Глава 1
В 882 году два крупнейших центра древних славян, киевский и новгородский, объединяются под властью Киева, образовав Древнерусское государство. В его создании важная роль принадлежит князю Олегу, способствовавшему данному объединению и ставшему впоследствии первым его правителем. История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало X века, условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина X века) - время первых киевских князей. Второй (вторая половина X - первая половина XI века) - время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий период (вторая половина XI - начало XII века) - переход к территориально-политической раздробленности.
Любое государство, по мнению многих ученых, связано с процессом классообразования. У славян этот процесс происходил на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую. Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII-VIII веках, можно определить как "военную демократию". Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).
Правящий слой формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и разбогатевшего населения. Образование государственности из восточных славян совпало (и было обусловлено им) с разложением родоплеменных, кровно-родственных отношений. Они заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII веку на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и дружина. Племенные союзы в военно-политических целях объединяются веще более крупные формирования - "союзы союзов". Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа).
|
Образование Киевского княжества. По сути своей Киевская Русь представляла собой первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода становления феодализма. Оно занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Под властью киевского князя сначала находился ряд славянских племенных союзов Среднего Поднепровья, а затемему были подчинены несколько литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Центром объединения послужило племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении. Академик Б. А. Рыбаков утверждал, что Киевская Русь IX-XII веков - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов - русских, украинцев и белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.
|
Анализируя государственное устройство Киевской Руси, можно сказать, что Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Он имел при себе совет (думу) из наиболее знатных князей и уважаемых старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов. В подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли княжеские наместники - посадники и их ближайшие помощники - тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение (" тысячу").Посадников назначал князь, тысяцкие избирались из знатных бояр на вече. Для осуществления власти над населением, расширения границ государства и защиты его от внешних врагов великий князь имел значительные военные силы. Они состояли прежде всего из дружины великого князя, а также из войск вассальных князей, которые тоже имели собственные дружины. В особых случаях собиралось народное ополчение. На реках и в Черном море плавал значительный ладейный варяжский флот. Князья отдельных земель и другие крупные, средние и мелкие феодалы находились ввассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной, а их смерды обязаны были платить ему дань. В то же время эти вассалы сами осуществляли в полной мере функции управления в своих вотчинах, а великокняжеские наместники не имели прав вмешиваться в их внутренние дела.
|
В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса - крестьяне и феодалы. Оба класса не были однородными. Крестьяне делились на свободных общинников и зависимых. Свободные крестьяне имели свое натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам иодновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев и холопов. Класс феодалов состоял изпредставителей великокняжеского дома с великим князем во главе, князей племен или земель, бояр, старших дружинников. Позже в этот класс вошли и верхи духовенства.
Феодалы эксплуатировали крестьян и посадский люд. На стороне феодалов были власть и военная сила. Но крестьяне вели борьбу против феодального гнета. Самое крупное восстание было в Киеве в 1068 и 1113 годах.
Княжеское правление Олега Рюриковича, Игоря, Ольги и Святослава Игоревича. Рюрик умер в 879 году, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Из-за малолетства Игоря Русской землей сталправить родственник Рюрика - Олег. За свои подвиги Олег получил прозвище Вещего, т.е. мудрого или хитрого. Свой первый поход в 882 году, будучи новгородским князем, он предпринял на югпо Великому днепровскому пути, захватив по дороге Смоленск иЛюбеч, оставив своих воевод, отправился с дружиной к Киеву. Он захватил город хитростью: запрятав в нескольких лодках свое войско, он послал гонцов сказать Аскольду и Диру, что купцы хотели бы встретиться с ними. Аскольд иДир были убиты, а Олег сделал Киев столицей своего княжества. Далее Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей, воевал с тиверцами, сам определял размер дани с покоренных племен.
Географическое положение Киевской Руси на великих водных путях, связывавших Балтийское, Черное и Каспийское моря, определяло отношения со Скандинавией, Хазарским каганатом и Византией. В Скандинавии киевские князья пополняли наемную военную силу. Через Хазарию шел торговый путь в страны Средней Азии. Византия оказала сильное и глубокое влияние на историю Древнерусского государства.
Византия была для Киевской Руси рынком, куда сбывались мех и рабы и откуда привозились дорогие ткани и предметы роскоши. Византия, со своей стороны, пыталась втянуть могущественную Киевскую Русь в свою политическую систему, стремясь ослабить опасность со стороны северян и радимичей (восточно-славянские союзы племен) и использовать "великий народ" русов для защиты собственных интересов. Олег в 907-911 годах совершил поход к Царьграду (Константинополь), в итоге был заключен выгодный для Руси договор и Царьград должен был платить дань. Летописцы оставили о смерти Олега противоречивые сведения. Олег умер от укуса змеи, но нет определенного указания места и времени его смерти.
После Олега княжил Игорь (912-945). Ему удалось усмирить возмутившихся древлян, подчинить себе уличей и совершить два похода на Царьград. Оба они закончились неудачей. После двух походов Игорь подписал с греками в 944 году договор, менее выгодный, чем договор 911 года, по которому греки получали ряд привилегий, а Русь утрачивала некоторую самостоятельность в торговых отношениях с Царьградом. Игоря погубила его страсть к стяжательству. Он решил взять двойную дань с древлян, которые до этого исправно ему платили. Древляне перебили княжескую дружину и захватили самого князя. Потом они нагнули два дерева, привязали к ним Игоря и, отпустив деревья, разорвали его надвое. После смерти Игоря остались вдова Ольга и сын Святослав, которому в то время было четыре года, поэтому править Русью стала княгиняОльга.
По одним источникам - Ольга родом из Пскова, по другим - она была простой поселянкой из местечка Выбуты близ Пскова. Князь встретил Ольгу на охоте на берегу реки Великой, около Выбутской веси. Через несколько лет он забрал ее в Киев и сделал княгиней. Существуют разныемнения о ней. В летописях и других более поздних источниках ей приписываются лестные черты: умная, мудрая, энергичная, справедливая. Русская православная церковь причислила ее к ликусвятых. Но вот что пишет о ней историк Семен Скляренко: "...княгиня Ольга внешне казалась ласковой, душевной, на самом же деле была холодной и жестокой. Она много обещала, но мало давала. Она была просто скупа... и всеприкидывала, какбы поменьше дать дворовым, как дешевле прокормить гридней",т.е. дружину. И действительно, мы видим подтверждение ее жестокости и хладнокровности. Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. По преданию, она приказала бросить в яму и засыпать живыми древлянских послов, пришедших к ней спредложением выйти замуж за их князя, других послов сожгли в бане, куда их пригласили помыться, азатем, придя с дружиной в Древлянскую землю, Ольга приказала перебить древлянских воинов во время тризны по мужу. Однако этот рассказ носит черты легенды, так как имеет аналогию в языческом погребальном ритуале: в ладьях хоронили, для покойников, по языческому обряду, топили баню, тризна - непременный элемент похоронного обряда. В "Повести временных лет" добавлен рассказ о четвертой мести Ольги: она сжигает столицу древлян Искоростень. Собрав в виде дани голубей и воробьев, Ольга приказала привязать к лапамптиц зажженный трут и отпустить их. Голуби и воробьи полетели к своим гнездам, "и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, ибо все дворы загорелись",утверждает летописец. В 946 году Ольга совершает поездку в Константинополь, идважды - 9 сентября и 18 октября - она была с почетом принята императором Константином Багрянородным. А в 955 году она посещает Константинополь второй раз и принимает христианство. Иными словами, всем своим поведением Ольга добилась решения чрезвычайно важной для Киевской Руси международной задачи - повышения политического статуса своего государства втогдашнем мире.
По возвращении из своего затянувшегося путешествия в Византию Ольга официально передала княжение своему сыну Святославу. К тому времени, в свои 16 лет, он был уже вполне взрослым и весьма опытным в ратных делах мужем. Ольга женила его на дочери угорского князя Такшоня - на княгине Ильдиго. Скончалась Ольга в преклонном возрасте в969 году. Похоронена былапо христианскомуобычаю.
Святославпредставляется в народных преданиях княземнеобыкновенно храбрым, который, набрав дружинуподобных себе храбрецов, искал повсюду завоеваний, искал их и в дальних богатых землях, и оставался жить там, а своей землей пренебрегал. Святослав покорил жившее по Оке славянское племя вятичей, до тех пор остававшееся независимым, ходил на хазар, победил их, взял их главный город на Дону - Белую Вежу. В 967 году, по приглашению греческого императора Никифора, приславшего ему деньги, Святославпошел на дунайских болгар, завоевал ихземлю и осталсяв ней жить. На самомделе Никифор пыталсястолкнуть Русь с Болгарией, апотом уже поодиночке подчинитьих своему диктату.Но Святослав,наоборот, помог болгарамосвободиться от византийского влияния.Греки скоро почувствовали угрозу безопасности своей империи. И,чтобы отвлечь Святослава, Никифор спровоцировал нападениепеченегов наослабленный в военномотношении Киев. Святослав вернулся в Киеви прогнал печенегов, но не остался наРуси, а вернулсяв Болгарию, где, несмотря насвою необыкновенную храбрость, не смог осилитьгреческого войска. При возвращении наРусь он былубит печенегами при днепровских порогах в 912году.
Начало усобиц между сыновьями Святослава. До сих пор было по одному князю на Руси; теперь, как скоро их стало трое - Ярополк, Олег и Владимир, начинаются между ними усобицы. Ярополк пошел на Олега, и тот погиб вбитве с братом, Древлянская земля была присоединена к Киеву. Гибель Олега серьезно встревожила Владимира. И предвидя реальную возможность нападения Ярополка на Новгород, он вместе со своим родным дядей Добрыней и, надодумать, не с пустыми руками бежал к варягам.Послебегства Владимира Ярополк послал вНовгород своих наместников и стал,таким образом,единоличнымправителем всейКиевской Руси. Однако его княжение былонепрочным.
Через двагода Владимирвернулся вНовгород с наемной варяжскойдружиной. Он не толькопрогнал изсвоего городакиевских наместников, но и решилвыступить с войскамипротив строптивого брата, чтобы отомстить ему за смерть Олега. Молодойкнязь не оставил помыслов о киевском престоле.
Но,прежде чем идти наКиев, Владимирпопытался привлечьна свою сторонукнязя Рогволода,который правил небольшим Полоцким княжеством, расположенным междуНовгородом иКиевом. Он просилотдать ему вжены дочь Рогволода Рогдениду, которая былаужепросватаназа Ярополка. Получивунизительный отказ, князь Владимир двинулся наПолоцк. Полоцк былзахвачен, а князь Рогволод убит, и Владимирсилой заставил дочь полоцкого князя выйти за него замуж. Далее князь Владимир разбил войскаЯрополка,убилего самого и стал единоличным князем на Руси.
Став великим князем, Владимир значительно расширил и упрочил Русь как государство всех восточных славян. К его княжению относится окончательное подчинение русскому князю племен, живших на восток от Великого водного пути. В 981 и 982 годах были предприняты им походы на вятичей, которые были побеждены и обложены данью, какую прежде платили Святославу. Та же участь постигла и радимичей в 986 году. Первый поход Владимира на болгар состоялся в 987 году. В летописи под 994 и 997 годами также упоминаются удачные походы на волжских болгар, а в 1006 году с ними был заключен торговый договор, по которому им было позволено торговать по Оке и Волге.
Ко времени княжения Владимира относятся первые столкновения Руси с западными славянскими государствами. В 981 году вследствие войны с Польшей к Руси были присоединены Перемышль, Червен и другие города Червенской Руси. Но завоеванием червенских городов дело не кончилось: в летописи под 992 годом упоминается еще поход Владимира на хорватов, а по некоторым спискам в это же время Владимир воевал с Мечиславом (польским королем) "за многие противности его" и одержал над ним блистательную победу за Вислой. При сыне Мечислава Болеславе Храбром был заключен мир, скрепленный дополнительно родственным союзом: дочь Болеслава была выдана замуж за Святополка.
Довольно аморфное раннефеодальное государство - Киевскую Русь правительство Владимира стремилось охватить новой административной системой, построенной, впрочем, на типичном для этой эпохи слиянии государственного начала с личным: на место прежних "светлых князей", стоявших во главе союза племен, Владимир сажает своих сыновей: в Новгород - Ярослава, в Полоцк - Изяслава, в Туров - Святополка, в Ростов - Бориса, в Муром - Глеба, в Древлянскую землю - Святослава, на Волынь - Всеволода, в Тмутаракань - Мстислава. От Киева к этим отдаленным городам прокладываются "дороги прямоезженые", нашедшие отражение в былинах, связывающих их с именем Ильи Муромца. Но по-прежнему оставалась нерешенной главная задача внешней политики Руси - оборона от печенежских племен, наступавших на русские земли по всему лесостепному пограничью.
Летопись вкладывает в уста князя следующие слова: "И рече Володимер. Се не добро, еже мало город около Киева. - И нача ставити городы по Десне и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И нача нарубати (набирать) муже лучьшее от Словен и от Кривичъ, и от Чюди, и от Вятичъ, и от сих насели грады. Бе бо рать от печенег и бе воюяся с ними и одаляя им".
Эти слова летописи содержат исключительно интересное сообщение об организации общегосударственной обороны. Владимир сумел сделать борьбу с печенегами делом всей Руси, почти всех входивших в ее состав народов. Ведь гарнизоны для южных крепостей набирались в далеком Новгороде, в Эстонии (Чудь), в Смоленске и в бассейне Москвы-реки, в землях, куда ни один печенег не добирался. Заслуга Владимира в том и состоит, что он весь лесной север заставил служить интересам обороны южной границы, шедшей по землям полян, уличей и северян. Из самых близких к Киеву городов были построены Василев на Стугне и Белгород на Днепре. Города Треполь, Тумащ и Василев соединяли валы. Постройка нескольких оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей, валов, сигнальных вышек сделала невозможным внезапное вторжение печенегов и помогла Руси перейти в наступление. Сотни русских сел и городов были избавлены от ужасов печенежских набегов.
Князь Владимир, испытывая большую нужду в крупных военных силах, охотно брал в свою дружину выходцев из народа, прославившихся богатырскими делами. Он приглашал и изгоев, людей, вышедших поневоле из родовых общин и не всегда умевших завести самостоятельное хозяйство; этим князь содействовал дальнейшему распаду родовых отношений в деревне. Изгойство переставало быть страшной карой - изгой мог найти место в княжеской дружине.
Победы над печенегами праздновались весьма пышно, что также нашло отражение в летописи. Князь с боярами и дружиной пировал на "сенях" (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. На эти пиры съезжались "посадники и старейшины по всем градом и люди многы". Знаменитые пиры Владимира воспеты и в былинах в полном согласии с летописными записями.
Таким образом, при Владимире (980-1015) все земли восточных славян объединяются в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червенские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Сула, Стугна был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились "заставы богатырские", защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные герои.
Принятие христианства. В 988 году при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Что же способствовало столь решительному шагу? По преданию, первым проповедником христианства на Руси был Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым призванный Иисусом Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму буквы "Х" (Андреевский крест). Уже в "Повести временных лет" рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду, и благословил эти места (а заодно имел возможность подивиться русскому обычаю хлестать себя в бане вениками). Впоследствии Киевская Русь (и Россия в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного в покровителя русской государственности.
В Киеве христианство известно было уже давно, так же как и его основные догмы, очень хорошо отвечавшие нуждам феодального государства. Первые сведения о христианстве у русов относятся к 860-870-м годам, но к середине Х века уже ощущается постепенное утверждение христианства в государственной системе. Если при заключении договора с греками в 911 году русские послы клянутся только языческим Перуном, то договор 944 года скрепляется двоякой клятвой как Перуну, так и христианскому Богу. Церковь святого Ильи в летописи названа "соборной", то есть главной, что предполагает наличие и других христианских храмов. Христианство представляло в то время значительную политическую и культурную силу в Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе.
Для Руси наибольшее значение имели христианизация Болгарии (864 год) и изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием (середина IX века). К середине Х века в Болгарии создалась уже значительная религиозная литература, что облегчало проникновение христианства на Русь. Князь Игорь был язычником: он и клятву давал не в Ильинской церкви, а "приде на хълм, къде стояше Перун, и покладоша оружие свое и щиты и злато", и похоронен он был Ольгой по языческому обряду под огромным курганом. Но среди боярства, его послов к императорам Византии была уже какая-то часть христиан.
Вдова Игоря княгиня Ольга в 955 году приняла христианство, совершив путешествие в Царьград. Возможно, она предполагала сделать христианство государственной религией, но здесь сразу резко обозначилось противоречие, порожденное византийской церковно-политической концепцией: цесарь империи был в глазах православных греков наместником Бога и главой как государства, так и церкви. Из этого делался очень выгодный для Византии вывод - любой народ, принявший христианство из рук греков, становился политически зависимым народом или государством. Киевская Русь, спокойно смотревшая на христианские верования, предпочитала такие равноправные взаимоотношения с Византией, которые определялись бы взаимовыгодой, равновесием сил и не налагали бы на Русь никаких дополнительных обязательств, связанных с неубедительной для нее божественностью императора. Во всяком случае Константин Багрянородный - воспреемник Ольги при крещении - "нарек ее дщерью", то есть подчиненной ему, а не равноправной "сестрой". До официального принятия христианства Киевской Русью оставалось еще более пятидесяти лет.
Христианство, если можно так выразиться, было следующим после язычества этапом развития религии. Оно отличалось от язычества не столько своей религиозной сущностью, сколько той классовой идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян. Христианские миссионеры не приносили с собой ничего принципиально нового: они несли лишь новые имена для старых богов, несколько иную обрядность и значительно более отточенную идею божественного происхождения власти и необходимости покорности ее представителям.
Цепь событий, непосредственно предшествовавших принятию христианства на Руси и сопровождавших его, остается для нас невыясненной. Летописные легенды, записанные значительно позднее, рассказывают нам о том, что князем Владимиром был произведен сравнительный анализ предлагавшихся вариантов религии. "Первые послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая и цветущих Гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселье для русских, не можем быть без него. - Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответил им: идите обратно, отцы наши не принимали веры от Папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? "В Иерусалиме, ответствовали проповедники: но Бог в гневе своем расточил нас по землям чужим". И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? Сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. - Наконец безымянный греческий Философ, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии... и в заключение показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный Владимир вздохнул и сказал: "благо добродетельным и горе злым!" Крестись, ответствовал Философ - и будешь в раю с первыми".
После сбора дополнительных сведений и совета с боярами великий князь решился принять православие. Но при тогдашних воззрениях византийцев (как указывалось выше) принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии.
Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь (Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам Василию и Константину. Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять христианство. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи. В 988 году Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. В Новгороде тот же Добрыня, который учреждал там культ Перуна, теперь крестил новгородцев. "Путята крестил мечем, а Добрыня огнем", то есть не так все было легко и просто. Капища древних богов были разрушены. На их месте, как правило, строили церкви. Идолов рубили и жгли, а киевского Перуна скинули в Днепр и проводили, отталкивая от берега, до самых порогов. На месте киевского капища была построена церковь святого Василия, именем которого был крещен Владимир. Вместе с Владимиром в Киев прибыли священники корсунские и митрополит Михаил, назначенный Константинополем управлять новой русской церковью. Есть известия, что митрополит с епископами Анастасом и Корсунянином, который помог Владимиру при осаде и взятии Корсуни, сопровождаемые дядей Владимира Добрыней, ходили на север крестить народ. Из Новгорода они направились к Ростову, где и кончилась деятельность первого митрополита Михаила (он умер в 991 году). Новый митрополит, назначенный Константинополем - Леон, с помощью поставленного им в Новгород епископа Иоакима Корсунянина, окончательно сокрушил там язычество. В результате христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к Великому водному пути из Новгорода в Киев.
Митрополит и епископы для управления церковными делами были присланы из Византии. Но по мере распространения христианства стало необходимым резкое увеличение количества священнослужителей. Было открыто большое количество школ, в которых готовили главным образом священников и прочих церковников, необходимых для "совершения треб и для научного просвещения паствы". Конечно, эти школы в значительной степени содействовали общему делу просвещения. Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемый Константинополем. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи - епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Митрополит и епископы владели землями, селами и городами. У них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на содержание церквей давали десятину. Одной из важнейших церковных организаций стали монастыри, уклад жизни которых и идеология были целиком перенесены из Византии.
Большинство монастырей и церквей на Руси строились князьями и боярами или в качестве официальных государственных храмов, или в качестве фамильных усыпальниц, или для обслуживания культов почитаемых святых. Конечно, основатели церкви брали их на свое содержание. Так, Владимир после крещения поставил в Киеве церковь Богородицы, на содержание которой отдал десятую часть своих доходов и обязал своих преемников под угрозой проклятия соблюдать это обязательство, поэтому церковь и была прозвана Десятинной. Новый христианский Бог мыслился князьями как их специальный княжеский Бог, заменивший собой прежнего Перуна. Он - верховный повелитель князей, дающий им власть, венчающий их на княжение, помогающий им в походах, принимающий их души в свои чертоги. Духовенство, осуществляющее связь светской власти с Богом, это скорее слуги князей, чем слуги Бога. Часто княжеская власть не стесняясь показывала свою силу: князья не раз сгоняли с кафедры неугодных им епископов. Это преобладание светской власти над церковной во многом определило особенность развития Руси, где церковь никогда не стояла выше государства.
Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии, но мы должны четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но русичи долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню-Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор начальной летописи вынужден сознаться, что люди только "словом нарицающиеся христиане", а на деле - "поганьске живущие", на игрищах людей "многое множество", а в церкви во время службы их обретается мало. В конце XI века киевский митрополит Иоанн жаловался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по прежнему обычаю - "поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием" и некоторые "без срама" имеют две жены. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с христианством.
Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее духовной матери - константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян.
Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературно-художественных ценностей.
Героическая эпоха Владимира (княжил в 980-1015 годы) была воспета и церковным летописцем, и народом потому, что в главных своих событиях она сливала воедино феодальное начало с народным, политика князя объективно совпадала с общенародными интересами.
Ярослав Мудрый. Ярослав правил 35 лет (1019-1054). Годы его правления стали временем политического расцвета Киевской Руси, начало которому было положено при Владимире Святом. В 1036 году у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенежские орды, и с тех пор они перестали являть собой сколько-нибудь заметную угрозу русским землям. В память об этой великой победе на месте решающего сражения был построен храм собора святой Софии. Воздвигая в Киеве храм, подобный крупнейшему храму православного мира - собору святой Софии в Константинополе, Ярослав таким образом ставил свой стольный град вровень с гордой столицей Византии. На фресках (красочных настенных росписях по сырой штукатурке) константинопольской Софии есть изображение семьи императора Юстиниана - величайшего из константинопольских государей, в киевской же Софии до наших дней сохранился фресковый портрет семьи Ярослава.
Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. Парадный въезд в город украшали великолепные Золотые ворота. В самом Киеве имелось 400 церквей, 8 рынков и пребывало множество народа. Киев по праву превратился в крупнейший экономический и политический центр государства. В нем широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.
Чтобы подчеркнуть могущество Руси, ее равенство с Византией, Ярослав, без согласования с константинопольским патриархом, назначил на Руси главу церкви - митрополита. Им стал русский церковный деятель Илларион Берестов, тогда как прежде митрополиты присылались из Византии.
При Ярославе выдающихся успехов достигло на Руси просвещение. Еще Владимир основал в Киеве училище, которое должно было готовить для Русской земли образованных священнослужителей. Теперь же его преемник создал училище в Новгороде, где постигали науки около 300 юношей. При Ярославе в Киеве началось русское летописание, около 1050 года первая летопись появляется и в Новгороде. Перу сподвижника великого князя, митрополита Иллариона, принадлежит "Слово о Законе и Благодати" - первый памятник русской богословской, философской и исторической мысли.
Успехи просвещения на Руси во многом стали возможны благодаря личным достоинствам ее правителя. Ярослав был твердым христианином, сторонником "книжного почитания". Под его контролем был осуществлен перевод книг, привезенных на Русь из Византии. Это были богословские и исторические сочинения византийских и античных авторов. Так Русь приобщалась к великой культуре античного мира в Византии.
При Ярославе успешно развивались отношения Руси со странами Европы. С семьей киевского князя мечтали породниться могущественнейшие монархи христианского мира. Один из сыновей Ярослава, Всеволод, стал зятем императора Византии Константина IX Мономаха. Дочери Ярослава - Анна, Анастасия и Елизавета - вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Сам Ярослав достиг широкого международного признания.
Социально-экономический строй Киевской Руси. Главным богатством Киевской Руси была земля, которой владели как знать, которая имела крупные земельные наделы, так и крестьяне - мелкие землевладельцы. Для Киевской Руси была характерна многоукладность экономики, где распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, то есть отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. Одновременно в Киевской Руси проживали и крестьяне-общинники, которые не подчинялись феодалам и вели свое хозяйство самостоятельно. Они платили дань великому князю, олицетворявшему государство.
В Киевской Руси существовали группы зависимого населения: холопы, смерды, закупы, рядовичи. Холопство имело многообразные формы. Наиболее тяжелые из них превращали свободного человека в раба. Однако в Древней Руси проблема выживания стояла так остро, что всегда находилось множество людей, для которых холопство было единственной альтернативой гибели.
Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в тяжелом зависимом положении, как правило, не имея личной свободы.
Наиболее закабаленной группой зависимого населения были закупы. Это обедневшие, разорившиеся крестьяне, которые вынуждены были жить в долг. То есть они брали у феодалов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги, поэтому и назывались "закупы". Долг закуп возвращал тяжелой работой.
В эпоху Киевской Руси и крестьяне, и горожане, чтобы выжить, объединялись в общины, которые назывались "мир