социологическое ИССЛЕДОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ, ПрОГрАММА И ВЫборКА




В структуре социологии чаще всего выделяют три взаимо­связанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории (или теории среднего уровня) и социо­логические исследования. Их называют еще частными, эмпири­ческими, прикладными или конкретными социологическими иссле­дованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности социологического. Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом со­циальном явлении.

Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, спосо­бов обработки и т. д.

Второй этап - сбор первичной социологической информа­ции. Это собранные в различной форме необобщенные сведе­ния - записи исследователя, выписки из документов, отдель­ные ответы опрашиваемых и т. д.

Третий этап - подготовка собранной в ходе социологиче­ского исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т. д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

И, наконец, заключительный этап - анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследова­ния, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Вид социологического исследования предопределяется ха­рактером поставленных целей и задач, глубиной анализа соци­ального процесса и т. д. Различают три основных вида социо­логического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследова­ние - самый простой вид социологического анализа, позво­ляющий решать ограниченные задачи. По сути идет “обкатка” инструментария, т. е. методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа, карточек наблюдений, кар­точек изучения документов и др. Программа такого исследова­ния упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокуп­ности невелики: от 20 до 100 чел.

Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, ги­потезы, задачи, вопросы, их формулировка. Проводить такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. Разведы­вательное исследование позволяет получить оперативную со­циологическую информацию.

Описательное исследование - более сложный вид социоло­гического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа - относительно большая со­вокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где ра­ботают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т. д. Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрас­ту, профессии) дает возможность оценить, сравнить интере­сующие характеристики, выявить наличие или отсутствие свя­зей между ними. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

Самый серьезный вид социологического анализа - анали­тическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей - главное назначение такого исследова­ния. Если в описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитиче­ском выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неоснов­ные, постоянные и временные, контролируемые и неконтроли­руемые и т. д.

Аналитическое исследование невозможно без детально раз­работанной программы и отшлифованного инструментария. Оно обычно завершает разведывательное и описательное ис­следования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По ис­пользуемым методам оно богаче, разнообразнее не только раз­ведывательного, но и описательного исследования.

Подготовка социологического исследования непосредствен­но начинается не с составления анкеты (к чему зачастую при­бегают малокомпетентные исследователи), а с разработки его программы, состоящей из двух разделов - методологического и методического.,

В методологический раздел (блок) программы входят: а) формулировка и обоснование социальной проблемы (про­блемной ситуации); б) определение объекта и предмета социо­логического исследования; в) определение задач исследователя и формулировка гипотез. Данный раздел требует основатель­ной теоретической подготовки социолога, осуществляющего исследование, умения логически анализировать обозначенные явления.

Методический раздел (блок) программы предполагает опре­деление изучаемой совокупности, характеристику методов сбо­ра первичной социологической информации, последователь­ность применения инструментария для ее сбора, логическую схему (или программу) обработки собранных данных на ЭВМ.

Тщательная подготовка программы социологического ис­следования позволяет избежать ошибок во время самого иссле­дования и анализа его результатов.

Существенной (определяющей) частью программы любого исследования является прежде всего глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы, под которой следует понимать “социальное противоречие”, осознаваемое субъекта­ми (индивидами, группами и т. д.) как значимое для них несо­ответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъек­тами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей. Очень важно при этом избежать опасности по­становки мнимой проблемы или объять необъятное в предпо­лагаемом исследовании.

Бывает, что исследовательская программа направлена на многопроблемный социологический анализ, хотя большинство социологов полагает, что изучать несколько проблем в грани­цах одного исследования трудно и нецелесообразно. Тому не­сколько причин: усложняется инструментарий исследования (“разбухают” анкета, бланк опроса, интервью и т. д.), увеличи­вается количество документов, с которыми придется работать, и т. п. Все это может снизить качество собираемой статистиче­ской и социологической информации. Такое исследование по­требует значительно больше времени, людей, финансовых и технических средств, кроме того, теряется оперативность ин­формации: она стареет еще в период обработки. В связи с этим многопрофильное исследование должно проводиться только в исключительных случаях.

Начинающие социологи часто путают объект и предмет ис­следования, хотя это далеко не одно и то же. Выбор объекта и предмета исследования в определенной мере уже заложен в са­мой социальной проблеме.

Объектом исследования могут быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали про­блемную ситуацию. Как считает В.А. Ядов, “объект социологического исследования - это то, на что направлен процесс по­знания”.

Предмет исследования - те или иные идеи, свойства, ха­рактеристики, присущие Данному коллективу, наиболее значи­мые с практической или теоретической точки зрения, т. е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога. Например, любой трудовой коллектив обладает множеством различных социальных, профессиональных характеристик. Но исследова­теля интересует только уровень нравственного сознания рабо­чих - членов этого коллектива. Тогда объект исследования трудовой коллектив, а предмет - состояние нравственного соз­нания.

Анализ любой проблемы можно провести в теоретическом и прикладном направлениях в зависимости от цели исследова­ния. Цель исследования может быть сформулирована как тео­ретическая. Тогда при подготовке программы основное внима­ние уделяется теоретическим и методологическим вопросам: изучению научной литературы по интересующей проблеме, построению концепции предмета исследования и т. п. В данном случае объект исследования определяется только после того, как выполнена предварительная теоретическая работа.

Социолог, решающий прикладные практические задачи, прежде всего определяет, какие конкретно цели ставятся перед ним, после чего с помощью научной литературы пытается вы­яснить: нет ли типового решения этих задач, чтобы не при­шлось изобретать велосипед. Гипотезы прикладного исследова­ния будут выступать как варианты прочтения типовых реше­ний применительно к конкретным условиям.

Воздвигать великую китайскую стену между теоретическим и прикладным исследованиями - ошибка. Любое теоретиче­ское исследование можно продолжить до уровня прикладного и наоборот, хотя не из всякого прикладного исследования можно сделать верные теоретические выводы.

Определение цели исследования позволяет классифициро­вать, упорядочить задачи, которые являются своего рода сту­пеньками для восхождения к цели. Задачи бывают главными и дополнительными (или основными и неосновными). В качест­ве главной может выступать как теоретическая, так и прикладная (практическая) задача. Это зависит от заказа на исследова­ние, но главная задача обязательно должна быть центральным вопросом исследования. Дополнительные задачи целесообразнее решать исходя из материала, полученного в процессе поиска ответа на главный вопрос. Для этого необходимо анализиро­вать ту же самую информацию, но под иным углом зрения.

К исследовательской цели социолог идет последовательно, применяя те или иные методы, приемы. Их число предопреде­ляется гипотезами исследования. Гипотеза - это научное пред­положение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которое надо или подтвердить, или опро­вергнуть. Выдвижение гипотез в программе исследования обу­словливает логику процесса социологического анализа.

Социологическое исследование основывается, как правило, на предварительных предположениях. В них высказываются мысли о причинах возникновения изучаемой проблемы. Ис­следователь их обобщает, затем формулирует свои предполо­жения в виде гипотез. Гипотезы позволяют повысить опера­тивность исследования, правильно выбрать его объект, метод сбора социологической информации. Но они не должны свя­зывать исследователя и предопределять итоги его работы. Ги­потезы должны быть сформулированы ясно и четко, однознач­но. Как и задачи, они бывают основными и дополнительными.

Весьма существенную часть программы социологического исследования составляет логический анализ понятий. В этом разделе программы разрабатываются методологические процеду­ры, без которых невозможно заложить в инструментарий кон­цепцию социологического исследования. Суть процедур сво­дится к логическому упорядочению основных категорий - понятий, которые будут применяться в исследовании. Понятия могут быть основными и неосновными. Основные категории занимают ведущее место в определении предмета исследова­ния.

Логический анализ понятий требует глубокого и точного объяснения их содержания и структуры. Затем определяется соотношение нужных элементов, свойств исследуемого соци­ального явления. Анализ этих элементов и свойств позволит составить более или менее целостное представление о состоя­нии (динамике, статистике) исследуемого социального явле­ния. Например, необходимо изучить социальную активность рабочих какого-либо коллектива. Логический анализ категории “социальная активность” требует выделить более дробные понятия, ее составляющие. К ним относятся активность трудо­вая, политическая, культурная, в сфере образования, общест­венной работы и т. д. Еще более детализируя, расшифровывая эти понятия, мы подходим к определению сущности отдель­ных элементов предмета исследования. Данные понятия все более приближаются к показателям, которые можно “закла­дывать” в анкету в виде конкретных вопросов.

Чем сложнее предполагаемое социологическое исследова­ние, тем более разветвленной, сложной оказывается структура логического анализа основных понятий. Но чем глубже этот анализ, тем логичнее и полнее инструментарий сбора первич­ной социологической информации, которую можно измерить, применив при ее обработке количественные методы, т. е. мето­ды точной науки.

Объект исследования чаще всего насчитывает сотни, тыся­чи, десятки или сотни тысяч людей. Как правильно организо­вать И провести опрос в таких случаях? Ясно, что если объект исследования состоит из 200-500 человек, они все могут быть опрошены. Такой опрос будет сплошным. Но если объект ис­следования насчитывает более 500 человек, то единственно верным будет применение выборочного метода.

Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообуслов­ленности качественных характеристик и признаков социальных объектов; говоря проще, единицы опроса выбираются на осно­вании учета важнейших признаков социального объекта - образования, квалификации, пола и т. п. Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть яв­лялась микромоделью целого и содержала важнейшие призна­ки, характеристики целого, или, как его называют в социоло­гии, генеральной совокупности. В определенной степени гене­ральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа.

Выборочная совокупность - это определенное число элемен­тов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности (респонденты, анализируемые документы и т. п.), подлежащие изучению (опросу, интервьюированию и т. п.), и есть единицы анализа. Ими могут выступать как отдельные люди, так и целые груп­пы (студенческие), рабочие коллективы.

Формируется выборка таким образом: на первом этапе, на­пример, выбираются какие-либо трудовые коллективы, предпри­ятия, учреждения, элементы поселения (малые города или деревни). Среди них в свою очередь отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод чаще всего называют механической выбор­кой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т.д. человек. Промежуток между отбираемыми называет­ся шагом отбора (шагом выборки).

Довольно популярен у социологов и статистиков метод се­рийной выборки. Здесь генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту, образованию и т. д.) на однородные части (серии). Затем отбор респондентов идет от­дельно из каждой серии.' Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней. Из генеральной совокупности, например содержащей 2000 чело­век, где 300 человек - наладчики станков, 700 - токари и фре­зеровщики, 1000 - сборщики, отбираем каждого десятого. Сле­довательно, предстоит опросить 30 наладчиков, 70 токарей и фрезеровщиков и 100 сборщиков.

Иногда социологи часто пользуются методом гнездовой вы­борки. В качестве единиц исследования отбираются не отдель­ные респонденты, а целые группы или коллективы. Например, из 30 студенческих групп, в которых занимается по 20 человек, отбирается 10, и в этих группах проводится сплошной опрос. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологиче­скую информацию, если группы максимально схожи по важ­нейшим признакам, например полу, возрасту, видам обучения и т. п.

В исследованиях применяется также целенаправленная вы­борка. В ней чаще всего используются методы стихийной вы­борки, основного массива и квотной выборки. Метод стихий­ной выборки - это обычный почтовый опрос телезрителей, чи­тателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят по почте анкеты. Выводы такого исследования можно распро­странять лишь на опрошенную совокупность.

При проведении пилотажного, или разведывательного, ис­следования обычно применяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70 % респондентов, попавших в отборочную совокупность.

Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения. Им пользуются в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о кон­трольных признаках элементов генеральной совокупности. На­пример, в качестве такого признака (параметра) берется уро­вень квалификации, образования и т. п. В переводе с латинско­го слово “квота” означает часть, приходящаяся на каждого. От­сюда и подход к выборке: необходимо определить, какая часть опрошенных должна приходиться на долю респондентов с раз­личным уровнем образования и квалификации. Имеющиеся данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты, а их числовые значения - показателей квоты. Респонденты при таком методе отбираются целенаправленно, с соблюдением показателей квот. Число признаков, данные о ко­торых отбираются в качестве квот, обычно не превышает че­тырех, ибо при большем числе показателей отбор респондентов становится практически невозможным.

Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозможно грамотно провести со­циологическое исследование. Обычно в план закладываются основные процедурные мероприятия, которые надо осущест­вить при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, средств, объем работы -научной, организационной. План создается на базе определен­ных правил, суть которых состоит в том, что все научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела (блока).

Первый раздел (блок) предусматривает порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы и инстру­ментария социологического исследования. Сюда входит вопрос формирования и подготовки группы сбора первичной инфор­мации (интервьюеров, анкетеров). В этом же разделе нужно предусмотреть проведение пилотажного (разведывательного) исследования, которое покажет, как “работает” инструмента­рий. И если в каких-либо документах допущены ошибки при их подготовке, надо оперативно внести коррективы и в инст­рументарий, и в программу исследования. Когда документы для работы полностью готовы, они тиражируются и раздаются анкетерам, интервьюерам.

Второй раздел (блок) включает все организаци­онные и методические виды работ, т. е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки. Важно предусмот­реть предварительное оповещение опрашиваемых о целях, за­дачах и практическом значении социологического исследования, т. е. заранее ответить на вопросы, которые обычно задают все респонденты (опрашиваемые). Если анкеты, бланки интер­вью раздаются и заполняются в группах под руководством анкетера, то необходимо предусмотреть такую процедуру в плане.

Третий раздел (блок) посвящен обычно планиро­ванию операций, связанных с подготовкой собранной в “поле” информации задействовать для обработки на ЭВМ. План дол­жен предусматривать, сколько специалистов' вычислительного центра необходимо задействовать для выполнения этой кро­потливой процедуры. При ее выполнении исследователи рабо­тают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых формируется массив информации для вво­да в вычислительную машину. Перед этим исследователи про­водят выбраковку тех анкет, которые не содержат ответов на ключевые вопросы. Они же кодируют (шифруют) открытые вопросы. Зашифрованные вопросы (альтернативы) вводятся в память ЭВМ при помощи специальных компьютерных про­грамм. Статистический информационный массив “перева­ривается” электронными машинами, и исследователи получа­ют сводные таблицы цифр, процентов - табуляграммы. Суще­ствуют различные виды табуляграмм. В одних ответ дается только на один поставленный вопрос, раскрываются все аль­тернативы, входящие в данный вопрос (да, нет, не знаю). От­вет дается в абсолютных цифрах и процентах. В других табу­ляграммах сразу распечатываются ответы на группу вопросов, и чтобы расшифровать их, требуются и подготовка исследова­теля к этой работе, и время. Тот и другой способы имеют свои достоинства и недостатки.

Четвертый раздел (блок) - это виды работ, связанные с анализом результатов обработки. Получив табуля­граммы, исследователи подготавливают предварительный, промежуточный или итоговый отчет о проведенном социоло­гическом исследовании, делают выводы, формулируют прак­тические рекомендации.

Вопросы для повторения

1. Какие виды социологических исследований вы знаете?

2. С чего начинается социологическое исследование?

3. Какова структура программы социологического исследования?

4. Как вы понимаете термины “теоретическое” и “практи­ческое” исследование?

5. Какие виды выборки в социологическом исследовании вы знаете?

6. Из каких разделов состоит рабочий план социологического исследования?

ЛиТЕрАТурА

Батыгин Г.С. Обоснование научного метода в прикладной со­циологии. М., 1986.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Как провести социологическое ис­следование. М.: Политиздат., 1985.

Осипов Г.В., Андреев Э.11. Измерение в социологии. М.: Наука, 1980.

Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М.: Изд-во МГУ, 1995.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: