Как бороться с невидимым противником




Чтобы понять, откуда может исходить опасность, нужно проанализировать свой бизнес, принимая во внимание не только предлагаемые товары или услуги, но и удовлетворяемые потребности покупателя. Обо всем их спектре руководство компании, возможно, даже не догадывается (см. пример: Сфера косвенной конкуренции для фитнес-центра). Рынок, на котором Вы работаете, определяется не производимым товаром, а Вашими клиентами, их желаниями и возможностями. Так, успешность деятельности небольшого кафе-кондитерской в спальном районе зависит не столько от продукции (точнее, от конкуренции на рынке кондитерских изделий), сколько от аудитории (все жители района с их потребностями и финансовыми возможностями).

Ориентируйтесь на клиента

Каждый человек — это потенциальный покупатель. В своей отрасли Вы сражаетесь за уже определившегося покупателя, который точно намерен приобрести продукт, но выбирает из всех вариантов (производителей, брендов, моделей), а на смежных рынках ведете борьбу за подсознание человека, за желания, которые у него, возможно, еще не возникли. В этом случае цель Вашей маркетинговой активности — сформировать у покупателя такое желание, завладеть его умом и, соответственно, денежными ресурсами. Например, еще каких-то 10–15 лет назад у наших сограждан не было потребности играть в боулинг (или пейнтбол), однако благодаря развлекательным центрам она возникла. Новые потребительские желания могут формироваться и в самых традиционных отраслях (пример — упомянутый выше экологически чистый и диетический хлеб вместо привычной с советских времен буханки).

Практический пример. Сферы косвенной конкуренции для фитнес-центра

Косвенную конкуренцию невозможно ограничить какой-либо сферой — она стремится к бесконечности. Круг косвенных конкурентов может быть расширен или сужен в зависимости от того, насколько объемно мыслит руководство компании. Пример сфер косвенной конкуренции для условного фитнес-центра приведен на рисунке (при необходимости его вполне можно дополнить или скорректировать). Множество областей косвенной конкуренции ни в коем случае не означает необходимость конкурировать во всех сегментах. Это даже вредно, так как приведет к путанице и противоречиям в позиционировании. Генеральному Директору такого фитнес-центра нужно определить, чем в первую очередь привлекает его клуб основную часть клиентов (фитнес-центры с разной аудиторией могут получить существенно различающиеся ответы на этот вопрос) и целенаправленно позиционировать его, исходя только из ключевых и стратегически важных характеристик.

Рисунок 1. В окружении косвенных конкурентов

Подготовлено редакцией

Пристально следите за инновациями

Появлению косвенных конкурентов зачастую способствуют новые технологии, которые могут вызвать нежелательные изменения в Вашей сфере. Именно это случилось, например, с рынком часов, когда появились сотовые телефоны. Многие люди просто перестали покупать часы, так как узнают время, взглянув на мобильник. Как правило, это молодежная аудитория, люди до 30 лет. А вот для книжных издательств и печатных СМИ косвенных конкурентов породил Интернет. С развитием технологий косвенные конкуренты могут превратиться в прямых (как это произошло на рынке СМИ).

Инновации и технологии создают новые возможности для игроков из смежных сегментов рынка. Поэтому Вашим маркетологам необходимо постоянно следить за инновациями, появлением новых направлений. Ведь обладателей современных технологий порой долгое время не воспринимают как конкурентов, а когда игнорировать конкуренцию станет невозможно, вполне вероятно, что время для адекватных действий будет уже окончательно упущено.

Учитывайте изменения

Очень важно уделять внимание эволюции общества в целом и универсальным рыночным тенденциям, которые порождают новые запросы потребителей. Менеджеры должны сконцентрировать усилия не столько на продукции, сколько на понимании нужд потребителей и их проблем, позаботиться о предоставлении дополнительных товаров или услуг, которые повышают степень удовлетворенности клиентов и обладают какими-либо преимуществами. Например, в связи с ростом благосостояния потребители стали больше заниматься своим здоровьем, стремиться к комфорту, повышению статуса и социального благополучия. Их все чаще не удовлетворяют, к примеру, обычные помидоры: эти овощи должны быть экологически чистыми, не генно-модифицированными и по вкусу больше напоминать помидоры, попробованные летом в Тоскане, а не тепличные безвкусные из ближайшего ларька. Иначе помидорам покупатель предпочтет полезные йогурты или овсяные хлопья.

Изменение продолжительности и графика работы ведет к появлению новых видов обслуживания (например, круглосуточного), способствует развитию интернет-торговли, самообслуживания.

В связи с изменением транспортных потоков, увеличением количества людей, приезжающих за покупками на машине, значимым стало наличие хороших подъездных путей, просторной и безопасной парковки. Ключевым этот фактор может оказаться, к примеру, для кафе и ресторанов. Не сумев припарковаться возле Вашего кафе, человек, особо не переживая, поедет в кино.

Все большее распространение Интернета приводит к тому, что сегодня практически ни одна компания не может обходиться без грамотного сайта. Внедрение электронных способов оплаты услуг (платежных систем, кредитных карт и т.п.) — еще один необходимый шаг в борьбе за клиента. Вы не задумывались, как часто потребитель не заходит к Вам только потому, что Вы не принимаете карты оплаты?

Кроме того, Вы постоянно должны доносить до покупателя информацию о своем товаре. Информационное поле сегодня перенасыщено, поэтому Ваш покупатель, не получив необходимых сведений, незамедлительно отправится к конкурентам.

Роль случайных событий

Профессор Гарвардской бизнес-школы и один из основоположников теории конкурентных преемуществ Майкл Портер подчеркивает роль случайных событий, которые могут свести на нет преимущество сегодняшних лидеров и создать потенциал для новых фирм. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести:

появление изобретений;

крупные технологические сдвиги (прорывы);

резкие скачки цен на ресурсы (например, нефтяной шок);

значительные изменения на мировых финансовых рынках, существенные колебания обменных курсов;

всплески мирового и местного спроса;

политические решения местных и зарубежных правительств;

войны, стихийные бедствия, техногенные катастрофы.

Подготовлено редакцией

Найдите слабые точки косвенного конкурента

Повышение конкурентоспособности продукции в целом достигается за счет оптимизации производства, эффективного рыночного позиционирования, совершенствования товарных линий, ценовой политики, рекламной деятельности, каналов распространения продукции. Те же методы дают результат и при косвенной конкуренции.

Возьмем, к примеру, такой незначительный, казалось бы, фактор, как грамотный мерчандайзинг. Большинство продуктов соседствуют на прилавках магазинов с товарами практически такого же качества и цены, только выпущенными другими производителями. Но, несмотря на это обилие предложений, порой потребитель не может найти то, что ему необходимо. Дело в том, что он ищет альтернативу. Именно в этот момент Вы можете потерять или, наоборот, приобрести клиента. В такой ситуации необходим расчетливый подход к делу, а также хорошо работающий персонал отдела дистрибуции. Тогда, предложив покупателю альтернативный товар сходного качества и цены, Вы сможете отвоевать часть клиентов у косвенных конкурентов.

Ищите новые ниши

При разработке стратегического плана Вам нужно учитывать все рыночные факторы, влияющие на бизнес. К примеру, бывает полезным рассмотреть новые сегменты рынка с целью расширения собственного ассортимента. Примеры такого рода можно найти во многих отраслях. Так, в весенне-летний сезон производители мороженого уже давно конкурируют не только друг с другом, но и с производителями прохладительных напитков. Это обстоятельство в свое время привело к появлению фруктового льда (замороженного сока).

Учет имеющихся у клиента альтернатив всегда дает Вам повод задуматься о новых продуктах. Например, мы в качестве ближайших косвенных конкурентов на рынке ювелирных часов выделили производителей дорогих статусных аксессуаров. Уже в нынешнем году мы планируем запустить в производство очки и ручки из драгоценных металлов, тем самым расширив число наших клиентов за счет людей, заботящихся о своем имидже.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: