О единстве небесной и земной Церкви




Источники вероучения Православной Церкви

Все то, во что верит Православная Церковь, открыто Ей Самим Богом. Это Божественное Откровение, преданное пророками и апостолами, передается в Церкви двумя способами: Священное Предание и Священное Писание (Библия).

Первым и древнейшим способом передачи Божественного Откровения является Священное Предание (2Фес. 2, 15). Под наименованием «Священное Предание» понимается то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому и предки — потомкам: учение веры, Закон Божий, Таинства и священные обряды. Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, в единстве и преемственно силой Божией составляют Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания или, по изречению святого апостола Павла, «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3, 15).

Именно посредством Священного Предания знание о Боге и о Его спасении было передаваемо от времен Адама и до Моисея. Так же и апостолы передавали учение Христово изначально в устном виде. Гарантом точности передачи Священного Предания является Святой Дух, живущий в Православной Церкви и наставляющий нас на всякую истину (Ин. 14, 16–17). Поэтому голос Духа Святого являет изначальное Откровение Божие тогда, когда одну и ту же истину проповедуют все праведные православные христиане всегда, везде и повсеместно. Особенно важно здесь свидетельство мучеников, казненных за имя Христа, в которых, по Его слову, говорил Святой Дух (Мф.10, 20). Без следования Священному Преданию невозможно получить правильного понимания Библии. Ведь и Господь Иисус Христос изустно открыл апостолам, как понимать Священное Писание (Лк. 24, 27). На основании этого учения и существует православная герменевтика.

Высшей частью Священного Предания является Библия (Священное Писание). Православная Церковь признает Библию непогрешимым словом Божиим, данным Господом Своему народу — Православной Церкви. Библия — книга Завета между Богом и Его народом, а потому принадлежит она не всему человечеству, а только тем, кто вступил в Божий Завет через православное крещение.

Православные христиане написали Библию, вдохновленные Святым Духом. Православная Церковь, руководимая Святым Духом, отобрала подлинные библейские книги и создала библейский канон на своих соборах IV–VII веков. Она же обладает и истинным толкованием Священного Писания.

Согласно самой Библии, ее нельзя правильно понять тому, кто не слушается голоса Святого Духа, живущего в Церкви (2 Пет. 1, 19–21). Православная Церковь отвергает принцип «только Писание», потому что Богу было угодно не только дать людям Свое слово, но и заключить с ними договор и непрерывно общаться со спасаемыми в Православной Церкви. Мы не люди Книги, но люди Бога. Чтобы правильно понимать Библию, необходимо опираться на апостольское Предание, непрерывно сохраняемое в Православной Церкви. Иначе читающий Библию станет еретиком, искажающим Священное Писание.

 

 

Кто такой Бог

Истинный Бог, Которого знает Церковь, — это Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Совершенно Справедливый, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, ни в чем не Нуждающийся, Источник радости и счастья, Существующий Сам из Себя, Несотворенный. Он Вседержитель, Который все сотворенное содержит в Своей силе и в Своей воле.

Сущность Бога выше всякого познания не только человека, но и Ангелов. Узнать о Боге мы можем лишь то, что Он Сам решил о Себе открыть Православной Церкви через Свое Откровение (Библия и Священное Предание).

Но самая главная, превосходящая человеческий ум тайна, которую Бог открыл о Себе — это тайна Святой Троицы. Православная Церковь научена апостолами, что Бог — Триедин. Он единственный по сущности, но троичен по Личностям: Отец, Сын и Святой Дух — Троица Единосущная и Нераздельная. Это Три «Я», Которые вечно существуют Одно в Другом. В этой Троице нет никого до или после, нет ни большего, ни меньшего, но все Личности совечны и соравны. Бог есть любовь, и все Три Личности едины в любви. Отец в вечности отдает Себя Сыну и Духу, Сын — Отцу и Духу, а Дух Святой — Отцу и Сыну.

Между Личностями Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Личности; Сын Божий до начала всех времен рождается от Отца, как Свет от Света; Дух Святой вечно исходит от одного Отца. Три Ипостаси, или Личности, Пресвятой Троицы — совершенно равны по Божеству, достоинству, чести, власти, силе. Как Отец есть Истинный Бог, так равно и Сын есть Истинный Бог, и Дух Святой есть Истинный Бог, но притом так, что в Трех Ипостасях есть един только Триипостасный Бог, имеющий общую, единую волю, славу, силу, энергию.

Бог Отец — вечный нерожденный Бог, Причина всего сущего, Родитель Сына и Испуститель Святого Духа. Он — единственная Причина Сына и Духа, и поэтому Троица — единый Бог. Он — Отец для всех православных христиан, принявших святое водное крещение.

Бог Сын — вечное Рождение Отца, Слово Его, Образ Отца, Премудрость, Которым Отец создал мир и без Которого никто не придет к Отцу. Сын Божий — глава Православной Церкви, Которая — Его невеста и Его Тело.

Бог Дух Святой — вечная Личность, исходящая только от Отца. Он — дает жизнь всему творению и является Автором Библии и Священного Предания. Он — Источник святости и правды, без Которого никто не сможет войти в Царство Бога. Дух Святой всегда живет в Православной Церкви и сохраняет в Ней неповрежденным учение Христа.

 

О предопределении

Веруем, что всеблагой и живущий вне времени Бог, вечно зная свободный выбор разумных существ, предопределил к славе тех, которых избрал от вечности; а которых отверг, тех предал осуждению. Это произошло не потому, что Он захотел одних оправдать, а других оставить и осудить без причины, ибо это несвойственно Богу, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). но поскольку Он предвидел, что одни будут хорошо пользоваться своей свободной волей, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил.

Православная Церковь верит, что каждый человек и ангел обладает свободой выбора. И именно то, как распорядятся этой свободой человек и ангел, и является причиной того, что Бог от вечности одних предопределяет к вечной славе, а других — к вечной гибели. Ведь спасение совершается в сотрудничестве воли Божией и воли человеческой.

Те, кто предузнаны Богом от вечности, призываются Его Божественной благодатью (несотворенной Божественной силой) к спасению в Православной Церкви. Они принимают открытую Богом православную веру и раскаиваются в своих грехах. Бог очищает их от греха через Крещение и Причастие и другие таинства, дает им Божественную силу к творению добрых дел в Православной Церкви. Бог руководит ими в их христианской жизни и через Церковь помогает побеждать сатану. Бог Сам укрепляет их свободу в добре, и делает свободными детьми Своими. И так люди в Православной Церкви делаются предопределенными к вечной жизни.

Предопределенных к спасению Бог Сам призывает, Сам оправдывает и Сам освящает через Церковь. Но все это происходит не без участия всех сил человека. Бог открывает Себя человеку — человек принимает православную веру и отвергает все ложные учения. Бог очищает от греха в Крещении и Покаянии — человек обещает больше не грешить. Бог дает православному христианину благодать Святого Духа — а он использует ее через веру, действующую любовью (Гал. 5, 6). Поэтому хотя спасение только от Бога, но для него необходимы от человека и православная вера, и жизнь по заповедям Божиим, и принадлежность к Православной Церкви. Свободный выбор человека, делающий его предопределенным к вечной жизни, должен выражаться и в мыслях, и в словах, и в делах, и во всем образе жизни.

Если же некоторые считают, что Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, — это мы почитаем безумием и нечестием; ибо в таком случае Писание противоречило бы само себе. Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию — посему мы исповедуем, что Он справедливо предает осуждению тех, которые остаются в нечестии по развращенной своей воле и нераскаянному сердцу. Но никогда не называли и не назовем виновником вечного наказания и мучений, как бы человеконенавистником, Бога, Который Сам сказал, что «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10).

 

О творении

Православная Церковь верит, что Триединый Бог, желая поделиться Своей любовью с другими существами, задумал и создал всё существующее из небытия. Церковь знает, что единственной Причиной мира является воля Отца, Сына и Святого Духа. Миру не предшествовала ни праматерия, ни иная сила, кроме силы Божией.

Бог сотворил вселенную двойной: мир видимый, материальный, и мир невидимый, духовный.

К духовному миру принадлежат ангелы, а также люди своими душами. Ангелы — сотворенные бесплотные духи, одаренные умом, свободной волей и могуществом.

Все ангелы созданы благими и прекрасными. Но первый из ангелов, Люцифер, возгордился и отпал от Бога. Он стал называться сатаной (противником) и дьяволом (клеветником). Так появился грех, и всякий делающий грех — от дьявола. Вместе с ним от Создателя отпали в самолюбие, гордость и злобу треть ангелов. Они стали называться демонами. Бог сверг их с небес, и в воздухе сатана создал свое царство. Именно демоны обольщают каждого из людей, они создали ложные религии и ереси в христианстве. Писание говорит, что для обмана людей сатана может принимать вид ангела света (2 Кор. 11) и может даже совершать чудеса. Эти чудеса он часто совершает во внеправославном мире для обмана и гибели людей. (Исх. 7).

Те ангелы, которые остались верными Богу, стали непоколебимыми в добре силой Святого Духа (Пс. 32). Они составляют небесную часть Православной Церкви, помогают людям придти к Богу. Каждый крещенный православный христианин имеет ангела-хранителя, помогающего ему во всех добрых делах. Поэтому Православная Церковь почитает ангелов, призывает их на помощь, но запрещает воздавать честь, подобающую только Богу.

Материальный мир создал Бог из небытия за шесть дней. Изначальный мир был нетленным и бессмертным, при сотворении все было «хорошо весьма» (Быт. 1, 31), то есть чисто, прекрасно и безвредно. А венцом творения был человек. Триединый Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему по подобию» (Быт. 1, 26). И сотворил Бог тело первого человека — Адама из земли; вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть, душу, его неуничтожимую и духовную часть; ввел Адама в рай; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую женщину — Еву (Быт. 2, 21–22). Отпечаток образа Божиего есть в каждом человеке — это разум, обладающий даром слова и творческой силой. Именно в образе Божием укоренена совесть, этот голос Бога, обращенный к каждому человеку. Так как природным Образом Отца является Сын Божий, то человеку естественно войти в общение со Христом в Его Православной Церкви. При творении Бог дал человеку задание стать по подобию Своему. Подобие Божие для человека — это святость, милость, праведность, даруемые Святым Духом членам Православной Церкви.

Первые люди послушались совета дьявола, вошедшего в змея, и сознательно нарушили заповедь Божию. Тем самым они разорвали союз с Творцом и вошли в союз с сатаной. Это состояние порабощенности дьяволу и греховности передается каждому человеку с момента зачатия и делает его чадом гнева Божия (Еф. 2, 3). Ведь как сказано в Писании: «кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов 14, 4). Это состояние называется первородным грехом. Тот человек, который не омоется от первородного греха в Таинстве Крещения, не может войти в Царство Божие, куда ничто нечистое не войдет (Откр. 21, 27).

Следствиями грехопадения является смерть тела и состояние проклятия, наложенного Богом на людей.

 

О Боговоплощении

Веруем, что Сын Божий вечно рожденный от Отца, стал истинным Человеком, оставаясь при этом таким же Богом, как был и прежде. Оставаясь вездесущим Богом, Он стал ограниченным в пространстве и потому изобразимым Человеком. Один и Тот же стал сотворенным и остался несотворенным, стал и меньшим Отца — по человеческой природе, и остался равным Ему — по природе Божества. Православная Церковь учит, что Господь Иисус Христос — Одна Личность, Одно «Я» Бога Сына, Одного из Святой Троицы, существующее отныне и навсегда в двух природах — Божественной и Человеческой, которые соединились, не слившись во что-то новое, не изменившись, пребывая нераздельно и неразлучно (то есть Иисус Христос навсегда и Бог, и Человек). Человеческая природа Христа совершенна: Он имеет человеческое тело, разумную человеческую душу, волю и действие.

Благодаря тому, что Бог Сын стал человеком, Он стал той дверью, через Которую православные христиане имеют доступ к Богу Отцу. Он — Единственный Посредник между Богом и людьми, без соединения с Которым невозможно прийти к Богу.

Первое рождение Сына — вечное от Отца, а второе — во времени от Девы Марии, произошедшее силой Святого Духа. Поскольку Христос родился от девственной матери, то поэтому Он чист от первородного греха. Так что Христос не грешил и не мог согрешить по причине соединения в Нем Божественной и человеческой природ.

Православная Церковь знает, что Мария — это Дева до рождения Христа, во время Рождения Его и после Его Рождения. Братья Христовы, упоминаемые в Евангелии, — это дети Иосифа Обручника от первого брака. В силу того, что Дева Мария родила по плоти Бога, Она называется и есть Богородица.

Православная Церковь почитает Богородицу Марию как высшую из святых, первую из спасенных и достигшую, благодаря своей любви, полного богоподобия. Потому Православная Церковь почитает Богородицу выше всех ангелов, как Царицу небесную (см. Откр. 3, 21). Это почитание является исполнением библейского пророчества (Лк. 1, 46–55). Но при этом Православная Церковь не считает Деву Марию богиней и отвергает римо-католическое учение о том, что Богородица рождена без первородного греха.

 

Об искуплении

Веруем, что Бог Отец помазал Святым Духом Господа нашего Иисуса Христа на то, чтобы стать Царем, Пророком и Священником. Как Царь Он создал Царство благодати (Православную Церковь), как Пророк Он заключил Новый и Последний Завет между Богом и Его народом (православными христианами), как Священник Он принес в жертву Себя для искупления детей Божиих. Крестная смерть Иисуса Христа избавляет нас от греха, проклятия и смерти. И потому Православная Церковь почитает крест как святой жертвенник и знак нашего спасения, разрушающий всю силу сатаны.

Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, сделался новым, Всемогущей Главой людей, которых Он соединяет с Собой в Церковь посредством веры. Его вольные страдания и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия Божия, подавать детям Божиим прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью.

Господь Иисус Христос пострадал за всех нас: со Своей стороны, Он принес Себя в жертву, точно за всех и всем приобрел благодать и спасение. Но пользуются этим те из нас, кто, со своей стороны, добровольно принимает участие в страданиях Его, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3, 10).

Православные христиане участвуют в страданиях и смерти Иисуса Христа посредством живой сердечной веры, посредством Таинств, в которых сокрыта и запечатлена сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа, и, наконец, посредством распинания плоти своей с ее страстями и похотями (Гал. 5, 24).

Как верит Православная Церковь, после смерти Господь Иисус Христос Своей бессмертной душой сошел в ад, проповедовал Евангелие и освободил всех ожидавших Его древних праведников. Со смертью душа Христа временно разлучилось от тела, но Его Личность осталась неразрушимой из-за того, что по Божеству Он вездесущ. Тело Христово было нетленным в гробнице, и в этом — основание нетления тел православных святых, соединившихся со Христом.

Основой православной веры является весть о том, что на третий день после распятия Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Тем самым Он победил смерть и положил начало процессу будущего воскресения мертвых, которое предстоит всем людям. Он воскрес с той же самой плотью, какая была распята на кресте, и поэтому всем без исключения людям надлежит воскреснуть в тех же самых телах, в которых они жили и умерли.

 

После Своего воскресения Христос сорок дней являлся апостолам, дал им власть прощать грехи и крестить, открыл им тайны Библии, которые до сих пор хранит святая Православная Церковь. Затем Господь вознесся на небеса со Своим телом, где воссел по правую сторону Отца. Он не только как Бог, но и как человек управляет всем миром и постоянно ходатайствует перед Отцом за православных христиан.

 

О Церкви

В день Пятидесятницы Господь Иисус Христос послал от Отца Своего на двенадцать апостолов Святого Духа. Так возникла православная Церковь во исполнение слов Господа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Православная Церковь — не просто общество читающих Библию, а таинственный организм, Тело Христово, одушевленное Святым Духом.

Господь создал видимую Церковь с четкими границами, а не нечто аморфное, невидимое и неопределимое. Церковь Христова неуничтожима, она не могла исчезнуть на целые века, потому что гарантом ее существования является Святой Дух, живущий в ней, и ее Глава Иисус Христос. Так как Церковь — это единое Тело Христово, то она не может погибнуть, чтобы затем быть воссозданой человеческими силами, и не может быть разделена на независимые части. Церковь не может сокрыться (Мф. 5, 14; Мк. 4, 21). Церковь Христова от времен апостолов сохраняется благодаря непрерывной цепи епископских рукоположений. Границы Церкви определяются верностью изначальной апостольской вере, общением с апостольской иерархией, участием в установленных Христом таинствах (особенно в Евхаристии) и следованию заповедям Божиим. Церковь Божия едина и единственна, потому что причащается Тела и Крови Христа, именно поэтому рамки Евхаристии являются видимыми границами Церкви.

Господь предсказал появление лжеучителей, и поэтому в течение тысячелетий от Православной Церкви отпадали через расколы или ереси и отдельные люди, и целые общины. Отделение от Церкви есть отделение от Христа — это смертный грех, лишающий человека вечной жизни. Вера едина, а другие учения — чуждые, лживые. Это секты с иным Иисусом, с другим духом и иным благовестием (2 Кор. 11, 3–4). Без Церкви нет ни Спасителя, ни благодати, ни добродетели (Ин. 15, 4–6), и кто не в Церкви Христовой, тот и не христианин (Мф. 18, 17).

Все секты появились много позже Церкви Христовой. Секты пошли не от Христа и апостолов, но выдумали их люди. Какая, когда и от кого секта пошла — известно, и на всякую можно выдать метрики. Молоды все секты, и всех их несколько тысяч; создали их люди по наущению диавола.

Господь Иисус Христос говорил о том, что «будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10, 16), и молился: «да будут все едино» (Ин. 17, 21), поэтому все люди, которые находятся вне Церкви не по личному злому выбору или противлению, а по неведению, приглашаются вступить в это единство.

Православная Церковь свята, ибо в ней живет Святой Дух, Который очищает от грехов и делает из грешников детей Божиих. Только в Церкви люди могут стать подобными Богу при помощи таинств и жизни по заповедям.

Православная Церковь называется кафолической. Она содержит всю полноту истины и имеет все средства, необходимые для спасения. В Церкви Дух Святой лечит все виды греха и учит всем добродетелям. В нее входят люди из всех народов Земли и всех времен. Она выше расовых, национальных и политических разделений. Для всякого, кто любит истину, кто желает прийти к Богу, кто желает обрести святость и совершенство, открыты двери Православной Церкви; и нет другого пути к Богу Отцу.

Апостольская Церковь получила от Христа задание возвестить Евангелие народам всей Земли.

 

О спасении

Православная Церковь знает, что никто не может спастись без правильной веры во Христа, соединённой с исполнением Божественных заповедей, и без нее невозможно угодить Богу. «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20), так что имеющаяся в нас вера через дела оправдывает нас во Христе. Дела же веры есть не только свидетельство нашего призвания, но и плоды, благодаря которым наша вера становится деятельной. Но спасение совершает ни вера, ни дела, но благодать Божия, входящая в человека через таинства, принимаемые христианином по вере, и действующая в нем через добрые дела.

 

О таинствах

Согласно вере Православной Церкви, таинство — это священное действие, через которое тайным образом действует на человека спасительная сила Божия. Главных таинств семь: 1. Крещение. 2. Миропомазание. 3. Причащение. 4. Покаяние. 5. Священство. 6. Брак. 7. Елеосвящение. Каждое из этих Таинств имеет свою духовную силу.

В Крещении человек таинственно рождается Богом в жизнь духовную. Он перестает быть чадом гнева Господа и становится чадом Бога Отца. Крещению необходимо предшествует покаяние в греховной жизни, православная вера в Спасителя и искупление, испрашивание у Бога доброй совести. Крещение согласно апостольскому Преданию совершается через троекратное погружение в воде «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19), во время которого происходит прощение всех грехов, освящение и оправдание, а также возрождение для новой жизни. В Крещении человек умирает вместе со Христом и воскресает вместе с Ним, и Кровь Его очищает от всякого греха (1Ин. 1, 7).

Крестить должно всех: и взрослых и детей (Мк. 10, 14). Детей необходимо приводить ко Христу крещением, иначе они не войдут в Царствие Божие (Ин. 3, 5) по причине первородного греха, смываемого только крещением. При Крещении детям подается благодать по вере тех, кто приносит их, — как и исцеление больных Господь совершал по вере приносящих (Мк. 2, 5). Но к таинству Крещения можно допускать детей только при условии их воспитания в православной вере.

В Миропомазании православный христианин получает благодать, содействующую духовному росту и укрепляющую его. В Новом Завете православные христиане получили особые дары Святого Духа: для этого они и помазаны священным миром, которое приготовляется и освящается епископами, и его раздают всем пресвитерам, чтобы они совершали таинство миропомазания и таким образом передавали крещеным особые дары Святого Духа. Во времена апостолов дары Святого Духа передавали через возложение рук, и сейчас эти дары могут передаваться таким же образом руками преемников апостолов — епископами. Но чтобы как можно больше детей Божиих могли получить дары Духа, святые апостолы установили преподавать этот дар через освященное епископами миро — руками пресвитеров.

Православная Церковь до сих пор переполнена дарами Святого Духа: дарами исцеления и различения духов, пророчества и утешения. Дар языков, упоминаемый в Писании, — это чудесная способность осмысленно, без подготовки говорить на реально существующем языке. Все остальные виды глоссолалии Православная Церковь отвергает как порождение темной силы сатаны.

В Покаянии православный христианин врачуется от болезней духовных, то есть от грехов. Господь Иисус Христос, имея власть прощать на земле людям грехи (Мк. 2, 5), после Своего Воскресения даровал право прощения грехов апостолам и их преемникам (Ин. 20, 21–23). Для того чтобы грехи были прощены, нужно, чтобы верующие исповедовали их перед епископом или пресвитером, и он, по власти Божией, прощает им грехи (Деян. 19, 18).

В Причащении православный христианин питается духовно. Спаситель обещал дать особое небесное питание (Ин. 6, 27) и обещал, что Он Себя Самого даст в благодатную, живительную пищу верным Своим (Ин. 6, 49–51), указав, что без причащения Тела и Крови Христовых нет спасения (Ин. 6, 53-57). Господь исполнил это обещание, дав апостолам на Тайной вечере Тело и Кровь Свои под видом хлеба и вина (Мф. 26, 26–28; Лук. 22, 17–20). И Сам Христос заповедал апостолам совершение этого таинства (Лк. 22, 19). Преемники апостолов — православные священники всегда совершают это священнодействие, приобщаясь Тела и Крови Христовых (1 Кор. 10, 16), и оно будет совершаться до Второго пришествия Иисуса Христа (1 Кор. 11, 23–26).

Это таинство — чудо из чудес, ибо силой Святого Духа, во исполнение слов Спасителя, хлеб пресуществляется, превращается в истинное Тело Христово, а вино — в истинную Кровь Христову. Те, кто вкушает Тело и Кровь Иисуса Христа, соединяются с Христом, и Бог поселяется в них, очищая от последствий греха и давая вечную жизнь причастнику.

В Браке православный христианин получает благодать, освящающую супружество, естественное рождение и воспитание детей, так что муж становиться образом Христа, а жена — образом Церкви (Еф. 5, 22–28). Господь Иисус Христос не отверг брака, но признал в браке самый близкий неразрывный союз мужчины и женщины (Мк. 10, 6–9) и освятил его чудом в Кане Галилейской (Ин. 2). Православный брак заключается с благодарственной и священнодейственной молитвой, которую совершают преемники апостолов (1 Тим. 4, 1–5).

В Елеосвящении православный христианин врачуется от болезней телесных посредством исцеления от (болезней) духовных. Это есть таинство, в котором по молитве священников и мирян через помазание освященным елеем больного подается ему благодать Божия, прощающая ему грехи и освобождающая его от телесных недугов (Иак. 5, 14–15).

В Священстве православный христианин получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств. Без таинства Священства не может существовать Церковь. Ведь именно через возложение рук преемников апостолов христианин становиться носителем апостольской власти и благодати и приобретает право совершать таинства Крещения и Евхаристии.

Церковь приняла от Господа и Его апостолов трехстепенную иерархию. Всей полнотой духовной власти обладает прямой преемник апостолов — епископ, управляющий церковной общиной той или иной территории. Он имеет власть совершать все таинства, обязан учить народ Божий слову Господню. А также обладает правом церковного суда. Только он может отлучать грешника от Церкви или присоединять уже отлученных. Именно перед епископом должны решаться споры между христианами. И самое главное, только епископ имеет право через возложение рук передавать христианам дар священства. Поэтому без епископа не может быть Церкви. Так как епископы являются наследниками апостольской власти, к ним относятся слова Спасителя: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10, 16).

Православная Церковь утверждает, что все епископы равны друг другу по благодати. Что же касается титулярных различий (называние епископов архиепископами, митрополитами, патриархами), то все они указывают только на первенство чести того или иного предстоятеля Церкви, но никак не на превосходство власти. Православная Церковь возглавляется Самим Господом Иисусом Христом и потому не может иметь земного главы. Православная Церковь не признала главенства власти римского папы, что и повлекло за собой отпадение от нее Римо-католичества в 1054 году.

Над властью епископа находится власть Собора епископов, которому обязаны подчиняться все епископы этой местности. Исходя из этого, епископа на служение рукополагает собор епископов (не меньше двух или трех), а не один епископ.

Православным епископам помогают в совершении их служения пресвитеры и диаконы. Пресвитеры (или, как их еще называют, священники) рукополагаются одним епископом. Они могут совершать Крещение, Миропомазание, Евхаристию, Покаяние, Брак, Елеосвящение. Они возглавляют богослужение православных общин. Они учат людей слову Божию. Но при этом пресвитеры не могут ни рукополагать новых пресвитеров, ни обладают властью церковного суда.

Диаконы — это помощники епископов и пресвитеров. Они не имеют права совершать таинств, но помогают при богослужении, а также должны заниматься делами благотворительности и катехизации. В сан диакона рукополагает один епископ.

По правилам Православной Церкви, в священный сан могут быть рукоположены как женатые первым браком, так и целибаты. Исключением является лишь сан епископа, в который, начиная с VII века, рукополагают только целибатов.

 

О единстве небесной и земной Церкви

Православная Церковь возглавляется Христом, вознесшимся на небеса и сидящим одесную Отца. Поэтому в нее входят не только ныне живущие христиане, но и верные Богу ангелы, подвластные Христу, и души умерших праведников как Ветхого, так и Нового Завета, и вообще души всех верных Богу христиан. Объединенная Христовой любовью, которая сильнее смерти, и вездесущим Святым Духом? Православная Церковь деятельно проявляет это единство в своей жизни.

Во исполнение слов апостола Иоанна: «о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин. 1, 3), Православная Церковь общается и с апостолами, и с другими святыми, отошедшими ко Господу. Общение это происходит и через апостольское преемство епископата, и через молитвенное обращение к почившим праведникам. Православная Церковь прославляет отошедших к Богу святых и как образцы для подражания (Притч. 10, 7; Евр. 13, 7), и как друзей Христовых (Ин. 15, 15), в которых явилась слава Божия (1 Цар. 2, 8–9). В Православной Церкви христиане просят святых о молитвенной поддержке, о предстательстве перед Богом так же, как мы просим и на земле наших братьев и сестер молиться друг за друга. Но Единственным Посредником между Богом и людьми является Господь Иисус Христос, Который царствует и над мертвыми, и над живыми (Рим. 14, 8). О ходатайстве святых перед Богом многократно говорит Библия (Притч.10,7; Иак.5,10–11; 2Мак. 15, 11–14; Сир.44,12–14).

Зная, что «любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 8), Православная Церковь не забывает своей молитвенной заботой и бессмертные души умерших христиан. Церковь знает, что после смерти нет покаяния, но при этом знает, что есть некоторые грехи, которые могут быть прощены и в будущем веке (Мф. 12, 32) в силу искупительного страдания Господа Иисуса Христа. В этом проявляется Христова власть над адом и смертью (Откр. 1, 18).

Многие люди еще на земле, став членами Православной Церкви, начали бороться с греховными привычками, но не успели с ними справиться при жизни. И молитва Церкви, сопровождаемая милостыней, помогает душе умершего. «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Она способна помочь умершему справиться с грехом. Но тот человек, который отпал от Бога и Его Церкви через смертный грех (1Ин. 5, 16), особенно через отступничество, не может получить от Господа прощения, а потому Церковь за таких не молится.

Общение между небесной и земной частями Православной Церкви проявляется не только через молитву, но и через вещественные святыни: храмы, иконы, мощи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: