- наличие и стойкость интереса к заданию (оценка степени выраженности интереса ребенка к заданию и квалификация факторов, влияющих на стойкость интереса). Может быть выраженный, стойкий интерес от начала до конца задания; выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за низкой работоспособности; выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за чрезмерной отвлекаемости; выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за неудач или замечаний экспериментатора; поверхностный интерес в начале заданий, компенсируемый положительной оценкой экспериментатора; поверхностный, слабый интерес, ничем не компенсируемый;
- понимание инструкции (оценка характера доступной ребенку инструкции). Могут быть варианты - инструкция понимается, сохраняется до конца задания; инструкция принимается, наблюдаются трудности вхождения в работу, некоторые правила постигаются в процессе работы; инструкция теряется, самоконтроль присутствует только в отношении части инструкции; принимается общая цель задания и элементы инструкции; до конца задания не сохраняются даже легкие правила; инструкция не принимается, наблюдается стихийная активность;
- ориентировочная деятельность (оценка по характеру поведенческих реакций ребенка в ходе изучения и анализа стимульного материала, используемого в задании). Могут быть варианты - выраженная активность и целенаправленность при изучении объектов; сниженная внешняя активность при рациональном использовании стимульного материала; активность и целенаправленность постепенно ухудшаются из-за неудач или пресыщения деятельностью; сниженная активность при малопродуктивном поиске решения; выраженная внешняя активность при хаотичном, бессистемном манипулировании стимульным материалом;
|
- самостоятельность выполнения задания (оценка возможности выполнения ребенком задания без помощи экспериментатора и квалификация характера трудностей, требующих вмешательства взрослого). Могут быть варианты: самостоятельно начинает и без помощи взрослого выполняет задание; не может самостоятельно начать и/или выполнять задание из-за боязни допустить ошибку (нужна стимулирующая помощь); не может самостоятельно выполнять задание из-за пресыщения деятельностью (нужна организующая помощь); не может самостоятельно выполнять задание из-за неустойчивости внимания (нужна организующая помощь); не может самостоятельно начать и/или выполнять задание из-за неумения построить программу действий (нужна разъясняющая помощь); не может самостоятельно выполнять задание из-за поверхностного или нестойкого интереса (нужна стимулирующая помощь);
- характер деятельности (оценивается способность ребенка активно действовать в процессе выполнения задания в соответствии с поставленной целью). Могут быть варианты: активно и целенаправленно действует в соответствии с поставленной целью; активность и целенаправленность резко снижаются из-за неудач, замечаний экспериментатора, неустойчивости внимания, пресыщения деятельностью; недостаточно активная, нецеленаправленная, но улучшаемая стимуляцией деятельность; очень инертная, либо бесцельная, хаотичная, не улучшаемая стимуляцией и разъяснением деятельность;
|
- темп и динамика деятельности (оценка темпа деятельности, которая предусматривает характеристику скорости, с которой ребенок выполняет задание). Темп может отклоняться как в сторону слишком быстрого, «молниеносного» (деятельность приобретает оттенок суетливости), так и в сторону патологически замедленного (деятельность приобретает опенок вязкости, тягучести). Могут быть варианты: умеренный или высокий темп, равномерный при выполнении всего задания; медлительность, но равномерность при выполнении всего задания; умеренный или высокий темп сменяется медлительностью, или наоборот (неравномерная динамика); импульсивность, расторможенность, поспешность при выполнении задания; крайняя медлительность, заторможенность при выполнении задания;
- работоспособность (оценка снижения работоспособности у ребенка в процессе выполнения задания и характера изменения работоспособности (линейный, циклический). Могут быть варианты: нормальная работоспособность сохраняется до конца задания; умеренная работоспособность (пресыщение деятельностью наблюдается с середины или к концу задания); мерцательный характер работоспособности; низкая работоспособность (пресыщение деятельностью наблюдается с начала выполнения задания);
~ особенности регуляции деятельности (оценка особенностей саморегуляции и словесной регуляции). Могут быть варианты: ошибки при выполнении задания отсутствуют; ошибки допускаются, но исправляются самостоятельно; ошибки самостоятельно не замечаются, для правильного выполнения всего или части задания требуется помощь взрослого. При оценке особенности словесной регуляции могут быть варианты: речь играет планирующую функцию (слово предваряет действие); речь играет сопровождающую функцию (слово сопровождает действие); речь выполняет констатирующую функцию (слово дополняет действие); речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемым действиям; организация помощи (оценка оказанной ребенку помощи). Могут быть варианты: организующая; стимулирующая; разъясняющая; наглядно-действенная; конкретная обучающая;
|
- особенности взаимодействия с игрушками в процессе обследования. Могут быть варианты: проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы); выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру, или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению); адекватность использования игрушек (неадекватное использование: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры); возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета); характер игры (однообразная, творческая); поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).
Рекомендуемые методы, методики: Все предъявляемые методики во время обследования анализируются с точки зрения особенностей деятельности ребенка. Например: «Методика Пьерона-Рузера», «Почтовый ящик», «Разрезные картинки», «Сюжетный ряд», «Нарисуй целое», «Четвертый лишний» и т. д. В целом по итогам обследования составляется заключение.
Пример заполнения: Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями. Интерес к выполнению заданий в основном стойкий. Инструкция теряется, самоконтроль присутствует только в отношении части инструкции. Ориентировочная деятельность: активность и целенаправленность поиска решения резко падают из-за невнимательности, неудач. Не может самостоятельно выполнять задания вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить программу действий. Требуется организующая, обучающая помощь. Характер деятельности нестабилен: целенаправленность и активность резко падают из-за быстрой переключаемости внимания. Динамика деятельности неравномерная, темп по преимуществу быстрый. Истощаема. По характеру организуемой помощи при выполнении заданий ребенок в основном нуждается в организующей, обучающей помощи. К игрушкам проявил выраженный интерес, использует их адекватно. В ситуации обследования самостоятельно игру не начинал.
Состояние двигательной сферы: оценка быстроты движений, координации, мышечная сила и состояния тонуса, точность движений; отмечается наличие синкинезий /непроизвольных движений/ моторных уловок, потребность во вспомогательных средствах передвижения, характер латеральных предпочтений. Могут быть варианты: манипулятивная функция развита достаточно - движения быстрые, точные, координированные; манипулятивная функция несколько ограничена - наблюдается неловкость пальцевой моторики, нарушение координации, точности движений, тремор; манипулятивная функция резко ограничена - наблюдаются трудности манипулирования предметами при наличии хватания. Ведущая рука правая, ведущая рука левая; работает то правой, то левой рукой.
Рекомендуемые методы, методики: «Почтовый ящик», «Разрезные картинки», «Мозаика», «Обведи и дорисуй», штрихование, разукрашивание и т. д.
Пример заполнения: Характерно нарушение зрительно-моторной координации. Манипулятивная функция рук несколько ограничена. Ведущая рука правая.