Виды отношений между понятиями по объемам.




Предмет и значение логики.

Термин «логика» происходит от греч. Logos – «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется в настоящее время в трех основных значениях. Во-первых, для обозначения всякой объективной закономерности во взаимосвязи явлений, например «логика фактов», «логика вещей», «логика истории» и т. д. Во-вторых, для обозначения закономерности в развитии мысли, например «логика рассуждений», «логика мышления» и т. д. В-третьих, логикой называют науку о законах мышления.

Лог ика – наука о законах и формах человеческого мышления, рассматриваемого как средство познания окружающей действительности. Предметом логики является человеческое мышление. Логика, в отличие от других наук, рассматривает мышление не как само по себе, а как средство познания.

История логики.

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348—322 гг. до н.э.). В своих логических трудах, получивших общее название «Органон» (греч. «орудия познания»), Аристотель сформулировал основные законы мышления:

тождества, противоречия, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное (силлогистическое) умозаключение. Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики — логики предикатов.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и др.), дополнившая аристотелевскую теорию силлогизма описанием сложных умозаключении. Логика стоиков — основа другого направления математической логики — логики высказывании.

Значительные успехи логической науки в Новое время.

Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф.Бэконом (1561—1626). Бэкон подверг критике извращенную средневековой схоластикой дедуктивную логику Аристотеля, которая, по его мнению, не может служить методом научных открытий. Таким методом должна быть индукция, принципы которой изложены в его сочинении «Новый Органон» (в отличие от старого, аристотелевского «Органона»). Бэкон разработал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логиком Дж.С. Миллем. Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдающихся западно-европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант. Крупный вклад в исследование логических проблем внесли немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716), сформулировавший закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики и немецкий философ И. Кант. Значительны заслуги в развитии логики русских философов и ученых. Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов, А.Н.Радищев, Н.Г.Чернышевский.

Логика и язык.

Логика – наука о законах и формах, приёмах и операциях мышления, с помощью которых человек познаёт мир. Логика – абстрактная наука. Изучая законы и формы мышления, она отвлекается от конкретного содержания мыслей, выявляя форму, в которой оно существует. Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с языком. Язык — это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания. Язык является знаковой информационной системой, продуктом духовной деятельности человека. Накопленная информация передается с помощью знаков (слов) языка.

Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой, внешней или внутренней, выраженной с помощью естественного или искусственного языка.

На базе естественных языков возникли искусственные языки науки. К ним принадлежат языки математики, символической логики, химии, физики, а также алгоритмические языки програм­мирования, которые получили широкое применение в современных вычислительных машинах и системах. Языками программирования называются знаковые системы, применяемые для описания процессов решения задач.

Знак – материальный объект, используемый в процессе познания и коммуникация в качестве представителя какого-либо объекта.

Можно выделить следующие типы знаков:

· Знаки-индексы

· Знаки-образы

· Знаки-символы

Знаки-индексы связаны с представляемыми объектами как следствия с причинами. Знаки-образы находятся в отношении подобия с представляемыми ими объектами. Знаки-символы не связаны причинно и не сходны с представляемыми ими объектами. Логика исследует знаки последнего типа

 

Понятие.

 

Различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково — как определенная связь их существенных признаков, т. е. в форме понятия. Понятие — мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Понятие как форма мышления отражает предметы в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков. Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. С этой целью применяются логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими. Содержанием понятия называется мыслимая в понятии совокупность существенных признаков предмета. Совокупность предметов, мыслимая в понятии, называется объемом понятия.

Понятия делятся на:

· единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов;

· на собирательные и несобирательные;

· конкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами);

· положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

 

Виды отношений между понятиями по объемам.

Увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Следует различать понятия сравнимые и несравнимые. Сравнимые понятия – это понятия, имеющие в своем содержании общие, существенные признаки (по которым они и сравниваются). Напр., право и мораль. Между сравнимыми понятиями возможны два вида отношений по объему: совместимость и несовместимость. Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми.

Между совместимыми понятиями складываются следующие отношения:

1 – равнообъемность. Равнообъемными или равнозначными называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают; 2 – перекрещивание. Перекрещивающимися называются понятия, объемы которых частично совпадают, напр. «студент» и «спортсмен», «юрист» и «писатель». 3 – подчинение. В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, если объем одного полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его.

Несовместимыми называются понятия, объемы которых не совпадают. Несовместимые понятия могут находиться между собой в следующих отношениях.

1 – соподчинение. В отношении соподчинения находятся понятия, объемы которых исключают друг друга, но принадлежат некоторому более общему родовому понятию. 2 – противоположность. В отношении противоположности находятся два понятия, признаки которых противоречат друг другу, а сумма их объемов не исчерпывает родового понятия (храбрость – трусость).

3 – противоречие. В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя никакими другими.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: