РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ




Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ
1. Задачи реконструкции гражданских зданий:
— обеспечение сохранности основных фондов непроизводственной сферы, предотвращение их преждевременного выхода из эксплуатации и сноса;
— их переустройство с целью частичного или полного изменения функции;
— улучшения их потребительских качеств, повышения комфортности проживания в связи с улучшением застройки городских кварталов, соответствующей возросшим нормативным требованиям жизнедеятельности горожан.
Реконструкция объекта, как правило, является частью общей реконструкции городского района, жилого массива, квартала исторического ядра города, вызванных совершенствованием комплекса социально-бытовых и культурных учреждений города.
2. Реконструкция зданий и сооружений включает в себя ряд мероприятий по переустройству их объемно-планировочного и конструктивного решения:
— перепланировку помещений;
— усиление, частичную разборку или замену конструкций;
— надстройку;
— пристройку;
— улучшение состояния фасадов здания;
— формирование современных интерьеров помещений.
Развитие и совершенствование рыночных отношений в стране вызвало значительный рост объемов капитальных вложений в реконструкцию различных зданий, расположенных в центральных кварталах городов для переустройства их под новые функции, связанные с коммерческой деятельностью населения.
Появление и развитие рынка жилища требует разработки многочисленных проектов реконструкции жилого фонда с целью предоставления огромного разнообразия типов жилища, сдаваемого в аренду или приобретаемого в частную собственность семьями с разным материальным и социальным положением. За последние годы существенно возросли объемы реконструкции многоэтажных жилых зданий, построенных в конце XIX, начале XX веков и нередко являющихся памятниками истории и архитектуры. Реставрация и приспособление таких объектов под новые функции должны проводиться с учетом всех требований и нормативов по охране архитектурного наследия. Очень остро стоит проблема реконструкции жилого фонда, построенного в середине XX века и в послевоенное время. Еще много жилых домов эксплуатируется в условиях коммунального заселения, не соответствующего современным социальным и санитарно-гигиеническим нормам проживания. Часть такого жилого фонда размещена в довольно крепких зданиях, не требующих капитального ремонта, но не удовлетворяющих моральным требованиям эксплуатации. Здесь основной задачей реконструкции является расселение жильцов и создание комфортных условий для посемейного заселения, повышение комфорта проживания путем установки современного инженерного оборудования как в отдельной жилой ячейке, так и во всем доме.
В целом, реконструкция должна носить комплексных характер с учетом требований по перспективному развитию всего города, отдельного квартала и объекта. Недоучет каких-либо градостроительных, функциональных, социально-демографических или инженерно-конструктивных требований может привести к тому, что реконструируемый объект быстро выйдет из строя и его нельзя будет подвергнуть дальнейшему совершенству, и в итоге он будет подлежать сносу. Реконструкция зданий почти всегда связана с восстановлением эксплуатационных показателей и усилением несущих конструкций остова. Чтобы правильно выполнить проект реконструкции несущих элементов здания, необходимо проводить очень тщательное обследование технического состояния всех деталей и узлов конструктивного решения оснований и фундаментов, стен и перекрытий, покрытий и кровель сооружения, а также работу всех инженерных систем. Данное обследование требует выполнения правил техники безопасности. Выявленные дефекты в работе различных конструктивных элементов позволяют определить индивидуальные подходы в решении проблем их усиления и разработки новых конструктивных решений.
За последние годы в практике работы строительных организаций, проектных мастерских, научно-исследовательских институтов и вузов накоплен значительный опыт проведения реконструкции различных гражданских объектов. Выпущено большое количество инструктивных и рекомендательных документов, учебников и пособий.
Содержанием настоящего пособия является обобщение современного опыта проектирования реконструкции различных типов зданий, который необходимо знать студентам при разработке курсовых и дипломных проектов.
3 Физический и моральный износ гражданских зданий
В настоящее время в стране существует отлаженная и технически обоснованная система по нормативному обслуживанию зданий и сооружений гражданского назначения, связанная с определенными сроками эксплуатации, соответствующими капитальному и текущему ремонту зданий. Как правило, в процессе капитального ремонта зданий возможно проведение реконструкции его элементов или всего здания в целом. Если у заказчика реконструкции здания имеются достаточные финансовые средства на отселение жильцов дома, а также временное, а в ряде случаев постоянное вынесение функций из реконструируемого общественного здания, то запланированные мероприятия по созданию новых функций или повышения комфорта проживания могут быть проведены в любой период эксплуатации здания, не дожидаясь физического или морального износа сооружения. Однако перед разработкой проекта реконструкции здания в нем проводятся обязательные обследования для выяснения технического состояния всех элементов здания. При нормальной. эксплуатации зданий их конструктивные элементы и инженерные системы имеют нормируемый минимальный срок продолжительности эффективной эксплуатации (таблица 1 Приложения).
Физический и моральный износ зданий или сооружений имеет свои, четко определенные в соответствии с ВСН 53-86, определения.
Физический износ зданий и их элементов состоит в утрате ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств под воздействием эксплуатационных нагрузок или сил природы.
Признаками физического износа зданий являются явные нарушения и неисправности основных элементов зданий. Физический износ определяется процентами износа различных элементов здания, которые имеют свое процентное удельное соотношение во всем объеме здания (таблица 2 Приложения). В таблице цифры износа приведены условно, так как в реальной жизни
— потеря устойчивости, прочности, появление недопустимой деформации конструктивного элемента может возникнуть от стихийных или чрезвычайных условий природы или жизнедеятельности людей, которые приведут к разрушению здания. Эти признаки физического износа здания, как правило, можно обнаружить визуально, методом внешнего или внутреннего осмотра.
-Изменение состояния элементов здания, характеризующееся их неисправностью, определяется и фиксируется разными стадиями развития. Каждой такой стадии изменения соответствует определенный процент физического износа.
Физический износ конструкции, элемента или целой системы, имеющих различную степень износа отдельных участков, устанавливают как прямую сумму показателей износа отдельных участков, взвешенных по их отдельному удельному весу в общем объеме соответствующего элемента, конструкции или системы.
Степень износа всего здания определяется сложением степеней износа отдельных его элементов, конструкций или систем, взвешенных по удельному весу их стоимости в общей восстановительной стоимости здания. Если эта стоимость превосходит сумму затрат на снос здания и нового строительства такого же объема здания на этом участке и, в свою очередь, здание не является памятником истории и архитектуры, то здание подлежит разборке и сносу, то есть проведение его реконструкции нецелесообразно.
Моральный износ жилых и общественных зданий или сооружений — очень тонкий и порой затруднительный момент оценки состояния здания, хотя нормативно это определяется несоответствием эксплуатационных характеристик здания современным требованиям, которые отражены в нормах строительного проектирования. Однако отклонения от норм могут рассматриваться лишь как признаки морального износа. Они группируются по следующим признакам:
— недостатки планировочного решения;
— несоответствие ограждающих конструкций действующим нормативам по теплозащите помещений от холода или жары;
— несоответствие конструкций внутренних стен и перегородок нормативам звукоизоляции, гидроизоляции и другим требованиям комфорта проживания или эксплуатации;
— отсутствие или недостаточное количество, а также качество инженерных систем или отдельных видов инженерного благоустройства.
Однако это лишь часть недостатков, приносящих моральный ущерб проживающим или работающим людям. Очень важно оценить моральный износ здания комплексно. При этом учитывается состояние интерьеров помещений, архитектурно-художественное решение фасадов здания, этажность, • силуэт объекта, его композиционное построение с оценкой значимости в окружающей застройке.
Как правило, нормативный моральный износ здания может быть устранен в процессе текущих и капитальных ремонтов. Муниципальное жилище подвергается процессу устранения морального износа лишь в том случае, когда затраты материальных средств на его устранение гораздо ниже тех прибылей, которые может получить муниципалитет (администрация города или района) после улучшения состояния здания (сдача в аренду или продажа недвижимости за большую сумму финансовых поступлений). При этом количественная оценка морального износа здания требуется для обоснования проведения текущего или капитального ремонта с процессом реконструкции, улучшающей облик, планировку и инженерное оснащение здания.
На примере расчета технико-экономических показателей морального износа жилых зданий, имеющих различные дефекты планировки или отсутствие элементов инженерного благоустройства, показан метод определения затрат на устранение того или иного признака в процентах к восстановительной стоимости здания. Рассчитанные показатели сводятся в форму, приведенную в таблице 3 Приложения.
Если коснуться проблемы морального износа общественных зданий, то пришлось бы написать не менее 14 томов книг по каждой видовой группе, в состав которых входит более двух тысяч типов зданий, функции которых все время меняются в зависимости от изменения социально-экономических отношений в стране. Одни функции исчезают, естественно здание морально уничтожается, хотя еще будет физически стоять века, а другие функции расцветают новым блеском, заполняя его пустые объемы. Но для их полной жизнедеятельности надо проводить очень серьезную реконструкцию общественных зданий. При. этом за период активной физической жизни общественные здания нередко меняют по три-четыре новых функций.
В процессе современного архитектурного проектирования ряд специалистов заранее предопределяет возможность изменения функции создаваемого объекта и поэтому закладывает как планировочные, так и композиционные возможности этих метаморфоз без производства в дальнейшем активной реконструкции и замены конструкций. Применение большепролетных конструкций перекрытий и покрытий общественных зданий дает возможность развернуть новую функцию с помощью трансформации пространства за счет передвижных стен, перегородок и даже перекрытий.
Таким образом, можно сделать заключение, что моральный износ зданий является более частой причиной проведения реконструкции гражданских зданий, чем их физический износ.
Различная степень физического износа зданий и отдельных его конструкций, а также инженерных систем является причиной проведения текущих и капитальных ремонтов. Периодичность проведения данных мероприятий устанавливается в соответствии с нормативами по эксплуатации зданий в стандартных природно-климатических условиях. Однако резкое изменение этих условий приводит в внеплановым текущим и капитальным ремонтам.
Перечень основных работ по текущему и капитальному ремонту зданий сведен в таблицу 4 Приложения. Классификация жилых зданий по совокупности признаков и морального физического износа приведена в таблице 5 Приложения.
4. Характерные особенности состояния жилого фонда и задачи по его улучшению
Разработка планов и проектов проведения реконструкции жилого фонда в стране невозможна без учета состояния различных типов жилых зданий, построенных в период с XIX по XX век. Специалисты считают, что реконструкции могут быть подвергнуты жилые дома, возведенные лишь после 1917 года. Здания, построенные до революции, многие считают лишь памятниками архитектуры, которые нельзя реконструировать. Автор присоединяется к той части архитекторов и строителей, которые считают возможным продление жизни памятникам за счет организации в них нормальных, комфортных условий для жизнедеятельности и работы состоятельных людей. Эксплуатация данных зданий принесет финансовые потоки для проведения мероприятий, устраняющих физический и моральный износ остального жилого фонда.
В целом жилой фонд можно классифицировать по следующим признакам:
— период постройки (начало XIX века, середина XIX века, конец XIX века, начало XX века, 1920-1954 гг., 1955-1964 гг., 1965-1985 гг., 1986-2000 гг.);
— материал несущих стен (кирпичные, из естественного камня, из крупных блоков, из пустотелых блоков, из крупных панелей, из монолитного бетона);
— тип перекрытий (деревянные – балочные, по стальным балкам с деревянными накатами, по стальным балкам с ж/б плитами, по стальным балкам с монолитными сводами, кирпичные или бетонные своды, монолитные ж/б, с ж/б вкладышами,…);
— вид перегородок (дощатые, деревянные щитовые, кирпичные, из мелкоразмерных плит, из гипсокартонных листов по каркасу).
5. Потребности города в реконструкции гражданских зданий
В современной структуре городов планировочные элементы принято понимать как оптимальное сочетание жилых, обслуживающих, промышленных и социально-культурных функций, объединенных в производственно-селитебные районы. Такому объединению способствует изменение сущности трудовых процессов, происходящих в современном обществе. Индустрия постепенно переходит на рельсы автоматизации и компьютеризации производственных циклов, поэтому доля населения, занятого чисто физическим трудом, резко падает. Увеличивается число людей, занятых в сфере обслуживания. В целом происходит интеллектуализация общества, которая дает новое состояние всей сфере занятости населения, называемое информационной цивилизацией. В связи с этим появляется необходимость в создании новых мест для приложения труда, но не в промышленных районах, а в системе центральных кварталов, где сосредоточены общественные здания. При этом данные производства безопасны, экологически чисты, не создают шумов и выбросов, поэтому они размещаются в жилых зонах. Так постепенно жилые районы становятся многофункциональными образованиями городов.
Рассмотрим центр города. По существу, это место активного приложения труда административных работников, ученых, преподавателей, работников торговли, транспорта и сферы культурно-бытового обслуживания. В исторических кварталах центра города пока здесь много жилых домов. Такое положение создает определенные трудности для проживания горожан, особенно и вечерние часы, когда молодежь из спальных районов вторгается в привлекательный центр, сияющий огнями реклам, зовущий в кафе, развлекательные учреждения и центральные парки. В целом территория центра города также многофункциональна, и это создает определенные трудности в его реконструкции. Hoвые тенденции развития общества, вызывающие изменение назначения и создание многофункциональных комплексов, безусловно, влекут за собой трансформацию как старых, так и новых районов города. При этом мероприятия по реконструкции кварталов не могут обойтись без сноса и реконструкции старых зданий, а также строительства новых жилых и общественных зданий. Эти мероприятия, конечно, вступают в противоречие с магистральным направлением на сохранение исторической застройки городов. Как уже отмечалось ранее, существуют приемы развития исторической застройки по вертикали, вверх над домами и мод землю. Это направление во всех странах мира считается перспективным, так как смягчает остроту рассматриваемой проблемы.
Как жилые, так и общественные здания, безусловно, требуют своей реконструкции, но в современных условиях мы видим, что наиболее часто приходится реконструировать, особенно в центральных районах городов, оба типа зданий, приспосабливая их к новым общественным функциям. Практически все первые и вторые этажи жилых зданий в центре города уже заняты общественными функциями. Однако внутри кварталов еще остаются так называемые «шанхаи», где нет никакой системы благоустройства и очень много жилых зданий обстроено легковоспламеняющимися пристройками хозяйственного назначения и гаражами. Огромное количество старых жилых зданий имеет внутренние дворы-колодцы, в которые не могут при пожаре проехать машины. Плотность жилого фонда очень мала, и в ряде случаев даже санузлы размещаются во дворах, а воду жильцы набирают из дворовых колонок. При этом рядом с такими кварталами размещаются театры, развлекательные центры, фешенебельные гостиницы и рестораны. И нельзя сказать, что архитектурная общественность не замечает этого, отнюдь, уже разработаны сотни проектов реконструкции центральных кварталов, а дело не движется. Суть всего происходящего кроется в том, что еще не составлены кадастры, определяющие цену различным территориям города. И не столько ценность исторических кварталов задерживает их реконструкцию, а именно цена на землю. Сколько за нее надо платить, что выгодно на ней построить, какую прибыль даст реконструкция зданий. На самом деле реставрация архитектурного наследия стоит очень больших денег. Безусловно, всем понятно, что легче снести старые дома и поставить в центре города громадную гостиницу с прекрасными номерами и современным обслуживанием. Это даст, при огромном дефиците гостиничных мест, колоссальные прибыли, но многие проекты таких зданий давно лежат на полках и, наверное, не дождутся своего воплощения в жизнь. А ведь центр города столь привлекателен для туристов из разных стран мира. Здесь должно быть много музеев, выставок, ресторанов, баров, театров, варьете, казино и других развлекательных и оздоровительных учреждений. Но увы, только бесконечная вереница магазинов и банков, кафе и клубов заполонила центральные улицы исторических городов.
Конечно, сеть образовательных и медицинских учреждений постоянно требует своего совершенствования. Без расширения и улучшения различных функций система обслуживания населения будет давать сбои. Только комплексные проекты реконструкции локальных территорий создадут условия для разработки проектов реконструкции отдельного объекта. Другого пути нет, так как можно испортить все, что на протяжении веков создавалось в городе. Без прошлого нет настоящего. И это истина!
Мировая практика реконструкции гражданских зданий имеет два типа выработки решения выхода из компромисса: европейский и американский.
— В Европе как более древней и консервативной части мира уклон делают в сторону социального централизованного финансирования за счет налогоплательщиков, участвующих в сфере реконструкции и улучшения состояния городов. Народу так спокойнее: отдал деньги — и спрашивай с муниципалитета за дела в городе.
— Согласно американской школе реконструкции городов, приоритет отдается жесткости закона, который ограничивает право купли, продажи или перепродажи участков городской земли, которые имеют каждый свою цену. если они используются не по значению, определенному в кадастре, то у арендатора земельный участок отбирается и выставляется на торги. При этом процесс эксплуатации участка находится под строгим контролем учреждений местного самоуправления и населения района, определившего назначение функции данной территории.
Итак:
Реконструкция жилых кварталов исторических городов должна преследовать четыре цели:
— оздоровление здании и жилой среды;
— социальное переустройство кварталов;
— перепланировка квартир и зданий с улучшением комфортности проживания и культурно-бытового обслуживания;
— реставрация или обновление внешнего облика исторических зданий; благоустройство внутриквартальных территорий.
Пример проекта реконструкции квартала в центре города проведен на очень важным аспектом при реконструкции городов становится вопрос пропуска огромных потоков транспорта через территорию очень тесных кварталов исторической застройки.
— жилые здания, подлежащие реконструкции
— здания, подлежащие сносу _ общественные здания _ жилые здания, не подлежащие реконструкции

‘— жилые здания после реконструкции ЦЦ — здания, не подлежавшие реконструкции
— здания, предлагаемые к возведению

6. Проблемы реконструкции транспортных артерий и освоение подземного пространства городов
Проблемы реконструкции сети дорог в исторических городах очень велики и порой не разрешимы традиционными методами. Это связано с тем, что транспортные артерии являются очень устойчивой структурой генплана любого города, образуя его скелет.
Улицы и дороги являются важнейшей частью всего городского хозяйства, так как:
— служат для пропуска транспортных потоков,
— организации стока ливневых вод,
— прокладки подземных коммуникаций,
— размещения части зеленых насаждений.
С увеличением числа жителей в городах происходит наращивание мощности транспортных потоков, перевозящих людей по территории городских районов. Если раньше расширение дорог и улиц происходило за счет сужения ширины тротуаров, то в настоящее время этой возможности нет. В ряде городов муниципалитеты идут на непопулярные меры и убирают с территории основных магистралей трамвайные линии. Но и эти мероприятия не дают возможности устранения дорожных пробок на основных направлениях транспортных потоков. После 1991 года количество автомобилей на душу населения возросло в 18 раз, и это состояние резко обострило как экологическое положение, так и проблему пропуска транспорта и организацию его стоянок.
В крупных и крупнейших городах, где интенсивность транспортных потоков обостряется вливанием в поток иногородних транспортных средств, решение рассматриваемых проблем может вестись только на высочайшем научном уровне с созданием комплексного плана реконструкции транспортных артерий. Под руководством ученых ЦНИИП градостроительства для ряда крупнейших городов уже разрабатываются схемы реконструкции сети улиц и дорог для пропуска всех видов транспорта. В городах, где невозможно устройство линий метрополитена, проектируются воздушные и надземные эстакады монорельсовых дорог.
6.1. Теперь в городах создаются две сети транспорта.
— Одна традиционная, с устройством развязок в разных уровнях для проезда личного автотранспорта, части общественного транспорта и пешеходов.
— Другая сеть, внеуличная, берущая на себя огромную нагрузку по перемещению больших потоков людей к местам приложения труда, отдыха и обслуживания. Эта сеть очень дорогостоящая и в инженерном отношении сложная по устройству и эксплуатации. Но без решения этой проблемы дальнейшая жизнь в городах станет адом. В нее включают:
а) традиционный метрополитен;
б) монорельс;
в) межгородские железные дороги (электрички);
г) скоростной трамвай;
д) фуникулеры; подвесные канатные дороги;
е) водные виды транспорта;
ж) городской воздушный транспорт.
Ученые выдвигают на первый план решение главных задач по реконструкции дорожно-транспортных сетей в структуре города:
— дифференциация дорожной сети по типу транспорта и организации движения (грузовой, легковой, пассажирский, обычные и скоростные линии);
— максимальное сокращение транзитного движения через центр города и его районы;
— равномерное распределение транспортных потоков по всей трассировке улиц города;
— выпрямление основных транспортных магистралей;
— организация удобных связей станций электропоездов, метро, монорельсовых дорог с транспортными узлами, обеспечивающими междугородные перевозки;
— максимальное снижение вредного влияния транспортных выбросов на экологию города.
Решение этих задач связано с огромными капитальными затратами и очень внимательным отношением к сохранению неповторимой красоты центральных районов любого города.
Очень трудоемким и ответственным мероприятием является прокладка кольцевых и объездных скоростных многополосных трасс вокруг города. Также очень важно создание кольца вокруг исторической части города с ограничением съезда с нее в центр города для личного автотранспорта. Проезд посетителей и жителей центральных районов города к ядру исторического центра должен быть организован на экологически чистом общественном транспорте. Доставка продуктов и бытовой техники в магазины должна осуществляться небольшими партиями на экологически чистом транспорте от оптовых складов и терминалов, расположенных по периметру города. Все гаражи и крупные автостоянки необходимо размещать в подземном пространстве за пределами исторического кольца центра. Работники администрации и коммерческих комплексов, пользуясь воздушным транспортом или подвесными канатными дорогами, освобождают центральные улицы для пешеходного движения граждан и туристов, посещающих центр города.
6.2. В целом сеть транспортных артерий городов, начиная с городов с населением более 250 тысяч, рекомендуется дифференцировать на следующие категории:
магистральные дороги — скоростные дороги с расчетной скоростью движения не менее 80 км/ч. Первые дороги связывают между собой города или удаленные друг от друга крупные районы города с аэропортами и зонами массового отдыха населения. Вторая автострада связывает все районы города друг с другом, как правило, обеспечивая движение грузового автотранспорта вне зоны жилых кварталов города.
магистральные улицы;. Так, в состав улиц общегородского значения входят: улицы с непрерывным движением, на которых расчетная скорость движения составляет не менее 100 км/ч и обеспечивает связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах с другими магистральными улицами, городскими и внешними автодорогами. Магистральные улицы с регулируемым движением обеспечивают движение транспорта с расчетной скоростью не менее 80 км/ч, связывая центральное кольцо вокруг исторического ядра города с жилыми, промышленными районами и их центрами, обеспечивая выходы на магистральные улицы и дороги, а также автодороги. Магистральные улицы районного значения подразделяются на: транспортно-пешеходные с расчетной скоростью движения не более 70 км/ч, обеспечивающие транспортную и пешеходную связь между жилыми районами, общественными центрами районов; пешеходно - транспортные улицы с расчетной скоростью движения не более 50 км/ч, обеспечивающие связь в пределах планировочного района.
● улицы и дороги местного значения. являются улицами жилой застройки, где скорость движения не должна превышать 40 км/ч, обеспечивают связь между микрорайонами на территории жилых районов, обеспечивая подъезд к жилым и общественным зданиям. Такие дороги устраивают в местах массового отдыха, лесопарках и парках.
6.3. Сама реконструкция имеет три специфические характеристики:
— реконструкция при невысокой нагрузке магистрали (здесь проводятся локальные мероприятия с целью повышения качества и комфорта пользования магистралью);
-перевод улицы или дороги в более высокую категорию (реконструкция всей магистрали со значительными изменениями);
-значительное напряжение транспорта, требующее создание дублера или строительства новой улицы или дороги.
— К незначительным реконструкционным мероприятиям относятся: расширение дороги за счет тротуаров или зеленых насаждений; отвод тротуара на линию под перекрытие первого этажа; передвижка части зданий; снос зданий в узком квартале; устройство эстакад и подземных тоннелей.
6.4. возможности реконструкции удс:
— Рельсовый транспорт, имеющий большие скорости передвижения, ограждают от окружающей застройки и других транспортных артерий. Как правило, рельсовые дороги прокладывают под землей, над землей, в тоннелях, открытых выемках, на эстакадах. Остановки такого транспорта осуществляются через 2-3 км.
— Для организации необходимых проездов через территорию исторического центра устраиваются подземные тоннели. Для их вентиляции устраиваются специальные продухи и системы очистки воздуха от выбросов газа. На эстакадах делают шумозащитные стенки. С целью сокращения переездов и пересадок в крупнейших городах проектируются объединенные транспортные центры. Вдоль кольцевых объездных дорог создаются оптовые склады и грузовые терминалы, оптовые рынки продовольственных и специализированных товаров по продажи их с машин.
Как правило, короткие тоннели и эстакады создаются на участках пересечения улиц с интенсивными потоками транспорта с организацией движения в два-три уровня. Если окружающая застройка не позволяет выполнить съезды или развязки, то устраивают простой прокол в подземном пространстве, исключая пересечение потоков и устройство светофоров. Эти мероприятия повышают скорость движения транспорта, особенно на кольцевых автотрассах.
— Создание многоуровневых развязок в центрах исторических городов запрещено, и не рекомендуется их устаивать вблизи от жилой застройки. Только на периферии города можно устаивать 3-4-уровневые развязки с левыми и правыми поворотами без снижения скорости по типу «клеверный лист».
Для организации пересечения улиц, с повышенной интенсивностью движения устраиваются подземные переходы. Как показал опыт их эксплуатации, надо на интенсивных потоках движения пешеходов устраивать эскалаторы и движущиеся тротуары, делая с них сходы. Входы в переходы надо перекрывать световыми фонарями, а ширину переходов делать с учетом установки в них ларьков и обеспечения беспрепятственного прохода между ними двумя полосами движения. При этом люди, а особенно старики и дети, уже не будут стремиться перебегать трассу с интенсивным движение ем, подвергая свою жизнь опасности.
Так, постепенно проводя мероприятия по сохранению.исторического наследия на территории центральных кварталов, архитекторы все больше побольше загоняют жителей городов под землю. Ряд людей, посещающих Москву, считает, что они вообще не знают этого города, так как большую часть времени находились под землей, проезжая большие расстояния на метро и проходя к нужному объекту по подземному переходу. Однако не только в наши дни город «уходит» под землю, известно очень много примеров размещения под землей тайных ходов, жилищ, дублеров административных зданий особой важности и оборонительных сооружений. В настоящее время в городе под землей спрятано столько инженерных систем, что, в принципе, куда не воткни лопату — везде есть кабели, трубы, бункеры. Эти сети и инженерное оборудование, конечно, лучше прокладывать в проходных коллекторах: так легче их содержать и ремонтировать и не надо все время копать землю, вскрывать асфальт и портить эстетический вид исторической застройки. Мы не будем говорить о бесконечном числе промышленных, технических, бытовых и складских помещений, которые зарыты под землю. Нас интересуют объекты культурно-зрелищные, торговые и общественного питания, в которые мы можем проникнуть, идя по переходу, соединяющему различные наземные постройки со станциями метро. СНиП «Общественные здания и сооружения» даже рекомендует размещение под землей ряда общественных зданий, в которых не требуется естественное освещение помещений. Это мероприятие сохраняет историческую территорию города, создавая огромные площади для увеличения мест обслуживания населения культурно-бытовыми сооружениями. Данные подземные сооружения уже нельзя назвать зданиями. Очень часто их строительство ведется методом «метростроя», путем прокола технологического отверстия с поверхности земли на территории, свободной от застройки (временно для этого используются парки или скверы), где организуется мини-стройплощадка для поднятия грунта и загрузки оборудования и стройматериалов под землю. Открытый способ строительства ведется очень редко. Если есть возможность, с открытой территории делаются атриумы, которые чаще всего перекрываются фонарями верхнего света, которые освещают узлы пересечения подземных магистралей, образуя подземные площади с естественным освещением.
Под землей в несколько этажей создаются грандиозные стоянки и гаражи для автотранспорта. В целом подземное строительство в десятки раз превышает стоимость возведения наземных сооружений. Особую сложность представляют службы инженерных сетей: водопровод, канализация, вентиляция и вертикальный транспорт. Особое внимание уделяется устройству путей эвакуации посетителей Из подземных пространств. Так, залы с количеством зрителей или посетителей более 50 человек нельзя заглублять более чем на два этажа. Очень часто подземные сооружения соединяют со станциями метро и расположенными над ними торгово-пешеходными молами. В этом случае очень удобно устраивать подъезды к складам в подземной части, освобождая уровень земли для пешеходов. Такие наземно-подземные торговые комплексы имеются во всех исторических городах Европы, США и Канады. Пример такого решения показан на рис. 10. Первый грандиозный подземный торгово-рекреационный комплекс создан на Манежной площади в Москве. Здесь разместились два крупнейших универмага и магазины розничной торговли, рядом с которыми расположены многочисленные кафе, ресторан и бары. Здесь сооружен уникальный археологический музей «Исторический театр». А на уровне земли разбит великолепный сквер с фонтанами и светящимися ночью фонарями, где очень приятно гулять и наслаждаться прелестью башен Кремля, а также всей исторической застройкой, которая осталась в первозданной красоте. В самом нижнем уровне центра разместилась автостоянка на 370 автомашин. «Уже упоминалось ранее, что при реконструкции исторических кварталов возможно создание автостоянок и гаражей только под землей, другого варианта нет. При этом подземные гаражи можно делать многоэтажными с устройством лифтовых шахт для машин, опускаемых на стоянку. В ряде стран эти гаражи работают на полуавтоматическом режиме с помощью роботов. Такое мероприятие освобождает гараж от огромных серпантинов въездов и выездов. Возможно, когда-то наша страна действительно преобразует богатства недр России в огромный экономический потенциал, как это происходит в ряде арабских стран, и сможет вкладывать капиталы в сохранение и преобразование исторических кварталов многих наших городов, радуя будущие поколения красотой, созданной их предками.

ЛЕКЦИЯ 2
БЛАГОУСТРОЙСТВО РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Процесс реконструкции городских территорий направлен не только на создание комфортных условий проживания в квартирах, работы в учреждениях, но и в не меньшей степени для организации современного уровня благоустройства, как в исторических кварталах, так и в новых микрорайонах, где в целом система благоустройства так и не доведена до проектных решений. Поскольку центральные районы являются лицом города, то уровень их благоустройства гораздо выше, чем спальных районов. Хотя это лишь видимая часть айсберга. Только фасадные, парадные части исторических районов блистают красотой. На самом деле внутри кварталов царит разруха, грязь и отсутствие благоустройства. Только в тех кварталах, где с помощью «новых русских» проведена реконструкция, царит комфорт и высочайший уровень благоустройства. По сути дела, такие исторические кварталы превращаются в кондоминиумы с закрытой для горожан территорией, где имеются все условия для отдыха, досуга и обслуживания. Под зданиями устраиваются подземные гаражи, сауны, бильярдные, клубы закрытого ти



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: