Литература
1. Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р.В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 304 с.
2. Абалуев Р.Н., к.п.н., Астафьева Н.Г., д.п.н., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А., Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. 114 с.
Лекция 1
Информатизация образования как фактор развития общества
Во второй половине XX века человечество вступило в новый этап своего развития - переход от индустриального общества к информационному (или постиндустриальному). Процесс, обеспечивающий этот переход, получил название информатизации общества.
Этапы развития информационных технологий: изобретение письменности, печатного станка, средств ИКТ.
Информатизацию общества в широком смысле слова можно рассматривать как процесс перестройки жизнедеятельности общества на основе активного использования знания во всех видах человеческой деятельности, связанный с формированием инфраструктуры средств накопления, хранения, обработки и передачи информации как важнейшего показателя уровня научно-технического развития любой страны.
Информатизация общества — глобальный социальный процесс, особенность которого заключается в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства становится сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной техники и информационного обмена.
При этом информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре. Альтернативы информатизации нет. Это объективный этап социального прогресса во всех областях жизнедеятельности человека. Говоря об информатизации, следует понимать, что это не только создание и развитие технической базы, это изменение информационной основы функционирования различных общественных систем и подсистем, замена в допустимых пределах «бумажных» технологий информационного обмена человеко-машинными электронными диалоговыми системами, создание новых, более эффективных моделей деятельности людей.
|
Естественно, что в процессе информатизации общества одно из центральных мест должна занимать информатизация образования.
Реальная информатизация общества предполагает организацию компьютерного ликбеза населения, подготовку и переподготовку кадров - специалистов по ЭВМ и неспециалистов, т. е. пользователей, компьютеризацию всех звеньев образования от начальной школы до вуза и системы послевузовского образования, создания сети по переквалификации работников, формирование, особенно у молодежи, новой информационной культуры, преодоление барьеров на пути к ПЭВМ и т. д.
В середине XX в. технический прогресс и растущий динамизм жизни привели к росту потребностей людей в эффективном образовании. На первый план выдвинулись задачи развития познавательной активности и самостоятельности обучаемых, формирования у них деловых качеств и профессиональной мобильности, способности к самообучению в течение всей жизни. Одним из наиболее существенных инновационных подходов к решению проблемы модернизации системы образования и управления учебными заведениями явилась информатизация образования.
|
Информатизацию образования будем понимать как процесс, направленный на повышение качества образования путем замены традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в системе образования.
Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.
Глобальная цель информатизации образования заключается в повышении эффективности и качества образования, соответствующего требованиям постиндустриального общества. Глобальная цель является многофакторной, включающей в себя целый ряд подцелей, таких как:
– подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию во всех сферах жизнедеятельности в условиях информационного общества;
– увеличение степени доступности образования;
– информационная интеграция национальной системы образования в инфраструктуру мирового сообщества. [2, с. 2-6]
Учебные задачи информатизация образования: (КИСЕЛЕВ с.38-39)
• формирование информационной культуры всех членов информационного общества;
• повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий;
|
• применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
• интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т. д.);
• адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
• разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики;
• обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
• разработка информационных технологий дистанционного обучения;
• совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
• внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.
Воспитательные задачи:
• внедрение новых моделей структуры и характера использования свободного времени обучаемых, соответствующих требованиям современных социально-педагогических задач;
• внедрение новых схем, технологий и методик воспитательной работы с использованием информационных технологий;
• использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга обучаемых.
Управленческие задачи:
• создание информационной базы образовательных учреждений;
• создание единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования; использование средств современных информационных технологий для управления учебными заведениями на уровне отдельного образовательного учреждения, региона, страны.
В настоящее время проблема информатизации системы образования состоит не только в создании всех технических условий для внедрения компьютерных технологий в учебный процесс, но и в том, чтобы педагоги были подготовлены к постоянному повышению своего уровня компетентности в области информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим одним из важных направлений является компетентностно-ориентированное образование в области информационных технологий.
Приведем определение педагогического понятия компетенции.
Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — совокупность взаимосвязанных качеств личности, обеспечивающих способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в определенной широкой области.
Согласно требованиям, предъявляемым в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки “Педагогическое образование” (квалификация “бакалавр”) к результатам освоения основных образовательных программ, выпускник должен обладать следующими компетенциями в области в области информационно-коммуникационных технологий.
Общекультурные компетенции:
— готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией;
— способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
— способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.
Общепрофессиональные компетенции:
— способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;
Профессиональные компетенции:
— готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
— способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
— способен использовать возможности образовательной среды, в том числе, информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
— способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для разных категорий населения, в том числе, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Данные компетенции предполагают знание основ современных технологий сбора, обработки и представления информации, умение использовать информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для решения профессиональных задач.
Информатизация образования включает следующие направления:
— создание и развитие материально-технической базы, информационной и сетевой инфраструктуры;
— разработка и использование высококачественного программно-методического обеспечения;
— выработка современных методик обучения на основе новых информационно-коммуникационных технологий;
— подготовка специалистов в области образования, обладающих информационно-педагогической культурой.
Информатизация образования инициирует следующие педагогические процессы:
— совершенствование содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого[1];
— создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую и другие виды информационной деятельности;
— совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов и коммуникационных сетей.
— развитие неформального (не институализированного) образования, обусловленное воздействием информационных технологий (например, самообразование, корпоративное обучение, школьные семинары и т.п.).
— усиление индивидуализированного характера образования, который позволяет принимать во внимание возможности и потребности каждого конкретного человека.
— утверждение самообразования, самообучения в качестве важной формы образования.
— ориентация на образование, созидающее знание (проекты, учебные исследования, рефераты и т.п.).
— формирование системы непрерывного образования, т.е. образования в течение всей жизни.
В реализации личностно-ориентированного обучения основополагающими являются следующие принципы:
— принцип определения обучаемого как активного субъекта познания означает, что в процессе обучения педагогическое воздействие и выбор конкретного средства ИКТ определяются собственной активностью каждого учащегося, самостоятельным выбором цели и траектории обучения;
— принцип опоры на субъективный опыт обучаемого позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать обучение за счет выбора необходимых для конкретного индивидуума педагогических воздействий и средств ИКТ;
— принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого направлен на всесторонний учет способностей, желаний, мотивов, интересов и предпочтений обучаемых. Реализация средств ИКТ основана на максимальном учете темперамента и волевых качеств, особенностей мышления, восприятия, памяти, внимания, мотивации, самооценки, уровня притязаний;
— принцип развития коммуникативных способностей личности предполагает формирование умений ценить и уважать окружающих, относиться гуманно к другим людям; умений общаться, отстаивать свою позицию, принимая во внимание мнение партнеров.
Контрольные вопросы
1. Определите понятия «информатизация общества» и «информатизация образования».
2. Каковы основные («глобальные») цели информатизации образования?
3. Назовите задачи информатизации образования в области обучения, воспитания учащихся и управления педагогическими системами.
4. Какими компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий должен обладать выпускник высшего профессионального образовательного учреждения по направлению подготовки “Педагогическое образование” (квалификация “бакалавр”)?
5. Какие инновационные процессы инициирует информатизация образования?
6. Какие принципы положены в основу личностно ориентированного обучения с учетом использования средств ИКТ?
Лекция 2
1. Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 304 с.