Методические рекомендации
К проведению обследования ребенка дошкольного возраста
И заполнению протокола
Семейный анамнез. Анализируются данные о семье ребенка и его наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого из родителей, характерологические особенности родителей. В семейном анамнезе фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, а также место и характер работы родителей, в частности, наличие производственных вредностей и длительность работы с ними. Дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку. Фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.
Рекомендуемые методы, методики: анамнез собирается на основании ознакомления с документацией ребенка, беседы с родителями или лицами, их заменяющими.
Личный анамнез ребенка. Учитывается, как протекала данная беременность, не было ли токсикоза, соматических заболеваний, резус-конфликта, длительного приема лекарственных препаратов и других вредностей. Описываются особенности родов, наличие признаков асфиксии плода, родовой травмы, патологического предлежания плода. Отмечается характер помощи во время родов и затраченное на оживление плода время, оценка по шкале Апгар. Указывается, не было ли у ребенка врожденных пороков развития, судорог, признаков желтухи. Отмечается вес, рост при рождении и время начала кормления, срок пребывания в роддоме. Затем перечисляются перенесенные ребенком заболевания, указывается их острота, характер, длительность, лечение, наличие осложнений. Фиксируются случаи судорожных и других пароксизмальных состояний; отмечается, в каком возрасте они возникли, описывается характер припадков и эпилептических эквивалентов, их распределение во времени, характер пред- и постприпадочных состояний, отмечается противосудорожное лечение, его регулярность и эффективность.
|
Рекомендуемые методы и методики: анамнез собирается на основании беседы с матерью, подробной выписки из истории развития ребенка с заключением узких специалистов: отоларинголога, офтальмолога, невролога и др.
История оказания помощи ребенку. Выясняется, где, как и кем воспитывался и обучался ребенок до момента обследования (находился дома, под наблюдением матери, бабушки и т. п.), посещал ли ясли/сад (какой период), получал ли и какую именно коррекционно-педагогическую помощь (находился ли в специальном детском саду, в каком именно, сколько времени, занимался ли дома с педагогом, логопедом и т. д.). При анализе этих данных учитываются следующие параметры развития: сроки - время начала и завершения различных этапов развития; темп - скорость, интенсивность накопления определенных навыков и умений; спонтанность - степень самостоятельности ребенка в овладении разными видами деятельности; результативность - уровень развития, достигнутый ребенком к моменту обследования.
Особенности внешнего вида ребенка. Отмечаются особенности телосложения (наличие диспропорций и физических недостатков, соответствие возраста физическому развитию, склонность к маскулинизации у девочек или к феминизации у мальчиков, излишняя полнота или худощавость); чистота одежды, кожи как важный показатель, отражающий степень внимания родителей к ребенку, социально-культурные стереотипы семьи; цвет лица (бледный, ярко-румяный) как показатель не только состояния здоровья, но и эмоционального состояния ребенка в момент обследования; особые приметы - шрамы, татуировки, внешние признаки хромосомных аномалий и т. д.
|
Рекомендуемые методы, методики: наблюдение за ребенком.
Примеры заполнения: Без особенностей; соответственно возрасту; ребенок выглядит значительно младше своего возраста и т. д.
Результаты психологического обследования:
Особенности развития эмоциональной сферы и поведения
Поведение в процессе обследования:
- эмоциональная реакция на ситуацию обследования (волнение - естественная реакция на новую обстановку, незнакомых людей; должна настораживать чрезмерная веселость, фамильярность в обращении со взрослым, неадекватность общения, сильная степень ориентации на родственников);
- осанка, степень подвижности (как ребенок держится - скованно, напряженно, вяло, свободно; насколько пластичны либо неуклюжи его движения);
- общий фон настроения (беспечный, серьезный, тревожный, эйфоричный, равнодушный и т. д.) и его изменения в зависимости от успешности выполнения экспериментальных заданий и хода обследования (симптоматично, если настроение не меняется вообще либо меняется неадекватно или без очевидных причин);
- признаки невротических проявлений: дрожь в руках, подергивание плечами, стереотипное гримасничанье, покусывание губ или ногтей, шмыганье носом, постоянное перекладывание предметов, ерзание на стуле, раскачивание и т. п. (обычно эти знаки усиливаются при нарастании напряжения и тревоги, если ребенок затрудняется в выполнении предлагаемых заданий или у него возникают вопросы, затрагивающие аффектогенные зоны);
|
