Понятие организационного проектирования




Северо-Западный институт УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра управления персоналом и психологии

 

Рациональный выбор организационной структуры: особенности построения структур инновационных предприятий

материал к лекции

 

Т.Гриненко

 

Санкт-Петербург

2016 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….

Глава 1. Методологические подходы к организационному проектированию ………………………………………………………………..

1.1. Понятие организационного проектирования……………………...

1.2. Эволюция методологических подходов к организационному проектированию………………………………………………………………….

Глава 2. Рациональный выбор организационной структуры для инновационных предприятий …………………………………………………

2.1. Виды организационных структур…………………………………..

2.2. Принципы и факторы организационного проектирования инновационных предприятий……………………………………………………

Заключение………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………….

 

Введение

В настоящее время организационное проектирование является востребованной процедурой как среди вновь создаваемых компаний, так и среди работающих и успешно развивающихся фирм. В первую очередь, это связано с увеличивающейся сложностью управления организациями, необходимостью приспособления организаций к изменениям, которые затрагивают основы ее деятельности.

Именно поэтому изучение процессов и механизмов, в частности организационного проектирования, применяемых современными компаниями для адекватного реагирования на изменения их внутренней и внешней среды, является актуальной задачей.

Наиболее выделяемым объектом, предметом и результатом организационного проектирования является организационная структура и ее основные составляющие. Примечательно, что часть ученых и практиков в области организационного проектирования считает, что проектировать можно только структуры. Но, несмотря на противоречивость данного подхода, нельзя отрицать, что важнейшей предпосылкой формирования теории проектирования организации является традиционное выделение организационной структуры в качестве первого объекта организационного проектирования.

В условиях современной экономики, когда ежегодно увеличивается количество компаний, основанных на нововведениях и инновациях, происходит пересмотр существующих принципов организации и обеспечения бизнес-процессов компании.

Так как процесс формирования организационной структуры инновационного предприятия характеризуется рядом особенностей по сравнению с традиционной компанией, то они должны учитываться и при организационном проектировании.

Цель данной лекции – рассмотреть особенности построения организационных структур на инновационных предприятиях в зависимости от различных факторов, обуславливающих деятельность данных компаний.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

Дать определение организационному проектированию

Рассмотреть многообразие методологических подходов к организационному проектированию

Определить специфику организационных структур

Выделить факторы, влияющие на формирование организационной структуры на инновационном предприятии

Установить зависимость между фактора и механизмами построения организационных структур на инновационном предприятии

 

Глава 1. Методологические подходы к организационному проектированию

Понятие организационного проектирования

В настоящее время в научной литературе существуют различные подходы к определению понятия «организационное проектирование», предложенные разными авторами.

В исследования И.И. Мазура и В.Д. Шапиро организационное проектирование определяется как процесс нахождения соответствия между ключевыми элементами организации (структура, персонал, система решений и поощрений, неформальная организация и организационная культура) и ее стратегией [3].

Мильнер Б.3. в своей книге «Теория организаций» дает следующее определение: «Организационное проектирование как функция организации состоит в разработке таких организационных элементов и отношений в создаваемой (моделируемой) системе, при реализации которых возникшее организационное целое обладало бы свойствами высокой надежности, устойчивости и экономичности» [4].

В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко отмечают, что продуктами организационного проектирования являются любые организационные нововведения структурного и процессного характера. Как отмечает А.А. Радугин, организационное проектирование — это процесс нахождения соответствия между ключевыми элементами организации (структура, люди, задачи, системы решений и поощрений, неформальная организация и культура) и ее стратегией, который приводит к успеху.

О.С. Виханский, А.И. Наумов указывают, что организационное проектирование должно учитывать не только изменение внутренних факторов, но состояние и развитие внешней среды организации. Дж. Гелбрейт определяет проектирование организации как постоянный поиск наиболее эффективных переменных.

Динамику организационного моделирования подчеркивает В.Л. Доблаев: «В рамках организационного дизайна исследуются реальные и потенциальные функции организации, определяются цели, проектируется структура» [6].

Подводя итог, можно сказать, что под организационным проектированием понимается целенаправленный процесс создания и упорядочивания организационно-структурных элементов, учитывающий состояние внешней среды, технологии производства, количество сотрудников, взаимоотношения между ними и позволяющий наиболее эффективно достигать поставленных перед компанией целей, задач и стратегии развития [5].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: