Клинико-психологические аспекты СДВГ у детей




РЕБЕНОК С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ):

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ ДЕТЕЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

РЕБЕНОК С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ):

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ ДЕТЕЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это расстройство, чаще всего проявляющееся у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Таким детям тяжело контролировать свое поведение, концентрировать и произвольно удерживать внимание. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у детей часто, о чем свидетельствуют проведенные исследования. В США данным синдромом страдают по разным данным от 4 до 20% детей, в Германии от 9 до 18%, в Великобритании 1-3%, в Италии 3-10%, в Китае 1-13%, Австралии 7-10%, в России от 4 до 18%. Это значит, что в классе, состоящем из 25-30 детей, скорее всего, хотя бы у одного ребенка будет присутствовать СДВГ.

Рост детей с СДВГ считается обусловленным реалиями современного экологически неблагополучного, стрессогенного и информационного перегруженного мира, но можно с уверенностью сказать, что дети с данными трудностями встречались и раньше. СДВГ был впервые описан доктором Генрихом Хоффманом в 1845 году. Врач, автор книг по медицине и психиатрии, доктор Хоффман также писал детские стихи для своего трехлетнего сына. Результатом этого стал иллюстрированный томик стихотворений о детях и их характерных чертах. В "Истории неугомонного Филиппа" он точно обрисовал психологический портрет маленького мальчика с СДВГ. А в 1902 году сэр Джордж Ф. Стилл в Англии, описал группу беспокойных детей со значительными проблемами поведения, вызванными органической дисфункцией, а не с плохим воспитанием ребенка – детей, которым сегодня ставят диагноз СДВГ. С тех пор были опубликованы несколько тысяч научных статей, посвященных природе этого расстройства, течению, причинах и трудностях, связанных с ним, методах его лечения.

Жизнь ребенка с СДВГ наполнена более сложными, чем у других детей, но не непреодолимыми задачами. Для того чтобы потенциал таких детей полностью реализовался, им нужны помощь, руководство и понимание родителей, школьных учителей и психологов, особое внимание со стороны государства. Главная задача современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую жить в современном высокотехнологичном и конкурентном мире. Поэтому особое внимание специалистов, осуществляющих обучение и психологическое сопровождение в образовательных учреждениях, должно быть уделено детям со сложностью социальной адаптации, к которым относятся дети с СДВГ. В этом пособии мы предлагаем современную информацию по СДВГ и его лечению, методам психолого-педагогической коррекции, а также полезные рекомендации для учителей и родителей по воспитательным методам и организации взаимодействия с детьми, страдающими СДВГ.

Клинико-психологические аспекты СДВГ у детей

Основными симптомами СДВГ являются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность, начинающие проявляться в очень раннем возрасте. Перечисленные симптомы появляются при разных социальных условиях, в зависимости от требований к самоконтролю ребенка в конкретной ситуации. Все дети иногда беспокойны, иногда делают что-то не думая, иногда не могут сосредоточиться. Но когда чрезмерная подвижность, отвлекаемость, плохая концентрация внимания начинают негативно влиять на успеваемость в школе, отношения с другими детьми или поведение дома, у ребенка можно заподозрить СДВГ.

Ребенок, который «не может сидеть спокойно», «все разрушает» более заметен в детском коллективе, а спокойного, но невнимательного «мечтателя» могут и не заметить. У импульсивного ребенка, который сначала делает, а потом думает, могут предположить педагогическую запущенность, тогда как пассивного или медлительного ребенка могут посчитать просто не заинтересованным обучением. Тем не менее, у них обоих могут быть разные типы СДВГ.

Специалисты признают три типа СДВГ. Существует тип с преобладанием гиперактивности и импульсивности (при этом признаки невнимательности незначительны), тип с преобладанием дефицита внимания (признаки гиперактивности незначительны) и наиболее часто встречающийся смешанный тип (при котором проявляются и симптомы дефицита внимания и гиперактивности).

Гиперактивные дети постоянно находятся в движении и на ногах. Они разрушают все вокруг, хватая и играя со всем, что попадается им на глаза, или беспрестанно разговаривают с окружающими. Им трудно сидеть спокойно за столом во время обеда и школьного урока или спокойно общаться. Они извиваются и ерзают на стульях, бегают по комнате, все трогают, громко стучат карандашом. Гиперактивные подростки чаще всего чувствуют внутреннее беспокойство. Они могут манипулировать попавшимися под руку предметами, хватаются за несколько дел одновременно и бросают их не доведя до конца.

Гиперактивные дети не могут сдержать свою непосредственную реакцию и подумать перед тем, как что-то сделать. Они часто выпаливают неподходящие комментарии, безудержно проявляют свои эмоции и действуют спонтанно, не учитывая последствий своего поведения. Их импульсивность мешает им дождаться чего-то желаемого или своей очереди в игре. Они могут отобрать игрушку у другого ребенка или ударить, если они расстроены.

Признаки гиперактивности проявляются в том, что ребенок:

• Чувствует беспокойство, часто вертит руками и ногами, ерзает на стуле.

• Бегает, карабкаются и покидают свое место в ситуациях, когда нужно сидеть и тихо себя вести.

• Выкрикивает ответы до того, как целиком услышит вопрос.

• С трудом стоит в очереди или дожидается своей очереди в игре.

Дефицит внимания проявляется в том, что ребенку тяжело сосредоточиться на чем-то одном, любое задание может его утомлять уже через несколько минут после его начала. Если он занят чем-то действительно ему нравящимся, то проблем с концентрацией внимания не возникает. Но произвольно сосредоточить внимание на организации и выполнении задания, на изучении чего-то нового – ему тяжело. Выполнение домашнего задания особенно трудно для этих детей. Они забывают записать его или оставляют его в школе. Забывают принести учебник или приносят не тот. Если все-таки домашняя работа выполнена, она полна ошибок и помарок.

Признаки дефицита внимания проявляются в том, что:

• Ребенок легко отвлекается на не относящиеся к делу картины и звуки.

• Не обращает внимание на детали и делает ошибки из-за своей невнимательности.

• Редко внимательно и полностью следуют инструкциям, забывает или теряют такие вещи, как карандаши, книжки и инструменты, необходимые для выполнения задания.

• Часто переходит от одного незаконченного дела к другому.

Дети с нарушениями внимания без признаков гиперактивности кажутся мечтательными, "отсутствующими", легко смущаются, двигаются медленно и вяло. Им трудно обрабатывать информацию так же быстро и четко, как это делают другие дети. Когда учитель дает устные или письменные указания, такому ребенку тяжело понять, что он или она должен делать, и они совершают много ошибок. Кроме того, такой ребенок может сидеть спокойно, хорошо себя вести и даже казаться погруженным в работу, однако он не уделяет работе достаточно внимания или не полностью понимает задание или указания. Они лучше ладят с другими детьми, чем те, у кого гиперактивный тип СДВГ. У них могут вообще не возникать социальные проблемы, характерные для смешанного типа СДВГ. Поэтому очень часто их проблемы со вниманием упускают из вида. А им так же нужна помощь, как и детям с другими формами СДВГ, у которых возникают более очевидные проблемы в классе.

В связи с тем, что у каждого ребенка время от времени возникают похожие проблемы, для постановки диагноза нужно, чтобы подобное поведение было неприемлемым для ребенка данного возраста. Проблемы с поведением должны появиться в раннем детском возрасте, до 7 лет, и длиться как минимум 6 месяцев. Важнее всего то, что такое поведение должно действительно создавать серьезные проблемы как минимум в двух областях жизни ребенка: в школе, на игровой площадке, дома, в детском коллективе, где ему приходится общаться. Такой диагноз нельзя поставить ребенку, чрезмерно активному на игровой площадке, но не имеющему проблем в других социальных ситуациях.

Некоторые родители замечают признаки невнимательности, гиперактивности и импульсивности у своего ребенка задолго до того, как он пойдет в школу. Ребенок может быстро терять интерес к игре или бесцельно носится туда-сюда, совершенно не слушая родителей. Но так как все дети развиваются по-разному и сильно различаются в свойствах личности, темпераменте и активности, то было бы полезно услышать мнение специалиста о том, насколько такое поведение приемлемо в данном возрасте. Родители могут обратиться к участковому педиатру, детскому психологу или неврологу, чтобы определить имеет ли их малыш синдром дефицита внимания и гиперактивности или, что чаще всего бывает в таком возрасте, это просто психологическая незрелость или необычно кипучая энергия.

Наличие у ребенка СДВГ может быть заподозрено родителями или воспитателем дошкольного учреждения, но может остаться незамеченным до тех пор, пока у ребенка не появятся проблемы в школе. В связи с тем, что СДВГ сильнее всего влияет на деятельность ребенка именно в школе, иногда учитель первым определяет, что ребенок гиперактивен и недостаточно внимателен, и может указать на это родителям и школьному психологу. Так как педагоги работают со многими детьми, они начинают понимать, как "среднестатистические" дети обычно ведут себя на уроках, требующих внимания и самоконтроля.

При подозрении у ребенка наличия СДВГ необходимо собрать полную информацию, исключающую другие возможные причины такого поведения ребенка. Вот возможные причины поведения, подобного СДВГ:

• Внезапное изменение в жизни ребенка – смерть одного из родителей или бабушки/дедушки; развод родителей; потеря работы родителями.

• Недиагностированная эпилепсия, например, малый эпилептический припадок или височная эпилепсия.

• Отит, вызывающий временные заболевания слуха.

• Соматические заболевания, воздействующие на функции головного мозга.

• Обучение ниже уровня своих возможностей в связи с учебными трудностями (дислексия, дисграфия, дискалькулия и т. п.).

• Ситуативная тревога или страх.

Исключая другие причины СДВГ, необходимо определить, не вносят ли школа или ситуация в семье стресс в жизнь ребенка, какие у него взаимоотношения с родителями и педагогами.

Правильный диагноз часто освобождает от путаницы, проясняя причины проблем ребенка, а это позволяет родителям и детям двигаться дальше, обладая более точной информацией о том, что именно нарушено, и чем можно помочь. С того момента, когда диагноз расстройства поставлен, ребенок и семья могут начать получать педагогическую, медицинскую и психологическую помощь в необходимом им сочетании. Это может быть предоставление рекомендаций персоналу школы, подбор наиболее подходящего класса, выбор правильного лекарственного препарата и помощь родителям в воспитании их ребенка.

Один из самых первых вопросов, которые задают родители, - это "Почему? Что пошло не так?", "Это я виноват в том, что так получилось?" В настоящее время существует мало прямых доказательств того, что СДВГ может возникнуть только из-за неблагоприятных социальных факторов или неправильного воспитания детей. Наиболее обоснованные причины, лежат в области нейробиологии и генетики. Это не означает, что факторы окружающей среды не влияют на серьезность заболевания, в частности, степень ущерба и страданий, нанесенных ребенку, может зависеть от них, но такие факторы не вызывают СДВГ сами по себе. Зная это, можно снять тяжелый груз вины с родителей, которые могут обвинять себя в неправильном воспитании ребенка.

За последние десятилетия ученые предложили несколько теорий возникновения СДВГ. Зарубежные исследования показали, что существует возможная взаимосвязь между курением и употреблением алкоголя в течение беременности и вероятностью возникновения СДВГ. Другой фактор окружающей среды, который может быть связан с повышенной вероятностью возникновения СДВГ, - это высокая концентрация свинца в организме детей раннего дошкольного возраста. С тех пор, как использование свинца в красках было запрещено, воздействие токсических концентраций свинца не является сейчас такой доминирующей причиной СДВГ, как когда-то. Дети, живущие в старых домах, где свинец содержится в водопроводной системе и поверхностях со свинцовыми красками, которые были впоследствии перекрашены, представляют собой группу риска.

Одна из первых теорий утверждала, что нарушения внимания обусловлены травмой головного мозга. У некоторых детей, перенесших несчастные случаи, приведшие к травме головного мозга, могут проявляться некоторые признаки поведения, характерного для СДВГ. Но впоследствии было обнаружено, что только небольшой процент детей с СДВГ перенесли черепно-мозговую травму.

СДВГ часто присутствует у нескольких членов семьи, следовательно, вероятны генетические причины. Исследования показывают, что 25% близких родственников детей с СДВГ также имеют этот синдром, тогда как в общей совокупности этот показатель составляет примерно 5%. Большинство исследований близнецов в настоящее время показали, что наследственность очень сильно влияет на появление этого расстройства. Продолжается изучение влияния генетических факторов на развитие СДВГ, определяются гены, ответственные СДВГ. Некоторые представления о строении головного мозга помогают понять органические причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности. В настоящее время нарушения активности и внимания связывают с дисфункцией лобной доли головного мозга. Лобная доля позволяет нам решать задачи, планировать, понимать поведение других и сдерживать наши позывы. У группы детей с СДВГ был обнаружено на 3-4 процента меньший объем мозга в лобных долях, но у детей с СДВГ, принимающих лекарственные препараты, объем белого вещества не отличается от показателей контрольной группы. Поэтому трудно переоценить возможности лекарственной терапии, усиливающей развитие и созревание мозга ребенка с СДВГ.

Около 30 процентов детей с СДВГ, имеют выраженные трудности с обучением. В дошкольном возрасте эти проблемы заключаются в непонимании определенных звуков или слов. В школьном возрасте могут появиться проблемы с чтением, правописанием, письменным изложением и математикой. Широко распространен такой тип расстройства чтения как дислексия.

От одной трети до половины всех детей с СДВГ – в основном мальчики – имеют другое расстройство поведения, известное как оппозиционное расстройство. Такие дети обычно дерзки, упрямы, несговорчивы, для них характерны вспышки гнева или агрессии. Они часто спорят со взрослыми, упрямы и непослушны.

Примерно у 20-40 процентов детей с СДВГ с течением времени развивается асоциальное расстройство, как форма девиантного поведения. Такие дети часто лгут или воруют, дерутся и задирают других детей, у них чаще возникают проблемы в школе или с правоохранительными органами. Они склонны нарушать права других людей, проявлять агрессию к людям и животным, разрушать собственность, совершать кражи, заниматься вандализмом. Такие дети или подростки с большой вероятностью могут попробовать наркотики и попасть в зависимость.

Некоторые дети с СДВГ отличаются тревожностью и склонностью к множественным страхам, часто имеют эмоциональные расстройства.

Лекарства для лечения СДВГ помогают многим детям улучшить концентрацию внимания и быть более успешными в школе, дома или на игровой площадке. Возможность избежать отрицательных переживаний может действительно помочь детям лучше справляться и с другими проблемами. По данным статистики в США около 80 процентов детей, которые проходят медикаментозное лечение СДВГ, продолжают принимать препараты и в подростковом возрасте. Более 50 процентов нуждаются в препаратах, будучи уже взрослыми.

Когда выполнение домашнего задания ребенка и его поведение улучшается сразу после начала медикаментозной терапии, у ребенка, родителей и учителей появляется стремление превозносить этот лекарственный препарат за вызванные им внезапные изменения к лучшему. К несчастью, когда люди видят такое резкое улучшение, они думают, что препарат – это единственное, что необходимо. Но лекарства не лечат СДВГ, они только контролируют его симптомы в день, когда они приняты. Хотя медицинские препараты помогают ребенку концентрироваться и выполнять домашнюю работу, они не могут увеличить объем знаний или улучшить учебные навыки. Эти препараты могут помочь ребенку использовать те умения и навыки, которыми он уже обладает.

Психологическая коррекция, психологическое консультирование родителей и социальная поддержка помогают детям с СДВГ повысить свою самооценку и справиться с ежедневными проблемами в школе и дома.

Лечение детей с синдромом дефицита внимания должно быть "мультимодальным", т.е. в нем должны участвовать врач, психолог, педагог и родители. Учитывая, что этиология СДВГ до настоящего времени неясна, проводится комплексное лечение, состоящее из нескольких блоков: психотерапия (релаксационные методики), психолого-педагогическая коррекция и медикаментозное лечение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: