Блок 2. Специальные дисциплины
1 Сущность, функции и значение финансов и финансовых ресурсов коммерческих организаций в финансовой системе России.
Финансы – система денежных отношений связанная с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов.
Финансовые ресурсы – денежные средства имеющиеся в его распоряжении, которые используются для осуществления текущих затрат, инвестиций, выполнении финансовых обязательств.
Функции финансов.
Воспроизводственная – обслуживание денежными ресурсами кругооборота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности предприятия на основе формирования и использования доходов и накоплений.
Распределительная функция – обеспечение оптимальных пропорций распределения прибыли между предприятием и государством, между различными фондами этого предприятия.
Контрольная функция – контроль за производственно-хозяйственной деятельностью и контроль взаимоотношений с банком/государством/и др.
В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.
2 Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм и отраслей экономики.
|
Финансы организаций – экономическая категория, которая выражает отношение связанное с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов организации, для осуществления их хозяйственной деятельности.
Полное товарищество – добровольное объединение физических или юридических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью в соответствии с заключенным между ними учредительным договором и несут ответственность принадлежащим им имуществом. Уставный капитал создается за счет вкладом участников и является складочным капиталом. Участники полного товарищества несут полную ответственность по обязательствам товарищества. Прибыль (убытки) распределяются между его участниками пропорционально их доле в складочном капитале.
Коммандитное (товарищество на вере) – товарищество, в котором предполагается участие помимо полных участников товарищества, участников-вкладчиков (коммандитистов). Порядок формирования аналогичен порядку его формирования в полном товариществе. Управление деятельности товарищества осуществляется только полными товарищами, вкладчики в управлении участия не принимают, а являются своего рода инвесторами. Они участвуют в прибыли товарищества в соответствии с их долей в складочном капитале и в соответствии с учредительными договорами.
ООО – юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли. Участники ООО в отличие от других форм не отвечают по его обязательствам, и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества исключительно в пределах стоимости внесенной ими доли. ОДО отличается от ООО тем, что участники несут солидарную субсидиарную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере и стоимость их вкладов.
|
АО – представляет собой добровольное объединение средств физ и юр лиц или акционеров, каждый из которых несет материальную ответственность за результаты деятельности АО в пределах номинальной стоимости принадлежащих ему акций. Особенность ОАО заключатся в том, что формирование уставного капитала осуществляется за счет продажи акций в форме открытой подписки и свободное обращение акций на рынке.
ЗАО распространяет свои акции только среди его учредителей, т.е. по закрытой подписке. Кроме того, акционеры ЗАО обладают преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами.
Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, установленных учредительными документами общества.
3 Экономическое содержание и классификация расходов организации. Понятие себестоимости продукции, ее виды.
Взаимозаменяемые понятия: «издержки», «затраты», «расходы».
|
Издержки — совокупность затрат на приобретение вводимых факторов производства.
Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов, использованных в определенных целях в данном отчетном периоде.
Расходы – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.
Расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
- Расходы по обычным видам деятельности — расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
- Прочие расходы: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности;
- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
- отчисления в резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.)
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- возмещение причиненных организацией убытков;
- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (3 года), других долгов, нереальных для взыскания;
- курсовые разницы;
- сумма уценки активов;
- перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
- расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п.).
Таким образом, расходами признаются только те затраты, которые участвуют в формировании прибыли определенного периода, а оставшаяся часть затрат капитализируется в активах предприятия в виде готовой продукции, незавершенного производства, незавершенных объектов капитального строительства, нематериальных активов и т. п.
Совокупность затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) составляет ее с/с.
В зависимости от полноты охвата затрат производства (по этапам формирования затрат) различают несколько видов себестоимости:
Цеховая (участковая) с/с продукции складывается из расходов на её изготовление в каждом цехе (участке). Рассчитывается на тех предприятиях, где цехи (участки) находятся на внутрихозяйственном расчете, имеют замкнутый цикл производства.
Производственная с/с включает затраты на выпуск готовой продукции от начальной стадии производства до сдачи её на склад. Величина этих издержек учитывает затраты всех участков и цехов предприятия по выпуску продукции, общепроизводственные и административно-управленческие расходы.
Полная с/с состоит из расходов на производство и реализацию продукции. Она больше производственной на величину внереализационных расходов, которые включают в основном затраты по сбыту готовой продукции.
В зависимости от объекта калькуляции различают:
-себестоимость валовой продукции – расходы текущего периода на ее производство;
-себестоимость реализованной продукции – расходы на производство и сбыт продукции в течение всего цикла (например, года).
4 Экономическое содержание и классификация основного капитала организаций. Показатели оценки эффективности использования основных средств.
Основной капитал характеризует материально-техническую базу общественного производства и по своему материально-вещественному содержанию предоставляет собой основные фонды.
К основным фондам относятся материальные ценности, используемые в качестве средств труда в течение срока превышающего 12 мес. Стоимость средств инвестированных в основные фонды в процессе их использования совершает непрерывный кругооборот. Основные фонды принимают многократное участие в производственном процессе и переносят стоимость на вновь созданный продукт по частям, сохраняя свою материально-вещественную форму.
К основным фондам относят: здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудования, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, рабочий продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, прочие основные фонды. В зависимости от степени участия основных фондов в процессе производства они классифицируются на: производственные основные фонды прямо или косвенно участвующие в производстве материальных ценностей. Непроизводственного назначения, к которым относятся социальные объекты. По роли в производственном процессе основные фонды подразделяются на: активные – непосредственно участвующие в процессе производства товаров, работ и услуг. Пассивные – не принимают непосредственного участия в процессе производства, но создают необходимые условия для его осуществления.
Для оценки эффективности использования основных средств на предприятиях используется система показателей, включающая общие и частные показатели. Общие характеризуют эффективность использования всей совокупности основных средств. При расчете этих показателей используется стоимостная оценка основных средств. Важнейшими показателями этой группы являются:
1. Показатель фондоотдачи (), который показывает, какой объем продукции () приходится на один рубль стоимости основных средств () за сопоставимый период времени:
,
2. Показатель фондоемкости () является обратным показателем фондоотдачи и показывает сколько основных средств было затрачено для выпуска одного рубля продукции:
,
3. Показатель фондовооруженности труда () характеризует величину стоимости основных средств, приходящуюся на одного работника предприятия (Ч):
.
При анализе эффективности использования основных средств целесообразно использовать следующее соотношение между производительностью труда (), фондоотдачей и фондовооруженностью труда:
.
4. Показатель рентабельности основных средств характеризует размер прибыли, приходящийся на один рубль стоимости основных средств.
При расчете рассмотренных показателей используется средняя величина стоимости основных средств за анализируемый период.
Частные показатели характеризуют эффективность использования отдельных элементов основных средств (оборудование, производственные площади и т.д.). Важнейшими в этой группе являются следующие показатели:
1. Коэффициент экстенсивной загрузки оборудования характеризует использование оборудования во времени:
где – фактически отработанное оборудованием время;
– время возможного использования оборудования.
2. Коэффициент интенсивной загрузки оборудования характеризует использование оборудования по производительности:
,
где – технически обоснованная норма времени на единицу продукции;
– фактически затраченное время на производство единицы продукции.
3. Коэффициент интегральной (общей) загрузки оборудования характеризует использование оборудования и во времени, и по производительности:
4. Коэффициент сменности работы оборудования показывает сколько смен в среднем в течение суток работает установленное оборудование:
где – число фактически отработанных машиносмен за сутки;
– общее количество единиц оборудования, которым располагает предприятие.
5. Источники создания и воспроизводства основных средств. Амортизация и способы ее начисления.
Основные средства — это средства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и используются более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.
Основными источниками финансирования основных средств являются:
1.Собственные финансовые ресурсы и внутри хозяйственные ресурсы (чистая прибыль в виде нераспределенной прибыли, амортизационные отчисления);
2.привлечённые финансовые средства инвесторов (средства, полученные от эмиссии акций, депозитарных расписок и иных взносов юр и физ лиц);
3.заёмные средства (банковские кредиты, облигационные займы и др.)
4.денежные средства, централизуемые добровольными союзами предприятий и ФПГ (финансово-промышленных групп), а также мобилизуемые инвесторами для долевого участия в строительстве объектов;
5.средства федерального бюджета, предоставленные на безвозмездной и возмездной основах средства бюджетов субъектов РФ.
Амортизация – перенесение по частям по мере физического износа стоимости основных фондов на производимый с их помощью продукт. Осуществляется для накопления денежных средств с целью последующего восстановления основных фондов.
Амортизационные вычисления – это денежное выражение размера амортизации в соответствующей степени размера фонда. Норма амортизации – процентное отношение годовой суммы амортизации в балансовой стоимости основных фондов.
По способам начисления амортизации различают: линейный и нелинейный. В свою очередь в составе нелинейных способов различают следующие: 1. уменьшающего остатка (доля амортизационных отчислений с каждым годом эксплуатации объекта о.ф. уменьшается); 2. списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования расч. суммы амортиз отчисл исходя из первонач. стоимости объекта ОФ. и соотн. числа лет ост. до конца службы объекта и суммы чисел лет срока службы объекта. (ускоренный способ амортиз.); 3. списание стоимости пропорционально объему продукции, начисление амортизационных отчислений из натур. показателей объёма производственной продукции. в периоды и соотношение первоначальной стоимости объекта ОФ и предполаг. объёма продукции за весь срок полезн. использ. объекта ОФ. (широко примен. в горной пром-ти)
(К = (Koef / n)*100%, где
Koef - коэффициент ускорения, (2,... 3, в зависимости от НК РФ)
n - срок полезного использования объекта (в месяцах).)
Линейный способ осуществляется равномерными долями из первоначальной или восстановительной стоимости объекта о.ф. исходя из срока его полезного использования (Норма амортизации К = (1 / n)*100%, где
К - норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости объекта;
n - срок полезного использования объекта (в месяцах)
Годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается по формуле:
АО год = (ПС * К) / 100, где ПС - первоначальная стоимость объекта, тыс. руб.).
6 Сущность, состав и структура оборотных средств организации, их классификация. Производственный и финансовый цикл.
Оборотные средства – средства, которые компания использует для осуществления своей повседневной деятельности, целиком потребляемые в течение производственного цикла (например, материалы; сырье; изделия, предназначенные для продажи; деньги).
Подразделяется на оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные производственные фонды (оборотные средства в сфере производства и в процессе производства) обслуживают сферу производства и материализуются в предметах труда (сырье, материалы) и частично в средствах труда и воплощаются в производственных запасах и полуфабрикатах собственного изготовления. Оборотные производственные фонды обладают рядом особенностей: 1.полностью расходуются в производственном цикле; 2.притерпевают изменения своей натурально-вещественной формы и утрачивают потребительную стоимость; 3.переносят свою стоимость целиком и сразу на готовый продукт; 4.кругооборот зависит от производственного цикла (может быть несколько кругооборота в год).
Фонды обращения не участвуют в процессе производства, и их назначение состоит в обслуживание кругооборота средств предприятия и достижение единства производства и обращения. Фонды обращения состоят из нероеализованной готовой продукции и денежных средств (касса, расчетный счет, валютный счет, ценные бумаги, прочие денежные средства, расчеты с другими предприятиями и организациями).
Оборотный капитал — стоимостное выражение предметов труда, которые участвуют в процессе производства один раз, полностью переносят свою стоимость на себестоимость продукции, изменяют свою натурально-вещественную форму.
7 Определение потребности в оборотном капитале. Методы расчета нормативов оборотных средств.
Эффективность деятельности предприятия в значительной мере зависит от правильного определения потребности в оборотных средствах. Это в свою очередь способствует минимизации затрат, улучшению финансового положения предприятия в целом и ритмичности производства. Конкретные размеры оборотных средств определяются многими факторами: 1.технологическая сложность производства; 2. длительность производственного цикла; 3.сезонность производства; 4.условия производства и сбыта продукции; 5.темпы изменения объёма производства и реализации; 6.порядок и формы расчётов и т.д. По возможности управления оборотными средствами они классифицируются на нормируемые и ненормируемые.
Нормируемые оборотные средства – это собственные оборотные средства, авансируемые в оборотные производственные фонды и в отдельные элементы фондов обращения (сырьё, материалы, незавершённое производство, расходы будущих периодов и т.д.)
НЕнормируемые оборотные средства – товары отгружены, денежные средства, дебиторская задолженность.
Нормирование представляет собой установление оптимальной величины средств, необходимых для нормального осуществления процесса производства и реализации продукции.
Существуют несколько способов планирования потребности в оборотных средствах:
1. Аналитический метод (опытно-статистический) предполагает укрупненный расчёт оборотных средств в размере их средне фактических остатков.
2.Коэффициентный метод – основан на определение нового норматива на базе имеющегося с учётом поправок на изменение объёма продукции.
