9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины




1. Проблема потребностей и ее значение в человекознании;

2. О природе и сущности человека;

3. Развитие представлений о человеке в философии;

4. Развитие представлений о потребностях в истории философии;

5. Структура и классификация потребностей человека;

6. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей;

7. Труд как средство удовлетворения потребностей человека;

8. Потребности человека и системы обслуживания;

9. Потребность в образовании и совершенствовании.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

1. Шиповская Л. П. Человек и его потребности. Учебное пособие. – («Сервис и туризм») гриф: Инфра-М, Альфа-М, 2009. 210 с.

2. Орлов С. В. Человек и его потребности. Учебное пособие.-Питер, 2006. 160 с.

3. Бережной В. М. Человек и его потребности. – М.: МГУ сервиса, 2002. 235с.

 

б) дополнительная литература:

1. Гуревич П. С. Философская антропология. – М.: Логос, 1997. 340с.

2. Человек и его потребности. Учебное пособие под ред. проф. Оганяна К. М. – СПб.: Изд-во СПбТИС, 1997. 125с.

3. Ершов П. М. Потребности человека. - М.: Мысль, 1998. 220 с.

4. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. – СПб.: Евразия, 1997. 180 с.

5. Фромм Э. Человеческая ситуация: пер. с англ. – М.: Смысл, 1995. 215 с.

6. Воронцов Б. Н. Разумные потребности личности: сущность, критерий, пути формирования. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. 248 с.

7. Деятельность: теории, методология, проблемы. – М.: Политиздат, 1990. 85 с.

8. Самсин А. И. Социально-философские проблемы исследования потребностей. – М.: Высшая школа, 1987. 120 с.

9. Нельга А. В. Формирование потребности в труде. – Киев: Выща школа, 1999. 167 с.

10. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в Западной философии. – М., 1983. 216 с.

11. Мялкин А. В. Способности и потребности личности: диалектика формирования. – М.: Мысль, 1983. 243 с.

12. Человек: иллюстрированный общественно-политический и научно-популярный журнал. – М.: Наука, 1990-2001. 85 с.

13. Туев В. А. Человеческие потребности. - Иркутск: ИГЭА, 1997. 215 с.

 

в) программное обеспечение:

Microsoft Office Word, WinRAR, WordPad, Power Point, Adobe Reader, Paint.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Интернет, Google Earth.

 

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

При освоении учебной дисциплины рекомендуются: компьютерный класс; компьютерные обучающие программы, демонстрационный материал.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Раздаточный материал, ситуационные задачи, наглядная информация по темам учебной дисциплины, презентационные материалы, фильмы.

 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. ОГАРЕВА»

Кафедра физической географии и туризма

Учебно-методический комплект дисциплины: Человек и его потребности

 

  УТВЕРЖДАЮ   Заведующий кафедрой _________ Меркулов П.И. «___» _____________ 2008 г.

Конспект лекций

Ведущий лектор:

Аникин В.В., к.г.н. доцент

(Ф.И.О., должность, учен. степень, учен. звание)

 

Одобрен на заседании кафедры

«___» _________ 2008 г. протокол № _________

Саранск

 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ

Тема 1. Бытие человека

Биологическое бытие человека

Общественное бытие человека

Духовное бытие человека

Тема 2. Сущность человека.

Личность

Природа человека.

Социальное и биологическое в человеке

Личность - способ бытия человека в обществе.

Индивидуальность.

РАЗДЕЛ II. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Тема 3. Деятельность и потребности человека

1. Понятие "деятельность". Деятельность и труд, деятельность и поведение

Структура акта деятельности

Потребности - предпосылки и продукт деятельности

От потребности к деятельности

Тема 4. Классификация потребностей

Биологические (естественные) потребности

Материальные потребности

Социальные потребности

Духовные потребности

Ценностно-ориентированные потребности

Трансформация потребностей Управление потребностями

Тема 5. Потребности в ракурсе образа жизни

Смысл жизни

Образ жизни

Свободное время - простор для удовлетворения потребности всестороннего развития личности

Тема 6. Формирование потребностей

Формирование потребностей в условиях научно-технического прогресса

Формирование потребностей в условиях рынка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕЧАНИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ


Лекция 1.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других. Не вдохновляет людей и капитализм, он стал в России ругательным словом (вспомним, как на публичных демонстрациях в Москве, Риге и других городов поднимался лозунг: "Капитализм - это дерьмо").

Духовный вакуум породил тяжелые последствия для судеб миллионов людей, сумятицу в умонастроениях и выборе смысла жизни. То, что вчера казалось святым и незыблемым, сегодня растоптано безудержным стремлением к обогащению меньшинства и всеобщим унынием большинства, для которых утеряны социальные и личные ценности, ради которых стоит бороться за которые можно умереть.

Свидетельство тому является резко возросшая статистика самоубийств: только в армии за 1996 год покончили жизнь самоубийством 500 офицеров; за 16 месяцев (12 месяцев 1997 и 4 месяца 1998 г.) покончили жизнь самоубийством 614 военных. За два года войны в Чечне погибли 741 военнослужащий российской армии.*

Отсутствие осознанной сколько-нибудь отдаленной перспективы не побуждает человека к формированию возвышенных потребностей, зацикливает его на удовлетворении сиюминутных в большей степени биологических потребностей: еда, питье, секс, легкомысленные бездуховные развлечения. Эта ситуация формирует бесхарактерного человека, человека без определенных жизненных идеалов, человека-потребителя.

Тип человека-потребителя - продукт американского и западноевропейского образа жизни, сформировавшегося в условиях капитализма середины XX века. Он противостоит российскому образу жизни, а России по признанию русского историка В. Кожинова, присущ идеократический образ жизни, в основе которого лежат не правовые законы, как в западных странах и не совокупность обычаев как в восточных странах, а идея, ради осуществления которой человек живет и борется.

Социально-психологический портрет человека-потребителя нарисовал социальный философ Э. Фромм в своей последней книге "Быть или иметь" ("То be or to have". N. Y. 1976).

Фромм разделял людей на две группы: на тех, кто стремится быть, т. е. стремится к своему всестороннему развитию, и на тех, кто стремится к безудержному обогащению, к накопительству материальных ценностей, денег, драгоценных металлов, престижных автомобилей и пр. Этот второй тип человека Фромм назвал "человек-потребитель" (Homo-consumers). Фромм писал: если Ф. Ницше говорил:"В XIX веке Бог умер", - то я говорю: "В XX веке человек умер".

Что имел в виду Фромм, утверждая о смерти человека XX века? Объяснение следующее. В обществе с гигантской индустрией и электронными средствами массовой информации, индивид, который не контролирует своей работы и отчужден от результатов своего руда, чувствует импотенцию, свою ничтожность перед созданными им грозными и анонимными для него машинами, он перестает быть деятельным человеком, т. е. он теряет свою сущность. Поскольку человек по своей сущности социально-деятельное существо, с потерей этой сущности он умирает как человек.

В этих условиях потребность в пользе большого потребления продукции промышленности превращает человека в прожорливого человека, в грудного ребенка, который обуреваем страстью потребления. Для него все становится статьей потребления: сигареты, ликер, секс, кино, телевидение и даже образование, книги и лекции.

Современная промышленность создает новые потребности и ловко ими манипулирует при помощи рекламы.

Алчность к потреблению становится доминирующей психической силой в современном индустриальном обществе. Чем больше власти человек имеет над машиной, тем более безвластно его существование, чем больше он потребляет, тем больше становится рабом все увеличивающихся потребностей. Свобода к потреблению становится сущностью человеческой свободы.

Человек-потребитель в его крайних формах есть психоаналитический тип алкоголика, наркомана, больного СПИДом. Он - продукт застойного потребительского общества, скроенного по канонам рыночной экономики.

Ставя вопрос "быть или иметь" Э. Фромм был не диалектичен. Само собой разумеется, для того, чтобы быть надо что-то иметь, а именно материальные условия своего гуманного развития.

Рассуждая диалектически, надо сказать, что накопление вещественного богатства не должно быть самоцелью, а лишь средством для своего всестороннего развития, причем средством, приобретенным собственным трудом.

Поэтому формирование разумных потребностей должно уберечь человека от двух крайностей: от превращения нищеты во благо, а человека в духовного аскета, с одной стороны, и от превращения человека в жирного кота, в подобие всепожирающего животного, с другой стороны. Осуществление этого гуманистического идеала в смысл индивидуальной жизни возможно в условиях жизни в обществе, устроенного на началах справедливости и свободы.

Итак, предметом настоящего исследования является человек и его потребности. При этом акцент будет делаться на человеческих потребностях. Это значит, что потребностей бесчисленное множество, и как мы убедимся, среди них есть и потребности нечеловеческие и откровенно античеловеческие.

Большинство базовых потребностей изучается конкретными науками: биологическими потребностями занимается биология и медицина, материальными потребностями - экономика, социальными потребностями - социология, душевными потребностями - психология, и, наконец, духовными потребностями - культурология, эстетика и др.

Каждая из указанных учебных дисциплин формирует фрагментарные потребности частичного человека, ни одна из них не имеет своей целью формирование богатого в своих потребностях целостного человека. Создание образа целостного человека под силу только философии, преодолевающей односторонность конкретных наук и синтезирующей их знания на наиболее абстрактном уровне: человек и мир.

Главной задачей учебного курса является формирование у студентов потребности всестороннего гармонического развития личности. Человек же, избравший своим идеалом накопительство вещей, денег и других материальных ценностей, на протяжении всей российской истории не пользовался уважением своих современников. Более того, он обозначен в Библии как отрицательный тип личности. "Легче верблюду пройти через угольное отверстие, чем богатому попасть в рай" - говорится в Библии.

Первый раздел книги посвящается философскому осмыслению проблемы человека. Стержневым пунктом этой проблемы является определение сущности человека Будет сформулировано понятие социально-деятельной сущности человека. Эта авторская концепция будет определять направленность изложения всех разделов курса играть роль своеобразного вектора всех теоретические рассуждений автора. На протяжении многих лет проблема человека находится в центре научных интересов автора этой книги. Этой теме посвящены более 30 его научных публикаций, основными из которых являются "Проблемы человека в трудах К. Маркса" (1981. Москва), "Марксистская концепция человека: анализ основных положений" (Вестник МГУ. Философия. 1984 г., № 3). Формирование о человека - проблема комплексная в сборнике "Методологическая проблема коммунистического воспитания" М. 1986 г.; "Человеческий фактор: содержание и стимулы активизации". "Знание". 1983 г. "Марксова концепция человека в интерпретации гуманистического психоанализа Э. Фромма". В книге "Критика фальсификаторов истории и теории марксистско-ленинской философии". М. 1979.; Действенность социалистического гуманизма. Изд-во "Мысль". 1979 г.; Человек в мифологической картине мира. М. 1990; К проблеме комплексного изучения человека. Философские науки. 1991, № 1; Сущность человека - диалектический синтез естественного, общественного и духовного опыта человека. В книге Бог - человек - Вселенная. Долгопрудная. 1996 г.; Мир человека и человек в мире В соавторстве 1997г.; Социальная философия ч. 1, гл.5. М. 1996, ч 2-я, 1997, гл. 10; Гуманизм и права человека. В сборнике научных трудов "Личность и общество". Калининград 1998 г.; Гегель и Маркс о родовой сущности человека. В сборнике "Карл Маркс и современная философия". И.Ф. РАН 1999 г.

Человек как предмет научного анализа - проблема комплексная. Формирование целостного человека как практическая задача всей системы воспитания и образования достигается совокупностью усилий общественного и индивидуального характера. Достижение этого, эмпирического уровня проблемы предлагает создание целостной концепции человека. Этот теоретический уровень проблемы возможен как диалектический синтез всех конкретных наук о человеке - физиологии, медицины, психологии, социологии и других наук.

Все эти науки участвуют в создании целостной концепции человека, но ни одна из них в отдельности не в состоянии решить эту задачу. Это проблема философская. Только на философском уровне, на уровне отношения человек-мир возможно отвлечься от частных аспектов проблемы человека и уберечь исследование от односторонних толкований. История науки и философии богаты примерами подобного подхода: концепция человека-животного в антропологии М. Шелера, в философии Ф. Ницше, человека - "веселого" робота в социологии Маршала Маклюэна и др. Это значит, что любая концепция человека теряет статус целостной философской концепции, как только она станет на позицию какой-либо конкретной науки о человеке. Эта целостная концепция человека формировалась в русле марксистской философии, широко представлена в трудах современных философов России: Б. Г. Ананьева ("Человек как предмет познания. Л-д 1969); Фролова ("Перспективы человека", М. 1983); Буевой Л. П. ("Человек: общение и деятельность" М. 1976) и других.

Философская концепция человека широко представлена в современной западной философии (Сартр, Хайдеггер, Камю, Ясперс, Ортега-и-Гассет и др.). Эти авторы представлены в коллективной монографии "Проблема человека в западной философии" (М. 1986г.).

