Развитие познавательной сферы




Внимание: оценка устойчивости, концентрации, произвольности:

- устойчивость и концентрация внимания. Могут быть варианты: внимание устой­чивое, длительность сосредоточения и переключение внимания удовлетворительные; отвлекаемость наблюдается к концу задания; колебания внимания отмечаются по мере столкновения с трудностями; внимание недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, или вязкое, плохо переключаемое, организующая помощь эффективна; низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте) на протяжении всего обследования, либо ярко выраженная ригидность, вязкость; организующая помощь малоэффективна;

- произвольность внимания. Могут быть варианты: наблюдается способность к дли­тельному сосредоточению и переключению внимания; способность к концентрации внимания проявляется нестойко; концентрация внимания возможна на короткий срок; произвольное внимание не сформировано.

Рекомендуемые методы, методики: Вывод об уровне развития данной психической функции делается на основании выполнения всего комплекса заданий во время обследования.

Пример заполнения: Внимание поверхностное, неустойчивое, организующая помощь эф­фективна. Концентрация внимания возможна на короткий срок.

Восприятие. Данный показатель включает в себя оценку зрительного восприятия цвета, формы и величины, предметное восприятие, пространственное восприятие и пространствен­ные представления, слуховое и тактильное восприятие.

Зрительное восприятие цвета: оценка способности ребенка зрительно дифференциро­вать по цвету фигуры. Могут быть варианты: соотносит предметы по цвету, называет цвет.

Рекомендуемые методы, методики: «Цветные фоны», «Мозаика» и т. д.

Пример заполнения: Наблюдаются трудности в различении основных и оттеночных цветов; правильно дифференцирует 4 основных цвета на невербальном уровне (соотносит), но не называет их.

Зрительное восприятие формы и величины: оценка способности ребенка зрительно диф­ференцировать по форме и величине геометрические фигуры. Могут быть варианты: диф­ференцирует все фигуры; испытывает трудности в нахождении похожих по форме (величи­не) фигур; испытывает трудности в дифференциации непохожих по форме (величине) фигур; не дифференцирует фигуры; различает и соотносит все фигуры; испытывает незначительные трудности в различении фигур; испытывает значительные трудности в различении фигур; не различает фигуры.

Рекомендуемые методы, методики: «Почтовый ящик», «Доски Сегена» и т. д.

Пример заполнения: Дифференцирует и соотносит основные геометрические фигуры, зна­ет название (например, круг, квадрат), но путает названия основных фигур (квадрат, прямо­угольник, треугольник); соотносит фигуры, по форме, знает названия (большой - маленький).

Предметное восприятие: оценка предметности, категориальности, константности зри­тельного восприятия. Могут быть варианты: образ предмета до сборки узнается верно; уз­навание целостного образа предмета до сборки затруднено (допускается называние предмета близким понятием); целостный образ предмета до сборки не узнается; целостный образ пред­мета не узнается даже после сборки (по методике «Разрезные картинки»).

Рекомендуемые методы, методики: «Разрезные картинки».

Пример заполнения: Узнавание целостного образа предмета до сборки затруднено (из 2-х частей).

Предметное восприятие в необычном ракурсе: оценка предметности, категориальности, константности зрительного восприятия. Могут быть варианты: узнавание без нарушений; незна­чительные трудности в узнавании; значительные трудности в узнавании; узнавание отсутствует.

Рекомендуемые методы, методики: перечеркнутые, контурные, неполные, силуэтные, перевернутые изображения.

Пример заполнения: Узнавание перечеркнутых предметов нарушено. В необычном ра­курсе ребенок узнает другой предмет, не соответствующий картинке.

Пространственное восприятие и пространственные представления: оценка способности соотносить части и целое (могут быть варианты: все детали полученного изображения располо­жены верно; наблюдается незначительное искажение пространственного расположения деталей изображения; наблюдается значительное искажение пространственного расположения деталей изображения; целостный образ отсутствует или изображения нет); оценка представлений о про­странстве собственного тела; оценка расположения предметов в пространстве, изображений на листе бумаги, вербализации пространственных отношений). Отмечается знание и показ частей тела и лица у себя (у куклы); ориентировка в сторонах собственного тела (куклы); ориентировка нахождения предметов по отношению к телу (например, сверху от меня, между мной и столом); ориентировка на листе бумаги; определение взаимоотношений предметов между собой (например, карандаш на коробке); дифференциация пространственных понятий (выше-ниже, дальше-ближе, впереди-сзади, в центре, справа-слева). Дифференциация правой и левой рук. Могут быть вари­анты: левую и правую руку различает устойчиво; различает неустойчиво; путает; не различает.

Рекомендуемые методы, методики: «Разрезные картинки», кубики Кооса и т. д.

Пример заполнения: Уровень пространственного восприятия низкий. При выполнении методики «Разрезные картинки» наблюдается значительное искажение пространственно­го расположения деталей изображения. Части тела называет, показывает на себе и кукле. Хорошо понимает и называет пространственные отношения между предметами, обозначен­ные предлогами «на», «над», «под». На листе бумаги ориентируется плохо. Не дифференциру­ет понятия «дальше-ближе», «справа-слева». Левую и правую руку путает.

Слуховое восприятие: оценка узнавания и дифференциации звучащих игрушек, опреде­ления направления источника звука, восприятия речи в условиях диалога, выполнения ин­струкций; воспроизведения ритма.

Ощущение звучания игрушек (с аппаратом и без аппарата): низкочастотных, среднечастот- ных, высокочастотных, расстояние реакции__________.

Ощущение звучания речи (с аппаратом и без аппарата): шепот, разговорной громкости, по­вышенной громкости, расстояние__________________.

Различение при выборе из двух-трех звукоподражаний, лепетных и полных слов (с аппара­том и без аппарата), расстояние________________________.

Рекомендуемые методы, методики: наблюдение за ребенком в процессе обследования, отстукивание (отхлопывание) ритма.

Примеры заполнения:

Воспринимает речь в условиях диалога; узнает и дифференцирует неречевые звуки; определяет источник звука в пространстве; воспроизводит ритмический ряд из 2-3-х элементов

Тугоухость 4-й степени. На слух без аппарата ощущает звучание гармони на расстоя­нии... м, барабана -... м, голос разговорной громкости слева - на расстоянии... м, справа -...м. Слухопротезирован аппаратом заушного типа «название аппарата». На слух с аппаратами ощущает звучание игрушек на расстоянии... м, голос н расстоянии... м. Различает слова при выборе из 3-4 на расстоянии... м.

Тактильное (осязательное) восприятие: оценка тактильного восприятия востребована в отношении дошкольников с нарушениями зрения, нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Отмечается характер осязательной деятельности; способность к узнаванию и называнию ощупываемых предметов.

Изучается: наличие пассивного (неподвижного) и активного осязания, умений ощупывать предметы; выделение ведущей руки и разделение функций рук; восприятие объемных геометри­ческих фигур, осуществление микродвижений пальцами рук в процессе обследования предметов, наличие произвольных осязательных действий. Наличие поисковых действий. Способ удержания предметов (ладонью, 2-мя, 3-мя пальцами). Оценка тактильных и кинестетических ощущений.

Восприятие формы, величины предметов, их пространственного расположения относи­тельно себя и относительно друг друга; характеристика материалов и фактуры поверхности; дифференциация предметов по весу.

Выделение осязательных сигнальных (опорных) признаков объектов и узнавание их. Наличие осязательно-зрительных связей (у частичновидящих детей). Владение способами ося­зательного восприятия в зависимости от формы предметов. Чтение рельефных и барельефных изображений. Владение инструментальным осязанием.

Рекомендуемые методы, методики: наблюдение за осязательной и продуктивной дея­тельностью ребенка, задания на ощупывание хорошо знакомых предметов правой-левой ру­кой; на различение формы, величины реальных предметов; объемных геометрических фи­гур, рельефные разрезные картинки, бланки с различной фактурой, «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», «Доски Сегена» и др.

Примеры заполнения:

Пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности, труд­ности узнавания плоскостных предметов.

Уровень осязательного восприятия достаточный. Отмечается интерес к объектам окру­жающего мира. Владеет поисковыми движениями и находит предметы спереди, справа, сле­ва и позади себя. Сформированы различные способы захвата и удержания предметов в зави­симости от их размера и формы. Самостоятельно опознает знакомые предметы, находит заданные из множества других. Подкрепляет осязательные образы зрительными. Узнает знакомые рельефные рисунки (предметы бытового назначения, животных, растения не диф­ференцируя последние). Есть простейшие навыки инструментального осязания (ориентиру­ется и находит пищу в тарелке с помощью вилки и ложки).

Память:

Механическая память: оценка объема кратковременной и долговременной памяти, каче­ство и продуктивность запоминания.

Фиксируется количество слов, которые ребенок воспроизвел после первой пробы (объем кратковременной памяти), после отсроченного вспоминания (объем долговременной памяти). Могут быть варианты: ошибки отсутствуют; встречаются единичные случаи искажения слов; встречаются единичные случаи искажения и смысловых замен; преобладают искаженные сло­ва и смысловые замены.

Фиксируется качество долговременного заучивания (оценивается характер и количество ошибок в воспроизведении слов при отсроченном вспоминании). Могут быть варианты: ошиб­ки отсутствуют; встречаются единичные случаи искажения слов; встречаются единичные слу­чаи искажения и смысловых замен; преобладают искаженные слова и смысловые замены.

Фиксируется продуктивность запоминания (по кривой запоминания). Могут быть вари­анты: растущий характер кривой запоминания; ригидный (растущий медленно) характер кривой запоминания; «зигзаг», «плато»; падающий характер кривой запоминания.

Рекомендуемые методы, методики: «Запоминание 10 слов (по А.Р. Лурия)» и др.

Пример заполнения: Запоминает ограниченный объем слухового материала, воспро­изводит от 2 до 3 единиц, преобладают искаженные слова и смысловые замены, темп запо­минания снижен (ригидный характер кривой запоминания), для правильного сохранения и воспроизведения требуется несколько попыток. Уровень развития кратковременной и долго­временной памяти ниже среднего.

Логическая память: оценка произвольной логической памяти. Фиксируется понимание и усвоение инструкции, объем помощи, количество слов, которые ребенок запомнил и воспроиз­вел. Могут быть варианты: выполняет задание самостоятельно после однократной инструк­ции; выполняет задание при стимулирующей помощи взрослого; выполняет задание после обучающей помощи; не понял задание, хаотично манипулирует картинками; самостоятельно вспоминает слова; при воспроизведении слов требуется стимулирующая помощь; при воспро­изведении слов воспроизводит логическую связь, но само слово вспомнить не может.

Рекомендуемые методы, методики: «Исследование опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)».

Пример заполнения: С помощью взрослого выстраивает логические связи. Самосто­ятельно провести аналогии не может. Воспроизводит 3-4 слова при стимулирующей помощи взрослого. Уровень развития произвольной памяти средний.

Мышление:

Наглядно-действенное мышление. Выявляется преимущественный способ выполнения задания. Могут быть варианты: зрительное соотнесение; примеривание; целенаправленные пробы; хаотичные пробы; силовые пробы.

Рекомендуемые методы, методики: «Почтовый ящик», «Доски Сегена» и др.

Пример заполнения: «Почтовый ящик» собирает путем зрительного соотнесения, целе направленных проб.

Наглядно-образное мышление. Выявляется способ выполнения задания для каждого уровня сложности. Могут быть варианты: зрительное соотнесение; целенаправленные про­бы; хаотичные пробы.

Рекомендуемые методы, методики: «Разрезные картинки», «Цветные прогрессивные матрицы Равена» и др.

Пример заполнения: «Разрезные картинки» собирает путем зрительного соотнесения целенаправленных проб. Коэффициент выполнения матриц Равена.

Словесно-логическое мышление: оцениваются операции классификации, обобщения, абстрагирования, избирательность мышления:

По заданию «Классификация предметных картинок» оценивается уровень операций классификации. Могут быть варианты: самостоятельно раскладывает группы предметов по отвлеченным категориям; называет обобщающее слово; раскладывает предметы по ситуативно-функциональному признаку; хаотично манипулирует картинками, не понимает задания.

По заданию «Исключение предметов (4-й лишний)» оценивается уровень операции обобщения. Могут быть варианты: правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения объединенных в одну группу предметов и «лишнего» предмета; сначала родовое понятие называется неправильно или неточно, потом исправляет ошибку самостоятельно; родовое понятие называется неточно или дается описательная характеристика понятия с называнием существенных признаков; родовое понятие не называется, дается описательная характеристика понятия без выделения существенных признаков (перечисляются латентные признаки); родовое понятие не определяется, выбранное решение не объясняется, помощь не используется.

По заданию «Исключение предметов (4-й лишний)» оценивается уровень операции абстрагирования. Могут быть варианты: задание выполнено верно; задание выполнено неверно, ошибка самостоятельно исправляется; задание выполнено неверно, требуется незначительна помощь; задание выполнено неверно, эффективны наводящие или уточняющие вопросы; отказ от задания или задание не

выполнено, помощь не используется.

По заданию «Сюжетный ряд» оценивается способность устанавливать причинно-следственные связи. Могут быть варианты: верно осмысливает содержание отдельных картинок понимает и передает объединяющую их основную мысль; в целом верно понимает содержание картинок, взаимосвязь событий, но самостоятельный рассказ не развернут, схематичен; более полное понимание и изложение возможно после стимулирующей помощи, наводящих или уточняющих вопросов; не устанавливает взаимосвязь изображенных событий, дает описание каждой картинки в отдельности; описание схематично, замысел описания нестойкий, но по­мощь эффективна; не понимает логической взаимосвязи даже с помощью, чаще ограничивается перечислением объектов, отвлекается в сторону побочных ассоциаций, помощь неэффективна.

Рекомендуемые методы, методики: «Классификация предметных картинок», «Сюжетный ряд», «Исключение предметов (4-й лишний)».

Пример заполнения: Способен к классификации знакомых предметов, однако раскладывает картинки на 2 группы только после 2-3 демонстраций действий (показа), не дает объяснений своим действиям. При решении задач на обобщение ориентируется на несущественные (латент­ные) признаки предметов, обосновать свой выбор не может, задания выполняет неправильно. Существенные признаки не выделяет. Поиск обобщающего признака затруднен. Причинно-следственных связей не устанавливает, последовательность из 3 сюжетных картинок и рас­сказ не составляет, выполняет задания вне логики событий, обосновать свои действия не мо­жет. Организующая, стимулирующая помощь не влияет на продуктивность деятельности.

Навыки самообслуживания: указывается сформированы ли навыки самостоятельного приема пищи, одевания, раздевания, навыки личной гигиены. Могут быть варианты - пол­ное отсутствие навыков, частичное владение навыками, владение навыками с небольшой по­мощью взрослого, самостоятельное владение навыками.

Рекомендуемые методы, методики: беседа с родителями, изучение педагогической документации.

Пример заполнения: Навыки самообслуживания сформированы в полном объеме.

Примечания:

При необходимости указывается особое мнение специалиста(ов)


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: