Градостроительство Москвы и московского кремля




Москва к концу XVI в. превратилась не только в самый крупный город России, но и в самый крупный город в Европе. В ней проживало более 100 тысяч человек и насчитывалось около двух тысяч церквей и соборов. Площадь, которую она занимала, значительно превосходила площадь Парижа или Лондона. Она подразделялась на четыре части (Кремль, Китай-город, Белый город и Скородом), которые находились в строгом соподчинении. Ее радиальная структура окончательно сформировалась, она приобрела ярко выраженную центричность и определенную уравновешенность. Идеологическое сопоставление Москвы с центрами древнего христианства (Римом, Константинополем, Иерусалимом) неоднократно проводилось на протяжении XVI – XVII вв. для подтверждения концепции об особом пути России. Так в «Сказании о князьях Владимирских» родословная великого князя проводилась вплоть до самого Октавиана Августа, первого римского императора. Образное построение Московского кремля часто сопоставлялось с планом Константинополя, чьим прямым наследником считали себя московские цари («Москва – третий Рим»). Образы Иерусалима неоднократно использовались в символике градостроительства (Покровский собор и Лобное место на Красной площади в Москве). Такие сопоставления активно распространялись как среди русских, так и среди иностранцев. К примеру, в 1663 г. в Москве была издана Библия, на титульном листе которой был изображен план Москвы с выдержками из пророчеств Исайи о новом городе, перенимающем славу Иерусалима. Военные успехи и новые веяния сформировали концепцию императорской, светски-триумфальной Москвы, принципиально отличной от теологических построений средневековья. Триумфальные объекты стали возникать в городе по случаю побед России на Азове, под Полтавой и пр. Триумфальные арки и другие сооружения требовали изменения городского пространства. Запутанность средневековой структуры уже не могла удовлетворять потребности разрастающегося города. Приходско–слободской характер застройки сдерживал развитие и благоустройство городского хозяйства. Необходимо было осмысление первоэлементов города, с помощью которых можно было бы регулировать застройку и совершенствовать общегородские проблемы пожарной безопасности, транспорта, озеленения, водоснабжения и т.д. На первый план вышло новое отношение к таким городским элементам как улица и усадьба. И если проблемы площади и квартала еще не рассматривались, то регулированию улиц и усадеб начало уделяться пристальное внимание. В плане И. Ф. Мичурина были заложены основы такого регулирования. Особенно активно этот процесс пошел с назначением на должность главного архитектора Москвы (архитектора при полиции) Д. В. Ухтомского (с 1745).

 

Московский кремль.

Начальный этап развития Московского кремля был типичен для древнерусского города. Основанный на стрелке при впадении реки Неглинной в Москву-реку, он расширял свою территорию в междуречье, периодически перенося свои стены вместе с ростом территории. В 1367 Дмитрий Донской возвел новые каменные стены Кремля, превратив его в самую мощную крепость Северо-восточной Руси того времени. Новое развитие Кремль получил в конце XV – начале XVI вв. вместе с формированием новой идеологической концепции Москвы как преемницы столицы христианства («Москва – третий Рим», «Москва – второй Иерусалим») и особого пути, особой избранности России. Ключевым событием стало строительство Кривцовым и Мышкиным нового Успенского собора в Москве (1472), который должен был быть похож на Владимирский Успенский собор, но превышать его по ширине и высоте. Как известно, после небольшого землетрясения 1474 недостроенный собор рухнул. Этот дурной знак был быстро ликвидирован Москвой. Женитьба Ивана III на Софье Палеолог, жившей до свадьбы в Риме, способствовала большему знакомству с высоким строительным искусством этой страны. В 1475 в Москву был приглашен известный мастер Аристотель Фьораванти, который за четыре года построил собор, соединивший технику Ренессанса с традиционно русской культурой Северо-восточной Руси. Началась перестройка всего кремлевского комплекса, в которой принимали участие псковские мастера и новые итальянские мастера (Солари, Антон Фрязин, Марк Фрязин, Алевиз). Она базировалась на традиционной основе, но впервые была создана Соборная площадь, которая, правда, сохраняла традиционную непараллельность осей храмов и относительную самостоятельность каждого храма с их разномасштабностью и разнохарактерностью. Однако каждый храм создавался как новый образец определенного типа храмов (патриарший собор, великокняжеский, дворцовый, домовая церковь и т.д.).

Застройка всего комплекса оставалась неоднородной, в нем присутствовали княжеская резиденция, центральные соборы, монастыри и подворья, усадьбы наиболее значимых граждан. Со всех сторон Кремль был окружен водой (Москва-река – с юга, запруженная Неглинная – с северо-запада, 35-метровый в ширине Алевизов ров – с востока). На протяжении конца XV – начала XVI вв. были перестроены кремлевские стены и башни. Угловые башни, благодаря острым углам плана, сильно выступали вперед, что позволяло вести круговую оборону. У ворот были построены отводные стрельницы. Кремль стал мощной крепостью, отвечавшей всем требованиям европейского фортификационного искусства. Обобщенная треугольная форма Московского кремля с вогнутой стороной вдоль Москвы-реки стала ассоциироваться у современников с образом древнего Константинополя, который имел похожую конфигурацию. Разница в реальных размерах (около 1:50) этому не мешала, т.к. средневековые принципы подобия и образа позволяли свободно обращаться с реальными физическими аналогами. В XVII в. было завершено формирование ансамбля Соборной и Ивановской площадей, а также надстройка башен Кремля декоративными шатровыми завершениями. Надстройка башен показала, что оборонительные функции уходят в прошлое и на первый план выступает идейно-символическое осмысление и монументальное обрамление Московского кремля как центрального ансамбля всего государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: