Задание 41. Аналитическое исследование (5 б.)
Определите круг целевых клиентов туристического рынка … (на примере города, МО или субъекта РФ), основываясь на методе выявления «естественных целевых групп»[1].
Задание 42. Поисковое исследование (5 б.)
Определите круг целевых клиентов туристического рынка … (на примере города, МО или субъекта РФ), основываясь на аудите местных достопримечательностей. Используйте для этих целей сегментационные переменные для туристического рынка в виде следующей таблицы:
Что вызывает интерес | Виды рынков | Характеристики клиентов | Преимущества |
1. Река/озеро/море, солнце, лыжи 2. Красота природы/безлюдье 3. Оздоровительный отдых 4. Культура/история 5. Мероприятия/спорт 6. Тематические парки 7. Условия/гостиницы/ рестораны 8. Уникальные товары (вино, водка, одежда, часы, живопись…) | 1. Ближнее зарубежье 2. Дальнее зарубежье 3. В своей стране 4. Региональные 5. Местные 6. Сезонные/ круглогодичные 7. Язык | 1. Возраст 2. Доход 3. Семьи 4. Одиночки 5. Профессионалы 6. Стиль жизни 7. Этнические/ религиозные группы | 1. Цена 2. Удобство 3. Качество 4. Питание 5. Сервис 6. Материальная база 7. Транспорт |
Задание 43. Аналитическое исследование (5 б.)
Опираясь на статистические данные (за последние 2 – 3 года), оцените конкуренцию между территориями одного административного уровня (не менее 20 мест – город или МО) и представьте результаты в виде следующей таблицы:
№№ | Наименование места | Число приезжающих | Общая занятость гостиниц (в сутках) | Средняя продолжительность пребывания (в днях) |
Задание 44. Поисковое исследование (4 б.)
|
Испанскую модель организации и управления в сфере маркетинга туризма, как одну из самых успешных в Европе, можно представить в виде следующей таблицы:
Государственные институты | Функции |
Национальный уровень | |
Внутриправительственный совет по делам туризма | Координация работы различных подразделений правительства |
Министерство торговли и туризма | Координация работы министерств и государственных административных органов |
Генеральный секретариат по делам туризма | Реализация политики правительства и административное управление ею |
Генеральный директорат по вопросам стратегии в области туризма | Координация действий автономных муниципальных образований |
Генеральный директорат по вопросам продвижения стратегии в области туризма | Реклама и продвижение туризма и маркетинговая деятельность за рубежом |
Испанские туристические представительства за рубежом | Сотрудничество с автономными регионами по вопросам их рекламирования в зарубежных странах |
Институт туристических исследований | Документирование, информирование и исследования Обучение и разработка систем дистрибуции |
Официальная школа туризма | Национальная школа туризма для подготовки поставщиков туристических услуг |
Региональный уровень | |
Административные региональные советы в автономных провинциях | Стимулирование и планирование туризма на региональном уровне Контроль за туристической деятельностью компаний |
Местный уровень | |
Муниципалитеты (в Испании 8056 муниципальных образования) | Стимулирование туристической деятельности на местном уровне |
|
Создайте подобную модель для конкретной территории России (субъект РФ или МО) и сравните ее с испанской моделью: преимущества и недостатки, слабые места и «пробелы» в управлении, излишняя бюрократизация и т.д.
Задание 45. Аналитическое исследование (2 б.)
Оцените степень дружелюбия территории (на примере знакомого города – любого по выбору магистранта), исходя из вопросов представленных в следующей таблице (max оценка – 10 баллов, проходной балл - 60):
№№ | Вопрос | Балл |
1. | Снабжены ли основные пункты прибытия в Ваш город (автомобильные, железнодорожные, авиа) информационными центрами для посетителей или дают ли они указания, облегчающие поиск такой информации? | |
2. | Если основным пунктом прибытия является аэропорт или железнодорожный вокзал, предоставляется ли там полный спектр информационных услуг для посетителей (например, размещение в гостиницах, стойка туристической информации, визуальные материалы о достопримечательностях, список событий и вариантов времяпрепровождения, специализированная информация для пожилых людей, иностранцев и путешествующих всей семьей)? | |
3. | Проходят ли люди, имеющие отношение к обслуживанию посетителей (таксисты, водители автобусов, сотрудники служб безопасности, работники, занимающиеся бронированием), какое-либо официальное обучение, и существует ли система контроля качества их работы с посетителями? | |
4. | Оборудованы ли гостиницы внутренними телевизионными каналами, информирующими о событиях, достопримечательностях, ресторанах и вариантах времяпрепровождения? | |
5. | Существует ли единая служба, отвечающая за все, что связано с приемом приезжающих, и выделяются ли на ее работу бюджетные средства? | |
6. | Располагает ли эта служба маркетинговым портретом приезжающих посетителей, и используется ли этот портрет в ее маркетинговой деятельности? | |
7. | Удовлетворяет ли индустрия гостеприимства данного места потребностям иностранных посетителей (знание языков, указатели, вывески и пр.)? | |
8. | Существует ли достаточный набор вариантов размещения разного класса для удовлетворения реальных или ожидаемых потребностей посетителей (с точки зрения ценовой категории, размера, удобств, доступа к достопримечательностям и пр.)? | |
9. | Можно ли легко и за разумные деньги добраться до интересующих объектов, достопримечательностей и других важных мест (события, условия для отдыха и оздоровления, центральное месторасположение)? | |
10. | Проявляет ли место гостеприимство по отношению к посетителям и удовлетворяет ли их потребности (часы работы, прием кредитных карт, язык, вывески, дорожное движение, парковка и т.д.)? |
|
Задание 46. Аналитическое исследование (6 б.)
Проведите процедуру аудита местного делового климата территории (на примере города – любого по выбору магистранта), учитывая условия ведения бизнеса, ценовых факторов и характеристик качества жизни. Результаты представьте в виде следующей таблицы (курсивом приведен пример):
Характеристики места | Старые | Новые | ||
Жесткие (экономические) | Мягкие (неэкономические) | Жесткие (экономические) | Мягкие (неэкономические) | |
1. Рабочая сила | Низкая стоимость | Низкая квалификация | Высокая квалификация | |
2. Налоговый климат | ||||
3. Финансовые стимулы | ||||
4. Удобство | ||||
5. Школы | ||||
6. ВУЗы | ||||
7. Регулирование | ||||
8. Энергоснабжение | ||||
9. Связь | ||||
10. Бизнес |
Задание 47. Поисковое исследование (5 б.)
Оцените используемые на территории (на примере города – любого по выбору магистранта) инструменты экономического стимулирования инвестиций (любые 5 - из предложенного в таблице списка) и подтвердите их соответствующим нормативно-правовым актом (наименование акта, его номер, дата принятия, статья/пункт).
Результаты представьте в виде следующей таблицы:
Параметры | Нормативно-правовой акт, в которым закрепляется данный параметр |
Экономические стимулы | |
1. Налоговые льготы | |
2. Предоставление инвестиционных ресурсов за счет региональных бюджетов | |
3. Компенсация процентной ставки по банковским кредитам | |
4. Предоставление инвестиционного налогового кредита | |
5. Льготные условия пользования землей и другими объектами природных ресурсов и льготы по аренде имущества, находящего в собственности субъекта РФ | |
6. Выделение субсидий и субвенций за счет бюджетных средств | |
7. Выделение приоритетных отраслей и направлений инвестирования | |
8. Помощь по созданию инфраструктуры бизнеса | |
9. Сопровождение инвестиционных проектов | |
10. Субсидирование лизинговых платежей | |
11. Содействие в аренде земельных участков и других объектов | |
12. Финансирование расходов по подготовке к реализации инвестиционных проектов | |
13. Субсидирование купонного дохода по облигациям, эмитированным предприятием в инвестиционных целях | |
14. Оплата по льготным тарифам услуг естественных монополий | |
15. Возмещение страховых взносов по страхованию инвестиций | |
16. Возмещение расходов по созданию инженерной инфраструктуры проекта | |
17. Выделение приоритетных в инвестиционном плане территорий региона | |
Инструменты защиты интересов инвесторов | |
18. Гарантии инвестиций за счет территориальных бюджетов | |
19. Возмещение убытков в результате действия органов власти | |
20. Гарантия посредством залогового фонда региона | |
21. Гарантии имуществом субъекта РФ | |
22. Возврат инвестиционных вложений |
Задание 48. Аналитическое исследование (2 б.)
Оцените деловой климат территории и/или целей и достижений в развитии новых видов бизнеса (на примере города или региона – любого по выбору магистранта), исходя из вопросов представленных в следующей таблице (max оценка – 10 баллов, проходной балл - 60):
№№ | Вопрос | Балл |
1. | Когда руководители местных органов власти встречаются с лидерами бизнеса, участвует ли в таких встречах такое же число директоров МСП[2], как и банкиров, и руководителей корпораций (крупных предприятий)? | |
2. | Приглашаются ли руководители МСП на важные общественные мероприятия? | |
3. | Следят ли местные СМИ за судьбой новичков и ростом МСП с таким же напряженным вниманием, как за крупными корпорациями? | |
4. | Могут ли инновационные МСП находить и нанимать на работу практически всех специалистов на местном рынке? | |
5. | Часто ли представители МСП говорят о легкодоступности венчурного капитала? | |
6. | Поощряют ли местные ВУЗы участие своих преподавателей и студентов в новых предпринимательских проектах? | |
7. | Принадлежит ли руководителям местных МСП хотя бы четверть мест в советах директоров 3-х крупнейших банков? | |
8. | Тратит ли городской департамент экономического развития больше времени на содействие росту местных компаний, чем на охоту за филиалами корпораций, базирующихся за пределами региона? | |
9. | Существуют ли приличные, доступные по цене офисные и заводские помещения в центральном деловом районе города/региона, которым может воспользоваться малый бизнес? | |
10. | Можете ли Вы вспомнить 10 появившихся за последнее время новых предприятий, основанных предпринимателями, отпочковавшимися от крупных компаний? |
Задание 49. Аналитическое исследование (4 б.)
Проанализируйте, какие конкретные меры может реализовать организация, содействующая развитию экспорта территории (на примере города или региона – любого по выбору магистранта), выполняя 10 ключевых ролей. Результаты представьте в виде следующей таблицы:
№№ | Роль организации, осуществляющей деятельность по содействию развития экспорта | Меры по содействию развития экспорта |
1. | Поставщик информации (ТПП или муниципальный орган по вопросам экономического развития) | |
2. | Брокер (поиск конкретных контактных лиц, агентов и дистрибьютеров) | |
3. | «Толкач» (сведение местных предприятий с иностранными торговыми представительствами и отраслевыми выставками) | |
4. | Инструктор и советник (семинары, конференции и учебные программы) | |
5. | Финансист (варианты кредитования) | |
6. | Принимающая сторона (партнерские отношения, туризм, деловые визиты и пр.) | |
7. | Определитель цели (выделение интересующих целевых отраслей и компаний) | |
8. | Промоутер (стимулирование торговых отношений) | |
9. | Девелопер (граница с другим государством, опорная база для международной торговли) | |
10. | Разработчик новых технологий (тестирование новинок, пилотные проекты) |
[1] Предполагает сбор информации об уже имеющихся туристах: откуда они, почему приехали именно сюда, их демографические характеристики, приезжают ли они не в первый раз, как много тратят и т.д.
[2] МСП – малые и средние предприятия.
СРМ по теме 8