- контактность (фиксируется, как испытуемый ведет себя в первые минуты общения, когда устанавливается контакт: недоверчиво, робко, испуганно, слишком смело, развязно, не соблюдая дистанции в общении, стремится избежать контакта; могут быть варианты - в контакт вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность, контакт стабилен на протяжении всего исследования; в контакт вступает легко, но он носит нестабильный характер (из-за трудностей, низкой работоспособности); в контакт вступает легко, но он носит формальный, поверхностный характер (контакт чисто внешний, неполноценный); в контакт вступает не сразу, с трудом, но в последующем контакт стабильный, полноценный; в контакт вступать отказывается, проявляя негативизм). Обращение к специалисту во время обследования (с детской непосредственностью, соответствующей возрасту; слишком инфантильно; подчеркнуто вежливо; демонстрация изысканных манер, фамильярно);
- критичность (реакция на результат работы; оценка своей деятельности, адекватность эмоциональной реакции (радость при успехе, огорчение при неудаче. Возможны варианты: понимание своих успехов и неудач; критичность снижена, адекватность возможна после наводящих вопросов; критичность снижена даже после наводящих вопросов; некритичность. Фиксируется, как реагирует ребенок на неуспех: ведет себя агрессивно, вплоть до грубости, обвиняя в своей неудаче внешние обстоятельства; обвиняет себя, вплоть до проявления депрессивных тенденций; пытается хитрить, угадывая правильный ответ; оправдывается и уверяет, что его ошибки случайны; принимает неудачу равнодушно; после замечания старается исправить ошибку; после замечания отказывается от дальнейших действий, раздражается, замыкается и т. п.; отсутствуют реакции на замечание; после замечания наблюдаются ярко выраженные негативные, агрессивные реакции), на подсказку взрослого, похвалу, подбадривание (поощрение и одобрение вызывают окрашенную положительными эмоциями реакцию; поощрение и одобрение наряду с проявлениями радости вызывают резкое повышение результативности выполнения заданий; равнодушное отношение к поощрению и одобрению; при поощрении наблюдается дурашливость, неадекватность поведения);
- словесные проявления ребенка (оценка интенсивности голоса (слишком громкий или почти шепот), его выразительность или монотонность, темп речи (торопливый, сбивчивый или замедленный) и его изменения в ходе выполнения заданий, степень речевой активности (от болтливости до односложности высказываний, когда приходится буквально «вытягивать» ответы); отмечаются наличие инфантильных слов и оборотов, жаргонных выражений; наличие эхолалии, соскальзывания (постоянная смена темы разговора: не окончив говорить об одном, ребенок переходит к другому), склонность к ведению монолога (ребенок начинает говорить как бы сам с собой, будто отвечая на неслышимые вопросы);
- общая и психическая активность (энергичность и целесообразность движений, мимики, жестов либо их хаотичность и судорожность, вялость и суетливость; отмечается высокая, нормальная или низкая подвижность ребенка).
Рекомендуемые методы, методики: наблюдение за ребенком в процессе обследования.
Пример заполнения: Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения. Ребенок держится свободно. Невротические проявления отсутствуют. Общий фон настроения несколько беспечный. В контакт вступает легко, но он носит нестабильный характер. При поощрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение. После сделанного замечания старается исправить ошибку. В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца. Девочка критична, говорит громко, уверенно. Характерна нормальная подвижность.
Особенности эмоциональной сферы в процессе обследования:
- эмоциональный фон (положительный, отрицательный, адекватный, уравновешенный, тревожный, депрессивный, безразличный, эйфоричный, дисфоричный);
- выраженность эмоций (оценка умения выражать свои чувства). Могут быть варианты: внешне эмоциональные проявления отчетливо выражены и разнообразны, проявляются спонтанно; эмоциональная напряженность, утрированная серьезность в сочетании с выраженной нерешительностью; чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций; эмоциональная индифферентность или слабая выраженность эмоций;
- эмоциональная подвижность (оценка скорости смены эмоций - эмоциональная уравновешенность, чрезмерно быстрая и частая смена настроений; эмоциональная ригидность).
Рекомендуемые методы, методики: наблюдение за ребенком в процессе обследования.
Пример заполнения: Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный. Отмечаются яркие эмоциональные реакции. Эмоционально уравновешена.
Общение в процессе обследования: оценка характера общения ребенка со взрослым (активное общение; реактивное, с элементами инициативного, общение; реактивное общение; пассивность в общении или непродуктивная активность в общении)
Рекомендуемые методы, методики: наблюдение за ребенком в процессе обследования.
Пример заполнения: Пассивность в общении.
Особенности коммуникативной сферы во время обследования: оценка коммуникативной функции речи (могут быть варианты - полноценная коммуникативная направленность фразовой речи (задает адресованные вопросы, активно поддерживает диалог); фразовая речь со снижением коммуникативной направленности (охотно отвечает на вопросы, самостоятельные речевые сообщения в виде монолога); фразовая речь со значительным снижением коммуникативной направленности (диалог отсутствует, реактивно отвечает на вопросы); коммуникативная направленность отсутствует (ребенок молчит, не поддерживает речевое общение).
Рекомендуемые методы, методики: наблюдение за ребенком в процессе обследования.
Пример заполнения: Ребенок молчит, не поддерживает речевое общение.