Образ Иерусалима в западноевропейском градостроительстве




Основными принципами во всех видах жизни средневековья стали принципы иерархии и подобия. На идеализированной модели Иерусалима, привезенной крестоносцами XII века (по Т. Ф. Саваренской) отразился образ города, который примерно соответствовал Иерусалиму этого периода. Основой стало крестообразное пересечение главных улиц центра и размещение главных культовых доминант (ротонда храма Гроба господня, башня Давида, Латинская церковь) в юго-западной и юго-восточной частях города. Эта схема послужила базой для формирования умозрительного образа идеального города, совершенного образца для подражания многих европейских строителей. «Совершенный» образ Иерусалима, привезенный крестоносцами, послужил основой для создания очень разных городов и городских ансамблей. Умозрительность и абстрактность проектирования «по подобию», наложенная на активную городскую жизнь, привела к возникновению необычайно выразительной и многообразной городской среды. Однако социальная иерархия и, отчасти, технологические особенности некоторых производств, начали формировать в средневековом городе отдельные функциональные зоны. Так появились улицы кузнецов, бондарей, булочников, районы проживания феодальной или клерикальной знати и т.д. Эти районы подчас получали свое лицо и относительно общее пространственное построение.

Цитаделло, город в Тосканской провинции. Созданный в средневековый период, этот город имел округлые крепостные стены, ярко выраженный главный крестообразный перекресток с примыкающим к нему храмом и регулярную в целом планировку, в которой было заметно влияние образа Иерусалима, привезенного крестоносцами. Жители города неоднократно принимали участие в крестовых походах вместе с жителями Пизы и других тосканских городов.

Дрезден XII – XIII веков по В. Рауду. Созданный мейсенскими маркграфами как один из ряда укрепленных городов княжества для магистральной дороги, связывающей Восточную и Западную Европу, Дрезден имел почти регулярную планировку. У него были округлые стены, крестообразное расположение главных улиц, угловое размещение рыночной и соборной площадей, расположение замка и монастыря францисканцев в юго-западной четверти. Символика города восходила к собирательному образу Иерусалима и указывала на принадлежность к христианскому миру.

 

Среда средневекового европейского города

В Средневековье строились как нерегулярные, так и регулярные города. Строительство новых регулярных городов в средневековый период в разных европейских странах основывалось на различных принципах. Так во Франции, например, это строительство вели чаще всего короли и герцоги для обороны своих рубежей, а в Германии эти города основывались на принципах средневековых сводов законов. В экономически более развитых городах Италии также разрабатывались схемы оптимальной планировочной структуры города. В чем-то эти поиски были предтечей начавшейся в период Ренессанса разработке концепции идеального города. По сравнению с античным периодом площади средневековых городов были невелики. Они носили замкнутый характер и были связаны с улицей по углам, реже по сторонам. Подчас выход с улицы на площадь был не только не акцентирован, но и как бы замаскирован уличными изломами. В раннеготический период сформировались основные центры средневекового города: собор, рынок, ратуша и окружающие их пространства. Постепенно эти пространства приобрели вид средневековой площади, очень разнообразной по своей конфигурации. Несмотря на разнообразие, типологически появилось два вида площадей – соборные и рыночные. Открытое пространство соборной площади чаще всего было очень небольшим по размеру. Иногда это пространство сводилось только к наличию паперти перед главным западным входом. Ее пространственный центр сместился в интерьер собора. Готические соборы стали не только культовыми центрами, но и самыми большими зданиями в городе. В них часто могло собраться все население города, как в случае опасности, так и для общих собраний, особенно в холодный период года. Большинство готических соборов было рассчитано на очень большую вместимость, так в соборе Парижской Богоматери могло одновременно собраться около 9 тысяч человек, размеры его плана были сопоставимы с римскими форумами, например форумом Цезаря (40х120 м).

Центрами гражданской жизни стали торговые площади, которые из простых рынков превратились в парадные открытые пространства, обстроенные по периметру домами наиболее богатых купцов и ремесленников. Главным зданием на таких площадях стал дворец городской коммуны (ратуша). Постепенно с этих площадей на отдельные места ушла торговля мясом, сеном, углем и другими «грязными» товарами. Непременным атрибутом этой площади был вначале колодец, а потом фонтан, который все чаще получал богатое художественное оформление. Часто эти торговые площади были обнесены со всех сторон галереями или на них выходили лоджии. Там же размещалась дозорная башня с часами, иногда городские весы и т.д. На этих площадях проходили общие собрания горожан, выступления артистов, суды, соревнования певцов, поэтов и пр. Ратушная площадь чаще всего была самой большой площадью средневекового города. Взаиморасположение торговой и соборной площадей было различным, однако эти два центра тяготели друг к другу. Очень распространенным вариантом было угловое соединение этих площадей. Рядовая городская застройка средневековья была одновременно очень живописной и единообразной. Этому способствовало то, что строительство шло по умозрительным образцам и то, что в средневековом обществе существовала строгая социальная иерархия. Большую роль играл основной строительный материал местности. На юге Средиземноморья строили в основном из камня, на северном побережье Европы наиболее распространенной была фахверковая и кирпичная застройка, в Центральной Европе чаще всего встречаются деревянные дома на каменном основании. В крупных городах или городах–крепостях жилые дома имели очень маленькие внутренние дворики или не имели их совсем. В небольших городах – центрах сельскохозяйственных округ у каждого дома было свое дворовое пространство, зачастую с большим садом или огородом. На улицу жилые дома выходили торцовыми или боковыми фасадами. Улица в этот период только начинает становиться центром общественной жизни, на ней появляются вывески ремесленных лавок, но она еще не благоустроена. В средневековых городах, даже больших, замощенных улиц нет или замощена только одна главная улица города. Рельеф, который почти всегда присутствует в городе, высокие шпили соборов и башен, достигающих зачастую 100 метров, крепостные стены, обрамляющие застройку, наряду с небольшой территорией, которую в целом занимает большинство таких городов, позволяют воспринимать эти города как единый объект. У такого города есть своя длина, высота и ширина, и его можно увидеть целиком. Это дает возможность изобразить весь город, а подчас и его богатое природное окружение на одном листе. Многочисленные гравюры XV – XVIII веков дают множество превосходных примеров такого рода.

Средневековая система архитектурно–строительного образования

Несмотря на отсутствие крупных трактатов по архитектуре и градостроительству в этот период появляется развитая система внутрицехового образования, повсеместно проводятся конкурсы на самые различные виды строительства, многие мастера создают собственные универсальные пособия, так называемые альбомы образцов.

Альбом (книга образцов) французского архитектора Виллара де Оннекура. Ложа каменщиков в Сен-Кантене, первая половина XIII века. Это сборник и записная книжка готического архитектора–профессионала с краткими пояснениями на старофранцузском языке. Во вступлении этого сборника написано: «Виллар де Оннекур приветствует вас и просит всех, кто будет работать с помощью тех средств, которые указаны в этой книге, помолиться за его душу и вспомнить о нем. Ибо в этой книге можно найти прекрасные советы по великому мастерству каменного строительства и по плотничьему делу. И вы найдете здесь искусство рисования, равно как основы, которых требует и которым учит наука геометрии». Виллар много путешествовал по Европе и все новое заносил в свою книжку. В ней содержатся различные сведения. Большие разделы посвящены геометрическим орнаментам и символическим поискам в геометрии и рисунке, а также новым интересным с точки зрения автора архитектурным сооружениям. Рисунки снабжены краткими комментариями. Система образования в средние века сосредоточилась внутри цеховых организаций и была очень разной (например, в Париже мастер мог брать одновременно только одного ученика сроком не менее чем на 6 лет). Однако существовали различные способы обмена новой информацией. Одним из таких способов были конкурсы, которые объявлялись повсеместно при строительстве самых разных сооружений как общегородских, так и частных. Другим способом была передача книг образцов во внутрицеховые мастерские. Так, книга Виллара де Оннекура стала впоследствии (видимо после его смерти) книгой образцов для всей мастерской. Альбом был дополнен рисунками еще двух мастеров, оставшихся неизвестными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: