Основными методами анализа и оценки качества информационных образовательных ресурсов являются апробация и экспертиза.
Информационные образовательные ресурсы подлежат апробации посредством их реального использования в учебном процессе, демонстрации и обсуждения основных характеристик на конференциях, семинарах, выставках, презентациях и других общественных мероприятиях. По результатам комплексной апробации средства ИКТ корректируются. Процессы апробации и последующее совершенствование информационных образовательных ресурсов носят циклический характер и должны продолжаться до достижения требуемого качества.
Для апробации образовательных электронных ресурсов в учебном процессе формируется одна или несколько экспериментальных групп учащихся. Перед непосредственным использованием ИОР в учебном процессе нужно провести подготовку обучаемых: ознакомить их с темой учебного предмета, в преподавании которого используется издание или ресурс, провести необходимый инструктаж, ознакомить с раздаточным материалом. Затем проводится учебное занятие с использованием электронного ресурса в строгом соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, сопровождающими конкретное средство ИКТ. Как правило, апробационные занятия проходят в присутствии учителей, разработчиков, экспертов и специалистов, занимающихся разработкой данного класса средств информационных технологий. На завершающем этапе апробации эксперты должны проанализировать все вопросы и замечания обучаемых, которые возникали в процессе их работы с информационным образовательным ресурсом.
Требования к организации комплексной экспертизы предполагают подход, включающий экспертизу технико-технологических, психолого-педагогических и дизайн-эргономических аспектов создания и использования информационных образовательных ресурсов.
|
Технико-технологическая экспертиза. При ее проведении выявляются:
— возможность нормального функционирования информационного образовательного ресурса в требуемых средах, в сетевом режиме, в сочетании с другими изданиями и ресурсами;
— корректность использования современных средств мультимедиа и телекоммуникационных технологий;
— надежность, устойчивость в работоспособности;
— наличие и качество защиты от несанкционированных действий;
— простота, дружественность, надежность и полнота инсталляции и деинсталляции;
— достаточность технического комплекта, сопровождающего средство (наличие необходимых системных программ, шрифтов и пр.);
— работоспособность всех заявленных функций и возможностей программного обеспечения;
— наличие подсистем диагностики, предупреждений, продолжения работы при восстановлении работоспособности системы;
— корректность функционирования ИОР одновременно с другими средствами;
— скорость отклика на запросы пользователей.
Психолого-педагогическая экспертиза. В ходе данной экспертизы проводится анализ программного обеспечения и его компонентов по типу информационного образовательного ресурса, уровню образования, форме образовательного процесса; осуществляется оценка содержания и сценария средства информатизации, соответствия дидактическим, методическим и психологическим требованиям, использования специально разработанных педагогических методик применения и методической поддержки.
|
В ходе проверки выявляются:
— цели и область применения программного обеспечения;
— педагогическая целесообразность эксплуатации ИОР в рамках планируемой методической системы обучения;
— методическая состоятельность;
— степень соответствия аналогичным средствам информатизации образования.
В процессе экспертизы специалисты должны оценить степень соответствия информационного образовательного ресурса дидактическим и методическим требованиям: научности; доступности; проблемности; наглядности; осознанности обучения; самостоятельности и активизации деятельности; систематичности и последовательности обучения; прочности усвоения знаний; единства образовательных, развивающих и воспитательных функций; адаптивности; интерактивности; реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации; развития интеллектуального потенциала обучаемого; системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала; учета своеобразия и особенностей конкретной учебной дисциплины; учета специфики соответствующей науки; отражения системы научных понятий учебной дисциплины; предоставления возможности контролируемых тренировочных действий.
Кроме того, в процессе психолого-педагогической экспертизы проводится оценка соответствия компонентов рассматриваемых образовательных ресурсов психологическим принципам и требованиям (возрастным особенностям и интересам обучаемого, использованию развивающих компонентов в обучении, способов активизации познавательной деятельности); оценка соответствия принципам вариативности образования.
|
Дизайн-эргономическая экспертиза. В ходе данного этапа экспертной деятельности проводится оценка качества интерфейсных компонентов информационных образовательных ресурсов, их соответствия единым эргономическим, эстетическим и здоровьесберегающим требованиям. В результате проверки выявляются: временные режимы работы ИОР; соответствие его компонентов здоровьесберегающим требованиям; характеристики используемого подхода к визуализации информации на экране монитора (цветовые характеристики; характеристики пространственного размещения информации, организации текстовой, графической и видеоинформации); характеристики организации диалога (доступность для обучаемых, время реакции на ответ или управляющее воздействие, число вариантов и правдоподобность ответов, наличие инструкции или подсказки); характеристики звукового сопровождения (комфортность восприятия звуковой информации удобство настройки звуковых характеристик, степень засоренности и оптимальность темпа звукового сопровождения); степень эстетичности компонентов информационных технологий. Кроме того, в процессе дизайн-эргономической экспертизы специалисты должны оценить следующие основные параметры информационных образовательных ресурсов: целесообразность, корректность и удобство использования клавиатуры, манипулятора “мышь”, микрофона, сканера, принтера и других устройств; наличие и качество видеофрагментов, анимации, статических графических и фотоизображений, шрифтового и рисованного текста; дружественность интерфейса (удобство использования клавиатуры, подсказок, надписей, системы справки и пр.); наличие одинообразной, но контекстно-зависимой корректирующей реакции на смысловые ошибки; удобство и постоянство принципов навигации по содержательному наполнению ИОР; возможность и качество имитационного моделирования; наличие, эффективность и однообразность работы поисковой и справочной подсистем.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные специфические требования к информационным образовательным ресурсам.
2. Каковы основные методы оценки качества средств ИКТ?
3. Что собой представляет технико-технологическая экспертиза?
4. Какие характеристики ИОР анализируются при психолого-педагогической экспертизе?
5. Каковы критерии оценки качества ИОР при дизайн-эргономической экспертизе?
2. Абалуев Р.Н., к.п.н., Астафьева Н.Г., д.п.н., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А., Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. 114 с.
Лекция 4