УДК 004.55, 378.147, 378.146, 378.14.015.62. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ




УДК 004.55, 378.147, 378.146, 378.14.015.62

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Парамонова В.А.

Государственная организация высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», Донецкая Народная Республика, г. Донецк

Аннотация. В данной статье показано использование ИКТ-технологий для обеспечения как процесса управления в образовательных организациях, так и их применение для обеспечения процесса обучения на примере подготовки инженерных кадров по профилю «Оборудование перерабатывающих и пищевых производств».

Ключевые слова: ИКТ-технологии, учебный процесс, инженерные кадры, дистанционные курсы, электронные базы данных.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF MANAGEMENT IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Paramonova V.A.

State Organization of Higher Professional Education "Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky", Donetsk People's Republic, Donetsk Abstract. This article shows the use of ICT technologies to ensure both the management process in educational organizations and their application to ensure the learning process on the example of training engineering personnel in the «Equipment for processing and food production» profile. Key words: ICT technologies, educational process, engineering personnel, distance learning courses, electronic databases

 

Начиная с 1997 года в обществе стали широко обсуждать вопросы использования ИКТ для повышения качества образования, а с 2008 по 2013 годы данные методы стали внедрять более быстрыми темпами [1]. Одновременно с данными процессами в образовании происходили и другие изменения: существенным изменениям подверглись образовательные стандарты и, соответственно, учебные планы подготовки всех направлений, в результате чего большой объем информации был переведен на самостоятельное изучение студентами. При этом перевод в плоскость самостоятельной подготовки большого объема аудиторных часов резко снизил не только качество усвоения студентами информации, но и уровень ответственности педагогических кадров за результаты своей деятельности. Все чаще стали слышны обвинения в адрес студентов в лености и жалобы на низкий уровень усвоения информации. С точки зрения психологии данные явления являются закономерным, о чем свидетельствует огромное количество публикаций, посвященных данной проблеме. В одной из таких работ было также отмечено, что юноши более склонны к лени, по сравнению с девушками. В качестве основных причин такого поведения отмечены недостаточная положительная мотивация и отсутствие сформированной в детстве хорошей привычки к энергичной, деятельной жизни [2]. Все эти процессы стали происходить на общем фоне растущего количества информации в профессиональной сфере, среди которой большие объемы занимают так называемые «шумы», которые массово тиражируют уже имеющиеся данные, а также на фоне резкого увеличения документооборота в образовательных организациях.

Все это послужило серьезным толчком к изменению способов и методов преподавания и ведения документации в вузах, поскольку перед современными научно-педагогическими кадрами остро возникла проблема анализа и передачи все большего количества информации. В таких условиях в образовательных организациях становится просто невозможным полноценное обучение без применения средств ИКТ.

В ГО ВПО «ДонНУЭТ имени Михаила Туган-Барановского» широкое распространение получили как самостоятельные программные разработки по обеспечению управления учебным заведением, так и всемирно известные образовательные платформы.

Среди программных продуктов собственной генерации, позволяющих частично облегчить ведение документооборота можно выделить такие пакеты как «Планы» (программа предназначена для централизованного ввода учебных планов ответственными лицами, что позволяет оперативно разрабатывать рабочие планы на каждый учебный год), «Нагрузка» (учет нагрузки научно-педагогических работников; программа имеет возможность получения данных из блоков других программ), «Электронный журнал» (обеспечивает оперативный контроль за процессом обучения со стороны руководства, а также дает информацию об успеваемости по предметам непосредственно студентам), «Деканат» и другие.

Одной из серьезных проблем при изучении предметов сохраняется возможность руководства изучением материалов студентами при самостоятельном изучении тем, поскольку данный процесс также должен контролироваться и управляться. Как показывает практика, студенты более склонны игнорировать материалы, которые, по их мнению, не подлежат жесткому контролю.

Сегодня высшие учебные заведения готовы внедрять современные педагогические технологии, среди которых наиболее популярными является компьютерное и дистанционное обучение, обучение с привлечением интерактивных методик и обучение по технологии тренинга.

Одной из наиболее распространенных платформ для дистанционного обучения является система Moodle. На сайте сообщества www.moodle.orgведется подробная статистика зарегистрированных образовательных ресурсов. В настоящее время в среде Moodle представлено большое и разнообразное сообщество с более чем 1 млн. зарегистрированных пользователейиз 220 стран, говорящих более чем на 78 языках. При этом в первую десятку по количеству зарегистрированных пользователей вошли следующие страны: Соединенные Штаты Америки (11745), Испания (5863), Бразилия (4882), Великобритания (3871), Германия (2871), Мексика (2586), Португалия (2126), Колумбия (1766), Австралия (1665) и Италия (1595).

В связи со сложившимся положением в Донбассе, с 2014 года в ГО ВПО «ДонНУЭТ имени Михаила Туган-Барановского» система дистанционного образования получила свое более интенсивное развитие. К настоящему времени только в Институте пищевых производств создано более 80 дистанционных учебных курсов [3], а также создана база собственных электронных документов, заключены договора с различными электронными библиотеками Российской Федерации.

Для работы как по темам, изученным в аудиториях, так и по темам, отнесенным на самостоятельное изучение, в созданных на дистанционной платформе курсах представлены тексты конспектов лекций, презентации, материалы для подготовки к лабораторным и практическим занятиям, и задания (тесты) для контроля усвоения отдельных тем.

Однако следует отметить, что полный переход на дистанционную форму обучения для инженерных специальностей не только сложен с точки зрения технического обеспечения лабораторного практикума, но и нецелесообразен. В связи с попыткой перехода на отдельные виртуальные работы у студентов, а в дальнейшем, специалистов в конкретной области, просто не развиваются требуемые навыки по обеспечению работы оборудования, полностью исключается подготовка к возможности возникновения внештатных ситуаций, отсутствует способность работы с пультами управления, нет возможности разборки и сборки оборудования. В связи с этим на удаленную работу отнесена только подготовка к лабораторным работам, обработка полученных данных и тестирование по теоретическим вопросам.

Среди новых тенденций в вузе в последние годы начинают набирать популярность видео-лекции собственной генерации, а также аудио-лекции, которые позволяют студентам, без дополнительной затраты времени слушать необходимый материал в процессе выполнения различных физических видов деятельности.

Результаты внедрения ИКТ-технологий в образовательный процесс показывают, что их применение для ряда учебных заведений становится не только способом сохранения качества обучения, но и способом выживания в тяжелых условиях.

 

Библиографический список

 

1. Бадарч Д. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 стр. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214728.pdf (дата обращения: 12.11.2018)

2. Ушканова Т.Н. Психология лени / Т.Н. Ушканова, А.Б. Михалева // Международный научно-исследовательский журнал. – Екатеринбург: Соколова Марина Владимировна, 2015. - № 3-4 (34). - С. 126-127.

3. Парамонова В.А. Формирование дистанционных курсов в системе Moodle преподавателями института пищевых производств: основные вопросы, сложности и их решение / В.А. Парамонова, И.Н. Заплетников // Инновации и качество высшего образования: сборник тезисов докладов участников научно-методической конференции научно-педагогических работников университета. – Донецк: ДонНУЭТ, 2015. с 422. – С. 270-271.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: