III. Работа по теме урока.




Ход урока

I. Организационный момент. Настрой на урок.

«Проз­рачность сло­ва»

Раз­да­ет­ся зво­нок, ме­лодич­ный, му­зыкаль­ный.

— Встань­те, де­ти!

— Здравс­твуй­те, де­ти!

— Са­дитесь… Я ваша учи­тельница. Поз­драв­ляю вас с на­чалом школь­ной жиз­ни! На­вер­ное, вам не тер­пится прис­ту­пить к за­няти­ям.

II. Постановка темы и цели урока.

Ну что же, да­вай­те нач­нем, не те­ряя ни ми­нуты!.. Наш пер­вый урок мы пос­вя­тим русскому язы­ку.

— Каж­дый из вас зна­ет мно­го-мно­го русских слов. Да­вай­те со­берем их в этой ко­роб­ке!

III. Работа по теме урока.

На столах красные коробочки с 10 синими фишками (картонные прямоугольники).

- Эти си­ние кар­тонные пря­мо­уголь­ни­ки у нас бу­дут обоз­на­чать сло­ва.

- Го­вори­те сло­ва раз­борчи­во, яс­но, что­бы всем бы­ло слыш­но, а при про­из­не­сении каж­до­го сло­ва кла­дите по од­ной фиш­ке в эту кра­соч­ную ко­роб­ку.

(Учитель собирает в коробку слова каждого ребенка)

— Раз­ре­шите мне бро­сить в ко­роб­ку пер­вые сло­ва?

От­че­кани­ваю каж­дое сло­во и бро­саю в ко­роб­ку фиш­ки:

Ро­дина… счастье… доб­ро­та…

Учитель медленно проходит к детям и собирает слова. В ко­роб­ку сып­лются фиш­ки пер­вых слов: мяч, пар­та, стол, ка­ран­даш, кни­га, ве­лоси­пед, кук­ла…

- Нет-нет, это не сло­ва, а са­ми пред­ме­ты! Сып­лются фиш­ки от пред­ме­тов, а не от слов. Де­ти на­зыва­ют то, что ви­дят в клас­се, ви­дели до­ма или где-то еще.

(Они ку­па­ют­ся в мо­ре слов и не ви­дят са­мих слов, иг­ра­ют в ле­су и не ви­дят де­ревь­ев. Сло­во как дей­стви­тель­ность, как осо­бый мир для них не су­щес­тву­ет. В на­уке го­ворят, что сло­ва для де­тей проз­рачны, как стек­ло, че­рез ко­торое вид­ны пред­ме­ты. А са­мо стек­ло? Его не вид­но!

А я возь­му и «пок­ра­шу» это стек­ло в тем­ный цвет, что­бы сквозь не­го не бы­ло ни­чего вид­но. Тог­да ре­бенок при­ос­та­новит свой по­ток ре­чи, от­кро­ет для се­бя мно­гоц­ветную дей­стви­тель­ность и нач­нет обо­гащать, со­вер­шенс­тво­вать, шли­фовать свою речь. А сей­час на­до от­вести де­тей от наз­ва­ния наг­лядных пред­ме­тов, на­до по­мочь им выр­вать­ся из за­кол­до­ван­но­го кру­га. Я ос­та­нав­ли­ва­юсь пос­ре­ди клас­са.)

— Мож­но, я на­зову еще нес­коль­ко слов?

И от­че­кани­ваю, бро­сая од­новре­мен­но си­ние фиш­ки:

Кра­сивый… зав­траш­ний…

Передвигаюсь по клас­су, не­ся с со­бой ко­роб­ку.

Лас­ка… неж­ность… меч­та…

— Спа­сибо, Айша!

Вче­ра… хо­чу… пры­га­ет… ми­нута…

— Спа­сибо, Дим!

Же­лание… ле­тят…

Сабрина ду­ма­ет дол­го, бро­са­ет фиш­ку и ра­дос­тно вос­кли­ца­ет:

Нос.

(Лад­но. Проб­ле­ма «кра­сить стек­ла» се­год­ня не бу­дет ре­шена. Не бу­дет ре­шена она так­же с по­мощью толь­ко од­ной кис­ти. Поп­ро­бую те­перь при­менить дру­гую кисть. Но сна­чала я вы­яс­няю, кто уме­ет счи­тать до ста.)

- «Нуж­но сос­чи­тать, сколь­ко мы на­копи­ли слов в ко­роб­ке!»

«Хо­рошо, сос­чи­тай­те эти сло­ва на пе­реме­не, по­том ска­жете мне!» И пред­ла­гаю де­тям дру­гое за­дание.

 

— Я про­из­не­су сло­во мед­ленно, рас­тя­нуто, ше­потом. А вы по­пытай­тесь уга­дать, ка­кое я ска­зала сло­во!

Мед­ленно и рас­тя­нуто, что­бы де­ти, та­ким об­ра­зом, смог­ли «при­ос­та­новить» зву­ковой строй сло­ва, заг­ля­нуть в не­го да еще, что­бы они при­вык­ли улав­ли­вать со­дер­жа­ние слов, ко­торые в бук­варном пе­ри­оде са­ми бу­дут чи­тать так же не­ес­тес­твен­но рас­тя­нуто. Ше­потом, что­бы раз­вить слу­ховое вос­при­ятие, фо­нема­тичес­кий слух и еще выз­вать у них вни­мание и ин­те­рес.)

Учитель занимает место у доски, чуть нагибается вперед и шепчетслово таинственным видом:

— Ммммма­ааа­ааа­аамммммммммма­ааа­аааа.

Я по­ка не от­ры­ваю зву­ки друг от дру­га, не от­че­кани­ваю их как от­дель­ные и са­мос­то­ятель­ные еди­ницы.

Ма­ма… Вы ска­зали: ма­ма — кри­чат де­ти, но, ко­неч­но, не все. Мно­гие прос­то не ус­пе­ли по­думать, дру­гие опе­реди­ли их. На­до бу­дет ввес­ти при­ем на­шеп­ты­вания от­ве­тов мне на ухо. Во-пер­вых, этот при­ем пон­ра­вит­ся де­тям, во-вто­рых, смо­гу удов­летво­рить же­лание мно­гих от­ве­тить.

— Те­перь я про­из­не­су дру­гое сло­во. Кто раз­га­да­ет его, свой от­вет шеп­нет мне на ухо! Яс­но? — и с тем же та­инс­твен­ным ви­дом, еще бо­лее мед­ленно, рас­тя­нуто и еле слыш­но про­из­но­шу:

— Ппппппллллллааааааннннннеееееттттттааааааа.

Взви­лись пер­вые ру­ки. Под­хо­жу то к од­но­му, то к дру­гому, на­гиба­юсь, и ре­бята, об­хва­тив ме­ня за шею обе­ими ру­ками и приль­нув к мо­ему уху, на­шеп­ты­ва­ют мне свои от­ве­ты.

- «Спа­сибо!» — го­ворю я вслух маль­чи­ку или де­воч­ке, ко­торые пра­виль­но от­ве­ча­ют.

- «По­думай хо­рошень­ко…

- Я к те­бе еще по­дой­ду!»— шеп­чу я дру­гому.

Поч­ти все на­шеп­та­ли мне свои от­ве­ты. Я опять встал у дос­ки в по­зе ди­риже­ра.

— Как толь­ко я взмах­ну ру­кой, вы вмес­те про­из­не­сете на­ше сек­ретное сло­во!.. При­гото­вились… По­сади­те сло­во на язы­чок…

Я рез­ко взма­хиваю ру­кой, как буд­то хо­чу пой­мать что-то в воз­ду­хе, и в клас­се гре­мит ра­дость поз­на­ния:

Планета!

Я тут же при­нимаю преж­нюю та­инс­твен­ную по­зу и на­шеп­ты­ваю:

— Хххххллллллле­еее­ееебббббб.

Сра­зу ста­нов­люсь в ди­рижер­скую по­зу:

— По­думай­те!.. По­сади­те сло­во на язы­чок!.. Итак!..

И рез­ким взма­хом «лов­лю» в воз­ду­хе сло­во хлеб, Не­сущее с со­бой ра­дость де­тей. Они смот­рят на ме­ня как за­чаро­ван­ные, в не­тер­пе­ливом ожи­дании дру­гого за­дания, и че­рез каж­дые де­сять се­кунд в клас­се взры­ва­ет­ся: Меч­та! Сол­нце! Небо!

А по­том, про­шеп­тав им сло­во Джибрил, я быс­тро об­хо­жу всех до еди­ного, дет­ские ру­ки при­тяги­ва­ют ме­ня к се­бе и гу­бы на­шеп­ты­ва­ют от­ве­ты.

— Слу­шай­те ме­ня вни­матель­но! Мы толь­ко что го­вори­ли о сло­вах, те­перь бу­дем иметь де­ло с пред­ло­жени­ем!..

Отод­ви­гаю за­навес­ку на дос­ке. Там ви­сит кар­ти­на, на ко­торой изоб­ра­жен маль­чик, чи­та­ющий кни­гу.

— Сос­тавь­те, по­жалуй­ста, пред­ло­жение по этой кар­ти­не. Что де­ла­ет маль­чик?

Дети: Маль­чик чи­та­ет кни­гу.

- Сей­час этот от­вет «Маль­чик чи­та­ет кни­гу» мы бу­дем на­зывать пред­ло­жени­ем.

— Пов­то­рите это пред­ло­жение все вмес­те!

(Моя ди­рижер­ская ру­ка уп­равля­ет хо­ровы­ми от­ве­тами де­тей. Зад­ви­гаю за­навес­ку и бе­ру три пря­мо­уголь­ные си­ние по­лос­ки — ус­ловные зна­ки слов.)

— Я «на­пишу» это пред­ло­жение с по­мощью фи­шек-слов. Маль­чик (кла­ду од­ну фиш­ку у дос­ки на вид­ном для всех мес­те)… чи­та­ет (кла­ду ря­дом дру­гую фиш­ку)… кни­гу (кла­ду третью фиш­ку, а в кон­це став­лю фиш­ку с точ­кой).

— «Про­читай­те», по­жалуй­ста, это пред­ло­жение!

Я ука­зываю на фиш­ки в от­дель­нос­ти, и де­ти «чи­та­ют»: «Маль­чик чи­та­ет кни­гу».

Бе­ру те­перь крас­ную фиш­ку.

— Эта фиш­ка оз­на­ча­ет сло­во ин­те­рес­ную. Пов­то­рите, по­жалуй­ста!.. А те­перь по­сове­туй­те: в ка­ком мес­те луч­ше вста­вить в пред­ло­жение это сло­во?

Кто-то сра­зу ска­зал, что луч­ше в на­чале. Про­бу­ем:

Ин­те­рес­ную маль­чик чи­та­ет кни­гу.

Пред­ла­га­ют­ся и дру­гие ва­ри­ан­ты:

Маль­чик ин­те­рес­ную чи­та­ет кни­гу; Маль­чик чи­та­ет ин­те­рес­ную кни­гу; Маль­чик чи­та­ет кни­гу, ин­те­рес­ную.

Крас­ная фиш­ка под­ряд ме­ня­ет мес­то сре­ди дру­гих фи­шек. Пе­реп­ро­бовав все ва­ри­ан­ты, де­ти со­вету­ют мне пос­та­вить сло­во ин­те­рес­ную на третье мес­то. За­тем сле­ду­ют мои воп­ро­сы:

Сколь­ко слов в этом пред­ло­жении?.. А ес­ли уб­рать из это­го пред­ло­жения вто­рое сло­во (я бе­ру вто­рую фиш­ку), что здесь бу­дет «на­писа­но»?

Де­ти чи­та­ют: «Маль­чик ин­те­рес­ную кни­гу».

— По­ложи­те об­ратно сло­во, так не ­хорошо, по­луча­ет­ся! — со­вету­ет кто-то.

Воз­вра­щаю об­ратно фиш­ку и бе­ру пос­леднюю. Де­ти «чи­та­ют» и сме­ют­ся.

— Вы отор­ва­ли ко­нец!

Кла­ду фиш­ку об­ратно. Бе­ру вто­рую, то­же крас­ную.

— Это — сло­во очень. По­сове­туй­те, по­жалуй­ста, меж­ду ка­кими сло­вами его луч­ше пос­та­вить? Шеп­ни­те мне на ухо!

Быс­тро под­хо­жу к каж­до­му: «Спа­сибо!.. Спа­сибо!.. Спа­сибо!..» Ред­ко кто не справ­ля­ет­ся с за­дани­ем.

— Вы со­вето­вали вста­вить сло­во очень (по­казы­ваю фиш­ку) меж­ду чи­та­ет и ин­те­рес­ную.

Я на­роч­но раз­дви­гаю не те фиш­ки и кла­ду меж­ду ни­ми но­вую. От­хо­жу в сто­рону и де­лаю па­узу. И толь­ко од­на, по­ка толь­ко од­на, про­веря­ет мое дей­ствие.

— Вы неп­ра­виль­но по­ложи­ли сло­во! — Майя вы­бега­ет к дос­ке. — На­до его вста­вить вот здесь, а не здесь!

Она пе­рес­тавля­ет фиш­ки.

— Спа­сибо, Майя, боль­шое те­бе спа­сибо, что за­мети­ла мою ошиб­ку!

Мы сто­им пе­ред клас­сом.

IV. Итог урока.

— Да­вай­те по­дыто­жим на­шу ра­боту. Что мы де­лали на уро­ке?

— Мы шеп­та­лись с ва­ми…

— Ле­жали на пар­те с зак­ры­тыми гла­зами…

— Мы со­бира­ли в ко­роб­ку сло­ва…

— Вы го­вори­ли сло­ва ше­потом, а мы раз­га­дыва­ли их…

— И еще пред­ло­жение…

— Мы кла­ли в пред­ло­жение «крас­ные» сло­ва…

— Вспо­мина­ли свои ша­лос­ти…

— Сме­ялись…

Я: Пон­ра­вил­ся вам урок русского язы­ка?

— Очень… Да… Пон­ра­вил­ся…

Раз­да­ет­ся ме­лодич­ный зво­нок. Пер­вый урок за­кон­чен.

— Сле­ду­ющим у нас бу­дет урок ма­тема­тики! Встань­те, де­ти!.. Маль­чи­ки, будь­те муж­чи­нами, — вхо­дя в класс и вы­ходя из не­го, пер­вы­ми про­пус­кай­те де­вочек!.. Мо­жете от­ды­хать!

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: