https://yadi.sk/i/JQh1FILQOOQv3Q




Музыкальное искусство

Класс

Г.

 

Тема «Можем ли мы услышать живопись?»
Цель: привести к осознанию многогранных связях живописи и музыки.

Данная презентация используется, как изобразительный ряд на протяжении всего урока.

https://yadi.sk/i/JQh1FILQOOQv3Q

1 слайд. Тема четверти.

Продолжение разговора по теме четверти, о возможности услышать музыку, о возможных звуковых ассоциациях, которые вызывают у нас произведения изобразительного искусства.

2 слайд. Эпиграф, посвященный взаимосвязи музыки и живописи.

3 слайд. Рассказ о творчестве В.А.Гартмана.

4, 5, 6 слайды. Работы В.А.Гартмана. Ученикам предлагается выступить в роли композиторов и рассказать (кто сможет спеть или сыграть) какая музыка могла бы звучать, иллюстрируя и передавая замысел этих работ.


7слайд. Рассказ о М.П.Мусоргском. О создании сюиты «Картинки с выставки».

 

Цикл «Картинки с выставки», состоящий из 10 музыкальных зарисовок и интермедии «Прогулка», был создан русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским в период с 2 по 22 июня 1874, однако идея его создания возникла раньше – весной того же года.В этот период композитор посетил выставку работ, посвященную творчеству талантливого архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана. На ней было представлено более 400 произведений, среди которых были как знаменитые творения автора, так и небольшие зарисовки, часть из которых и вдохновила композитора на создание цикла.

Говоря об истории написания «Картинок с выставки», нельзя не упомянуть и о том, что при жизни В.А. Гартман был дружен с М.П. Мусоргским, и смерть товарища и творца близкого к идеям «Могучей кучки», стала серьезным ударом для композитора.

Описание произведений

«Картинки с выставки» открывает интермедия «Прогулка », по задумке автора эта пьеса изображает композитора, ходящего по выставке картин, она несколько раз повторяется в течение цикла.

Зарисовка «Гном » исполняется в тональности ми-бемоль минор, ее отличает динамика, ломанность линий, смена моментов напряжения и спокойствия. Эскиз Гартмана, послуживший основой для этой мелодии, не сохранился, однако известно, что на нем была изображена елочная игрушка-щелкунчик.

Медленная, поэтичная, глубокая мелодия пьесы «Старый замок » в тональности соль-диез минор, напоминающая живое пение под аккомпанемент старинного инструмента, приглашает нас на прогулку по итальянскому замку, изображенного на акварели художника. В каталоге выставки эта картина Гартмана не значилась.

На смену «Старому замку» приходит легкая, солнечная, подвижная, светлая мелодия «Тюильрийского сада » в тональности си мажор. К середине она становиться более спокойной, как будто среди играющих ребят появляются няни. Завершается композиция смешиванием двух тем. По воспоминаниям соратников художника на рисунке был изображен дворец Тюльири, наполненный гуляющими детьми.

«Скот » - это мрачная, тяжелая мелодия, передающая медленный ход повозки, запряженной волами, в ее музыкальную канву вплетены славянские народные напевы. Зарисовка ярко рисует музыкальными средствами безрадостную жизнь простого народа, исполняется в тональности соль-диез минор.

В основе пьесы «Балет невылупившихся птенцов » лежат эскизы к костюмам, которые Гартман разрабатывал для постановки в Большом театре. Пьеса написана в тональности фа мажор, это легкая, чрезвычайно динамичная мелодия, изображающая смешной, хаотичный танец, который к концу произведения становится более упорядоченным.

Музыкальный этюд «Два еврея, богатый и бедный » основан на рисунках, подаренных композитору Гартманом. Композиция лежит в тональности си-бемоль минор, она напоминает живой разговор двух персонажей, один из которых изображен с помощью тяжеловесных, уверенных звуков, дополненных цыганской гаммой, а другой – тонких, жалобных мелодий.

Следующая шумная и динамичная, суетливая и легкая пьеса «Лимож. Рынок » исполняется в тональности ми-бемоль мажор, она ярко передает атмосферу наполненного сплетнями и гомоном рынка, жизнь которого, замерев на секунду, возобновляется вновь. О рисунке, вдохновившем композитора почти ничего не известно.

«Катакомбы. С мертвыми на мертвом языке » – медленное, мрачное произведение, холод и таинственность которого еще острее воспринимаются после легкости предыдущей композиции. Безжизненные, то резкие, то тихие однозвучия повисают в тишине подземелья. Эта пьеса посвящена картине «Парижские катакомбы».

Композиция «Баба-Яга » - это динамичная, выразительная пьеса, полностью оправдывает свое название. Иногда она наполняется неистовством полных аккордов, иногда становится тревожной и неустойчивой, пьесу отличают диссонансы и неравномерные акценты. В ее основе лежит эскиз, изображающий часы в форме жилища мифического персонажа.

Завершает цикл мощный, медленный ритм с крупными длительностями пьесы «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве ». Это громкая торжественная музыка, основанная на русских народных мотивах, сменяющаяся тихой мелодией. Завершается она искусно воссозданным с помощью фортепиано колокольным звоном и кодой. Пьеса посвящена эскизу архитектурных ворот в Киеве, разработанному Гартманом.

 

8 слайд. Определение «сюита».
9 слайд. Предлагается послушать, как же композитор «услышал» работы В.А.Гартмана, но не называть какой отрывок к какой работе, а дать ученикам самим распределить отрывки к иллюстрациям.

10 слайд. На этом уроке разучиваем «Песню о картинах» Геннадия Гладкова.

 

Слова А. Кушнера

Музыка Гр. Гладкова

 

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная лавина,

Или поле и шалаш —

Обязательно картина

Называется — пейзаж.

 

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу—

Знай, что это — натюрморт.

 

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, —

Обязательно картина

Называется — БУФЕТ!

Не БУФЕТ - ПОРТРЕТ!!!

 

Ссылка на песню: https://www.youtube.com/watch?v=QKwMcbQDhnU

 

11 слайд. Подводим итог. Опираясь на пройденный материал на уроке, отвечаем на вопрос: «Так можем ли мы услышать живопись?»

 

Д/з: Подготовить сообщение об М.П.Мусоргском (прислать можно фото своего сообщения, либо мне на страничку в ВК).

Используемые источники:

https://ru.wikipedia.org

https://ggladkov.taba.ru/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: