При выполнении строительной организацией работ по укладке монолитного бетона в течение года или при выполнении бетонных работ в труднодоступных местах целесообразно в большинстве случаев укладку бетонной смеси в опалубку осуществлять автобетононасосами или бетононасосами.
В этом случае бетонная смесь передается по трубам (бетонопроводам) расположенным на шарнирно-сочлененной стреле автобетононасоса с перемещением от места приема смеси до места укладки в опалубку по вертикали и горизонтали па 20...45 м, а по трубам, расположенным на земле или сооружении по горизонтали до 300...400 м и по вертикали на высоту 80...150 м.
Достоинствами насосной транспортировки бетонной смеси являются: непрерывность перемещения смеси в горизонтальном и вертикальном направлениях по трубопроводу при сохранении ее однородности, возможность бетонирования в стесненных производственных условиях и труднодоступных местах, возможность укладки бетона без применения дорогостоящих мощных грузоподъемных машин, компактность и мобильность применяемого оборудования, особенно автобетононасосов, экономичность по сравнению с другими способами транспортировки и укладки бетонной смеси.
По способу установки различают стационарный бетононасосы, устанавливаемые на довольно большой срок работы, и передвижные автобетононасосы, устанавливаемые па шасси автомашин и прицепов.
Бетононасосы различают в основном по принципу действия насосной части машины и распределительных клапанов. Имеются поршневые насосы с механическим и гидравлическим приводами, беспоршневые насосы с механическим приводом.
Современные бетононасосы изготовляют двухцилиндровыми с приводом в движение поршней и клапанов гидроцилиндрами. На рис. 252 представлены схемы рабочих органов таких бетононасосов. Штоки рабочих гидроцилиндров осуществляют возвратно-поступательное движение поршней, засасывающих поочередно бетонную смесь из бункера в транспортный гидроцилиндр и нагнетают ее в бетонопровод. Поршни бетонотранспортных цилиндров движутся во взаимно.
противоположных направлениях, то есть когда один из них всасывает бетонную смесь в цилиндр из бункера, другой поршень тем временем нагнетает ее через поворотную трубу шиберного устройства в бетонопровод. Боковые малые гидроцилиндры со штоками управляют движениями клапанов. Клапанная система бетононасоса БН-80-20 имеет вид патрубка, один конец которого поочередно соединяется с транспортными цилиндрами, а другой находится в шарнирном соединении с бетонопроводом. Клапанная система бетононасоса Вартингтон имеет вид перекидного изогнутого патрубка, один конец которого шарнирно соединен с бетонопроводом, а другой конец вспомогательным гидроцилиндром, штоком и рычагом перемещается при нагнетании смеси то к одному цилиндру, то к другому.
В беспоршневом бетононасосе бетон выдавливается из дугообразного нейлонового рукава при непрерывном вращении ротора с двумя обрезиненными роликами, прижимающими его к стенке корпуса. Один конец рукава соединен с бункером смеси, а другой с бетонопроводом. Бетонная смесь вбункере непрерывно перемешивается вращающимися лопастями.
Автобетононасос БН-80-20 (рис. 253) смонтирован па шасси автомобиля КрАЗ-257 или КамАЗ, с бетонопроводом на поворотной стреле, обеспечивающей высоту подачи 20, 25 и 31 м. Поворотная стрела может менять положение в пространстве, увеличивая или уменьшая вылет и высоту подъема выходного рукава, а также поворачиваться на 360°. Такое устройство значительно улучшает технологические возможности установки, обеспечивая быстрое перемещение выходного конца бетонопровода в пространстве от одного места укладки бетонной смеси к другому и быстрое перемещение автобетононасоса от одного объекта к другому.
Бетононасосами узел (рис. 254) автобетононасоса БН-80-20 двухцилиндровый с электрогидравлическим управлением, обеспечивающим четырехступенчатое регулирование. Управление может быть непосредственным или дистанционным с выносного пульта.
Рабочие гидроцилиндры 11 и бетонотранспортные цилиндры 7 расположены друг за другом, их поршни связаны между собой общими штоками, которые проходят через блок управления. На штоках рабочих гидроцилиндров имеются кулачки, которые при крайних положениях поршней воздействуют на импульсные клапаны блока управления и дают команду на реверс поршней цилиндров и поворота патрубка шиберного устройства, соединяющего цилиндры с бетонопроводом.