Работа педагога-психолога с ребенком, страдающим СДВГ




Работа педагога-психолога должна быть направлена на то, чтобы помочь детям с СДВГ любить и принимать себя такими, какие они есть, несмотря на наличие расстройства. Во время разговора с ребенком педагог-психолог пытается помочь ему самому понять, как он может измениться, или как лучше справиться со своими проблемами. Психологическая помощь позволяет ребенку изменить отношение к своим проблемам, психологически адаптироваться, лучше осознавать свои чувства и действия, контролировать поведение и эмоциональные реакции. Психолого-педагогическая поддержка может выражаться в практической помощи, такой как помощь в организации распорядка дня, в обучении определенным знаниям и навыкам, в разрешении эмоционально напряженных ситуаций. Очень важно обучение ребенка способам саморегуляции и релаксации, снятию напряжения в стрессовых ситуациях. С психотерапевтической целью используются танцевальные методики, аутотренинг, другие телесно-ориентированные направления.

Для ребенка, страдающего СДВГ очень важно эмоциональное выражение, которое может найти свой выход через арт-терапевтические техники, куклотерапию, психодраму, игровую терапию. В игровой форме ребенок учится моделировать и контролировать свое поведение, предвидеть последствия своих поступков, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Обучение способам коммуникации также может помочь детям с СДВГ освоить новые формы поведения и разрешить многие проблемы. Обучая навыкам общения, педагог-психолог обсуждает и демонстрирует соответствующее различным ситуациям поведение. Это важно для развития и сохранения отношений с другими детьми, особенно в таких ситуациях, как ожидание своей очереди, необходимость делиться игрушками, просьба о помощи или правильная реакция на дразнилки. Например, ребенок может учиться определять по выражению лица и тону, голоса эмоции других детей, что поможет ему правильно реагировать. Обучение навыкам общения помогают ребенку найти лучшие способы взаимодействия с другими детьми.

Психологическое просвещение родителей, которое проводится педагогами-психологами, предлагает родителям рекомендации по методам и приемам управления поведением их ребенка. Один из таких методов – это использование почетных знаков или системы баллов для немедленной оценки хорошего поведения или работы. Другой метод – это использование "тайм-аута" или изоляции ребенка на стуле или в спальне, когда он становится слишком непослушным или выходит из-под контроля. Во время "тайм-аутов" ребенок удален от взбудораживающей ситуации и какое-то время тихо сидит в одиночестве, чтобы успокоиться. Родителям также иногда советуют ежедневно проводить с ребенком время, занимаясь чем-то приятным и расслабляющим. В это время, проведенное вместе с ребенком, родитель ищет благоприятные возможности, чтобы отметить, что ребенок делает хорошо и похвалить его за успехи и достижения.

Одним из новых методов диагностики и коррекции произвольности высших психических функций стал метод биологической обратной связи. Биологическая обратная связь – нефармакологический метод коррекции психологических и психосоматических нарушений. Данный метод базируется на современных представлениях о функционировании мозга. Суть метода заключается в том, что пациент, получая информацию о рабочей динамике какой-либо физиологической системы, реализующей протекание тренируемой функции, обучается контролировать не только свое психофизиологическое состояние, но и произвольно управлять функционированием данной системы. В контексте терапии методом биологической обратной связи патология рассматривается как нарушение в структуре управления функциональной системы какого-либо психофизиологического процесса. И независимо от причины возникшего нарушения протекания процесса позволяет внести элемент произвольного контроля над ним.

Во время коррекции методом биологической обратной связи ребенку с помощью специальных технических устройств визуализируется непосредственное состояние той или иной функции его организма. При этом многочисленные исследования показывают, что ребенок учится этими функциями управлять, тогда как в обычных условиях управление ими недоступно. К таким функциям можно отнести частоту сердечных сокращений, кожно-гальваническую реакцию, температуру кожи, амплитуды и частоты ритмов ЭЭГ, ЭМГ непроизвольных мышц черепа и другие.

Для коррекции произвольности высших психических функций в рамках образовательного учреждения могут использоваться компактные приборы, позволяющие регистрировать частоту сердечных сокращений ребенка. Подобный прибор закрепляется на пальце испытуемого и, будучи подключенным к компьютеру с необходимым программным обеспечением, визуализирует на экране монитора частоту сердечных сокращений, одного из основных индикаторов психомоторного возбуждения. Мотивацией к регуляции возбуждения является специально разработанная компьютерная игра, в которой успешность деятельности ребенка напрямую зависит от частоты его сердечных сокращений. Чем выше частота, тем меньше успешность игры. Ребенок внутренними механизмами учится регулировать свое психомоторное возбуждение, контролировать и управлять вниманием, ставить цели и регулировать свою деятельность в соответствии с существующими условиями, т.е. развивать произвольность своей психической активности.

Проведенные исследования показывают, что стойкий эффект от работы с ребенком с СДВГ по методу биологической обратной связи наблюдается на 8-10 занятие продолжительностью 30-40 минут на протяжении 10-14 дней. За это время ребенок, как правило, достигает высоких результатов в игре и показывает возросшие результаты при комплексном психологическом тестировании, направленном на диагностику произвольного компонента деятельности. При помощи биологической обратной связи компьютерные классы могут стать не только местом получения знаний, но и местом, где ребенок будет учиться ставить цели и решать задачи по самоуправлению, саморегуляции и саморазвитию в рамках работы психологической службы.

Современные научные достижения в области развития и коррекции личности в сочетании с возможностями современных образовательных учреждений предоставляют широкие возможности педагогу-психологу в оказании квалифицированной помощи детям с СДВГ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: