Православная Церковь почитает и превозносит Крест Христов как орудие нашего спасения, освящающее и сохраняющее весь мир, о котором молился Господу псалмопевец Давид (Пс. 59, 6), прославлял премудрый Соломон (Прем. 14, 7), пророчествовали пророки (Ис. 11, 12; 60, 13; Зах. 10, 8).
Как кровавый знак на дверях домов избавил от смерти первенцев еврейских, так крест, обагренный Кровью Христовой, избавляет православных христиан от адской погибели (Исх. 12, 7–13). Моисей крестовидным поднятием рук победил амаликитян (Исх. 17, 11), так и Христос, распростерши руки на кресте, победил диавола. В память этого «устроил Моисей жертвенник, и нарек ему имя: Яхве Нисси», что значит «Господь знамя мое»; жертвенник этот тоже прообразовал крест (Исх. 17, 11–15). Так и ныне православные христиане, знаменуя себя крестным знамением, побеждают силою Креста силу диавольскую. Знамя со змием прообразовало Христа (Ин. 3, 14) — это говорил Сам Спаситель (Числ. 21, 8–9). И Православная Церковь верует, что, с надеждою, верою и любовью взирая на Крест Христов, мы избавляемся от проклятия греха, смерти.
До пришествия Христова крест был позорнейшим орудием казни. Христос пострадал, как предсказано о Нем (Деян. 3, 18), на кресте умер и воскрес и этим спас нас. Крест, таким образом, явился средством спасения всех православных христиан.
Для Православной Церкви Крест — это орудие примирения с Богом, оружие и знамя победы Христа над диаволом (Кол. 2, 14), поскольку именно смертью на кресте Он лишилсилывладыку смерти, диавола (Евр. 2, 14).
Проповедь христианства была проповедью о Распятом на кресте (1Кор. 2, 2), и православные христиане вслед за апостолами хвалятся презираемым крестом (Гал. 6, 14), и опасаются, как и апостол Павел, «чтобы не упразднить креста Христова…» (1 Кор. 1, 17–18).
|
Веруем, что Крест Христов является новозаветным жертвенником и великой новозаветной святыней православных христиан (Евр. 7, 27; 10, 10). Такой великой святыней были ветхозаветный жертвенник (Исх. 30, 22–29 /ср. Лев. 8/). Кровь жертвенника освящала все (Исх. 29, 21). Если ветхозаветный жертвенник, освященный елеем, был великой святыней и если кровь ветхозаветного жертвенника освящала все, то тем более святая Кровь Христова освятила Крест, на котором Спаситель принесся в жертву.
Веруем также, что вещественная святыня может освящать, так как Священное Писание говорит нам об этом (Мф. 23, 19; 23, 17), и через неё Бог может совершать чудеса (1Цар. 5, 3–6; Числ. 21, 8–9). И если в Ветхом Завете к священным предметам относились благоговейно, тем более должно относиться благоговейно к новозаветному кресту.
Крест Христов почитается христианами с первых дней христианства. Древние православные христиане изображали святой крест в своих подземных храмах-катакомбах, и эти изображения остались доныне.
О священных изображениях (иконах) и священных предметах
Великий пророк Исаия во время своего видения созерцал Бога, восседающего посреди пламенных Серафимов. Православная Церковь дает нам возможность увидеть лик Творца. Бог по природе Своей невидим и не изобразим, но со времени Боговоплощения Он стал изобразим по плоти (Ин. 1, 18). Мы веруем, что Господь Иисус Христос, воплотившийся от Девы Марии, оставаясь вездесущим Богом, стал ограничен в пространстве по своему Человечеству, а потому и видимым и изобразимым.
|
Православные христиане веруют, что ложные изображения и предметы безусловно запрещаются второй заповедью Закона, данного Богом через Моисея на горе Синай (Исх. 20, 2–5; Втор. 5, 6–9), что они суть ложные боги и идолы (Пс. 95, 5) и «что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8, 4–6), а идолы — дела рук человеческих (Иер. 10, 3-5;14-15), которые вели к разврату и мерзости (Прем. 14, 12; 4Цар. 23, 6–8).
Также мы веруем, что священные изображения и священные предметы угодны Богу, и, во исполнение слов Священного Писания, где есть прямое повеление Господа о изготовлении таких предметов и изображений (Исх. 25, 10, 17–21, 31–37; 26, 1; 16, 31; 30, 1), Православная Церковь создает их и чтит, воздавая уважение, причитающееся священным предметам и уважаемым людям. Православные христиане не поклоняются иконам и священным предметам так же, как поклоняются Богу, а только почитают их. То же относится и к Пресвятой Деве Марии, и к Ангелам, и к святым.
Священные изображения-образы были не только в скинии, но и в Храме Соломоновом (3Цар. 6, 23–29), и в истинном храме, виденном пророком Божиим (Иез. 43, 11), поэтому православные христиане украшают свои храмы святыми образами — иконами, воздавая им честь, преходящую к первообразному, и когда мы поклоняемся иконе, мы тем самым выражаем уважение и проявляем любовь к тому, кто изображен на ней. Так поступали и христиане первых веков, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки.
О святых мощах
Мы знаем, что к останкам пророков и праведников всегда относились почтительно (4Цар. 23, 17–18; Сир. 46, 13–15), и Господь, обличая украшение гробниц праведников (Мф. 23, 15; 29–36), осуждал фарисеев не за то, что они украшали гробницы, а за то, что они не чтили их, но убивали и гнали пророков, и мудрых, и книжников, как и отцы их. Поэтому православные христиане почитают и тела угодников Божиих, не предавшиеся тлению, или даже оставшиеся от истлевших тел угодников Божиих кости их и другие останки. Святынею они являются потому, что остаются памяткой о дорогом для христианства человеке и потому, что Господь через св. мощи посылает Свои чудеса людям. Даже одежда и тень праведников была чудотворной (4Цар. 2, 14; Деян. 5, 15; 19, 12). Поэтому православные христиане почтительно и благоговейно относятся к чудотворным св. мощам.
|
И как ранее через мощи святых угодников Божиих Господь посылал страждущим чудеса исцеления (4Цар. 13, 20–21; Сир. 48, 14–15), так и ныне в Православной Церкви Он источает через святые останки Своих угодников многоразличные чудеса, ибо Господь всегда во все времена один и тот же, и в Нем «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1, 17).