Выявление косвенных конкурентов




Опасности и возможности косвенной конкуренции

Георгий Мордехашвили

Сражаясь за долю рынка с прямыми конкурентами, компании порой упускают из поля зрения косвенных. Однако часто предприятие теряет выручку и клиентов именно из-за косвенной конкуренции. К примеру, Ваши булочки и багеты стали хуже продаваться не потому, что рядом кто-то открыл другую булочную, а потому, что в Вашем районе появился доступный для массового потребителя фитнес-центр и многие решили начать новую жизнь — регулярно заниматься спортом и сесть на диету, исключающую мучные изделия. И так везде: авиаперевозчики конкурируют не только между собой, но и с железными дорогами, производители ювелирных часов и аксессуаров соперничают за кошельки потребителей с магазинами косметики и продавцами сотовых телефонов, а кафе и рестораны претендуют на наш досуг наравне с кинотеатрами. Практика показывает, что альтернативных конкурентов всегда нужно знать, а в некоторых случаях с ними можно и нужно вступать в конкурентную борьбу.

Выявление косвенных конкурентов

Чтобы определить косвенных конкурентов Вашего бизнеса, нужно попытаться рассмотреть все возможные альтернативы, возникающие у потребителя в тот момент, когда он решает, стоит ли тратить деньги на Ваш продукт (услугу). Например, мужчина, собирающийся сделать жене хороший подарок, выбирает между часами, дорогой косметикой, сотовым телефоном, шубой, каким-нибудь ювелирным изделием и т.д. Потребитель взвешивает, порой неосознанно, все имеющиеся варианты, поскольку не может себе позволить все удовольствия одновременно. Именно в этот момент и возникает косвенная конкуренция (см. также табл. 1).

К сожалению, часто продавцы товаров и услуг по разным причинам отказываются вникать в эти нюансы выбора покупателя, что вредит компании. Сегодня никто не может быть уверен, что обладает долгосрочным конкурентным преимуществом. Поведение потребителей быстро меняется под воздействием десятков внешних факторов — от модных тенденций до политической ситуации в стране. Ни большая доля рынка, ни отлаженные дистрибьюторские каналы не гарантируют, что завтра рядом с Вами не появится конкурент, которого Вы не ждали. При этом вопрос о приходе конкурентов («Придут или нет?») не стоит. Актуальны вопросы: «Когда придут? Сегодня? Или все же завтра?». Или (что бывает гораздо чаще): «Они уже здесь. Что с ними делать?».

Сведения, получаемые из отраслевых ассоциаций, данные маркетинговых исследований, аналитических обзоров, СМИ, выставки и рейтинги — все это выстраивает непроницаемые стены вокруг отдельных рынков, порождая у их игроков ложное ощущение контроля над ситуацией. Обычно руководители компаний считают, что угрозы исходят изнутри их сферы бизнеса, и очень редко оценивают внешние угрозы.

Таблица 1. Примеры видов бизнеса, их косвенных конкурентов и способов конкурентной борьбы

Бизнес Косвенный конкурент Возможная конкурентная стратегия
Хлебопекарни Фитнес-клубы Расширение ассортимента за счет диетических хлебобулочных изделий. Акцент на их низкой калорийности и полезных для здоровья свойствах. Можно использовать типичную для людей, активно занимающихся своим здоровьем, тягу к натуральным, экологически чистым продуктам
Железная дорога Авиакомпании-дискаунтеры Появление дешевых авиаперелетов (на некоторых направлениях они сегодня обходятся пассажиру в меньшую сумму, чем поездка в купейном вагоне) перетягивает у железных дорог клиентов — в первую очередь как раз тех, кто покупал относительно дорогие билеты на поезд. Ответить можно повышением уровня сервиса в поездах, а также рекламой железнодорожного транспорта как самого надежного и безопасного. На коротких маршрутах также можно делать упор на доставку пассажиров из центра одного города в центр другого, так как железнодорожные вокзалы, как правило, находятся близко к центрам больших городов — в отличие от вынесенных в пригороды аэропортов (а авиакомпании экономкласса обычно используют самые отдаленные из них)
Производители компьютерных игр Развлекательные центры Конкуренты борются за время, которое клиент тратит на развлечения, поэтому в рекламных посылах можно говорить о том же удовольствии при минимальных временных затратах (никуда не нужно ехать) и максимальном комфорте (дома, в удобном кресле, в любой момент можно нажать на кнопку «Пауза»)
Салоны красоты Туристические агентства Это борьба за перераспределение семейного бюджета. Салонам красоты стоит направить усилия на женскую аудиторию. Можно обыгрывать тему кризиса (за хорошим загаром больше не надо ехать в дорогой тур за море, можно воспользоваться недорогим солярием рядом с домом)
Операторы сотовой связи «Восьмерка» компании «Ростелеком» и других операторов традиционной связи Создание специальных выгодных тарифов для абонентов, часто звонящих за рубеж и по междугородней связи

Подготовлено редакцией



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: