Основные даты и события
Возникло в I в. в Палестине в среде мистико-мессианских движений иудаизма, – с последним вскоре вступило в конфликт.
II-III вв.: христианский мир состоит из относительно самостоятельных общин-церквей.
Начало II в.: эти местные церкви завершили свою внутреннюю организацию и ощутили потребность в координирующих связях. В результате происходит возвышение епископов [7], которые по мере своих личных качеств и в силу расположения кафедр в крупных городах стали формировать религиозные центры.
В III в., в правление императора Диоклетина, происходили жестокие гонения на христиан (в связи с преследованием манихейства).
К н. IV в. возрос авторитет и статус высших епископов, или митрополитов [8], – римского, александрийского, антиохийского и иерусалимского. Эти митрополии стали влиятельными во всей церкви.
В н. IV в. император Константин Великий перенес столицу империи на восток: на месте города Византия был основан Константинополь. В 313 г. Константин издает Миланский эдикт, уравнивавший в правах христиан и сторонников других вероисповеданий.
В IV в.митрополиты возвысившихся Римской, Александрийской, Антиохийской и Константинопольской кафедр стали называться патриархами [9].
До V в. христианство распространялось в основном в пределах Римской империи и в зонах ее влияния.
… Первые христианские государства …
После 476 г. – года падения Римской империи под натиском варваров – наступила социальная анархия, средством спасения от которой стали в том числе христианские монастыри [10]. До этого времени идеалом монашества [11] был одинокий аскет[12], подобный Антонию (… ок. 300), но этот идеал был слишком труднодостижим. Альтернативой ему стало общежитийное движение, начатое в Египте Пахомием (292–346); предложенный им опыт коллективного уединения был подхвачен и распространен на Востоке. На Запад общежительство перенес Бенедикт Нурсийский (480–543), основавший орден бенедиктинцев. В дальнейшем на Востоке монастыри создали традицию «духовного делания » – аскезы, духовного очищения, «стяжания Св.Духа». На Западе монах Кассиодор (†575) дальновидно понял цель монастырей как воспитание интеллектуальной элиты, способной выступить при более благоприятных обстоятельствах. Впервые такой случай представился в империи Карла Великого (768–814), который привлек к своему двору ученых клириков и мирян Запада. Это интеллектуальное движение возобновило в Европе изучение свободных искусств – тривиума и квадривиума [13], а монастыри превратило в центры сохранения и распространения культуры.
Общие соборы христианской церкви
В первые века христианства происходила кристаллизация учения. Формой этого процесса являлись общецерковные (вселенские) соборы[14]. Наиболее значимыми для становления христианства являлись соборы, происходившие до разделения церквей, т.е. являющиеся общехристианскими.
Соборы | Решения | ||
I | Никея | (Инициатива Константина Великого) Утверждено большинство положений («членов») символа веры Осуждено арианство | |
II | Константинополь | Уточнен никейский символ веры Канонизован на его основе окончательный – никео-константинопольский / никео-царьградский – символ веры Определена формула троичности Бога Осуждены ереси: арианство, вномианство, фотинианство, др. | |
III | Эфес | Подтвержден Никео-константинопольский символ веры Признана Богородицей Дева Мария | |
IV | Халкидон | Определен догмат боговоплощения Иисуса Христа Признано равное первенство Римской и Константинопольской церквей Осуждено монофизитство | |
V | Константинополь | Осуждены ереси Осуждено учение Оригена (185–253) | |
VI | Константинополь | 680- | Осуждено монофелитство Продолжены вопросы об отношении Восточной и Западной церквей |
VII | Никея | Утверждено почитание икон и креста Осуждено иконоборчество |
Результатом деятельности соборов явилось в том числе формулирование символа веры – догматического ядра христианского учения (см. далее).
В 1054 г. завершается разделение восточной (православной) и западной (католической) церквей … в том числе под влиянием разного типа социально-политических иерархий, сложившихся в восточной и западной частях Римской империи …
… на Западе – папство …
XI в. в истории западной церкви ознаменован началом крестовых походов
…
XII в. в Европе проходит под знаком христианского возрождения. Весь этот век отмечен поклонением Матери Божией, которая становится если не де-юре, то де-факто равно лицам Троицы, человеческой Заступницей. В честь Богоматери возводились многочисленные соборы, особенно на севере Франции (1150). Школы, работавшие при этих соборах, превращались в автономные университеты. В это же время в другом движении – страствующих поэтов, трубадуров, – складывается культ поклонения Даме, соответствовавший преклонению Пресвятой Деве в христианстве. Из культа поклонения Даме развился феномен куртуазной любви. Он представлял собой особую духовную и эмоциональную практику: напрягая и никогда не удовлетворяя свою страсть к Даме, влюбленный получал особого рода опыт, который можно без колебаний сравнивать с мистическим. В Италии куртуазная любовь породила поэтическое течение dolce still novo, к которому принадлежал Данте Алигьери. С феноменом куртуазной любви и поклонением Даме связаны и романы артуровского цикла – они исходили из центра церковной учености на севере Франции и трансформировали поклонение Даме в непрерывное испытание достоинства рыцаря, – речь идет о мистическом достоинстве: борьба с неверными и наличие рыцарских добродетелей считались достаточными для святости. Артуровский цикл был связан с образованием воинских монашеских орденов, канонизировавших моральную чистоту и служение Даме. К таким орденам принадлежал орден тамплиеров, который в 1118 г. получил официальное признание при поддержке Бернарда Клервоского, приспособившего суровый бенедиктинский устав к условиям воинской жизни. Тамплиеры стали главными защитниками Иерусалима, независимыми и богатыми (за счет сопровождения паломников). (Орден был упразднен в 1307 г. французским королем Филиппом Красивым). Таким образом, феномен куртуазной любви и образование воинских орденов связаны между собой через рыцарский идеал, распространявшийся в XII в. при посредстве романов Кретьена де Труа (артуровский цикл).
Еще после 1054 г. – года разделения Восточной и Западной церквей – на Западе усилились аскетические крайности. … альбигойцы … богомилы … катары … От ереси альбигойцев возродились докетические (отрицающие телесность Христа и даже Богоматери) традиции. В 1209 г. был организован первый крестовый поход против альбигойцев, в 1231 г. – второй. В связи с подъемом ересей была создана инквизиция и вверена ордену доминиканцев («братьев-проповедников»), основанному в 1216 г. Домиником Гусаном. Вскоре, в 1223 г. появился совсем другой орден – францисканцев. Его основатель Франциск Ассизский в молодости зачитывался рыцарскими романами и стал последователем рыцарской морали Персеваля (артуровского цикли), но – стал не воином, а вассалом Христа и Госпожи бедности. Он служил всем обездоленным мира сего. Эти два нищенствующие ордена в Европе донесли христианскую проповедь до глубины народных масс. Таким образом, значение христианского возрождения XII в. состояло в пробуждении христианства к проповеди – после более чем 1000-летней аскезы.
В течение XIII–XV вв. в западном христианстве углублялся кризис института и идеологии папства. Нарастал протест со стороны как светских владык, так и народных движений (гуситы). В XVI в. этот протест был суммирован Реформацией (см. далее). ||
Восточное христианство после 1054 г. развивалось в рамках Византийской империи (…). Ее положение в последние века существования было нестабильным. В 1204 г. страна распалась под ударами крестоносцев (участников крестовых походов), взявших Константинополь, и окончательно пала под напором турок-сельджуков в 1453 г. С этого момента наследницей традиций восточного христианства становится Русь.
На Руси христианство было введено, как принято считать, в 988 г. Примерно в этом году принял крещение от Константинопольской Церкви киевский князь Владимир Святославич. После чего, в царствование императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны.
Крещению Руси в Х в. предшествовал ряд событий IX в.:
- деятельность болгарских христианских просветителей, создателей христианской азбуки братьев Мефодия (815–885) и Кирилла (826–869); пользуясь созданной азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка на славянский христианского Священного Писания и ряда богослужебных книг;
- упоминание в «Окружном послании» 867 г. константинопольского патриарха Фотия о крещении руссов;
- принятие крещения в 952 г. киевской княгиней Ольгой (†969), вдовой князя Игоря (†945);
- принятие крещения в середине 980-х гг. киевским князем Владимиром, внуком княгини Ольги.
В течение X–XIII вв. на Руси шел процесс установления христианства, сопровождавшийся языческими бунтами и в обширных аграрных районах завершившийся двоеверием – синкретическим смешением христианской веры и местных языческих верований.
1037 г. считается годом завершения церковной организации русского христианства (православия): в Киев был назначен первый митрополит – константинопольский иерарх Феопемпт.
Уже в 1047 г. киевский князь Ярослав Мудрый добился назначения на Русь русского митрополита – Иллариона (автора программного для средневекового православия трактата «Слово о Законе и Благодати»).
В XIII в. на Руси устанавливается золотоордынское иго. В 1299 г. резиденция митрополита была перенесена из разрушенного Киева во Владимир. В 1324 г., – при московском князе Иване Калите, притязавшем на главенство среди русских княжеств, – митрополия была перенесена в Москву, где и осталась.
В 1439 г. собор церковных иерархов русской православной церкви отказался признать Флорентийскую унию. Под угрозой захвата турками-османами Константинополя (что и произошло затем в 1453 г.) часть восточных церквей, пытаясь избежать уничтожения со стороны мусульман, пошла на заключение с католиками союза – Флорентийской унии.
… 1462 … Куликовская битва … Сергий Радонежский …??? …
В конце XV в. сформировалась доктрина «Москва – Третий Рим», обосновывающая главенство русского православия в христианском мире. В этом же веке произошел внутрицерковный спор иосифлян (Иосиф Волоцкий) и нестяжателей (Нил Сорской), определивший экономический уклад русской православной церкви.
В 1551 г. Стоглавый собор унифицировал систему правил и норм православной жизни в масштабах Русского государства и регламентировал степень интеграции церковных норм в общественную жизнь.
В 1589 г. в русской православной церкви было учреждено патриаршество.
|| XVI в. в Европе ознаменовался движением Реформации. Доктор богословия профессор виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546) в результате изучения текстов апостола Павла и Аврелия Августина пришел к выводу, что:
для спасения посредничество церкви не нужно;
таинства не имеют никакой силы;
греховное состояние человечества делает девство невозможным, а брак – омерзительным, но необходимым;
предопределение человека не может быть изменено никакими делами;
спасает одна только вера, без содействия добрых дел.
… 1517 г. – 95 тезисов…
Реформация породила несколько вероисповедных форм, вступивших в конфликт с католичеством и друг с другом:
- лютеранство евангелизм
- кальвинизм реформаторство
- англиканство
- многочисленные секты.
Кальвинизм стал формой раннекапиталистического республиканского духа и подготовил английскую буржуазную революцию XVII в. (концепция «мирского аскетизма» и предопределения как освящение буржуазной бережливости и деловитой уверенности).
Под влиянием Реформации католическая церковь организует собственную реформу, неправильно называемую контрреформой (как будто бы дело было в противодействии Реформации). В действительности, католическая церковь сосредоточилась сама на себе, частично признав протестантскую критику.
Главным деятелем этой реформы было Общество Иисуса (иезуиты) – орден, основанный в 1534 г. Игнатием Лойолой (1401–1556). Принципы ее сформулировал долго тянувшийся Тридентский собор (1545–1563).
С появлением протестантизма в христианстве наступила конфессиональная эпоха.
С эпохи Ренессанса (XV–XVI) и в эпоху Просвещения (XVIII) проявились и усиливались секуляризм и атеизм, выдвинувшие, в противовес христианскому идеалу, идеал земного прогресса.
Христианство в России XVII–XX вв. [draft]
В 1653 г. патриарх Никон, близкий к царю Алексею Михайловичу, воспользовавшись его монаршим покровительством, единолично, без созыва церковного собора, объявил запреты на некоторые обрядовые нововведения в церкви и вскоре собрал комиссию из ученых монахов с целью выявления искаженных мест в церковных книгах и их последующего исправления. Противники никонианской реформы, вскоре названные старообрядцами, или раскольниками, стянулись к Соловецкому монастырю, укрылись там и выдерживали в нем многолетнюю осаду правительственных войск. В 1656 г. была объявлена анафема раскольникам / старообрядцам. В дальнейшем они вынуждены были покинуть пределы центральной части России и бежать на ее окраины – в районы Повольжья, Урала, Сибири, Дона.
В 1680 г. в Москве (в Заиконоспасском монастыре) была учреждена и начала действовать Славяно-греко-латинская академия под руководством греческих ученых монахов Софрония и Иоанникия Лихудов.
В 1700 г. царь Петр I принял решение об отмене патриаршества и учреждении должности назначаемого царем местоблюстителя патриаршего престола. В 1716 г. царь заменил преследования и юридическую ответственностью старообрядцев денежным штрафом. В 1721 г. был создан Святейший правительствующий синод – государственный орган управления церковью, – во главе с обер-прокурором. В 1764 г. царица Екатерина II издала указ о передаче всех земельных владений церкви в ведение государства (секуляризация церковных земель).
В 1917 г. произошло свержение царской власти в России путем социальной революции, вследствие чего был в том числе ликвидирован и Святейший Синод. В 1917–1918 гг. прошел поместный собор Русской православной церкви, восстановивший патриаршество. В 1917 г. из состава Русской православной церкви выделилась Грузинская православная церковь. В 1920-е гг. происходит раскол Русской православной церкви, вызванный последствиями Октябрьской революции, образовалась Русская православная церковь в изгнании. Она заявила о своем неподчинении РПЦ и обвинила оставшихся в России церковных иерархов в отступничестве от «истинной веры».
В 1920-1930-х гг. в образовавшемся в границах бывшей Российской империи Союзе Советских Социалистических Республик установилась атеистическая доктрина в качестве господствующего мировоззрения и государственной идеологии. Следствием этой кампании стали политические репрессии в отношении священства и
В 1942 г. в СССР были сделаны государственные послабления православной церкви в связи со значением христианской идеи для усиления чувства родины и в связи с необходимостью ее жертвенной защиты: еще в недавнем прошлом население страны было в подавляющем большинстве христианским.
С начала 1990-х гг. по настоящее время происходит восстановление православия как традиционной религии в России, Украине, Беларуси, др. странах, входивших в состав бывшего СССР.
Христианство в ХХ в. в Европе
Последний из соборов католической церкви, XXI Вселенский Собор по ее счету, открытый по инициативе папы Иоанна XXIII в 1962 г. и продолжавшийся до 1965 г. при папе Павле VI. На соборе был принят ряд важных документов, относящихся к церковной жизни. Целью Собора провозглашалось обновление церкви и ее разумная реорганизация, чтобы церковь могла продемонстрировать свое понимание развития мира и подключилась к этому процесс. Результатом собора представлялась «открытая миру церковь»: задачей собора было не отвергать и осуждать реалии современного мира, а провести давно назревшие реформы. Этой задаче отвечала и богослужебная реформа (Novus Ordo Missae). Принятые на соборе преобразования вызвали отторжение наиболее консервативной части католического сообщества, которая для противодействия воплощению в жизнь решений Собора создала организацию Una Voce. Для католиков наиболее заметными результатами Собора стали изменения в литургической практике церкви, в частности, введение богослужения на национальных языках наряду с латинским языком и новая, более открытая, позиция в отношениях с некатоликами. Цель реформы богослужения – более активное участие народа в мессе. Теперь большое место в ней отводится проповеди, чтениям Священного Писания, общим молитвам, а священнослужитель во время мессы стоит лицом к молящимся.
Содержание
Христианство наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога:
- обладающего абсолютной благостью, абсолютным ведением (знанием) и абсолютным могуществом;
- имеющего свою причину в себе самом,
- являющегося создателем всех существ и предметов – они его творения: Бог сотворил мир (и человека) из ничего в свободном акте воли.
Личностное понимание абсолюта (свойственное также иудейской и исламской традициям) в христианстве раскрывается в двух центральных догматах:
- триединства;
- боговоплощения, – смысл которого, в свою очередь, раскрывается в догматах:
- искупительной жертвы,
- воскресения.
Триединство. Внутренняя жизнь Бога есть личное отношение трех его «ипостасей», или лиц, которые именуются «Отец», «Сын», «Святой Дух». Отец – безначальное творящее первоначало (безначальное – имеющее начало в себе самом); Сын (Логос) – смыслозадающий принцип мира; Святой Дух – одушевляющее, динамическое, энергийное («животворящее») начало. Сын производится («рождается») от Отца, Святой Дух «исходит» от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына (по католическому учению), причем «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, а в вечности: все три лица существовали всегда (они «предвечны») и равны по достоинству (т.е. по онтологическому статусу). Христианская доктрина требует не смешивать лиц и не разделять сущности.
Боговоплощение. Образ связующей фигуры между богом и человеком – героя, полубожества, т.п. – известен разным религиям. Однако Иисус Христос не есть полубог или промежуточное существо ниже Бога и выше человека – он совмещает в личном единстве всю полноту как божественной, так и человеческой природ, он – в полной мере Бог и одновременно в полной мере человек. Личность Иисуса Христа, сохраняющего в человеческом облике божественную природу, – центр учения христианства.
Антропологический и эсхатологический смысл христианства. Согласно христианскому учению, человек сотворен Богом как носитель его образа и подобия. Образ Бога в человеке означает, что человек обладает «равнобожественными» свойствами – разумом и (свободной) волей, которые в сумме обусловливают способность к выбору и, как следствие, либо к созиданию (творчеству) в случае конструктивного выбора, либо к разрушению в случае деструктивного выбора[15]. Подобие человека Богу означает, что человек призван осуществлять свои разум и свободу (волю) в любви к Богу, людям, миру. Только состояние любви (самоотверженной привязанности[16]) связывает человека с источником его существования (в т.ч. счастливого посмертного), Богом, и позволяет освободиться от ограничивающей (ведущей к смерти, а потому ущербной) привязанности к собственному телу и чувствам (ошибочно принимаемым за источник существования), – это ложная, эгоцентричная привязанность, которую в христианстве называют грехом. Слово «грех»[17] является обозначением ложного (с т.зр. предустановленного порядка вещей) выбора. Согласно богословским определениям, грех [18] – волевой акт, состоящий в уклонении человека от собственного предназначения (что возможно в силу дарованной ему свободы воли), а также следствие этого уклонения – лишенность связи с источником существования (в т.ч. счастливого посмертного, или «вечного блаженства»), Богом, и уязвимость (подверженность страданиям («страстям») и смерти). Согласно христианскому стилю выражения, грех есть «отпадение от Бога», отпадение от «дара (благодати) вечной жизни». Поскольку, согласно, христианскому учению, предназначение[19] человека (и мира, порученного его заботе) замыслено Богом, то грех есть прежде всего уклонение человека от божественного замысла о нем – от своей единственно возможной (и значит, истинной) судьбы. Отказ от данного Богом предназначения обрекает человека на существование в качестве «части, отпавшей от целого», и следовательно, лишенной связи с целым и силы целого.
…
…
…
… догматическое ядро христианского учения – символ веры
Часть, положение («член») символа веры | Общее содержание положения | |
Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым | Исповедуется вера в Бога, единого в сущности, разного в проявлениях – трех лицах; создавшего мир и все его содержимое (подразумевается: и человека) | |
—и во Единого Господа Иисуса Хрита, Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, им же вся быша | Исповедуется вера в богосыновство Иисуса Христа – истинного Бога, проявляющегося в виде ипостаси (личности, аспекта) Сына через постоянное и вечное рождение от ипостаси Отца – безначального божественного начала Подчеркивается единство сущности Сына и Отца как ее разных проявлений | |
—нас ради человек и нашего ради спасении сшедшего с небес и воплотившягося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася | Исповедуется вера в чудесное воплощение Бога в человека Иисуса ради спасения всех людей из плена у сотворенного мира и ради указания пути спасения – через жертву сотворенной частью человеческого существа | |
—распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна | Исповедуется вера в жестокую и унизительную казнь Иисуса как 1) в проявление безмерной любви Бога к человеку, – доходящей до самоуничтожения (что невозможно, но осуществляется) ради человека и как 2) в реальное историческое событие, произошедшее в период наместничества в Иудее римского наместника Понтия Пилата | |
—и воскресшаго в третий день по Писанием | Исповедуется вера в возвращение Иисуса Христа к жизни после смерти (в воскресение) в сотворенной телесной природе, но преображенной – освобожденной от ее доминирования над волей (духом, дарованным человеку Богом) | |
—и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца | Исповедуется пребывание воскресшего Иисуса во внемирной реальности Бога-творца | |
—и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, его же царствию не будет конца | Исповедуется будущий суд над выбором каждого человека своей судьбы – в направлении к единству с Богом или от него – и восстановление совершенства (преображение) сотворенного мира навечно | |
—и в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголашего пророки | Исповедуется вера в ипостась божественной силы (энергий), действующей в мире, именуемой Святым Духом, – исходящей от ипостаси Отца и заключающейся в ипостаси Сына, – в истории действовавшей через пророков | |
—во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь | Исповедуется вера в Церковь как (мистическое) единство следующих Богу через Иисуса и его апостолов, образующее живую сферу связанности с Богом в сотворенном мире | |
—исповедую едино крещение во оставление грехов | Исповедуется приобщение к Церкви через мистическую процедуру | |
—чаю воскресение мертвых | Исповедуется вера в возвращение к жизни всех умерших | |
—и жизни будущего века. Аминь | Исповедуется вера в вечное блаженство преображенного мира |
…
…
…
[1] Здесь дано обобщенное изложение следующих публикаций:
* Аверинцев С.С. Христианство // Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С.Аверинцев [и др.]. – 2-е изд. – М.: Сов. энцикл., 1989. – 815 с. – С. 726-728;
* Аникин Д.А. История религии: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2007. – 182 с. – Темы 6-9: Раннее христианство; Христианство в Средние века и в Новое время; Современное западное христианство; Русское праославие. – С. 86-150;
* Христианство // Элиаде М., Кулиану И. Словарь религий, обрядов и верований. – СПб.: Издательство «Университетская книга», 1997. – 416 с. – С. 280-317;
* и др.
[2] См. ниже сноску «месси́я ».
[3] Эллинистический мир, или мир эпохи эллинизма. Эллинизм – период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 г. до н.э.). термин введен в 1830-х гг. немецким историком И.Г.Дройзеном (1808-1884). Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческих языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов (наследников), которые образовались после смерти Александра Македонского на завоеванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных – в первую очередь персидской – культур. Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции с Малую Азию и Египет. – См.: Эллинизм // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эллинизм. – Дата доступа: 01.03.2010.
[4] Ессеи, или кумраниты – одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н.э. – См.: Ессеи // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ессеи. – Дата доступа: 01.03.2010.
[5] Месси́я (от ивр. מָשִׁיחַ , Маши́ах; др.-греч. Χριστός, Христо́с) – букв. «помазанник». Помазание особым маслом (елеем) было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол и посвящении священнослужителей в сан. – См.: Мессия // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мессия. – Дата доступа: 01.03.2010.
[6] Кумранская община. – См. выше сноску «ессеи ».
[7] Епископ (греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий», «надсматривающий») – в современной церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, или архиерей. Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Епископы надзирали (опекали) христиан конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников). Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства — над диаконской и пресвитерской. – См.: Епископ // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Епископ. – Дата доступа: 23.06.2011.
В отличие от пресвитеров, управлявших общинами под непосредственным наблюдением апостолов, епископы являются самостоятельными, полномочными правителями церквей. От апостолов, с другой стороны, они отличаются тем, что призванием первых было устроение вселенской церкви, для чего им были даны чрезвычайные благодатные дарования от самого Иисуса Христа (Лук. VI,13), а епископам, призванным к управлению церквами поместными, дана, через апостолов, лишь полнота благодатных даров таинства священства. – Епископ // Энциплопедия Брокгауза – Ефрона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/8602. - Дата доступа: 23.06.2011.
[8] Митрополит (греч. μητροπολίτης) — первый по древности епископский титул в христианской церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции (кафедры) которых находилась в главных городах, или метрополиях (Μητρόπολις) — административных центрах провинций Римской империи. – См.: Митрополит // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Митрополит. – Дата доступа: 23.06.2011.
[9] Патриарх … … …
[10] Монастырь …
[11] Монашество …
[12] Аскет
[13] Тривиум и квадривиум. Тривиум (лат. trivium – трехпутье) – с IX в. один из циклов учебных предметов, включающий в себя 3 «науки о слове»: грамматику, диалектику и риторику. Квадривиум (лат. quadrivium) – учебный цикл из 4-х «наук о числах» – арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Вместе составляли «7 благородных искусств» (лат. artes liberales). В латинских школах периода средневековья филологические дисциплины тривиума преподавались в младших классах, а математические дисциплины квадривиума – в старших.
[14] Вселенские соборы (греч. Σύνδοι Οικυμενικαί, лат. Oecumenicum Concilium) – собрания преимущественно доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера. – См.: Вселенские соборы // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вселенские_соборы. – Дата доступа: 29.10.2012.
[15] Конструктивность и деструктивность выбора в контексте христианства означают соответственно выбор в пользу истины, или основания сущего, Бога, с одной стороны, и в пользу лжи, или имитации сущего, с другой.
[16] См., напр.: Любовь // Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 53.000 слов. Изд-е 7-е, стереотип. – М.: «Сов.энциклопедия», 1968. – 900 с. – С. 324.
[17] Грех – соответствует греч. άμαρτια, άμαρτημα; возм., связано с [обще]славянским grĕxъ, имеющем в истоке значение «жжение (совести)»;.. слав. grĕxъ сравнивают также с латышск. grèizs и лит. graĩžas – «косой»; т.д. – См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т. 1: А—Д / Пер. с нем. и доп. О.Н.Трубачева. – 4-е изд., стер. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 588 с. – С. 456-457.
Грех – 2. …Предосудительный поступок…– См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд-е 7-е, стереотип. – М.: «Сов. Энциклопедия», 1968. – 900 с. – С. 140
[18] См., напр.: «Грех – извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом. «Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой в то, что противоестественно (противоприродно)» (св. Иоанн Дамаскин). Грех есть уклонение от цели, назначенное человеку по природе (блаж. Феофилакт Болгарский)». Слово «грех» – перевод греческого слова αμαρτια, которое буквально означает промах или непопадание в цель. Грех и есть несоответствие человека ели своего существования, неправильное осуществление человеческой природы или противоестественная (противоприродная) деятельность.. <…> В парижском соборе Нотр-Дам можно прочесть высказывание: «Грех есть отказ от личного развития». <…> «Не пища зло, а чревоугодие, не деньги, а сребролюбие, не слава, а тщеславие; в сущности зло происходит от злоупотребления» (прп. Максим Исповедник). – См.: Азбука веры: православное общество >> Словарь >> Грех [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/dictionary/04/greh-all.shtml. – Дата доступа: 20.04.2010.
[19] Предназначение понимается здесь в самом широком смысле этого слова – как реализация собственного пути в универсальной перспективе жизни: в единстве с мирозданием и его творцом (или отдельно от последнего).