Хворостовский и Крутой создали провокационный дуэт




8.09.2009 Денис Ступников – «Музыка КМ»

Игорь Крутой – успешный бизнесмен от музыки, создатель фирмы «Арс-рекордс», плодовитый хитмейкер, антигерой песни Чижа «О Любви». Дмитрий Хворостовский – солист ведущих оперных театров мира, исполнитель классических и военных песен, обладатель неофициального титула «последний из популярных баритонов», присвоенного ему западной прессой. Что общего между этими людьми? Их совместный проект с красноречивым названием «Дежа Вю».

Подробности проекта стали известны в августе на конкурсе «Новая волна» в Юрмале. Игорь Крутой создал несколько мелодий, стилизованных под классику, и обратился за помощью к поэту-песеннику Лилии Виноградовой. Требовались тексты, которые передавали бы все нюансы новых произведений композитора, занимая при этом подчиненное положение к мелодии. Поэтесса успешно справилась с задачей, сочинив 24 стихотворения на итальянском, французском и английском. Творящееся пространство смыслов призван был дополнить концептуальный видеоряд.

Исполнять новые необычные песни Крутого согласился известный баритон Дмитрий Хворостовский. «Для меня это переход в другой жанр, в эксперимент, - объясняет свой выбор баритон корреспонденту «Российской газеты». - И потому вызывает интерес, поскольку расширяет мои театральные возможности. Это для меня театр одного актера. Интересна музыка по своей мелодике, музыка классична - я ничего не меняю, за исключением нескольких номеров. Но все равно принцип остался тот же - музыка пропускается через сердце».

К участию в совместном проекте с Игорем Крутым Дмитрий Хворостовский подошел творчески. Так, несколько текстов он не читает, а наговаривает, что только подчеркивает специфику нетривиальной программы «Дежа Вю», являющей собой синтез искусств. Работа над проектом оказалась для оперного певца нелегкой, ибо музыкальный материал подразумевает широкий голосовой диапазон исполнителя. К тому же внушительным оказался и стилистический разброс композиций программы, простирающийся от хауса до лаунжа (есть там и один романс).

Московская премьера программы «Дежа Вю» состоится в Кремлевском дворце 19, 21 и 22 ноября. В программе будет принимать участие академический хор под управлением Попова и Оркестр Константина Орбеляна. Предусмотрены и необычные декорации.

На одну из песен этой программы «Toi et moi» («Ты и я») известный режиссер Алан Бадоев снял футуристический видеоклип. Ролик уже успел вызвать шквал критических замечаний со стороны пользователей Интернета. Как водится, Хворостовского обвиняют в «опопсении», а Крутого – в попытке въехать на чужом горбу в серьезную музыку. Но в большинстве случаев эти выпады - либо желание выделиться, либо возможность подпеть многоголосому хору злословов, отчего-то мнящих себя нонконформистами, но на деле являющихся безвольным большинством, не способным на собственное мнение.

Между тем клип «Дежа Вю» находится на стыке элитарного и массового искусства. Как и любое другое талантливое произведение подобного рода, он многомерен, символичен и не лишен двойного дна. В аналогичном ключе работала, например, Линда сразу после своего ухода от продюсера Максима Фадеева. Ее клипы того периода «Шоколад и слеза» и «Изнанка света» до сих пор считаются непревзойденными образцами аудиовизуального жанра. Тогда одним из центральных образов певицы была кукла, сбежавшая от кукловода, рвущая путы навязанных ей извне догм, учащаяся генерировать собственные смыслы и мучительно кристаллизующая собственный взгляд на мир.

Немножко другой ракурс представлен в клипе Бадоева на песню Крутого Хворостовского «Ты и я». Оперный баритон здесь предстает могучим богатырем или убеленным сединами Воином Духа, искушаемым демонами массового творчества. Не ошибемся, если скажем, что это современный Фауст, научаемый Мефистофелем-Игорем Крутым. Это хорошо прослеживается в тех эпизодах ролика, где сквозь облик Хворостовского просвечивает демонический лысый череп Крутого. Сделка с собственной совестью губительна для бессмертной души творца, которая предстает в клипе то в облике красивой девушки, то в образе ангела. Очень показателен эпизод, где герой Хворостовского безжалостно хлещет кнутом привязанную к столбу пассию (ведь не секрет, что наши компромиссы и предательства больно бьют по тем, кто рядом с нами). Далее, однако, мы видим в кадре зеркальное отражение библейской истории Самсона и Далилы. Если, согласно этому преданию, коварная Далила лишила богатыря Самсона жизненной силы и погребла его под руинами дворца, то в клипе «Ты и я», наоборот, героиня спасает незадачливого Воина Духа среди рушащихся стен.

Вы спросите: зачем Хворостовскому всё это было нужно? Рискнем предположить, что таким отчаянным способом певец пытается заинтересовать классической музыкой людей, изначально далеких от этого искусства. Классическая музыка в чистом виде вряд ли способна пробить броню косных вкусов и неправильно усвоенных эстетических представлений. А провокационное балансирование между элитарной и массовой музыкой позволит нащупать на этой броне прорехи, точки сбора, расшатанные заклепки и достучаться до Живого Сердца.

Денис Ступников

Темы: Журнал "МузОН"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: