а управлять этим, другим, нужно так...




Политика государства в сфере энергетики должна включать два направления: а) стратегические интересы государства - на укрепление госконтроля и развитие системы госзаказа; и б) остальные секторы - на максимальную либерализацию предпринимательской деятельности и инициативы. Иначе говоря, должен быть разноуровневый порядок госрегулирования, определяемый, во-первых, реальными потребностями государства в гарантировании некоторого базового минимума энергетического обеспечения народного хозяйства, и, во-вторых, необходимостью становления рыночного саморегулирования в остальной части топливно-энергетического комплекса. Соответственно оказывается, что все нынешние дискуссии об усилении или ослаблении государственного влияния в сфере энергетики попросту лишены смысла - поскольку и то и другое может быть и вредно, и неэффективно, если не указывать четко и определенно конкретный сектор такого воздействия.

К сфере стратегических интересов государства следует отнести следующие сферы имущественно-хозяйственной деятельности: энергопроводящие системы федерального значения, а также все АЭС, крупные ГЭС и особо важные ГРЭС, которые должны быть закреплены в полной и безраздельной собственности государства; обеспечение населения топливно-энергетическими ресурсами в осенне-зимний период; установление энерготарифов для вышеперечисленных энергопредприятий и энергосистем и обеспечение такого порядка финансирования для этих предприятий, который бы гарантировал полную и своевременную оплату их продукции. Иначе говоря, государство и его органы в порядке госзаказа должны не только обеспечивать приобретение продукции этих энергогенери-рующих предприятий по фиксированным ценам, но и гарантировать оплату их услуг бюджетными учреждениями, предприятиями и населением в рамках отопительного сезона.

На самом деле эти задачи не являются особенно сложными: население обычно платит достаточно исправно, а для бюджетных учреждений достаточно предусмотреть целевое выделение средств на оплату потребления энергоресурсов. Фактически государство именно с помощью дополнительных фондов, полученных от введения нового энергоакциза, должно обеспечивать и контролировать оплату объемов энергопотребления, ограниченного периодом осенне-зимнего сезона.

При этом в отношении предприятий контролируемого госсектора (вышеуказанных энергогенерирующих предприятий и единой энергосистемы) должен быть восстановлен режим полной и безраздельной государственной собственности (полностью исключая применение режима акционерной собственности, при котором в условиях России невозможно обеспечить адекватную защиту имущественных интересов государства - даже при сохранении в акционерном капитале этих предприятий доли государства в подавляющих или контролирующих размерах).

Из регулирования остальных секторов энергопроизводства и энергопотребления государство попросту уходит (за исключением налогового регулирования - в форме энергоакциза): там действуют свободные, нерегулируемые цены и тарифы; предприятия-поставщики и их клиенты свободно решают свои конфликты и споры в обычном мировом или судебном порядке; снимается всякое регулирование экспорта; любое предприятие свободно, на равных условиях, может включаться в единую энергосистему на правах потребителя или поставщика энергии; разрешается использование любых форм собственности, создание местных или региональных энергосистем, и т. д.

Ключевым элементом новой системы госрегулирования сферы ТЭК является создание мощного фонда развития, в котором будут аккумулироваться избыточные рентные доходы от использования государством разведанных и освоенных источников энергоносителей (которые сейчас присваиваются в частных интересах или используются непроизводительно). При этом следует иметь в виду, что после истощения этих легкодоступных месторождений, когда встанет вопрос о вложении новых огромных инвестиций в освоение отдаленных районов - т. е. об инвестициях с длительными сроками окупаемости - эти затраты все равно лягут на плечи государства, поскольку частный капитал ни при каких налоговых и иных льготах на эти вложения не пойдет.

Если государство не займется накоплением этих фондов сейчас, особенно в периоды подъемов мировых цен на энергоносители, то впоследствии эта проблема может стать неразрешимой, что поставит под вопрос само существование национальной экономики России (поскольку рост издержек на освоение труднодоступных месторожденией энергоносителей и сохраняющееся расточительное использование энергоресурсов сделают любые производственные процессы в стране убыточными и неэффективными). Рассчитывать на привлечение частных капиталов из-за рубежа не приходится, поскольку инвесторы готовы вкладывать свои средства только в экспорт энергоресурсов.

Государственные же заимствования за рубежом уже достигли тех пределов, которые не позволяют использовать внутренние бюджетные ресурсы на цели развития даже в минимально необходимых размерах. При таких обстоятельствах есть все основания ожидать, что в самом недалеком будущем России придется задуматься о воссоздании мощного госсектора в сфере ТЭК - но уже в иных, существенно более неблагоприятных условиях. Как только встанет острая необходимость крупных вложений в освоение новых месторождений, а государство - неизбежно - в той или иной степени научится ограничивать масштабы незаконного вывоза за рубеж доходов, получаемых на разнице внутренних и мировых цен на энергоносители, те же частные собственники нефтяных компаний сами будут инициировать вопрос о национализации этих компаний (или, по крайней мере, о привлечении государственного капитала вплоть до передачи контрольного пакета).

