Опасности и возможности косвенной конкуренции
Георгий Мордехашвили
Сражаясь за долю рынка с прямыми конкурентами, компании порой упускают из поля зрения косвенных. Однако часто предприятие теряет выручку и клиентов именно из-за косвенной конкуренции. К примеру, Ваши булочки и багеты стали хуже продаваться не потому, что рядом кто-то открыл другую булочную, а потому, что в Вашем районе появился доступный для массового потребителя фитнес-центр и многие решили начать новую жизнь — регулярно заниматься спортом и сесть на диету, исключающую мучные изделия. И так везде: авиаперевозчики конкурируют не только между собой, но и с железными дорогами, производители ювелирных часов и аксессуаров соперничают за кошельки потребителей с магазинами косметики и продавцами сотовых телефонов, а кафе и рестораны претендуют на наш досуг наравне с кинотеатрами. Практика показывает, что альтернативных конкурентов всегда нужно знать, а в некоторых случаях с ними можно и нужно вступать в конкурентную борьбу.
Выявление косвенных конкурентов
Чтобы определить косвенных конкурентов Вашего бизнеса, нужно попытаться рассмотреть все возможные альтернативы, возникающие у потребителя в тот момент, когда он решает, стоит ли тратить деньги на Ваш продукт (услугу). Например, мужчина, собирающийся сделать жене хороший подарок, выбирает между часами, дорогой косметикой, сотовым телефоном, шубой, каким-нибудь ювелирным изделием и т.д. Потребитель взвешивает, порой неосознанно, все имеющиеся варианты, поскольку не может себе позволить все удовольствия одновременно. Именно в этот момент и возникает косвенная конкуренция (см. также табл. 1).
К сожалению, часто продавцы товаров и услуг по разным причинам отказываются вникать в эти нюансы выбора покупателя, что вредит компании. Сегодня никто не может быть уверен, что обладает долгосрочным конкурентным преимуществом. Поведение потребителей быстро меняется под воздействием десятков внешних факторов — от модных тенденций до политической ситуации в стране. Ни большая доля рынка, ни отлаженные дистрибьюторские каналы не гарантируют, что завтра рядом с Вами не появится конкурент, которого Вы не ждали. При этом вопрос о приходе конкурентов («Придут или нет?») не стоит. Актуальны вопросы: «Когда придут? Сегодня? Или все же завтра?». Или (что бывает гораздо чаще): «Они уже здесь. Что с ними делать?».
Сведения, получаемые из отраслевых ассоциаций, данные маркетинговых исследований, аналитических обзоров, СМИ, выставки и рейтинги — все это выстраивает непроницаемые стены вокруг отдельных рынков, порождая у их игроков ложное ощущение контроля над ситуацией. Обычно руководители компаний считают, что угрозы исходят изнутри их сферы бизнеса, и очень редко оценивают внешние угрозы.
Таблица 1. Примеры видов бизнеса, их косвенных конкурентов и способов конкурентной борьбы
Бизнес | Косвенный конкурент | Возможная конкурентная стратегия |
Хлебопекарни | Фитнес-клубы | Расширение ассортимента за счет диетических хлебобулочных изделий. Акцент на их низкой калорийности и полезных для здоровья свойствах. Можно использовать типичную для людей, активно занимающихся своим здоровьем, тягу к натуральным, экологически чистым продуктам |
Железная дорога | Авиакомпании-дискаунтеры | Появление дешевых авиаперелетов (на некоторых направлениях они сегодня обходятся пассажиру в меньшую сумму, чем поездка в купейном вагоне) перетягивает у железных дорог клиентов — в первую очередь как раз тех, кто покупал относительно дорогие билеты на поезд. Ответить можно повышением уровня сервиса в поездах, а также рекламой железнодорожного транспорта как самого надежного и безопасного. На коротких маршрутах также можно делать упор на доставку пассажиров из центра одного города в центр другого, так как железнодорожные вокзалы, как правило, находятся близко к центрам больших городов — в отличие от вынесенных в пригороды аэропортов (а авиакомпании экономкласса обычно используют самые отдаленные из них) |
Производители компьютерных игр | Развлекательные центры | Конкуренты борются за время, которое клиент тратит на развлечения, поэтому в рекламных посылах можно говорить о том же удовольствии при минимальных временных затратах (никуда не нужно ехать) и максимальном комфорте (дома, в удобном кресле, в любой момент можно нажать на кнопку «Пауза») |
Салоны красоты | Туристические агентства | Это борьба за перераспределение семейного бюджета. Салонам красоты стоит направить усилия на женскую аудиторию. Можно обыгрывать тему кризиса (за хорошим загаром больше не надо ехать в дорогой тур за море, можно воспользоваться недорогим солярием рядом с домом) |
Операторы сотовой связи | «Восьмерка» компании «Ростелеком» и других операторов традиционной связи | Создание специальных выгодных тарифов для абонентов, часто звонящих за рубеж и по междугородней связи |
Подготовлено редакцией