Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики
Кафедра общей и социальной педагогики
Допустить к защите
И.о. заведующего кафедрой
канд. пед. наук, доцент
_________________О.А. Мосина
_________________ 2018 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Социально-патологического сексуального
ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Работу выполнила____________________________________ Л.В. Григорьева
Специальность 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
Специализация № 3 Психолого-педагогическая профилактика
девиантного поведения
Научный руководитель
канд. пед. наук, профессор _______________________________А.А. Арламов
Нормоконтролер
канд. психол. наук, доцент ______________________________В.Е. Курочкина
Краснодар
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………….…………………...………….……. | ..4 |
1 Девиантологический анализ социокультурной ситуации в обществе риска.. | ..8 |
1.1 Педагогические риски психолого-педагогическом сопровождении старших подростков в профилактике социально-патологического сексуального поведения……………………………………………………. | ..8 |
2 Тенденции развития знаний о психолого-педагогическом сопровождении | |
саморегуляции гедонистических и репродуктивных потребностей……... | |
2.1 Развития понимания девиантного сексуального поведения в науке и | |
культуре в пубертатный период у старших подростков…………........... | |
2.2 История становления репродуктивного поведения. Этапы……….......... | |
2.3 Стадии развития личности (в аспекте возрастных особенностей)…....... | |
2.4 Подходы в развитии сексуального поведения……………….….…..…… | |
2.5 Биологические особенности формирования репродуктивного | |
поведения подростков………………….………………..………………… | |
2.6 Факторы риска репродуктивного поведения…………………………...... | |
2.7 Аспекты подростковой сексуальности………………………………….... | |
3 Дисгармония в устройстве и половом отправлении органов | |
воспроизведения. Дисгармония семейного и социального инстинктов…..... | |
4 Развитие профилактики девиантного сексуального поведения, | |
через формирование репродуктивных и гедонистических потребностей….. | |
4.1 Анализ различных существующих программ профилактики………....… | |
4.2 Подходы в профилактике сексуальных девиаций…….………………..... | |
4.3 Основания системы полового воспитания……………………..……...….. | |
4.4 Программа профилактики социально-патологического сексуального | |
сексуального поведения старших подростков……………….…………... | |
Заключение……………………………………………………………………….. | |
Список использованных источников………………………………………….... | |
Приложение А Исследование Соннестейна и Питмана………….…………… | |
Приложение Б Результаты исследования подростков………………………… | |
Приложение В Возрастная динамика изменения отношения подростков | |
к запретительным нормам, регулирующим сексуальные | |
контакты…………………………………………………………... | |
Приложение Г Психолого-педагогическая профилактика | |
компьютерной аддикции у школьников на 2016–2017 | |
годы………………………………………………………………... | |
Приложение Д Исследование концепций различных авторов по | |
социально-патологическому сексуальному поведению…….…. | |
Приложение Е Тезаурус………………………..................................................... | |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
Актуальность исследования. Для современной социокультурной ситуации в России и за рубежом характерна популяризация деструктивного сексуального поведения. Ее сущность объясняется дисгармонией соотношения поло-репродуктивного и гедонического аспектов сексуального поведения. При этом гедонический аспект начинает приобретать ведущую роль, что порождает социально патологическое сексуальное поведение.
Учитывая, что рассматриваемая патология двусторонняя, она рассматривается, как поло-репродуктивный риск и в то же время, как духовный. Например, мужская проституция. В частности, начинают появляться однополые семьи, педофилия, инцесты и т.д. Репродуктивные риски оказывают влияние на демографию стран, так как уменьшается население. А также это начинает оказывать влияние на гендерные особенности и транссексуальность. Это оказывает влияние, как на мужчин, так и на женщин.
Наряду с этим в культуре распространяется необходимость толерантного отношения к гомосексуализму в обществе. Поэтому данная тема исследования достаточна значима для изучения и поиска психолого-педагогических средств профилактики этой патологии. При этом научные исследования в большей мере показывают условия, однако отсутствуют конкретные формы и способы их реализации в педагогической практике. Вместе с этим, отсутствуют целенаправленное профилактическая работа в рамках совместной деятельности семьи и школы. Сложившаяся ситуация требует разработки методических рекомендаций профилактики рассматриваемой патологии с учетом возрастных особенностей. Недостаточно разработан язык этико-педагогического общения с подрастающей молодежью.
|
Данное явление имеет личностную значимость для меня, так как встречалось мне в СМИ и на интернет-сайтах при личном общении. Также в личном кругу общения имеются знакомые с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
В настоящее время существуют лишь некоторые нормативно-правовые документы о сексуальном поведении. 13 ноября 2001 года, постановлением правительства РФ № 790 была утверждена программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера».
В документах, как ФГОС нет понятия сексуальное воспитание, а потому и такого понятия, как нетрадиционная сексуальная ориентация. А согласно пункт 4 статья 75 закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» каждое общеобразовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать дополнительные общеобразовательные программы. То есть, окончательное решение остается за школой [27]. Поэтому, в настоящее время, лишь в некоторых школах существует предмет о сексуальном поведении, который имеет разные названия: Сексология, основы здорового образа жизни, планирование семьи, уроки здоровья, гигиена, половое воспитание, лекции о СПИДе. Также учащиеся по инициативе администрации могут посещать факультативные занятия, семинары в медико-педагогических школах, центрах планирования семьи [11].
В семье в принципе практически не ведется половое воспитание, лишь в незначительных случаях объясняются некоторые моменты, так, например, мама может просветить дочь, когда та становится девушкой. Заслуживает внимания такой факт, что только в 40 % семей родители разговаривали с детьми на данную тему, причем инициаторами такого разговора сами родители были лишь в 42 % случаев [26]. Большая часть семей обсуждают с детьми возрастные изменения, избегая разговоров на интимные темы.
А в некоторых семьях существует даже запрет на обсуждение подобных тем.
Также уровень индивидуальной конкуренции в западноевропейской цивилизации во многих сферах жизнедеятельности стал значительно низок. Это привело к сбоям в поведении к индивидов: половым расстройствам, различным видам социально-патологического сексуального поведения, в частности гомосексуализм, а также снижению рождаемости.
Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: интеграция путей взаимодействия биологического и духовного основания для разработки программы профилактики социально-патологического сексуального поведения старших подростков.
Объект исследования: профилактика социально-патологического сексуального поведения подростков в пубертатный период.
Предмет исследования: содержание и формы совместной профилактической деятельности семьи и школы, направленной на минимизацию рисков формирование социально-патологического сексуального поведения.
Цель исследования: на основе полученного научного знания определить педагогические условия разработки программы, гармонизирующей соотношение поло-репродуктивного и гедонического поведения, как основание создания социально и духовно здоровой семьи.
Задачи исследования.
1. Выявить педагогические риски возникновения и развития девиантного сексуального поведения у старших подростков.
2. Выявить тенденции развития знаний о первичной профилактике девиантного сексуального поведения в социальной, правовой, медицинской и педагогической сферах.
3. Раскрыть стадии развития личности в аспекте возрастных особенностей.
4. Рассмотреть аспекты подростковой сексуальности.
5. Определить факторы, теории, подходы в раскрытии и изучении девиантного сексуального поведения.
6. Рассмотреть факторы риска репродуктивного поведения и дисгармонию семейного и социального инстинктов.
7. Проанализировать существующие программы профилактики социально-патологического сексуального поведения.
8. Разработать программу профилактики «Социально-патологического поведения», как основание создания социально и духовно здоровой семьи.
Гипотеза: семья только тогда социально и духовно здорова, когда сексуальное поведение будет гармонизированным.
Методы получения данных:
– теоретические: анализ литературы;
– эмпирические: тестирование;
– тезаурусный подход;
– семантико-социологический анализ.
Методики исследования.
1. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви.
2. Методика «Ценностные ориентации» Шмишека.
3. Методика «Акцентуации характера».
База и выборка исследования: школа № 20, город Краснодар.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и эмпирической, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержит 8 таблиц.
1 Девиантологический анализ социокультурной ситуации в обществе риска
1.1 Педагогические риски психолого-педагогическом сопровождении старших подростков в профилактике социально-патологического сексуального поведения
В настоящее время сложившаяся социокультурная ситуация развития сексуального поведения имеет характер абсолютной доступности информации и ее фальшивой закрытости для подростка в широких информационных просторах в интернет-сетях. По статистическим данным средний возраст начала половой жизни российского гражданина на 2012 год – 17 лет. По этому показателю Россия среди 14 опрошенных стран занимает 2 место по ранней половой жизни подростков.
Также учитывается не только такая возрастная граница, а представления подростков о допустимости нарушения нормативных представлений о половой жизни. Так в исследование Durex Global Sex Survey, для выяснения отношения подростков к возрастной ограничительной норме, был задан вопрос о том, как подростки 9 и 11 классов относятся к допустимости сексуальных контактов в их возрасте (приложение В). По результатам исследования было выявлено, что подростки ближе к старшим классам начинают вести половую жизнь, считая это естественным в их возрасте. Подобная динамика свидетельствует о том, что происходит переоценка значимости возрастной запретительной нормы относительно вступления подростков в сексуальные отношения.
Основным фактором и причиной такого поведения молодежи, И. Морозова выделяет глубокий кризис института семьи. Этот фактор является результатом семейной аномии, нарушения семейного равновесия, редукции семейных функций, распада семейных связей, деформации ценностных ориентаций, снижении потребности в детях [6]. В современном мире на формирование девиантного сексуального поведения и других девиаций подростка больше всего влияют такие факторы, как: наследственность, неправильное воспитание со стороны родителей, вредное влияние средств массовой информации, конфликты в семье, психологические особенности личности [2].
Такие факторы влияют на появление гедонистического и репродуктивного поведения и на формирование коитального поведения, которое даже культивируется как самостоятельный и самоценный вид поведения. Поэтому можно говорить о противопоставлении гедонизма и коитально-оргастического поведения, как явлений и противопоставлении гедонизма и репродуктивного поведения. Такое противопоставление гедонизма и коитально-оргастического поведения выражается в индустрии существования противозачаточных средств и «развлечений», что является краеугольным камнем для западно-европейского общества, что отодвигает на задний план репродуктивное поведение. Этому есть множество причин. Во-первых, «поведение является следствием высокой конкурентности в государстве, благодаря чему оно успешно конкурирует с другими государствами в экономическом, военном и других отношениях. Во-вторых, коитальное-оргастическое поведение является стрежневым в производстве и потреблении товаров народного потребления, – культура западного потребления сильно «опирается» на эксплуатацию сексуальной сферы».
Противопоставление гедонизма и репродуктивного поведения выражается в том, что конфликт лежит в этологической части, а именно между патриархальными мусульманскими и западно-европейскими демократическими обществам. Репродуктивное поведение угнетается в западно-европейском обществе и это сильно отражается на сексуальной сфере. По словам Ф.Н. Ильясова: «Мусульмане» боятся, что демократия лишит их «ценности репродуктивных достижений» («гарема») и всё сведёт к «коитальным демонстрациям», а «демократы» боятся идеи репродуктивной активности и отстаивают ценности «чистого коитального действия».
Такая основа конфликта, если посмотреть на данную проблему с глобальной точки зрения, является диалектическим противоречием, а поэтому является источником (формой) развития проблемы противоречий между гедонистическим и репродуктивным формами поведения, а также между гедонистическим поведением и коитально-оргастическим [1].
Такой конфликт и является причиной рассмотрения нами далее профилактики девиантного сексуального поведения подростков. В рассмотренных нами программах профилактики мы выделили педагогические ошибки психолого-педагогическом сопровождении формирования саморегуляции гедонистических и репродуктивных потребностей старшими подростками в обществе риска.
Таким образом, в существующей социокультурной ситуации развития фальшивой закрытости и одновременно доступности в интернет-сообществах большинство подростков по статистике начинают половую жизнь в 17 лет. Причинами этого являются: глубокий кризис института семьи, наследственность, неправильное воспитание со стороны родителей, вредное влияние средств массовой информации, конфликты в семье, психологические особенности личности. Кроме этого ранее начало половой жизни и вредные привычки негативно влияют на формирование репродуктивного здоровья подростка.
Наследственность, как и педагогическое влияние играет весьма важную роль в социализации, воспитании и развитии подростка, например, в школе существуют коррекционные системы обучения ребенка, а в семье важную роль играют обычаи, традиции, ценности, правила, семейное воспитание в целом.
Так, например, у людей, в современных демократических сообществах, коитальное поведение, в подавляющем большинстве сексуальных действий, не только никак не связано с репродуктивным, но и даже культивируется как самостоятельный и самоценный вид поведения. Основой любого конфликта между гедонизмом и репродуктивным поведением лежит в этологической части, а именно в конфликте между патриархальными мусульманскими и западно-европейскими демократическими обществами. А именно внутривидовая конкуренция-агрессия.
2 Тенденции развития знаний о психолого-педагогическом сопровождении саморегуляции гедонистических и репродуктивных потребностей
2.1 Развития понимания девиантного сексуального поведения в науке и культуре в пубертатный период у старших подростков
В данной главе мы будем рассматривать генезис развитие и возникновение девиантного сексуального поведения в пубертатный период.
Девиантное сексуальное поведение – сексуальное отклонение от общепринятых в рамках данной этнической культуры форм полового поведения, не относящееся к болезненным. Поведение, считающееся нормальным, получило другое название – поло-репродуктивное поведение, под которым понимается половое поведение свойственное биологическим предкам человека, предположительно сохранившиеся в генетике. Анализ этого поведения позволил нам выявить следующие типы поло-репродуктивного поведения:
– геронтофилия (половое влечение к пожилым лицам);
– гибридизация (скотоложство, зоофилия);
– доминантное репродуктивное поведение;
– инерционное остаточное половое поведение;
– калокагатия;
– мужеложство;
– некрофилия;
– онанизм;
– оральный секс;
– педерастия;
– педофилия;
– покупное соитие;
– рецидивная половая инициация;
– табуированное соитие;
– герокомия [8].
Между «эссенциалистам» и «конструктивистами» в истории давно уже идет спор о сексуальном поведении. Эссенциалисты (от латинского essentia – сущность), среди которых преобладают биологи и медики, но есть и немало гуманитариев, полагают, что сексуальная ориентация – объективное, имманентное свойство индивида, автономное от культурных и исторических условий, хотя последние влияют на конкретные формы ее проявления. Можно высказать мнение конструтивистов. Данное направление, как и эссенциалисты появились, когда пошел спор на тему сексуальности. Так конструктивисты, среди которых преобладают обществоведы и гуманитарии, утверждают, что человеческая сексуальность – не природная данность, а продукт истории и культуры, разные общества и культуры конструируют ее по-разному. Одни и те же действия, например, половой акт, могут иметь разное социальное значение и субъективный смысл в зависимости от того, как они воспринимаются и интерпретируются их участниками [6].
В начале 19 века были опубликованы первые работы о сексуальности в античном Риме и Греции. Многие авторы занимались изучением сексуально-патологического сексуального поведения еще до рождества Христова. На оснований изученных концепций мы выделили несколько оснований: биология, власть, грех и согрешения, негативные чувства, ум, религия, страсть, как любовь, переживания, сексуальная жизнь. Исходя из концепций можно сказать, что авторы понимали сексуальное поведение, как и гедоническое, так и, как репродуктивное поведение.
Важный сдвиг в методологии произошел, когда немецкий врач Иван Блох создал термин наука о сексе и начал изучение проституции и того, что он называл «необычным поведением».
Другой научный исследователь, британский врач, крупнейший сексолог своего времени и психолог Г. Х. Эллис в своей книге «Сексуальная инверсия», так описал сексуальность и целомудрие: «Именно идеал целомудрия, а не нормальной сексуальности, должен стоять перед глазами инвертированного от рождения. В нём, может быть, и нет задатков качеств обычного человека, но, возможно, он скрывает в себе задатки святого» [7].
В 1926 году голландский врач Т. Ван де Вельде опубликовал свою книгу идеальный брак. Книга имела большое значение, так как в ней автор утверждал позволительность и значимость сексуальных ощущений перед аудиторией. В книге женщина показана не как объект сексуальной активности мужчины, а как равноправный партнер, интересы которого должны соблюдаться [21].
Таким образом, подростки в пубертатный период характеризуются открытием «Я», развитием рефлексии (отражение себя в своем образе «Я»), осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды жизнедеятельности. Этот процесс сопровождается различными проявлениями, как негативными, так и позитивными. Для старших подростков свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности. Позитивные проявления выражаются в том, что у подростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства. Эти качества помогают выявить проблемы, которым подросткам и требуется бороться в дальнейшем. сверстниками, не любовь к учебе и так далее. Развитие сексуальности появляется у подростков достаточно рано. Само понятие «сексуальность» произошло с 19 века, именно тогда появилась наука о сексе. Тогда начали развиваться различные позиции взгляды о женщинах и мужчинах, их отношениях. Многие авторы занимались изучением сексуально-патологического сексуального поведения еще до рождества Христова. На оснований изученных концепций мы выделили несколько оснований: биология, власть, грех и согрешения, негативные чувства, ум, религия, страсть, как любовь, переживания, сексуальная жизнь. Исходя из концепций можно сказать, что авторы понимали сексуальное поведение, как и гедоническое, так и, как репродуктивное поведение.
Так существует исследование «Доля матерей, сообщивших о хотя бы однократном сексуальном поведении своих детей за предшествующий шестимесячный период», где мы видим, что основное изучение себя и своего тела приходится на возраст 2–5 лет. В этот период и мальчики, и девочки прикасаются к своим гениталиям в общественных местах, мастурбируют рукой, трогают молочные железы, прикасаются к интимным местам дома, показывают свои интимные места взрослым и другим детям, даже кое-что знают о сексе. В остальные возрастные периоды процесс интереса к своим интимным местам есть, но уже не очень высок.
2.2 История становления репродуктивного поведения. Этапы
В истории человеческого общества выделяют четыре типа репродуктивного поведения: доисторический этап развития человечества, феодально-аграрный способ производства, этап становления капиталистических отношений, контрацептивное регулирование рождаемости.
На первом этапе доисторического развития человечества репродуктивное поведение формировалось в основном стихийно под воздействием биологических законов размножения, когда о необходимостью выживания людей как биологического вида в условиях частой смертности в результате голода, болезней, войн стала потребность в безграничном рождении детей.
Второй этап феодально-аграрного способа производства был характерен для сельского населения, где контроль за рождаемостью был предельно жесток и регулировался общественным мнением, традициями, церковью и государством. В этих условиях с одной стороны главными причинами рождаемости числа детей в семье была высокая смертность, ограниченность территории, а также нормы ранней и повсеместной брачности. Последние причины могли способствовать увеличению числа возможных рождений. Именно дети на этом этапе выступали для поддержания семьи источником рабочей силы, помощниками в хозяйственных делах и в воспитании младших братьев и сестер, а также защитниками и войнами. Такие многодетные семьи в условиях крайне низкой производительности и частых войн способствовали благосостоянию и росту авторитета родителей среди членов общества, что и обусловливало мотивацию потребности в увеличении рождаемости, поддержки ее на высоком уровне.
На этапе становления капиталистических отношений значительное снижение общей и, особенно, младенческой и детской смертности привело к уменьшению потерь населения и появлению двух видов репродуктивного поведения: ориентированного на многодетность и на малодетность. Теперь количество детей в семьях определяло повышение среднего возраста вступления в брак, общее и специальное образование. Такие законодательные моменты в экономических странах повлекло за собой снижение рождаемости детей из-за уменьшения полезности детей, как источника рабочей силы и вступление детей в рабочий возраст на более поздний срок. Семьи стали ориентироваться на потребность и в заработке, повышении своего социального статуса, проведении досуга вне семьи, поэтому наличие детей в семье было лишь источником удовлетворения социальной и эмоциональной потребности родителей в продолжении своего рода. В результате стало возникло множество противоречий между репродуктивными интересами семьи и общества.
Во многих странах в конце XIX века началась расширяться практика контрацептивного регулирования рождаемости. Лишь в слабо развитых странах среди сельского и наименее образованного населения рождалось множество детей, а ориентация на малолетность была в приоритете у социальной элиты и экономически обеспеченного и образованного населения.
И только в первой половине XX годов в период борьбы за женскую эмпансипацию начался пересмотр взглядов па взаимоотношения полов в обществе в целом и в семье. Когда именно экономическая независимость женщин и их активное участие в сферах общественного производства позволила им принимать решения о рождаемости детей по причине ограничения детской занятости. Устранение страх бездетности при рождении небольшого числа детей и снижения роста числа рождаемости детей и было экономически целесообразным для поддержания жизнедеятельности семьи.
В настоящее время репродуктивные желания семьи, позднее вступление в брак, удовлетворение первичной потребности в детях в первые годы брака, интенсивное применение средств контрацепции и возможность абортов определяет количество детей в семье. В результате во многих семьях среди городского населения рождается один-два ребенка, и лишь треть семей имеют троих и более детей. Кроме этого на репродуктивность населения в последнее время сильно влияет употребление вредных и психоактивных веществ входящих в группу риска по развитию бесплодия, риски переносимых заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), риски заражения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) и аборты. Аборты у многих девушек происходят зачастую в 15–19 лет, как первое прерывание беременности и в результате приводит к увеличению количество нарушений менструального цикла, возникновению хронических воспалительных заболеваний женской половой сферы, распространенность болезней системы кровообращения, нервной системы, мочеполовых органов. Причем, на этом фоне лишь 1 из 10 больных самостоятельно обращаются к детскому или подростковому гинекологу.
Таким образом, в истории человеческого общества выделяют четыре типа репродуктивного поведения. Первый тип был присущ доисторическому этапу развития человечества. На этом этапе репродуктивное поведение, под воздействием биологических законов размножения, формировалось в основном стихийно. Второй исторический тип репродуктивного поведения был характерен для феодально-аграрного способа производства. Здесь репродуктивное поведение регулировалось нормами, которые устанавливались общественным мнением, традициями, церковью и государством. Основными нормами репродуктивного поведения в странах, где преобладало сельское население, становились годовые циклы сельскохозяйственных работ и соблюдение поста. Третий исторический тип репродуктивного поведения характерен для периода становления капиталистических отношений. Значительное снижение общей и, особенно, младенческой и детской смертности привело к уменьшению потерь населения. Такое резкое увеличение детской жизнедеятельности нашло отражение в появлении двух видов репродуктивного поведения: ориентированного на многодетность и на малодетность.
Пересмотр взглядов па взаимоотношения полов в обществе в целом и в семье пришелся на первую половину XX века, что было обусловлено процессами борьбы за женскую эмансипацию. Именно активное участие женщин в сферах общественного производства, их экономическая независимость позволяла им принимать решения о рождаемости детей по причине ограничения детской занятости. Такое снижение детской смертности во второй половине XX века устраняло страх бездетности при рождении небольшого числа детей и было экономически целесообразным для поддержания жизнедеятельности семьи.
В настоящее время подрастающее поколение из-за употребления вредных и психоактивных веществ входит в группу риска по развитию бесплодия. Такая ранняя половая жизнь ведет к риску заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), увеличивается риск заражения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), оказывает огромное негативное влияние на состояние репродуктивного здоровья.
Причинами заболевания репродуктивной системы у многих девушек являются именно высокая частота осложнений после аборта в 15–19 лет, как первое прерывание беременности. Такие аборты приводят к увеличению количество нарушений менструального цикла, возникновению хронических воспалительных заболеваний женской половой сферы, распространенность болезней системы кровообращения, нервной системы, мочеполовых органов. Причем, на этом фоне лишь 1 из 10 больных самостоятельно обращаются к детскому или подростковому гинекологу.
2.3 Стадии развития личности (в аспекте возрастных особенностей)
В данном параграфе авторы выделяют несколько стадий развития личности: концепция социализации, концепция экология человеческого развития, стихийная социализация, относительно социально контролируемая социализация. Каждая из социализаций характеризуется по 4 аспектам: среда, наследственность, психологическое состояние личности, педагогическое влияние.
Концепцию социализации рассматривали несколько авторов: Дж. Коулмен, И. Таллмен, Г.М. Андреева, А.В. Петровский. Коулмен подчеркивал связь процесса социализации подростка с динамикой его внутреннего психического состояния на тех или иных этапах взросления [20]. Таллмен рассматривал концепцию социализации через условия общины, которые опосредованно через семью оказывают влияние на процесс социализации. Результатом такого совместного влияния дыыыетей и родителей становится способность подростков разрешать проблемы в собственном социальном окружении» [20]. Андреева выделяет дотрудовую, трудовую и послетрудовую стадию социализации. На данной стадии на процесс социализации влияет среда: как семья, друзья, общество.
Конкретный Результат социализации на послетрудовой стадии состоит из взаимодействия среды, наследственности и пед.влияние и результата социализации личности [29]. А.В. Петровский различает социализацию личности внутри среды по трем фазам: фаза адаптации, интеграции, индивидуализации. Согласно этой концепции выделенные закономерности внутри каждой из фаз характеризуют и развитие личности как результат вхождения в новую группу (в любом возрасте), и собственно возрастные особенности социального развития личности [19].
Концепцию экология человеческого развития рассматривал У. Бронфенбреннер. Он считает, что развитие ребенка осуществляется не путем одностороннего воздействия на него объективных условий или наоборот, а в результате их постоянного взаимодействия, соответственно расширяется и понятие экологической среды, которая предстает в виде системы концентрических структур микро-, мезо-, экзо- и макросистем [20].
В концепции стихийной социализации Мудрика конкретный человек взаимодействует а с различными его сегментами, как: семья, родственники, соседское окружение, группы сверстников, поселенческие общности. случае взаимодействие имеет неорганизованный, нередко спонтанный характер. Оно регулируется набором ценностей, норм, обычаев, нравов, неформальных санкций и т.п. средств [19]. Стихийная социализация может взаимодействовать с различными организациями, как: школа, вуз, дошкольные организации [19]. Так, например, «существуют различные типы коррекционного воспитания (от адаптации аутичных детей к условиям проживания до перевоспитания правонарушителей)» [19].
Концепцию относительно контролируемой социализации представляет В.А. Мудрик. Данная концепция относится ко всем сферам социализации личности. Так как во первых воспитание касается непосредственно семьи, имеет место семейное воспитание, общество, государство, сверстники. То есть среда имеет непосредственное влияние на личность. Ребенок, как личность, так или иначе получает при воспитании в семье и в социальном окружении. Личность ребенка развивается совместно с развитием ее психики и психомоторного состояния в разных сферах социализации. Различные общественные организации, как школа, вуз, дошкольные образовательные учреждения непосредственно влияют на социализацию, воспитание и обучение ребенка.
Таким образом, в выделенных авторами теориях подчеркиваются стадии развития личности в четырех аспектах: среда, наследственность, личность и педагогическое влияние, что характеризует человека с разных сторон. Так среда влияет на подростка и помогает подростку не только решать свои проблемы в социальном окружении, а также развиваться в результате их совместного взаимодействия. В результате такого взаимодействия личность развивается в различных сферах социализации, поэтому также происходит развитие ее психики и психомоторного состояния. Наследственность, как и педагогическое влияние играет весьма важную роль в социализации, воспитании и развитии подростка, например, в школе существуют коррекционные системы обучения ребенка, а в семье важную роль играют обычаи, традиции, ценности, правила, семейное воспитание в целом.
2.4 Подходы в развитии сексуального поведения
1. Биолого-эволюционный подход.
Здесь сексуальное поведение корнями своего развития уходит в теорию Дарвина. «Человеческая сексуальность при всем своем многообразии связана с естественным половым отбором и репродуктивным поведением.» То есть биолого-эволюционный подход объясняет только первоначальные причины возникновения того или иного явления без каких-либо причин или мотивов. Классическая работа в этой области знания – книга «Эволюция человеческой сексуальности» Дональда Саймонса. Объясняя человеческую сексуальность.
Психодинамическая теория Год. Мальчики и девочки осознают половые различия. Девочки неуверенно себя чувствуют и осознают зависть к мужскому органу. А мальчики испытывают кастрационную тревогу. На третьей стадии ребенку открывается подтекст той или иной половой принадлежности. Он проявляет большую склонность в общении с отцом.
Теория социального научения считает, что дети играют важную роль в этом динамическом процессе и отчасти влияют сами на формирование гендерных представлений.
Теория когнитивного развития:
– раннее осознание принадлежности к своему полу;
– формирование системы мужских и женских критериев оценки различных явлений;
– определение детьми гендерных ролей в общении со сверстниками;
– когнитивная или интеллектуальная зрелость индивида.
Теория гендерной схемы С. Бем. Ребенок воспр