Валовой внешний долг частного и федерального сектора РФ: Его нынешняя позиция в мировом рейтинге и прогноз дальнейшей динамики




Валовой внешний долг - представляет собой совокупность государственного долга и долга частного сектора в иностранной валюте, погашаемого товарами или услугами. Этот показатель, по мнению многих экономистов мира, наиболее точно отражает состояние внешнего долга страны.

Таблица 3.

Страны, имеющие крупнейший валовой внешний долг

  Страна Внешний долг (млн. долларов США) Внешний долг на душу населения (долларов США) Внешний долг (% к ВВП) Дата информации
США 18 706 654 57 104 109,9 % 28.11. 2015
Великобритания 9 959 965 157 640 396 % 30.09. 2013
Франция 5 371 000 81 061 236 % 31.12.2012
Германия 5 717 000 70 583 159 % 31.12.2012
Нидерланды 2 935 000 32 000 70% 31.12.2012
Япония 3 017 000 23 736 64 % 31.12.2012
Италия 2 604 000 42 217 144% 31.12.2012
Испания 2 164 000 48 089 137 % 31.12.2012
Люксембург 2 504 000 4 552 700 36000 % 31.12.2012
Бельгия 1 424 000 136 276 338% 31.12.2012
Швейцария 1 544 000 191 527 417 % 31.12.2012
Австралия 1 480 000 66 910 151% 31.12.2014
Канада 1 331 000 38 209 88 % 31.12.2012
Швеция 1 039 000 106 851 188 % 31.12.2012
Гонконг 1 109 000 155 918 290 % 31.12.2013
Австрия 812 000 98 746 194% 31.12.2012
Норвегия 698 900 139 800 201 % 31.12.2013
Дания 586 700 105 349 244 % 31.12.2012
Греция 568 700 52 776 234 % 31.12.2012

 

В таблице 3 отображен список 19 стран, имеющих крупнейший валовой внешний долг на 31.12.2012.

Внешний долг России на 1 января 2015 года составил $599,497 млрд, сократившись за год на $129,4 млрд, или на 17,8%. В четвертом квартале прошлого года отечественные заемщики выплатили почти $80 млрд. Госдолг (включая обязательства Центрального банка) снизился еще сильнее — на 33,2%, до $51,9 млрд. Из этой суммы на органы государственного управления приходится $41,516 млрд, на ЦБ — $10,407 млрд.

Исходя из текущего обменного курса доллара в 65 руб. и объема ВВП в 2014 году примерно в 70 трлн руб., совокупный размер внешней задолженности составил на 1 января 2015 года около 60% ВВП. Государство же должно менее 5% ВВП.

Золотовалютные резервы ЦБ, несмотря на заметное сокращение в прошлом году, составили на 1 января 2015 года $385,46 млрд. Эта сумма перекрывает и госдолг, и годовой объем импорта ($308 млрд в 2014 году, по предварительной оценке ЦБ).

Россия обладает существенными резервами, которые в полной мере покрывают суверенный долг. Ключевой вопрос, продолжат ли правительство и ЦБ проводить политику сохранения резервов. Пока риторика чиновников говорит о том, что Банк России и правительство против расходования накопленных средств на поддержку национальной валюты.

Существуют два основных источника поступления ресурсов для обслуживания и погашения внешнего долга - это активное сальдо платежного баланса и первичный профицит бюджета. Проблема с использованием экспортной выручки заключается в необходимости приобретения правительством валюты при посредничестве Центрального банка. Последний может использовать ресурсы, полученные от продажи ценных бумаг, или же финансировать приобретение валюты путем денежной эмиссии. В первом случае необходимо, чтобы существовал рыночный спрос на облигации правительства. Эмиссионное финансирование приводит к дестабилизации денежного обращения в стране. Таким образом, только первичный профицит бюджета является эффективным источником ресурсов для выплат по внешнему долгу.

Даже если в течение следующих двух-трех лет Россия сможет довести положительное сальдо торгового баланса до $15-20 млрд., возможности государства воспользоваться экспортной выручкой представляются ограниченными. Печатание денег для приобретения твердой валюты с целью исполнения обязательств по внешней задолженности приведет к обесценению рубля, что лишает подобную политику смысла. Иными словами, основным источником для обслуживания внешнего долга является первичный профицит бюджета.

Необходимость серьезной реформы бюджетно-налоговой сферы не подлежит сомнению, но даже если правительство приложит все усилия для улучшения бюджетной ситуации, значительный объем задолженности по-прежнему будет лежать на бюджете тяжелым бременем. Долг, который поглощает значительную часть бюджетных поступлений, может ликвидировать стимулы для осуществления экономических реформ.


 

Заключение

 

Подводя итог, можно сказать, что под государственным долгом РФ понимается суммарная задолженность государства перед юридическими и физическими лицами, муниципальными образованиями, международными организациями, и иными субъектами международного права, иностранными государствами, а также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. Основной причиной появления государственного долга является несбалансированный государственный бюджет, в котором объемы расходов превышают объемы доходов.

Государственный долг подразделяется на внутренний, выраженный в национальной валюте государства, и внешний, выраженный в иностранной валюте. Органами государственной власти осуществляется регулирование отношений, связанных с процессами формирования, обслуживания и погашения внутреннего и внешнего государственного долга. Он может являться рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг дает возможность органам власти воздействовать на денежное обращение, финансовый рынок, производство, инвестиции и т.д. Выступая же в качестве объекта регулирования, государственный долг требует использования эффективной политики управления государственным долгом.

На данный момент размер государственного долга Российской Федерации не превышает допустимые пределы. Внешний государственный долг РФ значительно сократился за последнее десятилетие, однако все больше увеличивается внутренняя задолженность государства и в целом государственный долг РФ, а соответственно увеличиваются и расходы на обслуживание государственного долга.

По прогнозам Счетной палаты Российской Федерации государственный долг будет продолжать расти в 2015-2016 годах, планируются масштабные эмиссии внутренних облигаций, а также эмиссия внешних облигаций, следовательно, проблема государственного долга будет становиться еще более актуальной и популярной.


 

Список использованной литературы и источников:

 

1. Алехин Б.И. Государственный долг. – М.: Инфра-М, 2011. – 368 с

2. Андрианов В.Д. Макроэкономика (Основы экономической политики): Учебник. - М.: Издательство «ДИС», 2008.

3. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е, перераб. и дополн. - М.: Перспектива, 2007. – 256 с.

4. Воронцов В.И. Государственный бюджет и государственные долги России. – м.: Инфра-М, 2012. – 93 с.

5. Гайдаржи С.И. Долговая политика: мировой опыт и российская практика. - М.: Финансовый университет, 2011 – 159с.

6. Государственный и муниципальный долг: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ушвицкого Л. И.. М.: Финансы и статистика, 2007.

7. Специализированное периодическое издание: Газета.ru; Петр Орехин 20.01.2015

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»; Москва 2013.

9. Б.И.Алехин. Государственный долг. Пособие для студентов Академии бюджета и казначейства. М., 2007.

10. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015)

11. Министерство финансов РФ – www.minfin.ru

12. Центральный Банк РФ - https://www.cbr.ru/

13. Федеральная служба государственной статистики - https://www.gks.ru/

14. Википедия - свободная энциклопедия - https://ru.wikipedia.org/

 

 


[1] Минфин России https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/total/

 

[2] Минфин России https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=58404



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: