Учителям известно, что СДВГ не ограничивается только проблемой внимания и гиперактивности. Они знают, что СДВГ нередко сопровождается различными трудностями обучения, проблемами настроения, непоследовательностью и непредсказуемостью. Работа учителя с учеником, страдающим СДВГ – это нелегкий и самоотверженный труд. В зависимости от степени выраженности, дети с СДВГ могут учиться в общеобразовательной школе, но по своей собственной программе. Обучение ребенка с СДВГ должно предусматривать его постоянный контакт с учителем, поэтому такого рекомендуется усаживать рядом.
Наилучшие возможности обучения и раскрытия личности ребенка с СДВГ представляют классы компенсирующего обучения. Для обучения детей с данным синдромом желательна организация специальных учебных помещений. В классе должно быть минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов и т.п.), желательно изолировать классы от внешних звуковых раздражителей, ученики должны сидеть отдельно и на значительном расстоянии друг от друга; учащихся с более выраженной активностью следует усаживать за передние парты, чтобы исключить влияние на них других учеников.
В классах компенсирующего обучения для гиперактивных детей занятия должны проводиться по специальной программе (изменена методика подачи материала, но объем его остается в тех же пределах). Продолжительность урока сокращена до 30-35 минут. В перерыве дети занимаются легкими физическими упражнениями и аутотреннингом. Количество учеников в классе не должно превышать 8-15 человек, в зависимости от профессиональной подготовки учителя.
Учителю необходимо помнить, что дети с СДВ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Желательно составлять списки, которые помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.
|
Детям с СДВГ необходима особая помощь: они должны получать удовольствие от уроков, на смену неудачам и отчаянию должен прийти самоконтроль, а скуке и страху – желание работать. Правила поведения в классе должны быть записаны на видном месте. Ребенок будет чувствовать себя увереннее, если будет знать, чего от него ожидают.
С ребенком с СДВГ необходимо поддерживать постоянный визуальный контакт. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или успокоить.
Желательно исключить или сократить количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени. Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.
Учителю следует обращать больше внимания на качество домашних заданий, а не на их количество и разбивать длинные задания на более короткие. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать". Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, учитель позволяет ребенку доказать это самому себе. Необходимо следить за успехами ребенка и подчеркивать их, насколько это возможно. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют, поэтому они жаждут похвалы учителя и растут от нее.
|
В обучении детей с СДВГ предпочтительно использовать конспекты и опорные схемы. Детям с СДВ нелегко овладеть этими техниками, но как только они научатся им, это сможет очень помочь им в систематизации и организации учебного материала во время его прохождения в классе. Это дает ребенку ощущение контроля в течение учебного процесса, вместо неясности и тщетности усилий, которые часто сопровождают его во время учебы.
Учителю необходимо поддерживать обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети с СДВ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Желательно дать им эту информацию конструктивным путем. Спросить, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают ребенка к самопониманию.
Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., учитель может дать ему точный и ясный совет. К примеру, сказать: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого" или "Посмотри на другого ребенка, когда он говорит". Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать.
|
Вот ещё ряд несложных, но очень важных рекомендаций, которые помогут учителю правильно организовать классную работу с детьми с СДВГ.
Обращайте внимание на взаимосвязь детей с СДВГ с другими детьми. Этим детям необходимо ощущение занятости и приобщенности. Пока они заняты, у них есть мотивация и меньше шансов, что они "отключатся".
Возлагайте на ребенка ответственность и классные поручения, когда это возможно. Поощряйте и систематизируйте самоотчет и самоконтроль. Краткая беседа в конце урока может в этом помочь. Рассмотрите возможность применения хронометра, таймера, гудка и т.д.
Подготовьтесь к неорганизованному времени. Уделите особое внимание предварительной подготовке к переменам. Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.
По мере возможности организуйте ученику "друга по учебе" по каждому предмету (с номером телефона).
Старайтесь как можно чаще встречаться с родителями. Избегайте модели встречи только по поводу проблем и кризисов.
Проводите физзарядку. Один из лучших способов воздействия на детей с СДВГ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.
Всегда будьте бдительны в ожидании моментов "озарения". Эти дети более одаренные и талантливые, чем они зачастую кажутся. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности. Обычно они обладают чем-то особенным, что по-особому влияет на окружение, в котором они находятся. Помните: в этой какофонии есть симфония, которую еще предстоит написать.
Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми:
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.
6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
10. Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.