Это связано с тем, что интерес частного капитала к добыче нефти в России целиком определяется существующими сейчас в этой отрасли возможностями ее добычи с низкими (субсидируемыми, как было показано, российским государством) затратами и скрытого (от российских налогов) вывоза за рубеж доходов. Как только ситуация изменится, частный капитал начнет покидать эту сферу (в лучшем случае от государства опять потребуют принять на себя все основные финансовые тяготы в связи с освоением новых месторождений - в виде налоговых льгот, субсидий и т. д.).

Таким образом, конечная общая цель всех этих преобразований состоит в том, чтобы:

а) вывести цены на мировой уровень, что устранит существующие сильные стимулы к вывозу энергоносителей, способствуя их использованию в национальном производстве, изменит структуру издержек в пользу энергосбережения, сделает эффективным использование других видов топлива и альтернативных источников энергии;

б) гарантировать, что полученные от этого дополнительные финансовые ресурсы будут использоваться на компенсацию потерь потребителей, помощь энергетике (инвестиции, кредиты и т. д.), компенсацию экологических потерь и разведку/обустройство новых месторождений. Фактически национальная экономика вернется к объективной и обоснованной структуре издержек, при которой в себестоимости готовой продукции резко вырастет доля энергоносителей и затем зарплаты - что, в свою очередь, создаст новые стимулы для внедрения энергосберегающих технологий и новой высокопроизводительной, экономящей труд, техники.

Потому что...

Основной вывод состоит в следующем: без крупных государственных вложений в сферу энергетики Россия не обойдется ни в каком случае. Вопрос лишь в том, смогут ли власти создать фонды для этих вложений в оставшиеся до кризиса годы или все потенциальные накопления энергетического сектора уйдут в частные руки за пределы страны? От ответа на этот вопрос зависит не только экономическое благосостояние страны, но и ее политическое будущее.

Таким образом, посредством предлагаемых структурных преобразований будут решены следующие задачи:

создание жестко управляемого и надежного государственного сектора в энергетике, позволяющего обеспечить необходимый минимум энергопотребления для государства и общества;

перевод на рыночное регулирование остальных секторов энергетики - на основе развития локальных энергосистем, энергосамообеспеченных объектов ЖКХ и промышленности с полной либерализацией в этих секторах ценообразования, финансирования и отношений собственности;

перевод налогового компонента в составе издержек национального производства с заработной платы на энергозатраты, что, соответственно, будет стимулировать рост оплаты труда работников и экономию расходов на использование энергоресурсов (а также реализацию энергосберегающих мероприятий и развитие альтернативных источников энергии);

переход к научно обоснованным соотношениям цен на энергоносители, при которых бы стимулировалось расширенное использование воспроизводимых ресурсов (гидроресурсы, атомная энергия) или тех из них, которыми страна располагает в избытке (уголь, торф, отходы древесины и т. д.).

В заключение приведем некоторые основные параметры новой системы регулирования топливно-энергетической системы страны:

госсектор, работающий по режиму госзаказа: ГЭС плюс АЭС плюс некоторые важнейшие ТЭЦ, для которых устанавливается порядок гарантированных закупок их «продукции» - по гарантированной цене и с гарантированным доведением до потребителя;

секторы, которые гарантированно будут обеспечены топливно-энергетическими ресурсами: население, установленный круг бюджетных учреждений, оборона, особо важные объекты;

гарантированные периоды обеспечения этих секторов: для особо важных объектов (оборона, связь, аэропорты, железные дороги) - круглогодично; для остальных секторов - в осенне-зимний период (число месяцев устанавливается в зависимости от климатических условий);

обеспечение платежей: а) гарантированно - средствами за счет федерального бюджета, б) составлением достоверных прогнозов - в отношении поступлений от населения, в) оценочно - в отношении платежных возможностей местных бюджетов;

тарифы: по гарантированному блоку - фиксируются ежегодно как единые по стране, с поправками на инфляцию, за срок не более полутора-двух лет выходят на среднеевропейский (мировой) уровень; по остальным секторам -конкурентные тарифы и цены, государство вмешивается через регулирование спроса и предложения, обеспечивает их стабильность, защищает как потребителя, так и производителя (от необоснованных взлетов и падений);

перспективные направления: а) АЭС, уголь, некоторые ГЭС, б) энергосбережение (через учет, рационализацию потребления, т.д.), в) альтернативные/местные источники -солнце, ветер, приливы, термальные источники и др;

необходимость в балансах: контрольный - на отопительный сезон; федеральный и по округам; регионального значения -по субъектам РФ (объединениям субъектов); местные - по городам и районам;

структура рынка: производители - государственные (федеральные и другие), частные, иностранные; распределение: сети - государственные (неакционерные) с открытым доступом, компании-операторы - на конкурсной основе, государственные и частные; продажи в сети - кто угодно, на конкурсной основе, независимые производители со своими сетями - не регулируются.

При таком порядке государству удастся обеспечить надежную энергетическую базу для своей экономической и социальной политики, а также создать условия для гармоничного развития рыночных отношений в реальном товаропроизводящем секторе, что, несомненно, является более важной задачей, чем проведение сомнительного эксперимента с допущением «свободной игры рыночных сил» в сохраняющей пока свою организационно-экономическую целостность энергетической системе страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: