Общие соборы христианской церкви




Основные даты и события

Возникло в I в. в Палестине в среде мистико-мессианских движений иудаизма, – с последним вскоре вступило в конфликт.

II-III вв.: христианский мир состоит из относительно самостоятельных общин-церквей.

Начало II в.: эти местные церкви завершили свою внутреннюю организацию и ощутили потребность в координирующих связях. В результате происходит возвышение епископов [7], которые по мере своих личных качеств и в силу расположения кафедр в крупных городах стали формировать религиозные центры.

В III в., в правление императора Диоклетина, происходили жестокие гонения на христиан (в связи с преследованием манихейства).

К н. IV в. возрос авторитет и статус высших епископов, или митрополитов [8], – римского, александрийского, антиохийского и иерусалимского. Эти митрополии стали влиятельными во всей церкви.

В н. IV в. император Константин Великий перенес столицу империи на восток: на месте города Византия был основан Константинополь. В 313 г. Константин издает Миланский эдикт, уравнивавший в правах христиан и сторонников других вероисповеданий.

В IV в.митрополиты возвысившихся Римской, Александрийской, Антиохийской и Константинопольской кафедр стали называться патриархами [9].

До V в. христианство распространялось в основном в пределах Римской империи и в зонах ее влияния.

… Первые христианские государства …

После 476 г. – года падения Римской империи под натиском варваров – наступила социальная анархия, средством спасения от которой стали в том числе христианские монастыри [10]. До этого времени идеалом монашества [11] был одинокий аскет[12], подобный Антонию (… ок. 300), но этот идеал был слишком труднодостижим. Альтернативой ему стало общежитийное движение, начатое в Египте Пахомием (292–346); предложенный им опыт коллективного уединения был подхвачен и распространен на Востоке. На Запад общежительство перенес Бенедикт Нурсийский (480–543), основавший орден бенедиктинцев. В дальнейшем на Востоке монастыри создали традицию «духовного делания » – аскезы, духовного очищения, «стяжания Св.Духа». На Западе монах Кассиодор (†575) дальновидно понял цель монастырей как воспитание интеллектуальной элиты, способной выступить при более благоприятных обстоятельствах. Впервые такой случай представился в империи Карла Великого (768–814), который привлек к своему двору ученых клириков и мирян Запада. Это интеллектуальное движение возобновило в Европе изучение свободных искусствтривиума и квадривиума [13], а монастыри превратило в центры сохранения и распространения культуры.

 

Общие соборы христианской церкви

В первые века христианства происходила кристаллизация учения. Формой этого процесса являлись общецерковные (вселенские) соборы[14]. Наиболее значимыми для становления христианства являлись соборы, происходившие до разделения церквей, т.е. являющиеся общехристианскими.

Соборы Решения
I Никея   (Инициатива Константина Великого) Утверждено большинство положений («членов») символа веры Осуждено арианство
II Константинополь   Уточнен никейский символ веры Канонизован на его основе окончательный – никео-константинопольский / никео-царьградский – символ веры Определена формула троичности Бога Осуждены ереси: арианство, вномианство, фотинианство, др.
III Эфес   Подтвержден Никео-константинопольский символ веры Признана Богородицей Дева Мария
IV Халкидон   Определен догмат боговоплощения Иисуса Христа Признано равное первенство Римской и Константинопольской церквей Осуждено монофизитство
V Константинополь   Осуждены ереси Осуждено учение Оригена (185–253)
VI Константинополь 680- Осуждено монофелитство Продолжены вопросы об отношении Восточной и Западной церквей
VII Никея   Утверждено почитание икон и креста Осуждено иконоборчество

 

Результатом деятельности соборов явилось в том числе формулирование символа веры – догматического ядра христианского учения (см. далее).

В 1054 г. завершается разделение восточной (православной) и западной (католической) церквей … в том числе под влиянием разного типа социально-политических иерархий, сложившихся в восточной и западной частях Римской империи …

… на Западе – папство …

XI в. в истории западной церкви ознаменован началом крестовых походов

XII в. в Европе проходит под знаком христианского возрождения. Весь этот век отмечен поклонением Матери Божией, которая становится если не де-юре, то де-факто равно лицам Троицы, человеческой Заступницей. В честь Богоматери возводились многочисленные соборы, особенно на севере Франции (1150). Школы, работавшие при этих соборах, превращались в автономные университеты. В это же время в другом движении – страствующих поэтов, трубадуров, – складывается культ поклонения Даме, соответствовавший преклонению Пресвятой Деве в христианстве. Из культа поклонения Даме развился феномен куртуазной любви. Он представлял собой особую духовную и эмоциональную практику: напрягая и никогда не удовлетворяя свою страсть к Даме, влюбленный получал особого рода опыт, который можно без колебаний сравнивать с мистическим. В Италии куртуазная любовь породила поэтическое течение dolce still novo, к которому принадлежал Данте Алигьери. С феноменом куртуазной любви и поклонением Даме связаны и романы артуровского цикла – они исходили из центра церковной учености на севере Франции и трансформировали поклонение Даме в непрерывное испытание достоинства рыцаря, – речь идет о мистическом достоинстве: борьба с неверными и наличие рыцарских добродетелей считались достаточными для святости. Артуровский цикл был связан с образованием воинских монашеских орденов, канонизировавших моральную чистоту и служение Даме. К таким орденам принадлежал орден тамплиеров, который в 1118 г. получил официальное признание при поддержке Бернарда Клервоского, приспособившего суровый бенедиктинский устав к условиям воинской жизни. Тамплиеры стали главными защитниками Иерусалима, независимыми и богатыми (за счет сопровождения паломников). (Орден был упразднен в 1307 г. французским королем Филиппом Красивым). Таким образом, феномен куртуазной любви и образование воинских орденов связаны между собой через рыцарский идеал, распространявшийся в XII в. при посредстве романов Кретьена де Труа (артуровский цикл).

Еще после 1054 г. – года разделения Восточной и Западной церквей – на Западе усилились аскетические крайности. … альбигойцы … богомилы … катары … От ереси альбигойцев возродились докетические (отрицающие телесность Христа и даже Богоматери) традиции. В 1209 г. был организован первый крестовый поход против альбигойцев, в 1231 г. – второй. В связи с подъемом ересей была создана инквизиция и вверена ордену доминиканцев («братьев-проповедников»), основанному в 1216 г. Домиником Гусаном. Вскоре, в 1223 г. появился совсем другой орден – францисканцев. Его основатель Франциск Ассизский в молодости зачитывался рыцарскими романами и стал последователем рыцарской морали Персеваля (артуровского цикли), но – стал не воином, а вассалом Христа и Госпожи бедности. Он служил всем обездоленным мира сего. Эти два нищенствующие ордена в Европе донесли христианскую проповедь до глубины народных масс. Таким образом, значение христианского возрождения XII в. состояло в пробуждении христианства к проповеди – после более чем 1000-летней аскезы.

В течение XIII–XV вв. в западном христианстве углублялся кризис института и идеологии папства. Нарастал протест со стороны как светских владык, так и народных движений (гуситы). В XVI в. этот протест был суммирован Реформацией (см. далее). ||

Восточное христианство после 1054 г. развивалось в рамках Византийской империи (…). Ее положение в последние века существования было нестабильным. В 1204 г. страна распалась под ударами крестоносцев (участников крестовых походов), взявших Константинополь, и окончательно пала под напором турок-сельджуков в 1453 г. С этого момента наследницей традиций восточного христианства становится Русь.

На Руси христианство было введено, как принято считать, в 988 г. Примерно в этом году принял крещение от Константинопольской Церкви киевский князь Владимир Святославич. После чего, в царствование императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны.

Крещению Руси в Х в. предшествовал ряд событий IX в.:

- деятельность болгарских христианских просветителей, создателей христианской азбуки братьев Мефодия (815–885) и Кирилла (826–869); пользуясь созданной азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка на славянский христианского Священного Писания и ряда богослужебных книг;

- упоминание в «Окружном послании» 867 г. константинопольского патриарха Фотия о крещении руссов;

- принятие крещения в 952 г. киевской княгиней Ольгой (†969), вдовой князя Игоря (†945);

- принятие крещения в середине 980-х гг. киевским князем Владимиром, внуком княгини Ольги.

В течение X–XIII вв. на Руси шел процесс установления христианства, сопровождавшийся языческими бунтами и в обширных аграрных районах завершившийся двоеверием – синкретическим смешением христианской веры и местных языческих верований.

1037 г. считается годом завершения церковной организации русского христианства (православия): в Киев был назначен первый митрополит – константинопольский иерарх Феопемпт.

Уже в 1047 г. киевский князь Ярослав Мудрый добился назначения на Русь русского митрополита – Иллариона (автора программного для средневекового православия трактата «Слово о Законе и Благодати»).

В XIII в. на Руси устанавливается золотоордынское иго. В 1299 г. резиденция митрополита была перенесена из разрушенного Киева во Владимир. В 1324 г., – при московском князе Иване Калите, притязавшем на главенство среди русских княжеств, – митрополия была перенесена в Москву, где и осталась.

В 1439 г. собор церковных иерархов русской православной церкви отказался признать Флорентийскую унию. Под угрозой захвата турками-османами Константинополя (что и произошло затем в 1453 г.) часть восточных церквей, пытаясь избежать уничтожения со стороны мусульман, пошла на заключение с католиками союза – Флорентийской унии.

… 1462 … Куликовская битва … Сергий Радонежский …??? …

В конце XV в. сформировалась доктрина «Москва – Третий Рим», обосновывающая главенство русского православия в христианском мире. В этом же веке произошел внутрицерковный спор иосифлян (Иосиф Волоцкий) и нестяжателей (Нил Сорской), определивший экономический уклад русской православной церкви.

В 1551 г. Стоглавый собор унифицировал систему правил и норм православной жизни в масштабах Русского государства и регламентировал степень интеграции церковных норм в общественную жизнь.

В 1589 г. в русской православной церкви было учреждено патриаршество.

|| XVI в. в Европе ознаменовался движением Реформации. Доктор богословия профессор виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546) в результате изучения текстов апостола Павла и Аврелия Августина пришел к выводу, что:

для спасения посредничество церкви не нужно;

таинства не имеют никакой силы;

греховное состояние человечества делает девство невозможным, а брак – омерзительным, но необходимым;

предопределение человека не может быть изменено никакими делами;

спасает одна только вера, без содействия добрых дел.

… 1517 г. – 95 тезисов…

Реформация породила несколько вероисповедных форм, вступивших в конфликт с католичеством и друг с другом:

- лютеранство евангелизм

- кальвинизм реформаторство

- англиканство

- многочисленные секты.

Кальвинизм стал формой раннекапиталистического республиканского духа и подготовил английскую буржуазную революцию XVII в. (концепция «мирского аскетизма» и предопределения как освящение буржуазной бережливости и деловитой уверенности).

Под влиянием Реформации католическая церковь организует собственную реформу, неправильно называемую контрреформой (как будто бы дело было в противодействии Реформации). В действительности, католическая церковь сосредоточилась сама на себе, частично признав протестантскую критику.

Главным деятелем этой реформы было Общество Иисуса (иезуиты) – орден, основанный в 1534 г. Игнатием Лойолой (1401–1556). Принципы ее сформулировал долго тянувшийся Тридентский собор (1545–1563).

С появлением протестантизма в христианстве наступила конфессиональная эпоха.

С эпохи Ренессанса (XV–XVI) и в эпоху Просвещения (XVIII) проявились и усиливались секуляризм и атеизм, выдвинувшие, в противовес христианскому идеалу, идеал земного прогресса.

Христианство в России XVII–XX вв. [draft]

В 1653 г. патриарх Никон, близкий к царю Алексею Михайловичу, воспользовавшись его монаршим покровительством, единолично, без созыва церковного собора, объявил запреты на некоторые обрядовые нововведения в церкви и вскоре собрал комиссию из ученых монахов с целью выявления искаженных мест в церковных книгах и их последующего исправления. Противники никонианской реформы, вскоре названные старообрядцами, или раскольниками, стянулись к Соловецкому монастырю, укрылись там и выдерживали в нем многолетнюю осаду правительственных войск. В 1656 г. была объявлена анафема раскольникам / старообрядцам. В дальнейшем они вынуждены были покинуть пределы центральной части России и бежать на ее окраины – в районы Повольжья, Урала, Сибири, Дона.

В 1680 г. в Москве (в Заиконоспасском монастыре) была учреждена и начала действовать Славяно-греко-латинская академия под руководством греческих ученых монахов Софрония и Иоанникия Лихудов.

В 1700 г. царь Петр I принял решение об отмене патриаршества и учреждении должности назначаемого царем местоблюстителя патриаршего престола. В 1716 г. царь заменил преследования и юридическую ответственностью старообрядцев денежным штрафом. В 1721 г. был создан Святейший правительствующий синод – государственный орган управления церковью, – во главе с обер-прокурором. В 1764 г. царица Екатерина II издала указ о передаче всех земельных владений церкви в ведение государства (секуляризация церковных земель).

В 1917 г. произошло свержение царской власти в России путем социальной революции, вследствие чего был в том числе ликвидирован и Святейший Синод. В 1917–1918 гг. прошел поместный собор Русской православной церкви, восстановивший патриаршество. В 1917 г. из состава Русской православной церкви выделилась Грузинская православная церковь. В 1920-е гг. происходит раскол Русской православной церкви, вызванный последствиями Октябрьской революции, образовалась Русская православная церковь в изгнании. Она заявила о своем неподчинении РПЦ и обвинила оставшихся в России церковных иерархов в отступничестве от «истинной веры».

В 1920-1930-х гг. в образовавшемся в границах бывшей Российской империи Союзе Советских Социалистических Республик установилась атеистическая доктрина в качестве господствующего мировоззрения и государственной идеологии. Следствием этой кампании стали политические репрессии в отношении священства и

В 1942 г. в СССР были сделаны государственные послабления православной церкви в связи со значением христианской идеи для усиления чувства родины и в связи с необходимостью ее жертвенной защиты: еще в недавнем прошлом население страны было в подавляющем большинстве христианским.

С начала 1990-х гг. по настоящее время происходит восстановление православия как традиционной религии в России, Украине, Беларуси, др. странах, входивших в состав бывшего СССР.

Христианство в ХХ в. в Европе

Последний из соборов католической церкви, XXI Вселенский Собор по ее счету, открытый по инициативе папы Иоанна XXIII в 1962 г. и продолжавшийся до 1965 г. при папе Павле VI. На соборе был принят ряд важных документов, относящихся к церковной жизни. Целью Собора провозглашалось обновление церкви и ее разумная реорганизация, чтобы церковь могла продемонстрировать свое понимание развития мира и подключилась к этому процесс. Результатом собора представлялась «открытая миру церковь»: задачей собора было не отвергать и осуждать реалии современного мира, а провести давно назревшие реформы. Этой задаче отвечала и богослужебная реформа (Novus Ordo Missae). Принятые на соборе преобразования вызвали отторжение наиболее консервативной части католического сообщества, которая для противодействия воплощению в жизнь решений Собора создала организацию Una Voce. Для католиков наиболее заметными результатами Собора стали изменения в литургической практике церкви, в частности, введение богослужения на национальных языках наряду с латинским языком и новая, более открытая, позиция в отношениях с некатоликами. Цель реформы богослужения – более активное участие народа в мессе. Теперь большое место в ней отводится проповеди, чтениям Священного Писания, общим молитвам, а священнослужитель во время мессы стоит лицом к молящимся.

Содержание

Христианство наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога:

- обладающего абсолютной благостью, абсолютным ведением (знанием) и абсолютным могуществом;

- имеющего свою причину в себе самом,

- являющегося создателем всех существ и предметов – они его творения: Бог сотворил мир (и человека) из ничего в свободном акте воли.

Личностное понимание абсолюта (свойственное также иудейской и исламской традициям) в христианстве раскрывается в двух центральных догматах:

- триединства;

- боговоплощения, – смысл которого, в свою очередь, раскрывается в догматах:

- искупительной жертвы,

- воскресения.

Триединство. Внутренняя жизнь Бога есть личное отношение трех его «ипостасей», или лиц, которые именуются «Отец», «Сын», «Святой Дух». Отец – безначальное творящее первоначало (безначальное – имеющее начало в себе самом); Сын (Логос) – смыслозадающий принцип мира; Святой Дух – одушевляющее, динамическое, энергийное («животворящее») начало. Сын производится («рождается») от Отца, Святой Дух «исходит» от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына (по католическому учению), причем «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, а в вечности: все три лица существовали всегда (они «предвечны») и равны по достоинству (т.е. по онтологическому статусу). Христианская доктрина требует не смешивать лиц и не разделять сущности.

Боговоплощение. Образ связующей фигуры между богом и человеком – героя, полубожества, т.п. – известен разным религиям. Однако Иисус Христос не есть полубог или промежуточное существо ниже Бога и выше человека – он совмещает в личном единстве всю полноту как божественной, так и человеческой природ, он – в полной мере Бог и одновременно в полной мере человек. Личность Иисуса Христа, сохраняющего в человеческом облике божественную природу, – центр учения христианства.

Антропологический и эсхатологический смысл христианства. Согласно христианскому учению, человек сотворен Богом как носитель его образа и подобия. Образ Бога в человеке означает, что человек обладает «равнобожественными» свойствами – разумом и (свободной) волей, которые в сумме обусловливают способность к выбору и, как следствие, либо к созиданию (творчеству) в случае конструктивного выбора, либо к разрушению в случае деструктивного выбора[15]. Подобие человека Богу означает, что человек призван осуществлять свои разум и свободу (волю) в любви к Богу, людям, миру. Только состояние любви (самоотверженной привязанности[16]) связывает человека с источником его существования (в т.ч. счастливого посмертного), Богом, и позволяет освободиться от ограничивающей (ведущей к смерти, а потому ущербной) привязанности к собственному телу и чувствам (ошибочно принимаемым за источник существования), – это ложная, эгоцентричная привязанность, которую в христианстве называют грехом. Слово «грех»[17] является обозначением ложного (с т.зр. предустановленного порядка вещей) выбора. Согласно богословским определениям, грех [18] – волевой акт, состоящий в уклонении человека от собственного предназначения (что возможно в силу дарованной ему свободы воли), а также следствие этого уклонения – лишенность связи с источником существования (в т.ч. счастливого посмертного, или «вечного блаженства»), Богом, и уязвимость (подверженность страданиям («страстям») и смерти). Согласно христианскому стилю выражения, грех есть «отпадение от Бога», отпадение от «дара (благодати) вечной жизни». Поскольку, согласно, христианскому учению, предназначение[19] человека (и мира, порученного его заботе) замыслено Богом, то грех есть прежде всего уклонение человека от божественного замысла о нем – от своей единственно возможной (и значит, истинной) судьбы. Отказ от данного Богом предназначения обрекает человека на существование в качестве «части, отпавшей от целого», и следовательно, лишенной связи с целым и силы целого.

… догматическое ядро христианского учения – символ веры

 

Часть, положение («член») символа веры Общее содержание положения
  Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым Исповедуется вера в Бога, единого в сущности, разного в проявлениях – трех лицах; создавшего мир и все его содержимое (подразумевается: и человека)
  —и во Единого Господа Иисуса Хрита, Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, им же вся быша Исповедуется вера в богосыновство Иисуса Христа – истинного Бога, проявляющегося в виде ипостаси (личности, аспекта) Сына через постоянное и вечное рождение от ипостаси Отца – безначального божественного начала Подчеркивается единство сущности Сына и Отца как ее разных проявлений
  —нас ради человек и нашего ради спасении сшедшего с небес и воплотившягося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася Исповедуется вера в чудесное воплощение Бога в человека Иисуса ради спасения всех людей из плена у сотворенного мира и ради указания пути спасения – через жертву сотворенной частью человеческого существа
  —распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна Исповедуется вера в жестокую и унизительную казнь Иисуса как 1) в проявление безмерной любви Бога к человеку, – доходящей до самоуничтожения (что невозможно, но осуществляется) ради человека и как 2) в реальное историческое событие, произошедшее в период наместничества в Иудее римского наместника Понтия Пилата
  —и воскресшаго в третий день по Писанием Исповедуется вера в возвращение Иисуса Христа к жизни после смерти (в воскресение) в сотворенной телесной природе, но преображенной – освобожденной от ее доминирования над волей (духом, дарованным человеку Богом)
  —и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца Исповедуется пребывание воскресшего Иисуса во внемирной реальности Бога-творца
  —и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, его же царствию не будет конца Исповедуется будущий суд над выбором каждого человека своей судьбы – в направлении к единству с Богом или от него – и восстановление совершенства (преображение) сотворенного мира навечно
  —и в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголашего пророки Исповедуется вера в ипостась божественной силы (энергий), действующей в мире, именуемой Святым Духом, – исходящей от ипостаси Отца и заключающейся в ипостаси Сына, – в истории действовавшей через пророков
  —во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь Исповедуется вера в Церковь как (мистическое) единство следующих Богу через Иисуса и его апостолов, образующее живую сферу связанности с Богом в сотворенном мире
  —исповедую едино крещение во оставление грехов Исповедуется приобщение к Церкви через мистическую процедуру
  —чаю воскресение мертвых Исповедуется вера в возвращение к жизни всех умерших
  —и жизни будущего века. Аминь Исповедуется вера в вечное блаженство преображенного мира

 


[1] Здесь дано обобщенное изложение следующих публикаций:

* Аверинцев С.С. Христианство // Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С.Аверинцев [и др.]. – 2-е изд. – М.: Сов. энцикл., 1989. – 815 с. – С. 726-728;

* Аникин Д.А. История религии: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2007. – 182 с. – Темы 6-9: Раннее христианство; Христианство в Средние века и в Новое время; Современное западное христианство; Русское праославие. – С. 86-150;

* Христианство // Элиаде М., Кулиану И. Словарь религий, обрядов и верований. – СПб.: Издательство «Университетская книга», 1997. – 416 с. – С. 280-317;

* и др.

[2] См. ниже сноску «месси́я ».

[3] Эллинистический мир, или мир эпохи эллинизма. Эллинизм – период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 г. до н.э.). термин введен в 1830-х гг. немецким историком И.Г.Дройзеном (1808-1884). Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческих языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов (наследников), которые образовались после смерти Александра Македонского на завоеванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных – в первую очередь персидской – культур. Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции с Малую Азию и Египет. – См.: Эллинизм // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эллинизм. – Дата доступа: 01.03.2010.

[4] Ессеи, или кумраниты – одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н.э. – См.: Ессеи // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ессеи. – Дата доступа: 01.03.2010.

[5] Месси́я (от ивр. מָשִׁיחַ ‎, Маши́ах; др.-греч. Χριστός, Христо́с) – букв. «помазанник». Помазание особым маслом (елеем) было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол и посвящении священнослужителей в сан. – См.: Мессия // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мессия. – Дата доступа: 01.03.2010.

[6] Кумранская община. – См. выше сноску «ессеи ».

[7] Епископ (греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий», «надсматривающий») – в современной церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, или архиерей. Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Епископы надзирали (опекали) христиан конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников). Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства — над диаконской и пресвитерской. – См.: Епископ // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Епископ. – Дата доступа: 23.06.2011.

В отличие от пресвитеров, управлявших общинами под непосредственным наблюдением апостолов, епископы являются самостоятельными, полномочными правителями церквей. От апостолов, с другой стороны, они отличаются тем, что призванием первых было устроение вселенской церкви, для чего им были даны чрезвычайные благодатные дарования от самого Иисуса Христа (Лук. VI,13), а епископам, призванным к управлению церквами поместными, дана, через апостолов, лишь полнота благодатных даров таинства священства. – Епископ // Энциплопедия Брокгауза – Ефрона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/8602. - Дата доступа: 23.06.2011.

[8] Митрополит (греч. μητροπολίτης) — первый по древности епископский титул в христианской церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции (кафедры) которых находилась в главных городах, или метрополиях (Μητρόπολις) — административных центрах провинций Римской империи. – См.: Митрополит // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Митрополит. – Дата доступа: 23.06.2011.

[9] Патриарх … … …

[10] Монастырь …

[11] Монашество …

[12] Аскет

[13] Тривиум и квадривиум. Тривиум (лат. trivium – трехпутье) – с IX в. один из циклов учебных предметов, включающий в себя 3 «науки о слове»: грамматику, диалектику и риторику. Квадривиум (лат. quadrivium) – учебный цикл из 4-х «наук о числах» – арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Вместе составляли «7 благородных искусств» (лат. artes liberales). В латинских школах периода средневековья филологические дисциплины тривиума преподавались в младших классах, а математические дисциплины квадривиума – в старших.

[14] Вселенские соборы (греч. Σύνδοι Οικυμενικαί, лат. Oecumenicum Concilium) – собрания преимущественно доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера. – См.: Вселенские соборы // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вселенские_соборы. – Дата доступа: 29.10.2012.

[15] Конструктивность и деструктивность выбора в контексте христианства означают соответственно выбор в пользу истины, или основания сущего, Бога, с одной стороны, и в пользу лжи, или имитации сущего, с другой.

[16] См., напр.: Любовь // Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 53.000 слов. Изд-е 7-е, стереотип. – М.: «Сов.энциклопедия», 1968. – 900 с. – С. 324.

[17] Грех – соответствует греч. άμαρτια, άμαρτημα; возм., связано с [обще]славянским grĕxъ, имеющем в истоке значение «жжение (совести)»;.. слав. grĕxъ сравнивают также с латышск. grèizs и лит. graĩžas – «косой»; т.д. – См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т. 1: А—Д / Пер. с нем. и доп. О.Н.Трубачева. – 4-е изд., стер. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 588 с. – С. 456-457.

Грех – 2. …Предосудительный поступок…– См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд-е 7-е, стереотип. – М.: «Сов. Энциклопедия», 1968. – 900 с. – С. 140

[18] См., напр.: «Грех – извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом. «Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой в то, что противоестественно (противоприродно)» (св. Иоанн Дамаскин). Грех есть уклонение от цели, назначенное человеку по природе (блаж. Феофилакт Болгарский)». Слово «грех» – перевод греческого слова αμαρτια, которое буквально означает промах или непопадание в цель. Грех и есть несоответствие человека ели своего существования, неправильное осуществление человеческой природы или противоестественная (противоприродная) деятельность.. <…> В парижском соборе Нотр-Дам можно прочесть высказывание: «Грех есть отказ от личного развития». <…> «Не пища зло, а чревоугодие, не деньги, а сребролюбие, не слава, а тщеславие; в сущности зло происходит от злоупотребления» (прп. Максим Исповедник). – См.: Азбука веры: православное общество >> Словарь >> Грех [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/dictionary/04/greh-all.shtml. – Дата доступа: 20.04.2010.

[19] Предназначение понимается здесь в самом широком смысле этого слова – как реализация собственного пути в универсальной перспективе жизни: в единстве с мирозданием и его творцом (или отдельно от последнего).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: