существительное. В следующем рассказе он встретится со сложными словами нового типа — прилагательными, образованными слиянием числительного и существительного — и, пересказывая рассказ, освоит этот способ словообразования.
ВЕРНИСАЖ
Сегодня в детском саду вернисаж — выставка рисунков. Дети очень любят рисовать разные домики: большие и маленькие, высокие и низкие. Получилась целая улица! Малыши сочинили о ней стишок-считалочку:
Раз, два, три, четыре, пять — Трехэтажный дом — в саду,
будем этажи считать. я много яблок там найду.
Вот избушка, свет в окошке, Четырехэтажный дом,
одноэтажная — Антошке. можно жить всем вместе в нем.
Домик беленький у поля Вот пятиэтажный дом,
двухэтажный — он для Оли. в гости мы в него идем!
А у тебя, дружок, какой дом? Сколько в нем этажей? Нарисуй его для нашего вернисажа.
Вопросы и задания
1. Чтение стишка-считалки сопровождайте игрой с пальчиками. Ребенок показывает количество этажей, высвобождая из кулачка сначала большой палец, потом большой и указательный и т.д.
2. Предложите ребенку нарисовать домик и показать на пальчиках, сколько в домике этажей, сколько дверей, сколько окон.
Занятие 21
Рассказ обратит внимание ребенка на важность предлога («маленького слова»), научит правильно употреблять предлоги в речи, а также уточнит и разовьет пространственные представления, выражаемые в речи посредством предложно-падежных конструкций.
КОЛИНЫОШИБКИ
Наш Коля делает все одновременно. Сегодня он смотрел телевизор, ел печенье с вареньем и выполнял домашние задания. Коля все перепутал. Вот что он написал в тетрадке:
Шишки висели над елке.
Мышка выбежала с норки.
Кошка спит из диване.
Лягушонок перепрыгнул с лужу.
Поезд подъехал от станции.
Поезд отъехал к перрона.
Помоги, дружок, исправить все Колины ошибки!
Вопросы и задания
1. Читая ребенку рассказ, голосом выделяйте предлог и окончание существительного.
2. Выучите с ребенком стишок.
Эти маленькие слова
Мы запомнили навсегда:
Из норки, к стулу, по дивану,
За кустиком, с кровати, в яму,
От печки, через забор, у дороги —
И называть мы их будем «предлоги».
Говоря с детьми о предлогах, мы обычно употребляем выражение «маленькое слово», но дети шести лет уже могут знать правильный термин: «предлог».
Ребенок должен в каждом словосочетании назвать предлог («маленькое слово»):
из норки — из, от печки — от, за кустиком — за, у дороги — у, к стулу — к, по дивану — по, с кровати — с, в яму — в и т. д.
3. Нарисуйте вместе с ребенком схемы предлогов.
4. Нарисуйте с ребенком схемы предложений.
Шишки висели на елке.
Мышка выбежала из норки.
5. Выучите с ребенком чистоговорки. Попросите ребенка назвать в каждой чистоговорке «маленькое слово» (предлог).
Над крышею груша,
На крыше Андрюша.
Л. Ульяницкая
Крошка кошка на окошке
Кашку кушает по крошке.
Г. Соколов
6. Прочитайте строчки из сказки К. Чуковского «Тараканище», выделяя голосом предлоги из, из-за (эти сложные предлоги часто отсутствуют в активном словаре детей).
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает воробей.
Спросите: «Откуда прилетает воробей?» (Предлоги обозначают направление.)
Покажите разницу предлогов схематично.
Колючая загадка
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёж)
К. Чуковский
Пусть ребенок самостоятельно найдет схему предлога из-под.
7. Строчки из стихотворения С. Маршака «Мяч» помогут ребенку ощутить разницу между предлогом и глагольной приставкой.
... Покатился в огород,
докатился до ворот,
подкатился под ворота,
добежал до поворота...
Нарисуйте схему предложения.
Дошел до дома.
8. Перекидывая мяч, поиграйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый начинает высказывание, ребенок заканчивает:
Добежал до (речки).
Доплыл до (берега).
Дошел до...
Доехал до...
Долетел до...
Дополз до...
Долез до...
Обратите внимание ребенка на то, что первый слог во всех словах «до» (приставка) и предлог («маленькое слово») — тоже «до».
Аналогично выполните упражнения с приставкой «по» и предлогом «по»:
Пополз по (дереву).
Побежал по (дороге).
Поплыл по (морю).
Эта работа поможет преодолеть аграмматизмы в речи, подготовит ребенка к правильному написанию предлогов и приставок.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие........................................................... 3
Занятие 1................................................................. 4
Занятие 2................................................................. 4
Занятие 3................................................................. 6
Занятие 4................................................................. 7
Занятие 5................................................................. 8
Занятие 6................................................................. 11
Занятие 7................................................................. 12
Занятие 8................................................................. 13
Занятие 9................................................................. 14
Занятие 10.............................................................14
Занятие 11............................................................... 16
Занятие 12............................................................... 16
Занятие 13............................................................... 17
Занятие 14............................................................... 18
Занятие 15............................................................... 19
Занятие 16............................................................... 20
Занятие 17............................................................... 21
Занятие 18............................................................... 22
Занятие 19............................................................... 22
Занятие 20............................................................... 23
Занятие 21............................................................... 24