3. Метод прямого счёта является наиболее точным, но и самым трудоёмким. Он базируется на определении научно-обоснованных норм запаса по отдельным элементам оборотных средств и норматива оборотных средств.
Норматив оборотных средств – минимально необходимая сумма денежных средств, обеспечивающая хозяйственную деятельность предприятия. Алгоритм расчёта норматива по отдельным элементам оборотных средств следующий: норма запаса (дни) * однодневный расход или выпуск по данному элементу оборотных средств. В свою очередь однодневный расход рассчитывается как частное от деления затрат на число дней в периоде.
8 Источники формирования и показатели эффективности использования оборотных средств.
Первоначальное формирование оборотных средств на предприятии осуществляется за счёт уставного капитала в момент его образования. Средства уставного капитала направляются на формирование производственных запасов и закупку других факторов производства вплоть до момента получения выручки от реализации продукции.
Оборотные средства служат источником финансирования текущих производственных затрат. Величина потребностей их зависит от объёма производства, отраслевых особенностей, принятых форм расчёта и т.п.
Главным источником пополнения оборотных средств, авансируемых на возобновление производственного цикла, являются: 1. собственные источники, важнейший из которых чистая прибыль предприятия. Предприятия также могут использовать средства, приравненные к собственным, – устойчивые пассивы. Они не принадлежат предприятию, но постоянно находятся в обороте и используется на вполне законных основаниях. Устойчивые пассивы являются источником покрытия собственных оборотных средств только в сумме прироста (разницей фактических значений на начало и конец отчётного периода). 2. заёмные средства, привлечение которых позволяет покрыть временные дополнительные потребности в оборотных средствах. Основу заёмных средств составляет краткосрочные кредиты коммерческих банков, а также других кредиторов. Так же источником финансирования дополнительных потребностей в оборотных средствах может служить кредиторская задолженность. Она означает фактическое использование в обороте предприятия средств, формально ему не принадлежащих.
Эффективность системы управления процессами формирования и воспроизводства оборотных средств предприятия находит своё выражение в уровне и динамике показателей, характеризующих результативность деятельности организации и показателей, отражающих использования оборотных средств. В систему показателей, характеризующих использование оборотных средств включается: показатель оборачиваемости оборотных средств, длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств в денежной форме в производственные запасы до выпуска готовой продукции и её реализации. Критерием оценки эффективности управления оборотными средствами является фактор времени, используются показатели, отражающие:
1. длительность одного оборота в днях О=Д/Коб, Коб=В/С, где Д – длительность периода в днях, В – выручка от реализации продукции, С – средние остатки оборотных средств за период, О – оборачиваемость.
Коэффициент оборачиваемости (Коб) отражает число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами предприятий за определённый период времени. Фактически он показывает величину реализованной продукции приходящийся на 1 рубль оборотных средств.
2. кол-во оборотов за период Показатель, обратной коэффициенту оборачиваемости, называется коэффициентом загрузки (закреплением): КЗ=С/В Показатель характеризует величину оборотных средств, затрачиваемых на каждый 1 рубль реализованной продукции.
9 Цена как экономическая категория, виды цен. Методы и принципы определения базовой цены.
Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости.
В зависимости от области применения различают следующие основные виды цен: 1. оптовые цены – используются при реализации продукции между юр лицами. Оптовая цена предприятия = с/с + прибыли. 2.закупочные цены – устанавливаются на с/х продукцию, приобретаемую у с/х товаропроизводителей. 3.розничные цены – цены, по которым товары реализуются населению. Состоит из оптовой цены и торговой надбавки. 4.сметные цены строительства – применяются при строительно-монтажных работах, их величина определяется на основе сметных расчетов и нормативной прибыли. 5.тарифы на услуги – как и оптовые цены состоят из себестоимости и прибыли. 6.мировые цены – применяются во внешней торговле. Различают мировые цены на импортную и экспортную продукцию.
Применяются следующие основные методы расчета базовой цены, которые можно использовать изолированно или в различных комбинациях друг с другом:
1. Метод полных издержек, или метод Издержки плюс. К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.
2. Метод стоимости изготовления. Полную сумму затрат на покупное сырье, материалы, полуфабрикаты увеличивают на процент, соответствующий собственному вкладу предприятия в наращивание стоимости товара. Метод не применим для ценовых решений на длительную перспективу; не заменяет, а дополняет метод полных издержек. Он применяется в специфических условиях и случаях принятия решений:
· о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства;
· об отказе или продолжении конкурентной борьбы;
· об изменении ассортиментной политики при определении наиболее и наименее рентабельных изделий;
· по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам.
3. Метод маржинальных издержек предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли. Обеспечиваются более широкие возможности ценообразования: полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли.
4. Метод рентабельности инвестиций основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. Единственный метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат. Годится как для традиционно производимых товаров с устоявшейся рыночной ценой, так и для новых изделий. Применяется успешно при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара.
5. Методы маркетинговых оценок. Предприятие старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар. Цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат.
Принципы ценообразования это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и являющиеся базовыми для нее.
1. Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости по знаниям и изучении влияния на ценообразование объективных экономических законов развития рыночной экономики, законы стоимости спроса и предложения.
2. Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен.
3. Принцип непрерывности процесса ценообразования определяется его динамичностью и проявляется в том, что продукция на каждом этапе движения от сырья до готового изделия имеет свою цену; в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения.
4. Принцип единства процесса ценообразования и контроля над соблюдением цен заключается в государственном установлении общих принципов и правил ценообразования, формировании, регулировании и контроле за ценами продукции и услуг отраслей экономики.
10 Выручка организации, факторы, определяющие ее размер. Планирование выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Выручка от реализации продукции – это денежные средства, поступающие на предприятие за отгруженную контрагентом продукцию, выполненной работы или предоставленной услуги. В процессе свой деятельности хозяйствующие субъекты могут осуществлять планирование выручки в расчете на год, квартал, месяц. Общая сумма выручки включает: выручку от реализации товарной продукции и полуфабрикатов собственного производства; выполнения работ промышленного и непромышленного характера.
Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализуемой продукции исходя из действующих цен без НДС и акцизов в торговых и сбытовых скидок. Выручка от выполненных работ и услуг определяется исходя их объема выполненных работ и услуг и соответствующих цен и тарифов.
На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:
- в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;
- в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.
К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.
Существует 2 метода определения плановой выручки:
1.Метод прямого счета основан на гарантированном спросе и предполагает, что весь объем произведенной продукции обеспечен пакетом заказов. Основой расчетного метода является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Все составные части выручки выражены в ценах реализации: 1.остатки на начало года – в действующих ценах периода, предшествующего планируемому; 2.товарная продукция и остатки нереализованной продукции – в ценах планируемого периода. Нереализованной считается готовая продукция на складе.
2.Аналитический метод планирования может применяться в условиях стабильного развития экономики. С применением этого метода осуществляется оценка изменения объема выручки в зависимости от других факторов. Эластичность спроса: Э=ΔВ/ΔЦ В условиях, когда спрос эластичный – Э>1 (т.е. повышение цены приведет к большему снижению выручки) предприятие не может без отрицательных для него последствий повышать цены и вынужденно увеличить выручку за счет повышения объема производства. Если спрос неэластичен – Э<1, то имеется возможность увеличения цен на продукцию для максимизации выручки.
11 Экономическая сущность прибыли, условия ее формирования, функции и основные виды прибыли. Планирование прибыли, порядок распределения и использования.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и выплатами, с хозяйственной – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало периода. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Работа предприятия, в условиях перехода к рыночной экономике, связана с повышением стимулирующей роли прибыли.
В экономической системе прибыль выполняет следующие функции: 1.является показателем эффективности предприятия; 2.обладает стимулирующей функцией, т.к. является основным элементом финансовых ресурсов предприятия; 3.является источником формирования бюджетов различного уровня. Понятия(виды) прибыли: Валовая прибыль – сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг, имущества предприятия) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции работ (услуг) определяется как разница между выручкой от реализации без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенными в с/с. Взаимосвязь показателей: В=П+Р; П=В-Р; Р=В-П Прибыль до налогообложения (балансовая) – конечный финансовый результат, отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухучета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Налогооблагаемая прибыль – рассчитывается в рамках налогового учета (используется для определения налогооблагаемой базы). Чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; прибыль к распределению) – прибыль, остающаяся на предприятии после уплаты всех налогов и используемую на развитие производства и социальные нужды.
Планирование прибыли – сост.часть фин-го планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деят-ти пред-ия. При планировании прибыли в основном используется след.способы: