Кадровые условия реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью предусматривают следующие требования:
1) Образовательная организация должна быть укомплектована педагогическими и руководящими работниками с профессиональными компетенциями в области коррекционной педагогики по направлению «олигофренопедагогика».
2) Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей вариант 2 АООП для обучающихся с умственной отсталостью и СИПР, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
3) В образовательной организации должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики.
Кадровое обеспечение образовательной организации, реализующей вариант 2 АООП для обучающихся с умственной отсталостью, предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, которые в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. В зависимости от состава обучающихся в штат специалистов включаются: учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги), логопеды, психологи, специалисты по лечебной и адаптивной физкультуре, социальные педагоги, врачи (психиатр, невролог, педиатр).
В случае недостаточности кадрового обеспечения образовательной организации специалистами (педагогическими и медицинскими) возможно использование сетевых форм реализации образовательных программ, при которых специалисты из других организаций привлекаются к работе с обучающимися.
|
Педагоги (учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог) должны иметь квалификацию/степень не ниже бакалавра, предусматривающую получение высшего профессионального образования:
а) по направлению специальное (коррекционно-педагогическое) образование;
б) по направлению «Педагогика» [один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии];
в) по одной из специальностей: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика;
г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению специальное (дефектологическое) образование (степень/квалификация бакалавр).
Для работы с обучающимися, осваивающими вариант 2 АООП, необходим тьютор (ассистент, помощник), имеющий уровень образования не ниже среднего профессионального с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики:
а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;
б) по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии).
Музыкальный работник, учитель адаптивной физкультуры, рисования и другие педагоги, занятые в образовании обучающихся, должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.
|
Медицинские работники, включенные в процесс сопровождения обучающихся (врач-психиатр, невролог, педиатр), должны иметь соответствующее медицинское образование.
Количество штатных единиц специалистов определяется в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки России.
Все специалисты, участвующие в реализации СИПР на основе АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью, должны владеть методами междисциплинарной командной работы.
В целях реализации междисциплинарного подхода в системе образования должны быть созданы условия для взаимодействия общеобразовательных, медицинских организаций, организаций системы социальной защиты населения, а также центров психолого-педагогической медицинской и социальной помощи, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации СИПР обучающихся с умственной отсталостью, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.
При необходимости должны быть организованы консультации других специалистов, которые не включены в штатное расписание образовательной организации (врачи: психиатры, невропатологи, сурдологи, офтальмологи, ортопеды и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения обоснованных медицинских заключений о состоянии здоровья воспитанников, возможностях лечения и оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; для подбора технических средств коррекции (средства передвижения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуховые аппараты и кохлеарные импланты, очки, другие средства коррекции зрительных нарушений и т.д.).
|
Междисциплинарное взаимодействие всех специалистов должно быть обеспечено на всех этапах образования обучающихся: психолого-педагогическое изучение, разработка СИПР, ее реализация и анализ результатов обучения.
Некоторые обучающиеся по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В таких случаях на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по специальным индивидуальным программам развития организуется на дому или в медицинских организациях[5]. Администрацией образовательных организаций должны быть предусмотрены занятия различных специалистов на дому, консультирование родителей.
Специалисты, участвующие в реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР, должны обладать следующими компетенциями:
· наличие позитивного отношения к возможностям обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, к их развитию, социальной адаптации, приобретению житейского опыта;
· понимание теоретико-методологических основ психолого-педагогической помощи обучающимся;
· знание этиологии умственной отсталости, тяжелых и множественных нарушений, теоретических основ диагностики развития обучающихся с такими нарушениями, формирование практических умений проведения психолого-педагогического изучения обучающихся;
· наличие представлений о своеобразии психофизического развития обучающихся;
· понимание цели образования данной группы обучающихся как развития необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и самореализации в повседневной жизни;
· учет индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей ребенка при определении содержания и методов коррекционной работы;
· способность к разработке специальных индивидуальных программ развития, к адекватной оценке достижений в развитии и обучении обучающихся;
· наличие представлений о специфике «обходных путей», необходимых для обеспечения развития и обучения обучающихся с различным сочетанием первичных нарушений;
· активное участие в специальной организации жизни ребенка в условиях дома и образовательной организации, позволяющей планомерно расширять его жизненный опыт и социальные контакты;
· определение содержания психолого-педагогического сопровождения обучающихся в семье, понимание наиболее эффективных путей его организации;
· умение организовывать взаимодействие обучающихся друг с другом и с взрослыми, расширять круг общения, обеспечивая выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
· наличие творческого отношения к педагогической деятельности по образованию обучающихся данной группы, способности к поискам инновационных и нетрадиционных методов развития обучающихся, внедрению новых технологий развития и образования;
· наличие способности к общению и проведению консультативно-методической работы с родителями обучающихся;
· владение навыками профессионального ухода, предусматривающими уважительное отношение (с эмпатией) к ребенку, вызывающее у него доверие и желание взаимодействовать с взрослым;
· наличие способности к работе в условиях междисциплинарной команды специалистов.
Для административно-управленческого персонала образовательных организаций, в которых обучаются обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, а также для педагогов, психологов, социальных работников и других специалистов, участвующих в работе с данной группой обучающихся, обязательно освоение дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной группы обучающихся, включающих организацию ухода, присмотра и сопровождения детей-инвалидов, освоение междисциплинарных подходов. Объем обучения – не менее 72 часов и не реже, чем каждые пять лет в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.
Административный аппарат школы:
Директор – Ярославцева Нина Петровна, образование высшее, менеджер образования, категория – высшая, стаж административной работы – 26 лет.
Заместитель директора по УВР – Вязовченко Наталия Константиновна, образование высшее, категория –высшая, стаж административной работы – 5 лет
Заместитель директора по УВР – Лаксова Галина Петровна, образование высшее, категория –высшая, стаж административной работы – 29 лет
Заместитель директора по УВР – Ермолаева Антонина Леонидовна, образование высшее, категория – высшая, стаж административной работы –18 лет
Заместитель директора по ВР – Федорова Эльвира Анатольевна, образование высшее, категория –высшая, стаж административной работы – 6 лет
Заведующая отделением «Митковицкая СОШ»- Лонина Надежда Михайловна, образование среднее специальное, категория – высшая, стаж административной работы – 0 лет