Для того чтобы подчеркнуть характер произведения, усилить выразительность, применяются такие средства, как тождество, контраст, нюанс.
Тождество — отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента (раппорт), кирпичи, составляющие стену, бревна, из которых сложена изба. Тождественные элементы композиции часто создают множество, образуют фон. Как правило, тождественные элементы составляют метрический ряд.
Контраст — резкое различие элементов композиции — мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противоположных характеристик противопоставление линии и пятна, большого и маленького, темного светлого. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, выражает энергию и силу произведения. Умение использовать контрасты- показатель художественного чутья дизайнера. Построенная на контрасте реклама сразу же обращает на себя внимание и лучше запоминается; использование контрастных решений в интерьере офиса способствует исключению внимания при рутинной работе; на контрастном фоне текст заметнее. Контраст — проявление всеобщего диалектического закона единства и борьбы противоположностей, он подчеркивается не только формой цветом, текстурой, но и обшей идеей, сюжетом.
Из контрастных форм можно создать единый образ, главное, чтобы зрительно не разрушалась общая композиция (рис. CD-3.48).
Важную роль в композиции играет нюанс, сущность которого составляет плавный переход характеристик. Нюанс — такое соотношение элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются незначительные различия. При нюансе нет четко выраженных противоречий, он роль оттенка, помогая избежать монотонности.
|
В работе Сергея Лучишкина "Лыжники" использованы все средства выразительности: ритм в расположении фигур лыжников, метрика в изображении деревьев на первом плане и забора, ограничивающего поле картины, контраст белого снега и черных деревьев, нюанс в переходе цвета деревьев него плана и форме ветвей больших деревьев (рис. CD-3.49).
Роль материалов в композиции
Выразительность композиции зависит не только от цвета и геометрии - формы, размеров и взаимного расположения ее составных частей, — качественных характеристик элементов композиции, в частности, о риала, из которого выполнены эти элементы. Выбор материала определяется, в первую очередь, функциональными требованиями, но каждый (дерево, стекло, мех, пряжа и т. д.) имеет свои художественные особенности, и это необходимо учитывать. Элементы, составляющие композицию могут быть гладкими или шероховатыми, блестящими или матовым, мягкими или твердыми, и т. д. Выразительность создается за счет грамотного подбора и сочетания текстур и фактур материалов. При этом поверхность не только декоративна сама по себе, она подчеркивает красоту формы, усиливавает звучание всей композиции.
Текстура — проявление свойства материала, его внутреннее строение проявляется в рисунке поверхности. Материалы с яркой выразительной текстурой (камень, древо, песок, грубая ткань) изначально декоративны.
Фактурой называют рельеф поверхности: вафельный, плетеный, чешуйчатый и т. д. Фактура передает своеобразие материала, используемого в композиции, от нее зависит восприятие цвета, особенно желтого, зеленого, коричневого, серого (сравните серую стену и серый мех). Фактура воспринимается не только зрительно, но и осязательно. В значительной степени фактура определяется степенью обработки материала. Железо можеет быть кованым или полированным, стекло матовым и бугристым или зеркальным. Пластическое восприятие фактурной поверхности зависит от расстояния, с которого воспринимается форма. Четкое выявление фактуры предполагает близкое расстояние до зрителя (рис. CD-3.50).
|
Фактура поверхности вызывает эмоциональные образы: мягкая и пушистая чаще всего ассоциируется с добром, нежностью, теплом; гладкая и блестящая — с холодом, жесткостью, агрессивностью. "Теплое" дерево, рыхлые ткани, шершавая керамика создают уют и покой, поэтому их так любят в домашних интерьерах. Форма и фактура должны составлять единый образ. Для усиления образа тяжелой, неподвижной формы выбирается соответствующая фактура: бетон, необработанный металл, каменный монолит. Образ легкого и изящного подчеркивается прозрачным стеклом, легкими тканями, проволочной конструкцией.
Фактура особенно важна в скульптуре, архитектуре, аппликации, но и в графических произведениях она играет огромную роль. Фактуру можно воспроизвести изобразительными средствами. Зрительный образ вызывает в сознании осязательные ощущения, которые усиливают и дополняют впечатления от произведений графики.
Мы уже говорили, что выразительность композиции достигается контрастными сопоставлениями. Дизайнер должен воспринимать и передавать характер различных материалов. Контрасты гладкого и шершавого, легкого и тяжелого, твердого и мягкого надо не только видеть, но и чувствовать (рис. CD-3.51).
В Баухаузе И. Иттен предлагал студентам следующее задание: они должны были рассматривать, ощупывать и запоминать, как выглядит дерево, кора или мех, до тех пор, пока не смогут нарисовать их по памяти, не имея перед собой образца и опираясь только на свои ощущения (рис. CD-3.52).
Чтобы рисунки выглядели живыми и убедительными, важно было не только подражать природе, но развивать умение интерпретировать увиденное. Это позволило совершенно по-новому изображать действительность. На рис. 3.53—3.55 представлены композиции на темы "Вокзал", "Толпа", "Большой город", выполненные в Баухаузе. Если наблюдать эти объекты издалека или с высоты птичьего полета, они воспринимаются как единые объекты со своей характерной рельефной поверхностью. Именно ощущением фактуры достигается выразительность.