На качественно ином уровне по сравнению с проблемой человека осуществляется исследование проблемы потребностей. Изучение большого массива литературы по проблеме потребностей убеждает нас в том, что основным недостатком в этой области является исследование потребностей вне связи с социальной философией: в большинстве случаев эти потребности рассматриваются вне человека и общества, в котором он живет, "по правилам математической логики и здравого смысла".1

Казалось бы, приятным исключением из этого правила может быть названа книга П. М. Ершова "Потребности человека" (Изд-во "Мысль", 1990г.). Эта книга объемом в 23 печатных листа, изданная тиражом в 3035 экземпляров подкупает своей содержательностью, многочисленными ссылками на различные источники - от художественной и драматургической литературы до биологии и философии. Но, к сожалению, в книге нет концепции, упорядочивающей весь набор литературных источников. Неоднократно ссылаясь на физиологические исследования П. В. Симонова о влиянии четырех мозговых структур на динамику потребностей и поведения человека, П. М. Ершов склоняется к биологизаторской трактовке потребностей. В целом же его книга носит фрагментарный нелогичный характер. Все позитивное в этой книге можно свести к изложению проблемы классификации потребностей. В силу высказанных здесь соображений, я воздерживаюсь рекомендовать студентам книгу П. М. Ершова в качестве учебного пособия к нашему учебному курсу.

Как более зрелыми исследованиями потребностей можно считать те работы, в которых используется деятельностный подход, а сама потребность, как фрагмент системы ценностей, интересов, целей человека в определенном обществе. По преимуществу это - социологические исследования советских и зарубежных авторов: Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности... М. 1986.; Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. - 1974 г.; А. И. Самсин. Социально-философские проблемы исследования потребностей. М. 1987.; Фромм Э. Быть или иметь (То be or to have. N. Y. 1976). Фромм Э. Социалистический гуманизм. 1965 и др.

Сегодня в Россию из Запада хлынула волна развлекательных шоу, безудержная пропаганда секса, жевательных резинок и прочих "прелестей" "свободного" мира. В этих условиях широкое распространение среди молодежи получает образ жизни, согласно этическому принципу гедонизма. Основателем концепции гедонизма был античный философ Эпикур (391-270 гг. до н. э.). Согласно этому принципу цель жизни: избегать страданий и стремиться к наслаждениям. В различные исторические эпохи расцвета безответственности и свободы в духе "что хочу, то и делаю", этот принцип становился руководством к поведению. Его провозглашали отдельные представители гуманизма эпохи Возрождения (Лоренцо Валла, Боккаччо, Петрарка), в эпоху просвещения - французские энциклопедисты Ламетри, Тольбах и др. В то же время социалисты и прогрессивные общественные деятели подвергли редкой критике принцип гедонизма как смысл жизни. Французский социальный философ 18 века Габриэль Мабли писал: "Чем меньше люди заняты своим богатством, своей роскошью и своими наслаждениями, тем более они заинтересованы в общественном благе".2

Сегодня гедонизм становится нормой безответственного легкомысленного поведения во всех странах цивилизованного мира. Руководствуясь принципом "избегать страданий, стремясь к удовольствиям" многие молодые люди употребляют наркотики, не думая о том, что вместо сиюминутных удовольствий их ждет мучительная, медленная смерть. В разделе "Классификация потребностей" настоящей книги будет уделено значительное внимание раскрытию пагубности следования принципу гедонистической этики на примерах бездумного удовлетворения извращенных потребностей (алкоголизм, наркомания, гомосексуализм, лесбиянство). Проблему можно сформулировать так: не получать наслаждения и удовольствия путем ухода от страданий, а, наоборот, через посредство преодоления трудностей и жизненных невзгод. "Удовольствия, - писал немецкий философ Кант, - есть чувство, споспешествующее жизни, а страдание - чувство, затрудняющее ее... Всякому удовольствию должно предшествовать страдание, страдание всегда первое".3

Именно преодоление трудностей приносит подлинное удовлетворение собой, радость победы над своей косностью, над своими недостатками и извращенными потребностями. И тогда у молодого человека, вступающего в жизнь, будет одна главная потребность: всестороннее развитие своих способностей и дарований.

А что будет, если сохранится тенденция, сформировавшаяся в современном мире с наступлением техногенной цивилизации? Исчерпывающий ответ на этот вопрос дал директор Института философии АН России Степин В. С. на научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения К. Маркса. "Если будет продолжаться путь техногенного прогресса, основанного на идеалах потребительского общества, насилия и технократического отношения к природе?" - ставит вопрос В. С. Степин и отвечает: "Тогда можно предсказать нарастание глобальных кризисов и человечество в этом сценарии ожидают необратимые катастрофы".4

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: