При укладке грунта в земляное сооружение (насыпи, дамбы, плотины) необходимо его уплотнять во избежание самопроизвольного или под действием внешних сил изменения геометрической формы с разрушениями и просадками. Уплотнение грунта также необходимо при возведении сооружении на просадочных грунтах для увеличения несущей способности этих грунтов. При строительстве каналов и водохранилищ уплотняют поверхность их дна и откосов для уменьшения фильтрующей способности грунтов и уменьшения утечки содержимого хранилищ.
Физическая сущность уплотнения заключается в увеличении его плотности за счет принудительного изменения взаимного расположения частиц и соответствующего уменьшения объема.
Способ уплотнения грунтов зависит от свойства грунта: связности, влажности, гранулометрического состава, а также от требуемой степени уплотнения и толщины слоев уплотняемой отсыпки. Различают три способа уплотнения грунтов: укатывание, вибрация и трамбование.
По принципу действия машины для уплотнения грунта разделяются на статического и ударного действия и вибрационные. Но способу передвижения грунтоуплотняющие машины делятся на прицепные исамоходные.
Катки
К уплотняющим машинам статического действия относят прицепные, полуприцепные и самоходные катки, которые применяют для послойного уплотнения связных и комковых грунтов. Прицепные катки могут быть с металлическими гладкими решетчатыми, кулачковыми вальцами, а также прицепные и пневмоколесные.
Кулачковый каток (рис. 195) представляет собой полый стальной барабан (валец) 1, по наружной поверхности которого закреплено большое число выступающих кулачкой 2 специальной формы. Внутренний объем пальца заполняется для увеличения массы балластом через люк 5. Барабан охватывается прямоугольной рамой с дышлом и сцепным устройством для соединения с тягачом. На раме укрепляют скребок—нож, счищающий избыток налипающего грунта.
|
Тяжелые прицепные кулачковые катки изготовляют с двумя дышлами для работы на насыпях челночным способом с пересцепкой тягача в конце загона. В этом случае необходимость в устройстве съездов с насыпи для разворота катка и холостые ходы отпадают. Основным параметром катков является их масса, а также размеры барабан, число, формы и размеры кулачков (табл. 36).
Решетчатый каток представляет собой барабан, цилиндрическая поверхность которого образована решеткой из круглой прутковой стали диаметром 35...40 мм. Массу катка увеличивают загрузкой балластом до 25...30 т. Решетчатые катки могут быть прицепными и самоходными.
Пневмоколесные катки уплотняют грунт рабочим органом, состоящим из смонтированных в один ряд на одной или двух осях колес с пневмошинами, пригруженными балластом.
По способу передвижения пневмокатки делятся на прицепные, полуприцепные и самоходные. По способу передачи нагрузки на шину разделяются на секционные, у которых каждое колесо нагружается собственным балластным ящиком, имеющим свободное перемещение вместе с колесом по вертикали, и на обычные, имеющие общий балластный ящик.
Катки вибрационные прицепные применяют для уплотнения различных грунтов на глубину 0,6...1,2 м.
|
Катки самоходные выпускают с гладкими вальцами и на пневматических шинах и применяют для завершающего уплотнения грунта всех дорог и площадей, гравийных, щебеночных и асфальтобетонных покрытий дорог. Катки с гладкими вальцами выпускаются с двумя или тремя вальцами.
Каток ДУ-8В (рис. 197) тяжелого типа с гладкими вальцами состоит из корпуса, переднего 1 и заднего 9 вальцов, двигателя и системы гидромеханической передачи. Двигатель установлен в полости корпуса поперек продольной оси машины. Гидромеханическая передача от двигателя к заднему ведущему вальцу состоит из гидротрансформатора, коробки передач с реверсивным механизмом, карданного вала и двухступенчатого редуктора.
Передний валец установлен в опорах корпуса с помощью П-образной обхватывающей вилки 2. Для облегчения поворота он разделен на две одинаковые секции, сидящие на общей оси и имеющие возможность поворота относительно нее независимо один от другого. Поворот переднего вальца осуществляется гидроцилиндром двойного действия и рычага, связанного с вертикальной осью вилки.
Самоходные виброкатки разделяются на одно-, двух-, трехвальцовые. Наибольшее распространение имеют двухвальцовые катки с одним ведущим и одним ведомым вальцами. Вибратор встроен в ведущий валец. Рама агрегата и рабочее место водителя изолированы от вибрирующего валка амортизаторами.
Трамбующие машины
рамбующие машины уплотняют грунт ударами (трамбованием) свободно падающих грузов или принудительным опусканием рабочего органа машины, а также вибрацией, приложенной к массе рабочего органа машины, контактирующего с грунтом.
|
Трамбующие машины применяют для уплотнения связных грунтов, отсыпаемых слоями значительной толщины (1...1,5 м), а также для уплотнения просадочных естественных с ненарушенной структурой грунтов, для увеличения их несущей способности и уплотнения поверхностей дна и откосов водоводных и оросительных каналов в целях уменьшения фильтрации воды.
Простейшим трамбующим устройством является плита массой 1...4 т, подвешиваемая на канатах к стреле экскаватора, поднимаемая лебедкой экскаватора или трубоукладчика и свободно падающая на грунт при включении сцепной муфты барабана лебедки.
С помощью такого устройства достигают уплотнения грунта па глубину до 2 м при нескольких ударах плиты по одному месту. Производительность трамбующей плиты 80... 120 м3/ч.
Специальная трамбующая машина ДУ-12В со свободно падающими грузами (рис. 199) смонтирована на базе гусеничного трактора. Рабочий орган машины состоит из двух трамбующих плит 5 массой по 1550 кг, перемещающихся по направляющим штангам 6. Плиты подвешены на канатах, свободные концы которых закреплены на блоках полиспастного механизма. Направляющие блоки канатного полиспаста расположены на конструкции, состоящей из передних стоек, задних стоек и стяжек. Входной вал редуктора соединен с коленчатым валом двигателя трактора фрикционной муфтой и промежуточным салом. На выводном валу редуктора закреплен кривошипный механизм, который, воздействуя на подвижную обойму блоков полиспаста, поднимает на высоту 1,1 м и сбрасывает трамбующие
плиты.
Для уменьшения скорости перемещения машины предусмотрен ходоуменьшитель. Число ударов плиты 12...18 в 3 мин. Ширина уплотняемой полосы составляет 2400 мм. Глубина уплотнения до 1,2 м. Производительность машины около 450 м3/ч.
Трамбующие вибрационные плиты в строительстве применяют для уплотнения грунтов в стесненных условиях и при небольших объемах работ.
Рабочий орган виброплиты (рис. 200) представляет собой металлический поддон с установленными на нем одним или двумя вибраторами направленного действия. При работе вибраторов происходит уплотнение грунта и одновременное самостоятельное перемещение виброплиты в заданном направлении. Перемещение плиты достигается соответствующей установкой дебалансов вибраторов. Суммарная возбуждающая сила является результирующей центробежных сил противоположно вращающихся пар дебалансов. При направлении силы строго вертикально машина вибрирует на месте (см. рис. 200, б), а при направлении силы под углом к вертикали машины — перемещается по грунту вперед или назад под воздействием горизонтальной составляющей возбуждающей силы. Управление перемещением плиты в заданном направлении обеспечивается рабочим с помощью рукояти, прикрепленной к корпусу машины. Привод к вибратору осуществляется электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания.