Участники рынка ценных бумаг




Участниками рынка ценных бумаг могут быть физические и юридические лица, которые вступают в экономические отношения по поводу перехода прав на ценные бумаги.

Среди участников рынка ценных бумаг выделяют участников межрыночных и внутри рыночных.

Межрыночные участники рынка ценных бумаг — это лица, которые принимают участие в работе или обслуживают работу сразу нескольких рынков, включая и рынок ценных бумаг. К таким лицам обычно относят различные группы инвесторов, которые одновременно вкладывают свои средства не только в ценные бумаги, но и в другие доходные активы: валюту, драгоценные металлы, недвижимость и др. Кроме инвесторов межрыночными участниками могут быть информационные, рейтинговые, консалтинговые агентства и другие организации, оказывающие необходимые услуги участникам сразу нескольких рынков.

Внутрирыночные участники — это лица, которые работают исключительно на рынке ценных бумаг.

Внутрирыночные участники в свою очередь подразделяются на непрофессиональных и профессиональных участников.

Непрофессиональные участники рынка — это эмитенты и любые инвесторы, работающие на рынке ценных бумаг.

Профессиональные участники — лица, которые созданы в соответствии с законодательством РФ и осуществляют профессиональные виды деятельности на рынке ценных бумаг. Профессиональными участниками могут называться лишь те участники рынка, которые имеют специальную лицензию (разрешение) на осуществление определенного вида профессиональных услуг на данном рынке.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут быть поделены на две группы: профессиональные торговцы и организации инфраструктуры К профессиональным торговцам относятся: I) брокеры (физические и юридические лица, которые осуществляют сделки купли-продажи ценных бумаг для своих клиентов и за счет самих клиентов); 2) дилеры (юридические лица, которые продают и покупают ценные бумаги от своего имени и за свой счет но ими же установленным ценам); 3) доверительные управляющие (организации, осуществляющие доверительное управление портфелем ценных бумаг и вложение в них денежных средств клиентов).

К организациям инфраструктуры относятся: 1) организаторы торгов, в том числе фондовые биржи (другими словами, организации, которые создают необходимые условия для заключения сделок между участниками рынка ценных бумаг); 2) регистраторы (организации, которые ведут реестр (список) владельцев ценных бумаг); 3) депозитарии (организации, осуществляющие хранение электронных ценных бумаг участников рынка); 4) клиринговые организации (выполняющие расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг на фондовой бирже).

4. Этапы формирования российского рынка ценных бумаг

На настоящий момент в России можно выделить следующие основные сегменты рынка ценных бумаг: государственные ценные бумаги (облигации, выпущенные федеральными органами власти, и облигации субъектов Федерации), муниципальные ценные бумаги (эмитенты - органы местного самоуправления), корпоративные ценные бумаги (акции и облигации корпоративных эмитентов), векселя и различные суррогатные ценные бумаги (складские свидетельства, варранты). Данные сегменты развиваются параллельно, выполняют свои задачи, имеют свою специфику, структуру и технологию функционирования первичного и вторичного рынков. На российском рынке ценных бумаг представлены все виды фондовых инструментов, присущих странам с развитым фондовым рынком.

Формирование российского рынка ценных бумаг началось с выпуска акций первыми коммерческими банками в 1991-1992 гг. Отличительной особенностью этого этапа явилось возникновение огромного количества товарно-фондовых и фондовых бирж при практически полном отсутствии инструментов фондового рынка. Так, к 1993 г. было уже 63 подобные биржи. На этом этапе закладывались нормативно-законодательные основы функционирования ценных бумаг - приняты Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и о фондовых биржах в РСФСР, закон «О налоге на операции с ценными бумагами», начато государственное лицензирование деятельности на рынке.

 

Следующий важный этап развития, характеризовавшийся формированием рынка государственных краткосрочных, облигаций и масштабной приватизацией, начался в 1993 г. В 1993 г. приступили к выпуску ГКО, и уже к середине 1994 г. в обращении на вторичном рынке находилось облигаций на сумму более 900 млрд. руб. по номиналу. Стремительное развитие рынка ГКО было обусловлено следующими факторами: высокая доходность вложений в данные ценные бумаги; льготный режим налогообложения операций с ГКО; высокотехнологичная инфраструктура рынка ГКО.

Одновременно начался процесс приватизации государственных предприятий. Выданные гражданам России приватизационные чеки - ваучеры могли быть вложены в акции предприятия, на котором работал владелец, в ходе проводимой на нем закрытой подписки или в акции других приватизируемых предприятий на чековом аукционе, обменены на акции специализированных чековых инвестиционных фондов или просто проданы любому желающему.

В конце 1994 - начале 1995 г. на рынке ценных бумаг приватизированных предприятий произошел значительный рост цен, который, по сути, являлся первой оценкой рынком реальной, а не номинальной, зафиксированной в проспектах эмиссии стоимости акций. Можно сказать, что в 1995 г. начался период стремительного роста российских ценных бумаг, что было связано в первую очередь со значительно увеличившимся объемом заимствований государством посредством инструментов рынка государственных краткосрочных обязательств. Начала развиваться инфраструктура рынка ценных бумаг, в первую очередь - рынка ГКО, построенная с применением новейших технологий. Выпускались новые инструменты рынка государственных ценных бумаг, такие, как облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), предназначенные для работы с населением.

В 1995 г. приватизированные предприятия начали проводить дополнительные эмиссии акций, формировались инвестиционные компании, специализировавшиеся на работе с данными финансовыми инструментами. Необходимо отметить, что на данном этапе курсы ценных бумаг были подвержены значительным колебаниям, вызванным, в том числе такими событиями политического характера, как президентские выборы 1996 г.

Наряду с рынком ГКО и рынком акций развитие получил рынок облигаций субъектов Федерации и муниципальных органов власти.

Необходимо отметить, что развитие рынка ценных бумаг приобретало стремительный характер, причем данный рост носил в основном откровенно спекулятивный характер, вызванный во многом массовым приходом на рынок иностранных инвесторов. Интерес иностранных инвесторов к российским ценным бумагам был вызван положительными ожиданиями, связанными с экономическим ростом в Азии и Латинской Америке, сопровождавшимся увеличением роли местных ценных бумаг. Во многом данный интерес был распространен и на Россию, исходя из огромного экономического, в том числе сырьевого, потенциала страны, а также тезиса о недооцененности акций российских предприятий.

Этот рост, вполне обусловленный в 1995 г., приобрел к 1997 г. откровенно спекулятивный характер. Рост ценных бумаг происходил одновременно со снижением объемов производства и стремительным сокращением инвестиционно-инновационного потенциала российской экономики. Привлечение государством всех имеющихся инвестиций на покрытие бюджетного дефицита вело к недостаточности средств на инвестиции в реальный сектор.

Быстрое развитие рынка ценных бумаг на указанном этапе было предопределено следующими факторами:

· значительный выпуск государственных краткосрочных облигаций;

· приватизация крупнейших предприятий, в том числе стратегически важных для экономики страны;

· массовый приход на российский рынок иностранных инвесторов, вызванный бурным ростом фондовых рынков в странах с переходной экономикой;

· создание в короткие сроки элементов инфраструктуры рынка, отвечающих по ряду параметров самым высоким технологическим стандартам.

Окончанием этапа стремительного роста стала осень 1997 г., когда на рынке произошел первый серьезны затяжной спад. Считается, что кризис осени 1997 г. был вызван главным образом кризисом в Юго-Восточной Азии, что является отчасти верным.

Значительное распространение, начиная с 1998 г. получил выпуск векселей. Векселя стали использовать в расчетах не только частные предприятия, но и государственные и муниципальные органы власти. Рост обращения векселей был вызван ослаблением национальной валюты, кризисом долговой экономики. Суррогаты составляют параллельную денежную систему теневой (т.е. не платящей налоги) экономики, недоступную для государства.

К отрицательным можно отнести следующие моменты, связанные с вексельным бумом последних лет:

· векселя стали инструментом ухода от налогообложения;

· большинство российских векселей не отвечает требованиям международных конвенций (по разным параметрам);

· активно развивается криминализация вексельного обращения;

· вексельный оборот в его настоящем виде создает угрозы экономической безопасности страны.

В до кризисной ситуации, характеризовавшейся сравнительно дешевыми и легкодоступными международными кредитами, в стране стала формироваться тенденция непродуманных заимствований на внешнем и внутреннем рынках и последующего их низкоэффективного использования. Кризис привел к переоценке инвесторами рисков на развивающихся рынках, усложнил привлечение новых инвестиций. В качестве основных составляющих кризиса можно выделить следующие:

1) бюджетный кризис, вызванный низкой собираемостью налогов и зависимостью бюджета от привлечения краткосрочных ресурсов с целью покрытия бюджетного дефицита;

2) платежно-долговой кризис, вызванный необеспеченностью реального сектора наличными средствами и разрушивший платежно-расчетную систему страны;

3) абсолютный перевес сырьевой составляющей в экспорте, который при снижении мировых цен на сырье крайне негативно отразился на поступлении доходов в бюджет.

Наряду с перечисленными выше тенденциями, обострившими и ускорившими общую кризисную ситуацию, глубинной причиной кризиса российских ценных бумаг является отсутствие эффективной государственной экономической политики, в первую очередь современной программы промышленного роста, развития реального сектора, что способствовало:

· отсутствию целостной системы нормативно-законодательных актов в области инвестиций, существенно затрудняющей деятельность инвесторов;

· катастрофическому снижению инвестиционной активности;

· неэффективной структуре накоплений, низкому уровню вложений средств в основные фонды;

· несовершенству и неэффективности налоговой системы;

· концентрации основных капиталов в финансово-спекулятивной сфере.

Апофеозом развития кризиса стал август 1998 г., когда правительство отменило валютный коридор и объявило о реструктуризации рынка ГКО. С августа до конца 1998 г. рынок ценных бумаг, как государственных, так и корпоративных, находился в самом тяжелом кризисе за все время функционирования.

В 1999 г. начался новый этап развития рынка ценных бумаг - этап его восстановления и проведения серьезных изменений с учетом накопленного опыта. Перелом в кризисной ситуации связан с инвестициями, однако, инвестиционная сфера в наибольшей мере пострадала от кризиса, что проявилось в сокращении абсолютных объемов накоплений, снижении их доли в национальном доходе, уменьшении доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.

Активизация рынка ценных бумаг, направленного на поддержание инвестиционной активности, требует создания соответствующих предпосылок, к важнейшим из которых относятся: политическая и социально-экономическая стабилизация, увеличение емкости внутреннего рынка на основе роста платежеспособного спроса, разрешение кризиса неплатежей, формирование эффективной банковской системы, восстановление и развитие хозяйственных связей с государствами СНГ.

События 17 августа 1998 г., явившиеся результатом проводимой финансово-экономической политики и приведшие к дефолту по государственным краткосрочным облигациям, падению курса рубля и финансово-банковскому кризису, поставили предприятия, особенно развивавшие рынки собственных ценных бумаг и выпускавшие облигационные займы, в качественно новую ситуацию. Фактически, даже относительно благополучные эмитенты, выполнявшие все обязательства по облигациям, объективно оказались в условиях форс-мажора.

Заключение

Рынок ценных бумаг — это совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Кроме того, он обладает своеобразными функциями. Участниками рынка могут быть: государство, эмитенты, инвесторы, фондовые посредники, регистраторы, депозитарии, расчетно-клиринговые организации и инвестиционные фонды. Существует двойное регулирование рынка: государственное и со стороны профессиональных участников. Важную роль на рынке ценных бумаг играют банки, выступающие активным участником этого рынка как в роли эмитента, так и в роли инвестора. Несмотря на большие трудности - законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России.

Список литературы:

1. Закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 26.11.1998 №182 -ФЗ, от 08.07.1999 № 139-ФЗ, от 07.08.2001 №121-ФЗ, от 28.12.2002 №185-ФЗ// Собр. законодательства Российской Федерации. - 2002. - №39-ФЗ.

2. Рынок ценных бумаг: учебник для СПО / Ю. А. Соколов [и др.]; под ред. Ю. А. Соколова. — М.: Издательство Юрайт, 2017.

3. Михайленко, М. Н. Рынок ценных бумаг: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Михайленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017.

4. Давыдов Проблемы развития российского финансового рынка / Давыдов // Бизнес и банки. - 2007. - № 36.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: