Цели и задачи аудиторской деятельности и ее отличие от других форм контроля.
Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.
Аудит это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.
.Целью аудита, как это определено в ст. 1 Закона «Об аудиторской деятельности», является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:
· проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;
· помощь в организации бухгалтерского учета;
· помощь в восстановлении и ведении учета, составлен и к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
· помощь в налоговом планировании и расчете налогов;
· консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;
· экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;
· консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;
· разработка учредительных документов и др.;
· предоставление информации о будущих партнерах; | •информационное обслуживание клиентов.
Аудит отличается от государственного финансового контроля.
Задачами контроля являются проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета, правильности расчета и уплаты налогов. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации, финансируемые из государственного бюджета. Субъектами аудита же, наоборот, выступают в основном предприятия и организации негосударственного сектора экономики.
Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы состоит в том, что аудит - независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Особая специфичность судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.
Главное отличие аудита от вышеперечисленных видов контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и занимается разработкой предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли советника, консультанта (по вопросам ведения учета, налогообложения, обучения), помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.
Практическая работа 1 «Сущность, цели и задачи аудита»
Задание 1.1.
Ответьте на представленные в тесте вопросы
1. Аудиторская деятельность – это:
а) деятельность специализированных организаций, направленная на проверку бухгалтерского учета;
б) деятельность контролирующих служб, направленная на установление достоверности данных бухгалтерского учета;
в) предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности.
2. Пользователи бухгалтерской отчетности должны понимать мнение аудитора как:
а) полное отсутствие ошибок;
б) подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности
во всех существенных аспектах;
в) полную гарантию будущей экономической и финансовой
успешности экономического субъекта.
3. Аудируемые лица – это:
а) только индивидуальные предприниматели;
б) только организации (юридические лица);
в) организации и индивидуальные предприниматели.
4. Основная цель аудиторской проверки:
а) выявить нарушения при ведении бухгалтерского учета;
б) дать аудиторское заключение;
в) установить достоверность бухгалтерской отчетности и
соответствие совершенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.
5. Какое положение наиболее точно отражает отличие внешнего аудита от внутреннего:
а) внешний аудитор должен быть полностью независим от организации, а внутренний аудитор работает в организации и составляет отчеты для руководства и внутреннего использования;
б) внешний аудитор в обязательном порядке должен быть аттестован, а внутренний нет;
в) внутренний аудит создается по приказу руководства организации, а внешний – в соответствии с действующим законодательством.
6. Аудиторская проверка может быть:
а) обязательной и инициативной;
б) только обязательной;
в) только инициативной.
7. Инициативная аудиторская проверка проводится:
а) по решению государственных органов;
б) по инициативе экономического субъекта;
в) по решению аудитора или аудиторской организации.
8. Обязательный аудит проводится:
а) в случаях, установленных законодательством;
б) по решению руководства экономического субъекта;
в) по поручению государственных органов.
9. Аудит, базирующийся на риске, означает:
а) проверку при наличии достаточных оснований, что экономический субъект находится в состоянии, близком к банкротству;
б) проверку при высоком вероятностном условии, что услуги аудитора не будут оплачены;
в) сосредоточение усилий аудитора в областях, где риски выше, чтобы сократить время на проведение аудита.
10. Под первоначальным аудитом понимается:
а) проведениеданнойаудиторскойфирмойпроверкивданнойорганизациивпервые;
б) проверка, осуществляемая аудиторской фирмой впервые;
в) проверка, начинаемая на стадии создания организации, включая подготовку бизнес-плана.
Задание 1.2. Изучите и запишите краткий ответ на нижеперечисленные вопросы. Используйте источники;
1. Савин, А. А. Аудит: учебник для академического бакалавриата / А. А. Савин, В. И. Подольский. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 455 с. // ЭБС «Urait». [Электронный ресурс]. – Адрес доступа:https://biblio-online.ru/book/A9B4F6C6-F30E-4E43-AC5A-1E71B6CD42FD
2. Штефан М.А. Аудит в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. А. Штефан, О. А. Замотаева, Н. В. Максимова, А. В. Шурыгин; под ред. М. А. Штефан. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 269 с.. // ЭБС «Urait»[Электронный ресурс]. – Адрес доступа: https://biblio-online.ru/book/35D97B77-144B-4B44-AE82-605AB655AB2E
3. Сайт «ГАРАНТ. РУ Информационно-правовой портал» [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.garant.ru
Вопрсы:
- Понятие аудита, его цели и задачи.
- Виды и формы аудита.
- Правовое регулирование аудиторской деятельности на территории Российской Федерации.
- Права, обязанности и ответственности аудиторов (аудиторских фирм).
- Квалификационные требования к аудиторам и этические нормы аудиторской деятельности.
Контрольные вопросы
1. Сущность и объективная необходимость аудита и потребность его возрождения в современной России.
2. Цель и задачи аудиторской деятельности.
3. Отличия аудиторской проверки от ревизии.
4. Организационно-правовые формы аудиторских организаций.
5. Различия и сходства, цели и задачи внешнего и внутреннего аудита
6. Функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности.
7. Функции совета по аудиторской деятельности при Министерстве Финансов Российской Федерации.
8. Требования, предъявляемые к саморегулируемым объединениям аудиторов, и какие функции они выполняют.
9. Порядок проведения лицензирования и аттестации и условия их аннулирования.
10. Ответственность аудитора или аудиторской фирмы за проведение некачественной проверки.
11. Основные принципы аудита.
12. Средства соблюдения стандартов профессиональной этики аудитора.
13. Сущность и значение правил (стандартов) аудиторской деятельности.
14. Компетентность, осторожность, конфиденциальность и другие нормы кодекса профессиональной этики аудитора.
Тема 2. Основные этапы, сущность техники и технологии проведения аудиторских проверок. Планирование аудита
Отличительные черты организации аудита и ревизии
Аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.
Параметр сравнения | Аудит | Ревизия |
1. Цель проверки | Выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности; | Выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных |
2 характер проверки | Оказание услуги, помощь, сотрудничество с клиентом, предпринимательская деятельность. | Исполнительская деятельность, выполнение распоряжений |
3. Основа взаимоотношений между проверяющим и проверяемым | Добровольность, осуществление на основе договоров | Принудительность, по распоряжению вышестоящих (или государственных) органов |
4. Управленческие связи | Горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним | Вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении |
5. Принцип оплаты услуг | оплачивает клиент | Оплачивает вышестоящее звено или государственный орган |
6. Практически е задачи | Улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента | Сохранение активов, пресечение и профилактика |
7. Оформление результатов проведенной работы | аудиторское заключение - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержит запись о подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности | Акт злоупотреблений ревизии - внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам. В акте отмечаются все выявленные недостатки, включая незначительные |
8. Последствия для персонала | При выявлении фактов нарушения, аудитор только сообщает о них собственнику | По данным ревизии в случае выявления нарушений предполагается взыскание |
9. Арифметическая точность и границы проверки | Большинство операций проверяется выборочно, исходя из установленной степени существенности и степени риска | Все операции проверяются «до копейки» |
10. Гласность результатов | Аудитор сохраняет конфиденциальность | Ревизор требует огласки |
11. Подведомственность | Клиент вправе выбирать аудитора | Организация (подразделение) не вправе выбирать |
Таким образом, контроль существовал всегда, и аудит является развитием ревизии, причем не отменяет, а дополняет его.
Планирование аудиторской проверки осуществляется на основании федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита».
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объёму аудиторских процедур. Планирование способствует качественному и своевременному проведению проверки. Оно также должно способствовать выявлению ключевых по риску областей, а также минимизировать затраты на проведение проверки.
В ходе планирования предусматривается:
- формирование аудиторской группы, включая её численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проверке;
- распределение аудиторов по конкретным участкам в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам проверки;
- инструктаж всех членов группы относительно характера деятельности аудируемого лица;
- ознакомление аудиторов с положениями общего плана, программы аудита, их обязанностями, способов и приёмов проверки, возможностью доведения до руководителя группы особого мнения по отдельным вопросам проверки;
- ознакомление с планом контроля руководителя группы за выполнением общего плана, оформлением рабочей документации по сбору аудиторских доказательств и результатов проверки.
В ходе планирования аудитору следует составить общий план и программу аудита. В общем плане, который является рабочим документом аудитора, следует описать предполагаемые объём и порядок проведения проверки.
В ФПСАД №3 представлены показатели, которые необходимо принимать во внимание при разработке общего плана аудита (табл.2.1).
Таблица 2.1
Показатели, принимаемые во внимание при разработке общего плана аудита
№ п/п | Показатели | Вопросы |
1. | Деятельность аудируемого лица | а) отраслевые особенности; |
б) особенности деятельности; | ||
в) общий уровень компетентности руководства. | ||
2. | Система внутреннего контроля | а) учётная политика и её изменения; |
б) влияние новых нормативных документов по бухгалтерскому учёту и изменения в них на отражение в бухгалтерской отчётности результатов финансово-хозяйственной деятельности; | ||
3. | Оценка аудиторского риска и уровня существенности | а) оценка аудиторского риска и его составляющих |
б) величина единого уровня существенности и порядок его распределения | ||
в) выявление ключевых по риску объектов бухгалтерского учёта, в том числе где результата зависит от профессионального суждения бухгалтера, например, по оценочным значениям, условным фактам или событиям после отчётной даты. | ||
4. | Характер, временные рамки и объём аудиторских процедур | а) важность тех или иных объектов учёта для проведения проверки и её объёма (сплошная или выборочная проверка); |
б) влияние на организацию и методику проверки автоматизации учёта; | ||
в) существование службы внутреннего аудита и оценка его деятельности; | ||
5. | Координация и направление работы, текущий контроль и проверка выполненной работы | а) привлечение других аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица в зависимости от наличия территориально обособленных подразделений; |
б) необходимость привлечения экспертов; | ||
в) количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным клиентом. | ||
6. | Прочие аспекты | а) возможность того, что непрерывность деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом; |
б) наличие событий после отчётной даты, связанных сторон, условных фактов; | ||
в) особенности специфики проверки при подготовке бухгалтерской отчётности специализированной организацией; | ||
г) сроки подготовки отчётных документов по результатам проверки и порядок представления (передачи) их аудируемому лицу. |
Примерная форма общего плана аудита представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Общий план аудита бухгалтерской отчётности
Наименование аудируемого лица | |
Период аудита | ______________________________________________ |
Количество чел/час | ______________________________________________ |
Руководитель аудиторской группы | ______________________________________________ |
Состав аудиторской группы | ______________________________________________ |
Планируемый аудиторский риск | ______________________________________________ |
Планируемый уровень существенности | ______________________________________________ |
№ п/п | Планируемы виды работ | Период проведения | Исполнители | Наименование нормативных документов, регламентирующих учёт | Примеча ние |
Практическая работа 2 «Планирование аудита »
Задание 2.1 Дайте ответ на вопросы:
1. Планирование аудита представляет собой:
а) разработку общих стратегий и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур;
б) выбор аудиторской организацией потенциальных клиентов с целью за-ключения с ними договоров на проведение аудиторской проверки;
в) закрепление за аудиторами, осуществляющими проверку, конкретных областей бухгалтерского учета.
2. Принцип комплексности планирования аудита означает:
а) охват при разработке общего плана и программы аудита всех участков ФХД проверяемого экономического субъекта;
б) обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита;
в) обеспечение вариантности планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
3. Аудиторская процедура представляет собой:
а) конкретное действие аудитора, выполняемое им в ходе проверки;
б) разновидность аудиторских методов;
в) этап аудиторской проверки.
4. К источникам аудиторских доказательств относятся:
а) первичные документы и учетные регистры аудируемых лиц;
б) бухгалтерская отчетность аудируемых лиц и письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемых лиц;
в) первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности, письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица, информация, полученная из разных источников (от третьих лиц) в письменном или устном виде.
5. К приемам проверки операций и документов по существу не относятся:
а) прослеживание;
б) устный опрос персонала;
в) подтверждение;
г) аналитические процедуры.
6. Прием аудита, позволяющий получить точную информацию о наличии имущества, носит название:
а) инвентаризация;
б) пересчет;
в) наблюдение;
г) подтверждение.
7. К аналитическим процедурам не относятся:
а) сопоставление остатков по счетам за различные периоды;
б) сопоставление показателей бухгалтерской отчетности и сметных;
в) контрольный запуск сырья и материалов в производство.
Задание 2.2
Оцените ситуацию. Дайте обоснованный ответ.
Экономический субъект впервые проходит проверку аудиторскую проверку. При заключении договора на аудиторскую проверку его руководитель обратил внимание на то, что в тексте договора указано, что проверка будет проведена выборочно. Он попросил руководителя аудиторской организации объяснить, что это означает. Как должен поступить руководитель аудиторской организации в данной ситуации?
Задание 2.3
Сформулируйте предмет договора. Укажите дополнительные аудиторские услуги, которые целесообразно оказать НПО «Прогресс» в сложившейся ситуации.
НПО «Прогресс» имеет широкую сеть филиалов по всей России. Несмотря на одинаковые условия производства и ассортимент продукции, некоторые из них убыточны. Руководство НПО «Прогресс» обращается в аудиторскую фирму с просьбой помочь разобраться в сложившейся ситуации.
Задание 2.4
Сформулируйте предмет договора. Укажите дополнительные виды аудиторских услуг, которые целесообразно оказать в сложившейся ситуации.
Крупная туристическая фирма собирается открыть филиалы в различных городах России. Главный бухгалтер никогда прежде не работал со счетами учета расчетов с филиалами. Он обращается в аудиторскую фирму с просьбой разработать возможную схему учета и в течение первого полугодия отчетного года контролировать работу централизованной бухгалтерии.
Задание 2.5
Сформулируйте предмет договора. Укажите, какие виды аудиторских услуг аудиторская фирма может оказать НПО «Сфера» в сложившейся ситуациию.
НПО «Сфера» заключило договор с фирмой «Фолио» на создание единой централизованной системы автоматизации бухгалтерского учета головного предприятия и сети филиалов. В процессе работы возникли затруднения из-за существующей в филиалах системы обработки учетной документации.
Руководство НПО «Сфера» обращается в аудиторскую фирму «Контакт» с просьбой совместно с компьютерной фирмой разработать новую систему формирования учетных регистров и завершить процесс автоматизации.
Задание 2.6
Сформулируйте предмет договора. Укажите дополнительные виды аудиторских услуг, которые аудиторская фирма может оказать экономическому субъекту в сложившейся ситуации.
Крупное торговое предприятие обращается в аудиторскую фирму с просьбой перепроверить суммы налогов, перечисляемых в бюджет. Высказывается предположение о недостаточной компетенции главного бухгалтера.
Задание 2.6