Классификация государственного долга в соответствии с видом валюты заимствований, кредитора и рынка заимствований определяет внутренний и внешний государственные долги.
Задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям составляет внешний долг, погашение которого обусловлено переводом процесса производства товаров (услуг) за пределы своей страны и снижением объёмов их потребления в стране.
Внутренний государственный долг состоит из долговых обязательств федерального правительства, выраженных в национальной валюте, которые обеспечиваются всеми активами, имеющимися в распоряжении правительства.
В соответствии с экономической теорией, внешними займами называются займы, заключение которых проводится через иностранные банки в иностранной валюте, или на иностранных фондовых биржах. Однако в действительности, внешними займами считаются займы, находящиеся в руках кредиторов- иностранцев. В руки иностранных кредиторов и обратно может попасть и внутренний заём.
Объём государственного внутреннего долга Российской Федерации на основании Бюджетного кодекса РФ состоит из:
1. Номинальной суммы долга, обусловленного государственными ценными бумагами и обязательств по ним, выраженных в национальной валюте;
2. Полученного РФ полного пакета основного долга по займам и обязательств по этим кредитам, выраженных в национальной валюте;
3. Полученного РФ пакета основного долга по займам бюджета.
На основании Бюджетного кодекса РФ в пакет государственного внешнего долга РФ вводятся:
1. Номинальная сумма долга, обусловленного государственными ценными бумагами и обязательства по ним, выраженные в иностранной валюте.
|
2. Полученный Российской Федерацией пакет основного долга по займам, и обязательства по этим займам, выраженные в иностранной валюте, и привлечённые под государственные гарантии РФ целевые иностранные кредиты (заимствования);
3. Выраженный в валюте зарубежных стран пакет обязательств по государственным гарантиям РФ.
На основании федерального, субъектов и местного законов о бюджете утверждаются предельные объёмы внутреннего долга на соответствующий финансовый год. Правительство РФ имеет право превысить предельный объём внутреннего долга, при условии, что это уменьшает затраты на обслуживание государственного долга. Также законом о бюджете утверждается используемый на финансирование дефицита бюджета Правительства РФ, субъекта РФ или муниципального образования, предельный объём заёмных средств. Предельный объём привлекаемых заёмных средств ограничен.
При этом он не может быть больше:
- 30% доходов бюджета субъекта РФ на текущий финансовый год, не считая материальной помощи из средст федерального бюджета и займов, полученных в текущем году;
- 15 % доходов местного бюджета на текущий финансовый год, не считая материальной помощи из средств федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ, полученных в текущем году займов.
Кроме ограничения предельного объёма привлекаемых заёмных средств законом о бюджете также ограничиваются допустимые величины расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга. При этом он не может быть выше 15 % объёма затрат бюджета соответствующего уровня. При условии, что на текущий финансовый год затраты на поддержание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга превосходят допустимый предел, то осуществляется следующее:
|
1. Организуется контрольная проверка бюджета субъекта РФ или муниципального бюджета;
2. Исполнение бюджета проводится под жёстким контролем субъекта РФ для местных органов власти и под контролем Министерства финансов РФ для субъекта РФ;
3. Прочие меры, ограничивающие превышение затрат, идущих на обслуживание государственного долга местными бюджетами и бюджетами субъектов Российской Федерации.
МФ РФ в процессе записи в долговой книге проводит учет и регистрацию долговых обязательств субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с требованиями единой системы учета и регистрации государственного долга.
Можно выделить две группы внутренних долговых обязательств:
1. Рыночные внутренние долговые обязательства, представленные в виде выпущенных ценных бумаг, (ГКО - государственные краткосрочные облигации, ОФЗ - облигации федерального займа, ОГСЗ - облигации государственного сберегательного займа и др.);
2. Внутренние долговые обязательства, не относящиеся к сфере товарного обращения, эмиссированные для покрытия финансовой бюджетной задолженности, к которым относятся: векселя МФ РФ, долги перед ЦБ РФ и др.)
Стремительный рост государственного внутреннего долга в России способствовал превышению расходов по обслуживанию долга над доходами, полученными при размещении государственных ценных бумаг. В целях уменьшения таких расходов, были проведены следующие мероприятия:
|
1. Допуск нерезидентов на рынки российских ценных бумаг, где им было разрешено приобретать государственные ценные бумаги, с открытием счетов типа «С»;
2. Организация выпуска займов и золотых сертификатов, не относящихся к сфере товарного обращения;
3. Организация выпуска еврооблигаций, что обеспечило возможность перевода внутреннего долга РФ во внешний долг, так как затраты на обслуживание внешнего долга (до 25 % годовых) ниже по сравнению с внутренним долгом.
Государственный долг оказывает существенные негативные последствия: так растут проценты по внутреннему долгу, погашение которых приводит к неизбежности роста налогового гнёта, что приводит к снижению экономических стимулов, способствовавших развитию производства; обуславливает неравенство в доходах; сдерживает инвестирование.
Путём использования финансовых средств федерального бюджета, покрываются расходы, идущие на размещение, выплату доходов и погашение долговых обязательств Российской Федерации.
Банк России и его структурные подразделения, если Правительством РФ не оговорены другие условия, за счёт проведения сделок по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их покрытию и выплате доходов в форме процентных доходов по ним (или в иной форме), обслуживает государственный внутренний долг. Данная операция проводится органом, получившим право от Правительства РФ, реализовывать обязанности эмитента государственных ценных бумаг на основании особых договоров, заключаемых ЦБ России с органом исполнительной власти на уровне Федерации. Реализация Банком России функциональных обязанностей генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга, исполняется на безвозмездной основе.