Информационные образовательные ресурсы, прежде всего, должны отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционной учебной литературе, таким как учебники, учебные и методические пособия. Рассмотрим кратко традиционные дидактические требования.
Требование обеспечения принципа научности обучения с использованием ИОР означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала с учетом последних достижений науки. В соответствии с потребностями системы образования процесс усвоения учебного материала с помощью ИКТ должен строиться с учетом основных методов научного познания: эксперимент, наблюдение, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование и системный анализ.
Требование обеспечения принципа доступности обучения, осуществляемого с использованием информационных образовательных ресурсов, означает необходимость поддержки степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, которые сделают его непосильным для изучения.
Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью информационных образовательных ресурсов значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий.
|
Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета наблюдения и чувственного восприятия учащимися изучаемых объектов, их макетов или моделей. Данное требование при использовании ИОР реализуется на принципиально новом уровне, поскольку компьютер позволяет создавать и предъявлять обучаемым многоцветные, динамичные, интерактивные модели изучаемых явлений, включать в состав этих моделей также и знаковые, вербальные абстрактно-теоретические компоненты.
Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение средствами информационных образовательных ресурсов самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом осознанным для учащегося является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность.
Требование обеспечения систематичности и последовательности обучения при использовании информационных образовательных ресурсов означает обеспечение потребности системы обучения в последовательном усвоении учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области, потребности в том, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в логически обоснованном порядке. Для этого необходимо:
— предъявление учебного материала в систематизированном и структурированном виде;
— учет как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при представлении каждой порции учебной информации;
|
— учет межпредметных связей изучаемого материала;
— организация процесса получения знаний в последовательности, определяемой логикой развития знаний о предмете обучения;
— обеспечение связи абстрактных знаний с практикой за счет подбора примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.
В отношении ИОР, обеспечивающих диагностику и контроль усвоения знаний, умений и навыков предъявляются требования обеспечения содержательной, функциональной валидности и надежности.
Содержательная валидность — это соответствие задания содержанию контролируемого учебного материала.
Функциональная валидность — это соответствие теста оцениваемому уровню деятельности.
Требование обеспечения надежности в использовании контрольно-измерительных информационных образовательных ресурсов и их компонентов определяется как необходимость правильного измерения уровня усвоения учебного материала с использованием ИОР. Это требование обозначает устойчивость результатов многократного измерения результативности обучения одного и того же испытуемого.