История рекламы в России




Впервые скрытая реклама в России появилась в газете «Северная пчела», основанная Фадеем Булгариным, которая выпускалась с 1825г. по 1864г., это являлось следствиемсуществования запрета на публикацию коммерческих объявлений. Булгарин смог обойти этот запрет и печатал хвалебные и не очень заметки о кондитерских, парфюмерных лавках, гостиницах и т.д.Основное количество коммерческих объявлений рекламного характера проходили через издание департамента внешней торговли «Коммерческую газету» (1825-1860гг.) и частный еженедельник «Купец» (1832-1835гг.), он выпускался на трех языках (русский, французский, немецкий) с целью развития отечественной промышленности. Однако после 1861г. развитие капиталистических отношений способствовало снятию государственных запретов на помещение коммерческой информации. Такие массовые издания как «Петербургский листок», «Московский листок», «Голос» положили начало образованию первых российских рекламных агентств. Самым авторитетным из них была центральная контора объявлений торгового дома «Метцель и Ко», созданная в 1870 году.Больше всего рекламных объявлений публиковалось в газете «Новое время» (1868-1917гг.).

Во времена СССР Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о государственной монополии на размещение объявлений» в СМИ от 18 ноября 1917 года. Цель декрета заключалась в том, чтобы взять прессу под контроль и лишить независимые газеты источника доходов. Но с началом НЭПа потребность в рекламе возникла вновь, это был период бурного развития советской рекламы. Заново стали открываться рекламные агентства, в основном рекламная нагрузка легла на частные агентства.

С началом индустриализации необходимость в рекламе свелась к нулю, зачатки рекламы сохранились в торговле в виде вывесок и витрин. Начавшаяся война изменила направленность рекламы-пропаганды, она побуждала людей на борьбу с врагом, например, плакаты-лозунги «Родина-мать зовет!», «Все для фронта-все для победы!».

В период оттепели были созданы рекламные комбинаты, на них выполнялись не только оформительские работы, но и заказы на печатную рекламу. Была создана рекламная служба «Внешторгреклама» в системе Министерства внешней торговли СССР, она выполняла заказы на рекламу отдельных товаров и издавала журнал «Советский экспорт» на английском, немецком, французском и испанском языках. В сентябре 1965г. был создан Межведомственный совет по рекламе.

Центральная пресса все еще не допускала рекламу на свои страницы. Исключением были городские и вечерние газеты, но существовал лимит, не более 25% от объема последней полосы. Позже было разрешено выпускать специальные рекламные приложения к этим газетам, к 1985г. выходило около 90 различных рекламных приложений.

В 1975 году был подписан приказ председателя Гостелерадио и министра торговли о порядке прохождения рекламы на телевидении и радио, но в итоге рекламу никто так и не видел, и не слышал. В июле 1984г. с периодических изданий были сняты лимиты на публикацию рекламы, она стала занимать не менее 50% задней полосы, цены на рекламу выросли, прибыль от нее полностью поступала в управление делами ЦК КПСС.

В 1980 году завод «Фотон» стал заключать контракты со звездами российской эстрады (такими как А. Пугачёва, Г. Хазанов и др.), чтобы поместить их изображения на рекламные плакаты телевизоров, под девизом «Окно в мир прекрасного», это способствовало росту популярности товара.

Очень ярким периодом в истории отечественной рекламы являются 90-е. В рекламе 90-х звуковой ряд гиперболизирован, применяются приемы ассоциативных рядов и запугивания. Например, в рекламе морских гребешков, диктор преподносит этот товар как ценный деликатес, который скоро может исчезнуть с магазинных прилавков. Один изрекламных роликов был посвящен отечественному автомобилюЛада. Главная составляющая ролика — ритмичная музыка, под которую марширует рота солдат. Парадом командует генерал-полковник, руководя военнослужащими прямо из автомобиля. Существовало множество различных рекламных роликов, но самой культовой пиар-работой того времени считается реклама АО «МММ». Она была снята в формате мини-сериала, главным персонажем которого являлся Лёня Голубков, по сюжету благосостояние героя быстро росло, благодаря присоединению к «МММ». После того, как Мавроди был арестован, вся реклама «МММ» в СМИ, и прежде всего на телевидении, специальным распоряжением правительства была полностью запрещена.

Из-за кризиса в 2009 году произошел общемировой спад по рекламному рынку- 8,5%, в России- 24%. Интернет был единственным медиаканалом, который продемонстрировал рост на отечественном рынке рекламы- +5%. А 2011 год оказался для российского рынка знаменательным, так как удалось превысить показатели докризисного 2008г- +4%. Проще всего из кризиса вышли ТВ и Интернет, ибо им проще адаптироваться к новым условиям. Также могут выделиться и отдельные проекты, способные привлечь к себе рекламодателей каким-либо способом.

В 2017 году российский рекламный рынок продолжает показывать высокую динамику.

В долларовом выражении, если учесть рост курса рубля к доллару, динамика объема российского рекламного рынка на уровне +28%-+30%, таких высоких показателей на рынке не наблюдалось с 2007 года. Ситуация на рекламном рынке остается благоприятной и судя по прогнозам динамика останется высокойи в следующем году.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: