Подача горячих напитков
чай |
лимон |
сахар (2 кусочка) |
чайная ложечка |
салфетка |
Рисунок 1. сервировка чайной пары |
К кофе или чаю, официант предлагает молоко (подогретое или охлажденное – уточните пожелание Гостя), а также лимон. Молоко подается отдельно в молочнике. Лимон подается на блюдце вместе с чашкой.
Когда ставите чашку с чаем или кофе помните о том, что чашка ставится с правой стороны от Гостя под руку, так чтобы Гостю было удобно чашку брать, ложечка кладется справа от чашки, ручки чашки и ложечки должны быть параллельны. На блюдце кладется треугольником салфетка, на салфетку ставится чашка. Лимон кладется на чайную ложечку, сахар (2 кусочка) на блюдце слева от чашки, пакетик чая - сверху слева. Чайная пара ставиться так чтобы ручка чашки и ложечки были параллельны друг другу, и смотрели на «полпятого» (см. рис. 1). Это позволяет Гостю взять чашку или ложечку без лишних хлопот, что благотворно скажется на его настроении.
|
Если Гость заказывает чайничек чая, помните, что и фарфоровый чайник, и чашка подаются на салфетках, и на блюдцах, сахар (4 кусочка).
Если 1 Гость заказал чайничек, то 4 кусочка сахара кладем ему на блюдце чашки, если чайник чая заказали 2 Гостей, то каждому на чашку кладем по 2 кусочка сахара. Сахара кладем на блюдце слева от чашки, чайная ложка кладется на блюдце справа от чашки, ручки чашки и ложечки должны быть параллельны друг другу. Лимон кладется на чайную ложку
Подача блюд.
При подаче всех блюд следует соблюдать общие правила:
· Все блюда и напитки, подаются с правой стороны от Гостя правой рукой. Если нет возможности поставить блюдо с правой стороны, его ставят с левой стороны левой рукой.
· Пустая и использованная посуда и приборы убираются (с разрешения Гостя) с левой стороны левой рукой и ставятся на поднос, который официант держит на правой руке. Если нет возможности убрать посуду или приборы слева, то они убираются справа правой рукой, при этом поднос держится на левой руке.
|
· Обслуживание (подача меню, прием заказа, подача блюд и напитков и т. д.) всегда начинается с женщин. Если за столом несколько женщин, то обслуживание начинается со старшей из них по возрасту. Если за столом несколько мужчин, то обслуживание начинается со старшего из них. Исключение составляет случай, когда за столом маленькие дети. В этом случае обслуживание начинается с них. Хозяин стола всегда обслуживается последним.
· Столовые приборы нужно приносить завернутые в салфетки, кроме ложек, которые кладутся непосредственно на подстановочную тарелку. Брать столовые приборы можно только двумя пальцами за край ручки.
· Все блюда из каждой новой перемены блюд необходимо приносить одновременно. Если Гостей много и трудно принести все блюда одновременно, то необходимо попросить помочь стажера официанта или официанта, который свободен в данный момент. Старайтесь делать интервал между подачей как можно меньше, помните, что необходимо соблюдать обычный порядок обслуживания (сначала обслуживаются дети, потом женщины, в последнюю очередь хозяин стола).
· Если подача блюд на кухне задерживается, официанту следует подойти к Гостям, извиниться и уточнить время, когда будет подано заказанное блюдо (каждый официант должен знать время приготовления блюд). Официант должен показать, что он помнит о Гостях и их заказ будет выполнен так быстро, как только это будет возможно. Официанту необходимо попытаться заполнить образовавшуюся паузу, возможно - предложить дополнительный напиток.
|
· Вся посуда ставится и убирается со стола так, чтобы не беспокоить Гостей.
· Кроме того, необходимо постоянно следить за столом, где сидят Гости: своевременно убирать грязную посуду, менять пепельницу, не допускать, чтобы на столе находились пустые бокалы, постоянно предлагать новые напитки. Убирается посуда и меняются пепельницы только с РАЗРЕШЕНИЯ Гостей (например: «Разрешите я уберу пустую посуду».) Т.к. слово «грязный» может вызвать недовольство Гостя и закономерный вопрос: «Вы мне принесли грязную посуду? Или я ее замарал?», то, убирая посуду, избегайте слова «грязная», замените на «пустая, лишняя» и проч.
Гость
ХЛЕБ
Напиток
Приборы
Салфетка (подложка)
Гарнир
Кусок мяса (рыбы)
Правила подачи тарелок
При подаче тарелок мы сокращаем до минимума соприкосновение наших пальцев с внутренними краями тарелки. Мы можем трогать только внешнюю (тыльную, нижнюю) сторону тарелки, а также придерживать ее за бортик. Иначе мы рискуем оставить следы
ü пальцев на тарелке, размазать соус и проч. А Гость имеет полное право отказаться кушать это блюдо из соображений гигиенической безопасности.
ü При подаче основных горячих блюд, в которых есть кусок мяса или рыбы, мы ставим тарелку мясом (рыбой) к Гостю.
ü При подаче используем «правило руки», а ставя блюдо на стол проговариваем его название и желаем приятного аппетита (например: «Пожалуйста, Ваш салат «Цезарь», приятного аппетита»).
Подача хлеба
После того как поданы все напитки, сразу же приносится хлеб.
Хлеб подается к салатам, закускам, супам, горячим блюдам. Хлеб подается в корзинке с салфеткой.
Хлеб на несколько человек, ставят в центр стола. Хлеб для одного Гостя ставят слева от него. Количество хлеба, подаваемого на стол, определяется, количеством Гостей, сидящих за столом: нужно приносить по два кусочка хлеба на каждого Гостя, предварительно уточнив: «Какой хлеб вы предпочитаете? Серый или белый?». В течение всего времени обслуживания официант, по желанию Гостей, добавляет хлеб.
Подача супа
Суп подается в специальной чашке для супа, который ставится на подстановочную тарелку.
На подстановочную тарелку, перед тем как поставить посуду с супом, кладут бумажную салфетку и ложку, так, чтобы ложка лежала на подстановочной тарелке с правой стороны и смотрела на «полпятого».
Пока Гости едят закуски или суп, официант может уточнить у них время подачи горячих основных блюд и, исходя из этого, вовремя заказать их на кухне.