Фронтальная композиция, как правило, является самостоятельным произведением и не зависит от объектов, которые находятся вокруг. Вместе с тем, она сама может стать центром другой композиции любого вида. Самодостаточность художественного произведения подчеркивается ограничивающей линией или рамой. Геометрические границы не только отделяют внутренний мир художественного произведения от внешней среды, они влияют на организацию элементов внутри композиции.
Наиболее распространенные форматы изображения — прямоугольные, круглые, овальные. Прямоугольный, вытянутый вертикально, формат передает ощущение устремленности вверх. Горизонтальный формат выглядит "распахнутым": ослабляется чувство замкнутости, уменьшается значение композиционного центра. Он часто используется для сложных многоплановых композиций. Чаще всего используется прямоугольный формат золотого сечения. Он наиболее уравновешен и замкнут.
Квадратный и круглый форматы сложны для компоновки. Квадратный формат слишком статичен. В нем часто размещают композиции с осевой или зеркальной симметрией.
В круглом формате логичнее всего разместить элементы с осевой симметрий. Мы уже говорили о том, что этот вид симметрии очень динамичен, поэтому композиция в круге выглядит зрительно подвижной. Несимметричное изображение трудно компоновать в круглой раме, но композиция с явно выраженным верхом и низом "останавливает вращение" и получается весьма выразительной.
Очень декоративно выглядит овальная "рама", но она требует тщательно продуманной компоновки. Овал — зрительно законченная замкнутая форма. Традиционно в овальном формате размещают декоративные орнаментальные композиции, но могут быть и более сложные динамичные решения. Интересно выглядит сочетание прямоугольного горизонтального и овального форматов. В этом случае композиция статична.
|
Композиция может быть замкнутой, ограничиваться определенной формой и подчиняться ей, а может быть открытой, когда предполагается мысленное продолжение ее в пространстве. В любом случае, между отдельными элементами и частями композиции существуют внутренние связи. Замкнутая композиция используется для передачи идеи неподвижности, устойчивости. Для нее характерны построение по форме круга, квадрата, прямоугольника, а также симметрия, четкий внешний контур. Основные направления линий устремлены к центру. Ощущения движения, простора передаются открытой композицией. Основные направления силовых линий — от центра. Как правило, строятся несколько композиционных узлов, используется ритм. Передать движение можно, например, изображая крайние элементы как бы выходящими за пределы листа, обрезанными форматом.
Незаполненное белое поле листа может быть очень активным, эту активность придают ему элементы композиции, размешенной на этом белом поле. Композиция из абстрактных черных пятен на белом поле выглядит рельефной, в нейесть некая трехмерность. Это происходит потому, что черный цвет придает плоскому изображению вес, глубину, а белый фон трактуется как пространство.
Упражнение 3.4
Из простых геометрических элементов (кругов, треугольников, квадратов) создайте две композиции (замкнутую и открытую).
|
Примеры (рис. CD-3.37, а, б) можно выполнить с помощью команд рисования, перемещения и трансформации программы CorelDRAW.
Если элементы композиции расположены на плоском листе без рамы (на пример, иллюстрация на странице с текстом), изображение кажется не очень глубоким, приближенным к зрителю. Но стоит ввести четко очерченные границы, как появляется дополнительное третье измерение. Вся картина отодвигается вглубь, в центре появляется пространство. Поля и свободные места на листе так же активны, как и объекты, составляющих композицию. Элементы композиции, расположенные у центра, воспринимаются лежащими в глубине, в этом случае ровное плоское поле становится пространством. Элементы, расположенные на однородном поле близко к краю, как бы лежат на поверхности, в плоскости рамы.
Даже если рамы нет, сама композиция имеет очерковую границу, контур, который определяет форму и ритм.
В ксиллографиях Фаворского сочетание черных линий и пятен на белом фоне определяют глубину и границы пространства.Мы ясно видим овальный, треугольный, прямоугольный,форматы, хотя границы изображения не очерчены.
3.2.2. Средства выразительности композиции
Уравновешенность и соразмерность элементов композиции неразрывно связаны с понятиями пропорциональности и масштабности. Особую выразительность композиции придают ритм, контраст и нюанс.
Пропорциональность и масштабность
Любой объект имеет определенную габаритную величину, определяемую размерами по двум осям, если этот объект плоский, и по трем осям, если он объемный. Эти размеры находятся в определенной пропорции. Пропорции объекта несут элемент выразительности. Куб имеет одинаковые размеры по высоте, длине и ширине, он выглядит устойчивым, статичным. Тонкий брусок, вытянутый в длину, имеет более выразительную динамичную форму. Если объект более сложный, он имеет свои внутренние пропорции. Отдельные части сопоставляются по отношению друг к другу и по отношению к целому. Пропорциональность — соразмерность целого и частей, они должны прослеживаться при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом. Это основное средство композиции. Математическую основу для наилучших пропорций искали Витрувий, Дюрер, да Винчи, Корбюзье.
|
Наиболее часто встречается пропорция золотого сечения.
Золотое сечение ~ гармоническое деление отрезка на две части таким образом, что меньшая часть так относится к большей, как большая к целому отрезку:
а/b = b/c ,
где а — меньший отрезок; Ь — больший отрезок;
с = а + Ь. Тогда Ь= 1,618 а, b = 0,6186b
Число 1,618 называют золотым числом. Соотношение 21:34, или 0,618034..., считается идеальным выражением пропорциональности и часто встречается в природе (пропорций тел человека, животных, птиц, строения глаза и т. д.).
Принципу золотого сечения в той или иной мере подчиняются почти все объекты живой природы. Впервые золотое сечение встречается еще в "Началах" Евклида (III в. до н. э.), а сам термин "золотое сечение" ввел в XV веке Леонардо да Винчи (рис. 3.39), до него, в эпоху Ренессанса, это соотношение называлось Sectio divina — божественная пропорция.
Рис. 3.39. Закон пропорций человеческого тела
по Леонардо да Винчи
Прямоугольник с соотношением сторон, равным 21:34 называют золотым прямоугольником, а его диагональ — "активной" диагональю.
Золотое сечение — признак структурного единства объектов природы, но в то же время оно неотделимо от объектов искусства. По пропорциям золотого сечения строились египетские пирамиды, создавались скульптуры и предметы быта, ей подчиняются звуковые ряды в музыке.
С понятием пропорции связана масштабность. Масштабность — соразмерность принятому эталону. В предметном мире людей эталоном является сам человек, ибо "Человек есть мера всех вещей".
Греки, для которых человек был эталоном и мерилом всего, строили свои храмы так, что их пропорции соответствовали пропорциям человеческого тела (рис. 3.40).
По словам Витрувия, "никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет точно такого членения, как у хорошо сложенного человека. Желая сделать так, чтобы колонны были пригодны для поддержания тяжестей и выглядели правильными и красивыми, они (греки) измерили след мужской ступни по отношению к человеческому росту и, найдя, что ступня составляет шестую его долю, применили это соотношение к колоннам. Таким образом Дорийская колонна стала воспроизводить в здании пропорции, крепость и красоту мужского тела".
Пропорции древнегреческого храма в соответствии с пропорциями человека
Нужно отметить, что строгих, абсолютных, математически точных пропорций в искусстве, как правило, не бывает. Самый большой храм афинского Акрополя, Парфенон — воплощение строгости и гармонии. Но его архитекторы учли также особенности человеческого зрения: колонны храма отстоят;а разном расстоянии друг от друга (по углам теснее), угловые колонны чуть массивнее внутренних, и все они немного наклонены внутрь, к стенам дания, от чего и выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть-чуть погнуто, чуть-чуть искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными. По словам Ле Корбюзье, "Парфенон — это скульптура. В нем нет ни одной прямой линии" (рис. 3.41).
Другие виды пропорциональных отношений:
□ арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9;
□ геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81;
□ квадратичные соотношения: 2, 4, 16, 256
□ ряды Фибоначчи (каждое число равно сумме двух предыдущих): 1, 1, 3, 5, 8.
В соответствии с рядами Фибоначчи построил свой модулер Ле Корбюз) Модулер помогает составить правильные пропорции как в плоских, так и объемно-пространственных композициях. По словам Ле Корбюзье, "Модулер _ мерило, основанное на сочетании математики и человеческого ма стаба".
Однако подчиненность произведений искусства строгим правилам матеметики — не более, чем распространенное заблуждение. Все должно подвергаться зрительной корректировке. Дизайнер должен обладать обостренным чувством пропорции, точно улавливать и определять соотношение длин ширины и высоты предмета, его характерных особенностей.
Объекты разной масштабности существенно различаются по форме. Восприятие абсолютного размера объекта зависит от количества деталей, непосредственно их размеров и формы, пропорций составных частей. Это объективный закон восприятия. Анализ форм объектов растительного животного мира свидетельствует о существовании в природе закономерных различий форм большого и малого организма. Сравните недавно вылупившегося птенца и взрослого лебедя, бутон и раскрывшийся цветок, куст дерево, фигуру ребенка и взрослого человека. Молодые организмы, как правило, меньше; форма их проще, более обтекаема. Формы взрослого opганизма обычно сложнее, имеют другие пропорции и более развитый общий силуэт, большее количество деталей.
Пропорции многоэтажного городского дома могут точно соответствовать пропорциям спичечного коробка. Нарисуйте многооконный дом и коробок виде параллелепипедов с одинаковыми габаритными размерами. Силуэт один, но наличиемелких деталей (рядов окон) сразу меняет восприятие объекта, дает представление о его масштабе.
Кроме того, восприятие масштаба объекта очень зависит от его окружения, Самовар среди чайных чашеквыглядит монументально и мощно, но попросите поставить его рядом с промышленными нагревательными установка-и — каким утонченным и хрупким он будет казаться! Эйфелева башня в конце прошлого века поразила парижан своими размерами, вызвав у многих резкое неприятие. В современном многоэтажном Париже она выглядит
легкой И ИЗЯЩНОЙ.
Масштабность— важное средство художественной выразительности. Она оченьважна для композиции любого вида: фронтальной, объемной и особенно пространственной.
Ритм
Ритм — закономерное чередование или изменение объектов, свойств, явлений во времени и пространстве. Это элемент самой жизни: ритмичны дыхание, ходьба, чередование дня и ночи. В графике ритм проявляется в повторах и созвучиях точек, линий, геометрических форм, пятен, объемов, различных текстур и цветов. Ритм создает напряжение дизайнерской работы и в то же время облегчает восприятие. Он связывает отдельные линии, плоскости, формы, настраивает движение глаз зрителя по изображению, помогает зрительно объединить группы объектов в единое целое.
Ритму подчинен порядок, связь, строй всех элементов художественного произведения, он побуждает к преодолению неподвижности изображения, заставляет его дышать и двигаться. Три-четыре повтора настраивают на ритм, создают эффект ожидания (рис. 3.43).
Ритм может быть явным (строение ветвей дерева, стоящие вдоль улицы дома, геометрический орнамент) или приглушенным, скрытым (горная цепь, складки одежды, повороты голов людей, стоящих группой).
В изобразительном искусстве ритм редко бывает математически правильным, пожалуй, только тогда, когда вся композиция должна передавать ощущение стабильности, четкости, строгости (тогда ритм — главное выразительное средство). Как правило, ритм в графическом дизайне более сложный, он придает произведению особенную выразительность, многомерность, внутреннюю динамику.
Ритм определяет не только размерность, но и направление композиции. Ритмическое развитие может идти по горизонтали или по вертикали, по квадрату, кругу, реже — по овалу. Интересные результаты дает ритмическое движение но радиусам, по спирали, по сетке — решений множество (рис. CD-3.44).
Частный случай ритма — метр. Визуальный метрический ряд характеризуется тем, что отдельные части с одинаковыми или сходными признаками размещаются через равные интервалы. С помощью метра достигается строгость и уравновешенность. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее более четкойи ясной, но при большой протяженности формы метрический ряд может выглядеть монотонным. Примером метрического ряда служит линейный орнамент из простых элементов.
Наиболее характерные приемы построения ритма.
- Изменение величин, составляющих ряд (нарастающие и убывающие ряды). Ритм определяется изменением формы.
- Изменение интервалов между элементами (сужающиеся и расширяющиеся ряды). При этом ритм замедляется или ускоряется.
Ритму могут быть подчинены не только изменения формы, но и цвет, пластика или другие изобразительные свойства. Различные свойства могут меняться параллельно (например, одновременное возрастание величины и яркости элементов) или встречно (когда величина объектов возрастает, яркость падает). При параллельном развитии различных свойств ритм ком позиции подчеркнуто активный, стремительный, при встречном изменении — более сложный для восприятия.
Тождество метрических рядов может нарушаться нюансом или контрастом. Можно ввести контраст по, форме, цвету, размеру. Пользоваться этими средствами нужно осторожно: слишком сильный контраст разрушает форму.
Ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься. Для остановки ритма можно использовать необычное решение элементов, близких к краю композиции.
V человека есть природное чувство ритма, которому нужно доверять, тpeнировать его. развивать.