Роль и место маркетинга в деятельности предприятия




Специфика маркетинговой деятельности предприятий

 


Теоретические аспекты организации маркетинговой деятельности на предприятии

 

Роль и место маркетинга в деятельности предприятия

 

Что же такое маркетинг? Мнение о том, что сущность маркетинга заключается только в стимулировании и сбыте ошибочно. Сбыт является одной из многих функций маркетинга. Если маркетинговая служба предприятия хорошо проработала такие разделы как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределение и эффективного стимулирования, то товары будут легко реализовываться. Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными, то есть так хорошо понять потребителя, что товар или услуга были настолько ему подходящими, что продавали себя сами. Это, конечно, не означает, что сбыт и стимулирование совсем не имеют смысла. Дело в том, что маркетинг следует рассматривать как комплекс маркетинговых средств, которые следует гармонично увязывать друг с другом, чтобы добиться наилучшего результата.

Итак, маркетинг представляет собой элемент управления организацией, призванный удовлетворять потребности потребителей и их групп, путем создания, предложения или обмена на рынке услуг или товаров.

Продукция (предложение, товар, услуга или работа) - все, что производится предприятием на продажу на рынке. Покупаются и продаются, говоря языком маркетинга, «удовлетворенные потребности», а не конкретные товары или услуги [7, c. 301].

Маркетинг как сложное социально-экономическое явление, включает в себя четыре фактора деятельности:

маркетинг как концепция управления;

маркетинг как средство обеспечения преимущества в конкурентной борьбе;

маркетинг как поиск решений;

маркетинг как синтез сотрудничества и координации бизнеса.

Сегодня маркетинг - одна из важнейших характеристик рыночной экономики. С его помощью производится качественный анализ производственных возможностей предприятия и рынка с целью установления равновесия спроса и предложения.

В настоящее время большинство фирм объявляют свою ориентацию на концепцию маркетинга, хотя на практике применяют ее в разной степени. Концепция маркетинга это идеал, редко полностью достижимый, направляющий все виды деятельности предприятия.

Цели маркетинга различны, но все они, так или иначе, отвечают потребностям предприятия:

появление новых идей, их воплощение в товар или услугу;

контроль над процессом производства, распределения, обмена и реализации данного товара с учетом минимальных затрат и удовлетворения потребительского спроса [6, c. 53].

Основными функциями маркетинга являются:

аналитическая функция. Аналитическая функция включает следующие подфункции: изучение рынка, товара, потребителей; анализ внутренней и внешней среды предприятия;

производственная функция. Производственная функция состоит из следующих подфункций: организация производства новых товаров и новых технологий, организация материально-технического обеспечения производства, управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции;

сбытовая функция (функция продаж). Сбытовая функция - это организация системы сбыта и товародвижения, формирование спроса и стимулирование сбыта и организация сервиса;

функция управления, коммуникаций и контроля. Функция управления, коммуникаций и контроля связана с созданием организационных структур управления, планированием, коммуникациями и организацией контроля.

Основными чертами маркетинга как системы управления являются принципы маркетинга. Они отражают сущность маркетинга, вытекают из его современной концепции и предполагают эффективное достижение целей маркетинговой деятельности. К основным принципам маркетинга можно отнести:

производство продукции, основанное на точном знании потребностей покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностей предприятия;

наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов;

эффективная реализация продукции и услуг на определенных рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки;

обеспечение долговременной результативности производственно-коммерческой деятельности предприятия;

единство стратегии и тактики [3, c. 181].

Стратегия маркетинга представляет собой формирование, достижение целей и решение задач предприятия производителя по каждому отдельному рынку (сегменту рынка) и каждому товару на определенный период для осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия.

Стратегия маркетинга разрабатывается на основе исследования и прогнозирования конъюнктуры товарного рынка, изучения товаров, покупателей, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства. В зависимости от принятой стратегии формулируются мероприятия маркетинговых программ. Они могут быть ориентированы на максимум эффекта независимо от степени риска, на минимум риска без ожидания значительного эффекта, а так же на различные комбинации этих двух подходов.

Важно отметить, что при рыночных отношениях всегда существует конкуренция. В соревновании всегда выигрывает тот, кто предлагает наиболее качественный товар, предоставляет потребителю дополнительные удобства и услуги. И здесь, несомненно, большую роль играет маркетинг.

Организациям следует четко оценивать свою маркетинговую деятельность. Маркетинг - это сфера быстрого устаревания задач, стратегий и программ. Каждая организация должна время от времени переоценивать свой общий подход к рынку [2, c. 258].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: