Эргономические и эстетические требования к ИОР




 

Эргоно́мика — в традиционном понимании — наука о приспособлении рабочих мест, предметов и орудий труда для безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.

 

Эргономические требования связаны с учетом возрастных особенностей обучаемых и обеспечивают повышение уровня мотивации обучения, устанавливают требования к изображению информации и режимам работы информационных образовательных ресурсов.

Эргономические требования означают организацию в информационном образовательном ресурсе дружественного интерфейса; обеспечение возможности использования обучаемым необходимых справок, подсказок и методических указаний; обеспечение возможности выбора последовательности и темпа работы. Соблюдение этих требований позволяет избежать отрицательного воздействия применяемых образовательных электронных ресурсов на психику обучаемого, создает доброжелательную атмосферу на занятиях, проводимых с использованием ИКТ.

 

Требования здоровьесберегающего характера, предъявляемые к разработке и использованию ИОР, соответствуют гигиеническим требованиям, санитарным нормам и правилам работы с компьютерной техникой. Функционирование используемых средств не должно превышать санитарных норм работы с компьютерной техникой. Соответствие информационных образовательных ресурсов возрастным особенностям обучаемых и санитарным нормам работы с компьютерной техникой является одним из основных условий эффективности использования средств ИКТ в учебном процессе. Несоответствие этим требованиям приведет или к невосприятию обучаемыми части информации, или к ухудшению их здоровья.

 

С эргономическими тесно связаны эстетические [2] требования, которые устанавливают соответствие эстетического оформления функциональному назначению информационных образовательных ресурсов, упорядоченность и выразительность текстовых, графических и мультимедийных элементов учебной среды, соответствие цветового колорита назначению ИОР. Эстетика программного продукта наряду с обучением оказывает влияние на психическое и эмоциональное состояние обучаемых. При этом необходим учет физиологических особенностей восприятия человеком различных эффектов оформления программы.

 

Как известно, теплые цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители в порядке убывания интенсивности воздействия: красный, оранжевый, желтый. Холодные цвета успокаивают, вызывают сонное состояние. Нейтральными являются светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый цвета. Очень важно правильное сочетание цвета знака и цвета фона, так как они существенно влияют на зрительный комфорт. Некоторые пары цветов могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне). Наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем. Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала.

Включение в качестве фонового сопровождения несоответствующих звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.

При исследовании формы символов было выявлено, что наиболее быстро и точно распознаются символы, контур которых имеет резкие перепады. Например, треугольник и прямоугольник опознать значительно легче, чем многоугольник или овальные фигуры. По точности распознавания простейшие фигуры располагаются в следующем порядке: треугольник, ромб, прямоугольник, круг, квадрат.

При использовании текста необходимо помнить, что прописные (заглавные) буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные; лучше воспринимаются цифры, образованные прямыми линиями.

Большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко вкладываются в подсознание. Замечено, чем короче воздействие, тем оно сильнее. Любой несоответствующий анимированный объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.

Эстетические требования к информационным образовательным ресурсам не обязательны к соблюдению и носят рекомендательный характер. Вместе с тем нужно отметить важность соблюдения определенных эстетических позиций при создании ИОР.

 

 

Дополнительный материал (Тамбовский Региональный Центр с. 80)

Общие требования к представлению учебной информации на экране:

– Оптимально, если объем текста в кадре не превышает 8-10 строк по 20-30 символов. При определении количества информации в кадре следует исходить из соотношения между требованиями, которые данный кадр предъявляет к мышлению учащихся, объемом новой информации, содержащейся в кадре, и степенью сформированности навыков умственных действий у учащихся.

При мелком дроблении у учащихся не создается целостного представления об изучаемых явлениях. Маленькие дозы информации не стимулируют мыслительной активности учащихся, кроме того если дозы информации малы – возрастает время прохождения программы.

Если дозы информации в кадре слишком большие, то процесс обучения становится менее управляемым и учебный материал трудно усваивается.

– Использование средств концентрации внимания.

– Не рекомендуется одновременная подача текста более чем трех цветов.

– Постоянный формат экрана (использование постоянных зон, информация в которых одинакова во всех кадрах).

– Строго выдержанный стиль текста и графики.

– Важная роль в обучении принадлежит тексту. С помощью текста учащимся предъявляется новый материал, задания, помощь, справка и т.д.

 

Вопрос – это дидактическое средство, направленное на проверку знаний обучаемым учебного материала, распознавание и объяснение типичных ошибок.

Требования к постановке вопроса:

– вопрос должен быть сформулирован четко, в строгом соответствии с терминологией учебного материала;

– вопрос должен быть поставлен конкретно – он должен определять как содержание ответа, так и его форму;

– вопрос должен быть однозначным, т.е. исключать возможность существования нескольких разных по смыслу верных ответов;

– формулировка вопроса должна быть максимально лаконичной;

– постановка вопроса должна быть информационно достаточной;

– вопросы, задаваемые обучающимся, должны находиться в строгом соответствии с логикой изложения учебного материала.

 

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте понятия “информационный образовательный ресурс”, “цифровой образовательный ресурс”, “электронный учебный курс”.

2. Приведите классификацию информационных образовательных ресурсов по методическому назначению, по форме изложения материала.

3. Перечислите и охарактеризуйте основные дидактические требования к информационным образовательным ресурсам.

4. Перечислите основные эргономические требования к информационным образовательным ресурсам.

5. Перечислите основные эстетические требования к информационным образовательным ресурсам.

 

 

Лекция 3

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: