Формы физкультурных занятий




ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

В ДОУ основной и наиболее рациональной формой обучения детей основным движениям являются занятия, эффективность которых во многом определяется пониманием их значимости, уме­нием четко ставить программные задачи.

Для каждого занятия обозначаются оздоровительные, образова­тельные и воспитательные задачи. Оздоровительные задачи направлены на:

—охрану и укрепление здоровья детей;

—улучшение их физического развития;

—функциональное совершенствование и повышение работоспо­собности организма ребенка;

—закаливание;

—совершенствование координации движений дошкольников;

—развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной систем детского организма.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме и роли физиче­ских упражнений в его жизнедеятельности, а также способах укреп­ления собственного здоровья.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физиче­скими упражнениями.

Одновременное взаимосвязанное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач будет способствовать сохранению и укреплению психофизического здоровья детей, рас­ширению их двигательного опыта.

Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов: обучение (первоначальное разучивание), закрепление (углублен­ное разучивание) и совершенствование навыка. А эффективность обучения во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.

На первом этапе - обучения или первоначального разучивания — ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). С этой целью используются показ, объяснение и практи­ческое опробование. Показ воспитателя должен быть технически правильным, красивым, доступным и образным. А объяснение — чет­ким, кратким, выразительным. Вследствие этого у детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями.

Задача второго этапа — закрепления — создать правильное пред­ставление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко выполнять их. На этом этапе значительное место отводится имитации, зрительным и звуковым ориентирам. Словесные методы в работе с детьми младшего дошкольного возраста используются в виде коротких указаний и сопровождаются показом, что помогает педагогу уточнить технику выполнения движений.

Задача третьего этапа — закрепление приобретенного умения, перевод его в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях. На данном этапе продолжается совершенствование техники движений. Задачи этого этапа реализуются посредством подвижных игр, вариатив­ного использования одних и тех же движений, разнообразного инвентаря, литературных произведений, иллюстраций и т.п. Как показывает практика, с детьми младшего дошкольного возраста совершенствовать определенное умение можно как при выпол­нении одного движения, так и в гармоничном согласовании его с другим движением. Такой прием вызывает определенный инте­рес у детей и огромное желание заниматься физкультурой. Вместе с тем такой прием позволяет обеспечивать более высокую мотор­ную плотность за счет максимально сниженных простоев детей. От детей данного возраста невозможно добиться такой четкости и ритмичности выполнения упражнений, которая характерна для старших дошкольников. Поэтому младшие дошкольники компенсируют это подражанием движений взрослого и своих сверстников, а также своей эмоциональностью и желанием нако­пить двигательный опыт.

Таким образом, методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, этапов обучения, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнений.

Задачи в предлагаемых ниже конспектах занятий также указаны в соответствии с этапами освоения движений, независимо от после­довательности движений в занятии.

Начиная со второй младшей группы физкультурные занятия про­водятся со всеми детьми одновременно. Общая продолжительность занятия с детьми данной возрастной группы - 15 минут.

Наличие трехчастной формы (вводная часть, основная, заклю­чительная) позволяет педагогу рационально распределить учебный материал и обеспечить постепенный подъем и снижение физиче­ской нагрузки.

Вводная часть - это разминка, целью которой является подготов­ка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Упражнения данной части занятия направлены также на мобилизацию внимания детей. Содержание вводной части вклю­чает построения, перестроения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плос­костопия, подвижные игры, игровые упражнения. Заканчивается вводная часть ходьбой и дыхательным упражнением.

Продолжительность вводной части для детей второй младшей группы - до 1,5 минуты.

Содержание основной части занятия разнообразно. Это упраж­нения общеразвивающего характера (ОРУ) из различных исход­ных положений (и.п.) с предметами или без них, а также основ­ные виды движений (ОВД) и подвижная игра. Вариативность содержания основной части определяется формой проведения занятия (см. таблицу с. 7). В этой части сочетаются более интен­сивные упражнения с менее интенсивными, чем и обеспечива­ется оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм младшего дошкольника. Почти все упражнения взрослый показывает сам. Но некоторые из них может показать ребенок, особенно во втором полугодии. Использование раз­нообразного (стандартного и нестандартного) оборудования и инвентаря позволяет сделать комплексы упражнений более инте­ресными и показать младшим дошкольникам варианты одного и того же упражнения.

Основные виды движений планируются по 2-3 вида на одно заня­тие. Условием, обеспечивающим освоение детьми двигательных навыков, является подбор основных видов движений для каждого занятия с учетом их физиологической сочетаемости и постепенно­го усложнения. Это достигается двукратным повторением каждого занятия в течение недели (иногда с небольшими изменениями) и подбором основных движений, которые на этапе закрепления или совершенствования выступают средством не только стимуляции нагрузки, но средством оживления двигательного опыта детей.

Подвижная игра (сюжетная или бессюжетная) является заверша­ющим аккордом в плане эмоциональной и физической нагрузки.

Продолжительность основной части — 12—13 минут.

Таким образом, разнообразная и увлекательная по содержанию основная часть занятия позволит педагогу эффективно реализовать поставленные задачи.

В заключительной части необходимо привести организм ребенка в относительно спокойное и ровное состояние. Этому будут спо­собствовать: ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения на расслабление и релаксацию, пальчиковая гимнасти­ка, игра малой подвижности (хороводная) и т.п. Продолжительность заключительной части — до 2 минут.

Формы проведения занятий по физкультуре, предлагаемые ниже, разнообразны, и все они носят игровой, увлекательный характер (см. таблицу).

Формы физкультурных занятий

 

Название Структура физкультурного занятия
        Вводная Основная Заключительная
1. Игровые. Игра средней подвиж­ности (разминка). 2-3 игры с разными видами движений (последняя - боль­шой подвижности). Игра малой под­вижности.
2. Учебно-тренировоч­ные.   Разные виды ходьбы, бега, прыжков, разми-ночный бег. Общеразвивающие упражнения, основ­ные виды движений, подвижные игры. Успокоительная ходьба (мало­подвижная игра), дыхательные упражнения и т.п.
3. Сюжетные. Любые физические упражнения, знакомые детям, органично соче­таемые с сюжетом занятия, подобранные с нарастанием физиче­ской нагрузки к середине занятия и снижением ее к концу.
4. Комплексные. Построение занятия по типу 1-3, но с включением заданий на закрепление знаний по другим разделам Программы: ознакомле­нию с окружающим, развитию речи и т.д.

В младшей группе используются преимущественно комплексные, сюжетные, игровые, а также сюжетно-игровые занятия, в которых сюжетная линия органично проходит через различные игры. Такой подход при выборе формы проведения прежде всего основан на том, что игра в этом возрасте для детей является ведущим видом их деятельности и усвоение программного материала в игре, сюже­те, комплексе с другими элементами (развитие речи, математика, познание окружающего мира и т.п.) будет наиболее рациональным и эффективным. Учебно-тренировочные занятия используются в меньшей степени.

Игровые занятия — это вид занятий, основной составляющей которых являются игры. Их проведение целесообразно после заня­тий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, а также для обеспечения положитель­ных эмоций. Вместе с тем придерживаться четкого правила, что занятие игрового типа должно состоять только из подвижных игр, не стоит. Помимо игр оно может включать упражнения игрового характера (мышки вышли на прогулку, медвежонок умывается, сол­нышко потягивается и т.д.), при проведении которых посредством эмоционально окрашенной речи педагога, тона, стиля общения с детьми занятие будет носить игровой характер.

Сюжетные занятия представляют собой мини-спектакль, разы­грываемый детьми с помощью различных физических упражнений. Структурными составляющими его могут быть подвижные игры раз­личной степени подвижности, игры, представленные в виде мини-сказок, а также упражнения, гармонично отражающие сюжетную линию занятия, сказочные (несказочные) персонажи и т.п. Данные занятия будут способствовать не только накапливанию детьми дви­гательного опыта, но и расширению кругозора детей, развитию их познавательных психических процессов.

Комплексные занятия — занятия, в ходе которых педагог имеет возможность решить посредством физической культуры задачи дру­гих образовательных областей (математика, развитие речи, позна­ние окружающего мира, безопасность и т.п.). А содержание таких образовательных областей дошкольной педагогики, как матема­тика, ознакомление с окружающим, развитие речи и т.д., неред­ко настолько объединено, взаимосвязано и взаимообусловлено с содержанием физического воспитания, что единственно верный и необходимый путь — это объединение их в комплекс, ведущий к состоянию связанности отдельных частей, к их сближению в еди­ное целое. Поэтому в комплексных занятиях указаны задачи этих образовательных областей.

Также в работе с младшими дошкольниками используются учебно-тренировочные занятия. Занятия этой формы целесообразно про­водить при обучении дошкольников наиболее сложным для них видам движений (метание, бросание, подлезание) или технически небезопасным (лазание, упражнения с гимнастической палкой и т.п.).

Вместе с тем четкой системы в последовательности проведения вышеописанных форм занятий автор не придерживается, мотиви­руя это тем, что выполнить поставленные оздоровительные, обра­зовательные и воспитательные задачи можно в игровой форме через содержание занятия любой формы.

Автор придерживается мнения, что для усвоения движений деть­ми 3-4 лет необходимо не просто их повторение, а повторение, не удаленное во времени, поэтому содержание занятий на каждой неделе повторяется дважды с небольшими усложнениями, которые указаны в конце каждого занятия. Это позволит педагогу закрепить предложенный на первом занятии материал, а также поддерживать у детей интерес к занятию и решить поставленные задачи. Задачи оздоровительного и воспитательного характера в конспектах не ука­зываются, потому что являются общими для всех занятий и не тре­буют, в отличие от задач образовательных, подробного описания к каждому занятию.

Таким образом, учитывая поэтапность (обучение, закрепление, совершенствование), программные задачи решаются посредством всех представленных форм физкультурных занятий через игровые методы и приемы.

Развитию физических качеств у детей младшего дошкольного воз­раста на занятиях уделяется также большое внимание. Основными физическими качествами принято считать ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость. При выполнении любого упражне­ния в той или иной степени проявляются все физические качества, поэтому в задачах каждого занятия они не указаны.

Структурные части предлагаемых физкультурных занятий вклю­чают также различные дополнительные компоненты, среди кото­рых дыхательная и пальчиковая гимнастики, психогимнастика, упражнения для релаксации.

Целесообразность внедрения специальных дыхательных упраж­нений (Приложение 2), проводимых в увлекательной стихотвор­ной игровой форме, обеспечивается тем, что в результате ее использования осуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхатель­ная мускулатура в целом. Кроме кислородного питания с помо­щью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка младшего дошкольного возраста. Педагог, объясняя выполнение определенного дыхатель­ного упражнения, показывает его, а в дальнейшем корректирует выполнение его детьми. Вместе с тем название самого упражне­ния («Хлопушка», «Задуй свечу», «Здравствуй, солнышко!» и т.п.), эмоционально представленное педагогом, способствует тому, что дети в своем воображении рисуют то, что им предстоит выразить дыханием, руками, плечами и т.п. И поэтому достигается благо­приятный оздоровительный эффект от проведения данных упраж­нений на физкультурных занятиях.

В содержании занятий представлены также психогимнастические упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Их использование позволяет снизить у детей эмоциональное напряжение, в результате чего происходит коррекция эмоциональной сферы. Для детей данного возраста используются достаточно простые мимические и пантомимиче­ские упражнения, задания, направленные на развитие коммуни­кативных способностей, памяти, внимания, на выражение отдель­ных качеств и эмоций. Упражнения психогимнастики предпола­гают выполнение детьми определенных ролей, проигрывание ими различных воображаемых ситуаций, обучение умению выражать свои эмоции. В содержание упражнений могут входить задания на воспроизведение мимики при различных эмоциональных состоя­ниях, передача жестов, элементы пантомимы, выразительных дви­жений. Как правило, педагог объясняет задание, побуждает пред­ставить ситуацию, напоминает об аналогичных случаях, чувствах и эмоциях, которые дети переживали в то время, и предлагает выра­зить это в мимике, жестах или движениях. Возможно использовать показ отдельных элементов, однако не стоит злоупотреблять им, так как это может привести к простому подражанию без «прожи­вания» чувств и эмоций, заложенных в содержании упражнения или этюда. Очень важны в этой ситуации положительный настрой детей, наличие игровой мотивации и доброжелательная оценка взрослого.

Целесообразность использования в содержании занятий пальчи­ковых гимнастик (Приложение 1) обусловлена слабым развитием мелких групп мышц у младших дошкольников. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику, отмечают большое стиму­лирующее значение функции руки. В частности, исследованиями российского ученого М.М. Котовой установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. Поэтому, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благо­приятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает руку ребенка к дальнейшему обучению в школе (рисование, письмо). С детьми дошкольного возраста пальчиковые гимнастики прово­дятся в рифмованной стихотворной форме и носят увлекательный характер. Дети с удовольствием запоминают и воспроизводят текс­ты гимнастик, развивая при этом не только речь, но и иные психи­ческие процессы (память, мышление, воображение).

При использовании релаксационных приемов как компонента заключительной части занятия важно придерживаться постепенно­го перехода в состояние расслабления. Большинству детей младшей группы свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональ­ность, двигательное беспокойство. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать вни­мание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специ­ально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, t это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая взрослому, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспри­нимают эти задания, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело пада­ют, если их приподнять, у некоторых появляются зевота, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

Реализация задач физического воспитания находится в тесном единстве с реализацией задач нравственного, умственного, эсте­тического воспитания. На занятиях по физическому воспитанию у дошкольников младших групп педагог целенаправленно формирует положительные черты характера, нравственные качества посредством использования разнообразных методов, среди которых: убеждение, поощрение, похвала, порицание, положительный пример других детей и свой личный, разъяснение, беседа. Накопление морального опыта и его закрепление на занятиях по физическому воспитанию осуществляются в подвижных играх под руководством педагога.

При обучении физическим упражнениям происходит развитие и психических процессов. Давая различные задания, педагог спо­собствует проявлению у детей активности, самостоятельности, сообразительности, находчивости, предлагая, к примеру, двум детям придумать, как пролезть в обруч двоим, стоящим рядом, и т.п. Использование подвижных игр, проведение упражнений в имитационной форме способствуют закреплению у детей знаний об окружающей действительности (виды труда, способы передви­жения людей, повадки животных и птиц в природе и т.п.).

Эстетическое воспитание осуществляется в процессе занятий, когда педагог обращает внимание детей на красивую, правильную осанку кого-либо из детей, опрятную спортивную форму, а также образцовый показ упражнения, вызывая тем самым у детей эсте­тическое удовольствие и желание выполнить движение с такой же легкостью, изяществом.

Создание педагогом благоприятного психологического климата, правильный подбор упражнений и рациональная методика их про­ведения, использование музыкального сопровождения, жизнера­достное настроение взрослого будут способствовать воспитанию у детей положительных эмоций.

Особое внимание следует уделять речи педагога, ее эмоциональ­ной окраске, тембру, выразительности. В конспектах занятий, приведенных ниже, подробная речь педагога приводится только в тех случаях, когда это связано с игровым сюжетом или она сугубо ситуативная для данного занятия.

В графе «Методические рекомендации» помимо отдельных ука­заний по организации и методике проведения занятий определены

участие воспитателя, его роль в проведении занятия. Это могут быть осуществление страховки детей при выполнении отдельных движе­ний, работа со второй подгруппой при подгрупповом способе орга­низации основных движений и т.п. Ведущая роль на всех занятиях принадлежит инструктору.

Таким образом, на занятиях по физическому воспитанию с млад­шими дошкольниками педагог осуществляет оздоровление, обуче­ние, воспитание
и развитие посредством использования различных методов и приемов,
оборудования, уделяя при этом значительное внимание аспектам
нравственного, умственного, эстетического воспитания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: