Нет простых решений, как обращаться с ребенком с СДВГ дома. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний, терпения и упорства родителей. Но главное, ребенок должен ощущать себя любимым. Родителям важно замечать, когда ребенок ведет себя хорошо, отмечая любые положительные поступки, даже самые малые.
Цель в том, чтобы со временем научить ребенка контролировать свое поведение и выбирать желаемый способ поведения. Этот метод хорошо работает со всеми детьми, хотя дети, страдающие СДВГ, могут нуждаться в дополнительном, более частом поощрении.
Дети, страдающие СДВГ, нуждаются в организационной помощи родителей. Таким образом, необходимо:
• Расписание. Организуйте одинаковый распорядок на каждый день с момента пробуждения до отхода ко сну. В расписании должно отводиться время на домашние задания и игры (в том числе прогулки на открытом воздухе и домашние игровые занятия). Повесьте это расписание на дверце холодильника или на стенде на кухне. Если в расписание нужно внести изменения, внесите их как можно раньше.
• Приведите в порядок все предметы первой необходимости. Для всего должно быть выделено свое место, и все должно храниться на своих местах. Это относится к одежде, рюкзакам и школьным принадлежностям.
• Ежедневно проверяйте школьный дневник для контроля выполнения домашних заданий. Подчеркните важность записи заданий и наличия необходимых книг.
Детям с СДВГ нужна последовательная система правил, понятных и неукоснительных. Ребенок должен знать о правилах поведения дома, о семейных традициях. Ребенку будет намного легче, если он будет знать, что от него ожидают близкие люди. Поэтому родители должны чаще повторять указания, проговаривать их. Детям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза.
|
Когда у ребенка возникают проблемы с выполнением какой-то работы, родители должны научиться помогать своему ребенку разбивать большое задание на несколько маленьких. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать". Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней. Это позволяет ребенку избавиться от ощущения перегрузки и обрести уверенность в собственных силах.
Независимо от того, какими конкретно методами родители воздействуют на поведение своего ребенка, некоторые общие принципы будут полезны для большинства детей с СДВГ. Эти принципы требуют более часто и даже немедленно реагировать на поступки ребенка (это относится и к поощрению, и к наказанию), заранее принимать необходимые меры, чтобы предотвратить потенциально проблемные ситуации, более внимательно присматривать за своими детьми, так как они склонны к повышенной травматизации.
Родителям полезно использовать методы управления стрессом, такие как медитация, методы релаксации и упражнения, чтобы им самим было легче справиться с ситуациями, когда возникает ощущения бессилия и беспомощности, и более спокойно реагировать на поведение своих детей.
Рекомендации родителям детей с СДВГ:
1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".
|
2. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
3. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе.
4. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой.
5. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
6. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
7. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
8. Вызывающее поведение вашего ребенка – его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени.
9. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.
10. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
|
11. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
12. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.
13. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
14. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
15. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
16. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию в физических упражнениях.
17. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы лучшим образом «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе.
18. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.
Литература:
1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская ТЛО. Синдромы дефицита внимания у детей: (обзор). Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. - 1993. №3. - С. 74 -90.
2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 96 с.
3. Безруких М.Х. Почему учиться трудно, об истоках школьных проблем ребенка, о том, чему и как учить до школы, о способах справиться с трудностями учения. - М.: Семья и школа, 1996. - 205 с.
4. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностыо и дефицитом внимания. - М., 2001. - 64 с.
5. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - №4. - 2000. - С.2-6.
6. Заваленко Н.Н., Успенская ТЛО., Суворина Н.Ю. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1997. -т. 97. № 1. - С. 57 - 61.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку.- СПб: Сфера, 1998. - 96 с.
8. Касатикова Е.В., Брязгунов И.П. Характеристика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностыо // Педиатрия. - 2001. Кч 2. - С. 40 - 42.
9. Касатикова Е.В., Ларионов М.П., Баш Л.В. Влияние различных социальных факторов риска на развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностыо у детей // Медицинский научный и учебно-методический журнал. -2003.-№16.- С. 61 -64.
10. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. - М.:НИИ семьи, 1997. - 64 с.
11. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М.: Олег и Павел, 1994. - 98 с.
12. Кропотов Ю.Д., Гринь-Яцеико В.Л., Чутко JI.C, Яковенко Е.А., Пономарев В.А. Лечение детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью при помощи метода ЭЭГ-биологической обратной связи // Рос. Вестник перинаталогии и педиатрии. - 2002. № 3. - С 37- 40.
13. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. - 192 с.
14. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1992.-95 с.
15. Г.Г.Онищенко Методические рекомендации "Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье (утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 17 марта 1996 г. N 01-19/31-17).
16. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностыо. - М.: Сфера, 2003. - 125 с.
17. Хасанова Лилия Борисовна. Индивидуально-типологические особенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: психофизиологические предикторы: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.02: Уфа, 2004 138 c. РГБ ОД, 61:05-19/240
18. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей и психологов. - М., 1997. - С. 23-24.
19. Шевченко Ю.С, Шевченко М.Ю. Игровая психология детей с гиперактивным поведением // Школа здоровья. - 1997. - Т. №2. - С.12 - 14.
20. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. - СПБ.: ИМАТОН, 1997.- 136 с.
Приложение